Должен ли воспитатель детского сада разливать еду?

Организация питания в ДОУ (сервировка, организация дежурства, правила этикета)

Должен ли воспитатель детского сада разливать еду?

ЭТИКЕТ-это та его часть, которая связана с поведением детей за столом и воспитанием навыков культуры еды.
Каким же правилам этикета мы обучаем детей в саду?

1.Как сидеть за столом, как вести застольную беседу и что нельзя делать за столом.

Перед каждым приемом пищи дети умываются, приводят в порядок нос, волосы, одежду.

Ребенок должен правильно сидеть за столом: нижняя часть спины должна быть прижата к спинке стула, ступни ног полностью касаться пола, между подачей блюд правую руку следует держать на коленях, а запястье левой руки на столе.

Нельзя сидеть с перекрещенными ногами, качаться на стуле, сидеть развалясь, перегибаться через спину рядом сидящего, отодвигать стул всем весом своего тела, барабанить по столу пальцами, ставить на стол локти.

ЗАСТОЛЬНАЯ БЕСЕДА ОБЯЗАТЕЛЬНА.

При застольном разговоре дети должны усвоить всего два правила:

  • не вступать в разговор, пока не закончил говорящий,
  • не говорить пока во рту пища.

Одним из условий, необходимых для создания благоприятной обстановки во время еды, является правильное поведение взрослых и детей во время питания.

Взрослые (младший воспитатель и педагог) разговаривают друг с другом спокойным, тихим голосом только о делах, связанных с питанием детей (уместно поговорить о пище, которую едят дети: из каких продуктов она состоит, откуда эти продукты появились). Не следует делать замечания всем детям сразу.

Не следует торопить детей словами: «ешь скорее», «доедай скорее», лучше своевременно подать пищу и тем самым добиваться, чтобы дети не задерживались за столом. Постепенно воспитанники привыкают, есть культурно.

Если двое детей заняты разговором между собой, не реагируют на остальных, то следует сделать им замечание. Каждый ребенок, подходя к столу, должен пожелать сидящим приятного аппетита, а те в ответ поблагодарить.

Выходя из-за стола, ребенок желает оставшимся приятного аппетита еще раз или всего доброго!
«Спасибо» он говорит всякий раз, когда ему подают еду, убирают посуду и т.п.

Как пользоваться столовыми приборами, салфетками, держать чашку.

  • Ложку держать в правой руке, подносить ко рту широкой стороной, ближе к зауженному краю, содержимое медленно выливают в рот;
  • Вилку можно держать и в правой, и в левой руке. В правой – когда стол сервирован только вилкой, в левой – когда вилкой и ножом.
  • На тарелку столовые приборы кладутся только тогда, когда в них нет более необходимости.
  • Чайная ложка подается к компоту, чаю, если есть что в нем размешивать.
  • Начиная со второй половины года во 2 младшей группе приучать детей пользоваться вилкой, в средней группе — пользоваться ножом.
  • Салаты есть с помощью ножа и вилки, поддевая порцию, держать вилку зубцами вверх, а ножом подгребать и слегка поджимать.
  • Остатки супа доедать, наклонив тарелку от себя. Ложку оставлять в тарелке.

Многие ребята имеют дурную привычку вылавливать из супа кусочки капусты, лука. Необходимо объяснять им, что повар присылает нам из кухни только то, что можно есть, в тарелках всё съедобно. Необходимо приучать есть гущу вместе с жидкостью.

  • Второе блюдо с гарниром и без нужно есть с помощью ножа и вилки: курицу, рыбу, сосиску, суфле. Учить детей отделять ребром вилки по кусочку и съедать его, взяв на вилку, а не разрезать сразу всю полученную порцию. Полностью разрезать порцию надо только малышам, которые сами с этим на справляются. Учим детей есть котлету, мясо, рыбу одновременно с гарниром: кусочек котлеты, мяса или рыбы и много гарнира. Сосиски, сардельки в младшей группе подавать в разрезанном виде, с 4 до 7 лет дети разрезают их сами. Также подавать в разрезанном виде огурцы и помидоры. Если не разрезать, дети берут их руками; макароны, картофельное пюре, омлет, котлету – только вилкой; блины, оладьи, арбуз – вилкой и ножом ; ягоды в компоте – чайной ложкой, косточку отделяют во рту, сплевывают в руку и кладут на блюдце, ложку в стакане не оставляют;
  • хлеб не откусывают, а отламывают руками, суп с хлебом можно есть, держа хлеб в левой руке и откусывая прямо от куска, правильнее положить его слева на тарелочку или салфетку и есть, отламывая по небольшому кусочку. Хлеб надо класть на середину стола в хлебницы, нарезав его на небольшие куски (20—25 г). Брать хлеб из общей хлебницы учить детей указательным и большим пальцами, так же держать его и во время еды, а не в кулаке. Руку с хлебом всегда держать над столом, а не опускать вниз.. Пирожки, ватрушки, печенье, пряники ставить на середину каждого стола в общих тарелках или хлебницах. Учить детей брать, не выбирая, тот пирожок, печенье, что лежит ближе к ним, пирожки, печенье, пряники дети едят, держа их в рук, чай пьют как обычно)
  • Бумажной салфеткой дети должны пользоваться по мере необходимости. Ее следует приложить к губам, затем, сжав в комочек, положить на использованную тарелку или, если пища не доедена, рядом с тарелкой. Бумажной салфеткой пользуются только один раз, при необходимости берут другую.
  • Чашку с ручкой берут указательным пальцем, который просовывается в ручку, сверху накладывают большой палец, а под ручку помещают средний – для обеспечения устойчивости. Безымянный палец и мизинец прижимают к ладони.
  • Бокал без ручки, стакан берут ниже к донышку.

СЕРВИРОВКА СТОЛА В ДЕТСКОМ САДУ

В группах раннего возраста продукты выдаются порционно. На хлебницы выкладывается хлеб к каждой смене блюд. Первое блюдо подаётся каждому ребёнку отдельно, по мере съедания первого подаётся второе.— Не позволяйте ребёнку раннего возраста играть за столом с едой, не разрешайте ее выкладывать на стол и лезть руками в тарелку. Не развлекайте его, в надежде, что он больше съест.

— Проводите перед едой каждый день один и тот же ритуал. Организовать мытьё рук, надеть нагрудник и только после этого усадить его за стол.— После еды не выпускайте малыша из-за стола сразу. Ребенок не должен уходить чумазым. Покажите ему, как нужно пользоваться салфетками — они всегда должны быть на столе.

— Вытирайте ими ротик и ручки ребенка после еды.

Так вы приучите его к аккуратности за столом.

В дошкольных группах стол сервируется так:

ЗАВТРАК — на середину ставят хлебницу с хлебом, тарелку с порционным маслом, салфетницу, блюдца. Затем раскладывают вилки, ножи и ложки (в зависимости от блюда). Вилка — с левой стороны, нож — справа, ложка параллельно краю стола. Питье наливает взрослый, когда съедено основное блюдо и убрана тарелка.

Чай или компот обслуживающий персонал разливает на отдельном столике и по мере надобности подносит детям. Это необходимо, чтобы питье не остывало раньше времени.
Основное блюдо подают ребенку только тогда, когда он сядет за стол. Заранее блюда не раскладывают, за исключением тех, которые едят холодными.

Тарелки складывают друг на друга и оставляют на краю стола.

ОБЕД — стол сервируют так же, но компот разливают заранее, рядом с ножом кладут столовую ложку. Дежурные разносят тарелки с салатом, воспитатель приглашает детей за столы. По мере съедания детьми салата, младший воспитатель разливает суп, разносить помогает воспитатель. Дежурные к этому процессу не допускаются.

Категорически запрещается оставлять использованную посуду, во время обеда необходимо приучать детей не отставлять на середину стола грязную тарелку: это загромождает стол и создаёт некрасивый вид. Их тут же убирают младший воспитатель и дежурные дети. Второе блюдо подают по мере съедания первого, помогает разносить воспитатель и младший воспитатель.

Тарелки после второго складываются одна в одну на краю стола, дежурные их убирают, так как стол всегда должен выглядеть опрятно.

ПОЛДНИК — стол сервируют так же, как и к завтраку. Не подается только масло.

УЖИН – стол сервируют так же, как и к завтраку, кроме масла.

Другое важное требование, предъявляемое к персоналу и педагогам, – не создавать своими действиями и словами напряженную обстановку, когда едят дети. Взрослые должны помнить постоянно о том, что дети только вступили в этот мир и многого еще не умеют.

Приучая их к хорошим манерам, следует снисходительно относиться к промахам, не порицать и не торопить. Манерам нужно обучать непринужденно, спокойно и лучше всего собственным примером, приходя на помощь всякий раз, когда ребенок испытывает затруднения.

И, наконец, третье требование касается принуждения ребенка во время еды.

Условия воспитания положительного отношения к еде:

• удобное расположение столов, эстетически приятная сервировка и подача блюд;• благоприятный психологический климат, доброжелательное и внимательное отношение взрослых;• разъяснение необходимости рационального питания, пропаганда здорового образа жизни;• исключение агрессивных методов воздействия (принуждения, угрозы, наказание);• постепенное приучение ребенка к нужной норме в еде;• оказание помощи в кормлении, при этом предоставляя возможность проявлять самостоятельность;• позволить детям запивать пищу компотом, киселём, соком или просто теплой водой – тогда они охотно едят;

• во время приема пищи педагогу целесообразно находиться за столом вместе с детьми.

Организация дежурства

Общие требования:— дежурство носит характер поручений;— единство требований со стороны обоих воспитателей и их помощника;— обязательно выполнение гигиенических процедур, наличие привлекательной формы для дежурных (фартук, колпачок);— назначают 2 дежурных на все столы – старший дошкольный возраст.

— поощрение и благодарность за помощь;

 младший возраст (2 младшие группы):— к концу года можно повесить «Доску дежурств» и научить детей пользоваться ею;

— раскладывание на столе ложек, салфетниц и хлебниц.

 средний возраст:— сервировка стола под руководством взрослого;

— уборка использованных салфеток;

старший возраст:— сервировка стола (под присмотром взрослого);— размещение бумажных салфеток в салфетницах (скручивание в трубочки, нарезание, складывание);— уборка грязной посуды и использованных салфеток, очистка столов от крошек;

— уборка грязной посуды с детских столов в определённое место.

ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Как вести себя за столом?

  •  Не сиди, развалившись.
  •  Не клади ногу на ногу.
  •  Не шаркай ногами, не разговаривай.
  •  Не вертись, не толкай товарища.
  •  Ешь аккуратно, не проливай на скатерть.
  •  Кусай хлеб над тарелкой.
  •  Не откусывай сразу большие куски хлеба .
  •  Ешь тихо.
  •  Не чавкай.
  •  Правильно держи вилку, ложку и нож.
  •  После еды положи ложку и вилку в тарелку.
  •  Выходя из-за стола, убери стул и поблагодари.
  •  После еды полощи рот.

Старший воспитатель Французова А.Б.

No votes yet.

Please wait…

Источник: http://xn--80ajaugdbops3m.xn--p1ai/?p=7680

Организация приёма пищи в детском саду: методика и нюансы

Должен ли воспитатель детского сада разливать еду?

Моя педагогическая деятельность в детском саду началась с группы детей раннего возраста. И первой большой трудностью стала, как ни странно, организация приема пищи. Проштудировав методические рекомендации, пообщавшись с более опытными коллегами, я определила для себя систему работы по данному направлению. Хочу поделиться своим опытом работы.

Культура питания в детском саду – наука, необходимая в современной жизни. Фаст-фуд, который выглядит привлекательно в условиях вечной нехватки времени, так и норовит вытеснить здоровую пищу из нашего рациона.

Это совсем не полезно для растущего детского организма.

Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться.

Уроки этикета начинаются уже в раннем возрасте. Ребенок учится не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым.

Правила сервировки стола

В детском саду детей учат питаться на классический, европейский манер: вилка в левой руке, нож в правой. Исходя из этого, сервируют столы. Вилки дают детям, начиная с младшей группы, а ножи — со старшей группы.

В каждой группе желательно иметь свою посуду, расцветка которой может соответствовать названию группы («Ромашки», «Малыши»). При переходе в старшую группу набор посуды меняется.

В старшей группе на столах может появиться дополнительный предмет – солонка с маленькой ложечкой. Зачастую дети, не желая есть малосоленое блюдо, отказываются от еды. Но достаточно им разрешить немного подсолить блюдо, как аппетит сразу же появляется. Безусловно, детям нужно рассказывать, про то, что излишки соли крайне вредны, что необходимо соблюдать меру.

В зависимости от времени приема пищи столы сервируются по-разному.

К завтраку на середину стола ставят вазочку с цветами, хлебницу, тарелку с порционным маслом, салфетницу, блюдца. Вилки раскладываются с левой стороны, ножи — с правой, ложки — параллельно краю стола. Основное блюдо, чтобы не остыло, подается только тогда, когда ребенок садится за стол. Посуду убирают слева от сидящего ребенка.

К обеду стол сервируют похожим образом, однако сок и компот в чашки на столе разливают заранее, на край стола ставят горкой тарелки. При этом, в младших группах ставятся только глубокие тарелки, а в средней и старшей — глубокие и мелкие тарелки в тех случаях, когда второе раскладывается в группе, а не приносится из кухни. Использованная посуда тут же убирается.

В некоторых садах поощряют привычки детей, которые не всегда можно назвать полезными.

Например, многие ребята, которые не любят вареный лук, морковь или капусту, выкладывают их на тарелку, заранее заготовленную нянечкой.

Однако воспитатели должны проводить работу с воспитанниками, стараясь научить есть всю гущу вместе с жидкостью. В крайнем случае, кусочек лука можно положить на край своей тарелки.

К полднику стол сервируется, как и на завтрак – с единственным отличием: не подается масло.

Формирование культурно-гигиенических навыков за столом

По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом совершенствуются. Зайти в группу ясельную и старшую, и вы не только увидите, но и услышите разницу.

Малыши сидят абы как в силу своего возраста и неусидчивости, крошки раскиданы, пытаются болтать – не везде, конечно, но это типичная картина. И взять старшую группу: дети сидят и спокойно едят, никто не болтает, не смеется.

После еды вытираются салфеткой, благодарят нянечку и помогают дежурному убрать за собой посуду.

Детей раннего возраста (1-2 года) учат:

  • мыть руки перед едой и вытирать их насухо полотенцем (с помощью взрослого);
  • садиться за стул;
  • пользоваться чашкой: держать ее таким образом, чтобы жидкость не пролилась, пить не торопясь;
  • пользоваться ложкой;
  • вытираться салфеткой после еды;
  • самостоятельно есть ложкой густую пищу, есть с хлебом;
  • после окончания приема пищи выходить из-за стола и задвигать стул.

Детей первой младшей группы (2-3 года) учат:

  • самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать их полотенцем;
  • опрятно есть, держа ложку в правой руке;
  • вытираться салфеткой после еды;
  • благодарить после еды.

Детей второй младшей группы (3-4 года) учат:

  • самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо вытираться полотенцем, вешать полотенце на свое место;
  • правильно пользоваться столовыми приборами;
  • кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом.

Детей средней и старшей групп (4-5 лет, 5-6 лет) учат:

  • брать пищу небольшими порциями;
  • есть тихо;
  • правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом);
  • сидеть с прямой спиной;
  • аккуратно составлять посуду после еды;
  • относить за собой часть посуды.

Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) закрепляют полученные навыки культуры поведения за столом: не кладут локти, сидят прямо, тщательно пережевывают пищу, правильно пользуются столовыми приборами.

Формы привития культуры питания

Формы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство. Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из цветных колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».

Дежурить дети начинают со второй младшей группы, в конце учебного года. Дежурный помогает нянечке накрыть стол, за которым сам кушает. Дошкольник расставляет стаканы, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.

В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: расставить блюдца, которые предварительно поставила на стол нянечка, вложить в стаканы салфетки, убрать после еды хлебницы и стаканы с салфетками.

В старшей и подготовительной группах дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и, например, складывание тканевых салфеток. Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики руки.

Серьезно дежурные относятся к объявлению меню, своего рода актерской мини-сценке. Ведь меню можно зачитать с выражением так, что дети, до сих пор не испытывавшие голод, захотят попробовать все блюда.

В дошкольных учреждениях организуются праздники. Особенно популярен День культуры еды. В рамках его проводятся различные мастер-классы по приготовлению салатов, декорированию блюд, ведутся беседы о кулинарных пристрастиях и традициях, пришедших к нам из других стран.

Как известно, аппетит во многом зависит от того, насколько «вкусно» выглядит еда, красиво сервирован стол. В связи с этим, в детских садах зачастую объявляются конкурсы-смотры на лучшую сервировку.

 Питание играет большую роль в процессе роста и развития ребенка, имеет большое значение для его здоровья. Недостаточное обеспечение детей младшего возраста железом, селеном, йодом, цинком, кальцием и др.

может послужить основанием для существенных нарушений в формировании интеллекта, опорно-двигательного аппарата или соединительной ткани в целом, репродуктивной сферы, снижении физической работоспособности и т. п..

Поэтому, рациональное и полноценное питание дошкольников – залог крепкого здоровья, нормального роста и правильного развития детей.

Питание – обязательный компонент режима дня. Весь процесс, связанный с питанием детей, имеет большое воспитательное значение. Детям прививают важные гигиенические навыки мыть руки перед едой, а после еды полоскать рот, пользоваться столовыми приборами и салфетками; приучают тщательно пережевывать пищу, аккуратно есть и правильно сидеть за столом.

Большое значение при проведении процесса кормления имеет все то, что включает в себя понятие «эстетика питания».

За время пребывания в дошкольном учреждении ребенок учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (ложкой, ножом, вилкой), приобретает определенные навыки культуры питания.

Вопросам эстетики питания надо уделять внимание, начиная с групп детей раннего возраста. Чем раньше у ребенка сформированы правильные навыки еды, тем они прочнее закрепятся и станут привычкой.

Важно, чтобы у ребенка выработалось положительно отношение к приему пищи, чтобы к моменту кормления он не был раздраженным или утомленным. Для этого воспитатели должны позаботиться о создании в группе спокойной обстановки. Перед едой следует избегать шумных игр, сильных впечатлений, которые могут затормозить выработку у детей пищеварительных соков и подавить пищевой рефлекс.

За 20-30 минут до очередного приема пищи детей возвращают с прогулки или прекращают занятия, игры. Это время используется для создания у детей определенного настроя, располагающего к приему пищи.    

Перед едой дети приводят в порядок свою одежду, тщательно моют руки, дежурные принимают посильное участие в сервировке стола. Каждый ребенок имеет постоянное место за столом.

Во время кормления важно создать у детей хорошее настроение. Для этого в дошкольном учреждении необходимо иметь красивую, удобную, устойчивую посуду, соответствующую по объему возрасту детей, столовые приборы.

Столы застилают скатертями или салфетками, ставят вазочки с цветами. Блюда подают красиво оформленными, не очень горячими, но и не холодными.

Для украшения блюд желательно использовать свежую зелень, ярко окрашенные овощи, фрукты.

В процессе кормления воспитатель не должен торопить детей, отвлекать их посторонними разговорами, замечаниями.

Во время кормления детям говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, ее полезности, стараются сосредоточить внимание каждого ребенка на еде.

Надо следить за поведением детей за столом, соблюдением чистоты и опрятности, приучать их хорошо пережевывать пищу, не глотать ее большими кусками, съедать все, что предложено.

Соблюдение детьми гигиенических требований – одна из обязанностей воспитателя во время проведения процесса кормления. Особенно это важно в группах детей раннего возраста, когда у малышей активно формируются и закрепляются навыки и привычки.

Детей раннего возраста приучают спокойно сидеть за столом, умело пользоваться салфеткой, жевать с закрытым ртом, не разговаривать во время еды. Дети учатся пользоваться столовыми приборами: с 1,5 – 2 лет едят ложкой самостоятельно, с 3 лет пользуются вилкой. В дошкольных группах детям дают полный столовый набор (ножи не должны быть острыми).

Дети старшей и подготовительной к школе групп должны уметь правильно пользоваться ножом и вилкой, держа ее как в правой руке, так и в левой руке.

После окончания еды дети аккуратно промокают салфеткой рот и вытирают руки, благодарят за еду и выходят из-за стола. Нельзя разрешать детям выходить из-за стола с куском хлеба или с другой пищей, в том числе с фруктами или ягодами, печеньем или конфетой.

При кормлении детей, особенно детей раннего возраста, необходимо соблюдать последовательность процессов, не заставлять дошкольников долго сидеть за столом в ожидании начала еды или смены блюд.

Очередное блюдо подается сразу после того, как съедено предыдущее.

Детям, окончившим еду раньше других, можно разрешить выйти из-за стола и заняться спокойной игрой стоя за столом (например, строитель).

Большое внимание воспитатели уделяют детям с пониженным аппетитом. При кормлении таких детей особенно важно соблюдать рекомендуемые возрастные объемы порций, учитывать индивидуальные вкусы и привычки. Слишком большое количество пищи может только отпугнуть ребенка от еды и привести к еще большему снижению аппетита.

В адаптационный период  многие дети тоже плохо едят. Здесь  важно грамотно объяснять родителям, что ребенок не все съел или поел очень мало, и мы не стали его заставлять, т.к. в следующий раз он не захочет идти в сад к злой тете и поэтому просим, чтобы  получше покормили его дома

Младшим детям порционные блюда (котлеты, сырники) кладут на тарелку целиком и при ребенке делят его ложкой на более мелкие кусочки.

Не следует кормить малыша насильно, развлекать его во время еды игрушками, картинками, рассказывать сказки и т.п. При отвлеченном внимании у ребенка тормозится выработка пищеварительных соков и подавляется пищевой рефлекс. Можно сопровождать питание тихой спокойной музыкой.

Детям с плохим аппетитом можно во время еды предложить небольшое количество воды или фруктового сока, чтобы они могли запивать плотную пищу. В некоторых случаях ребенку можно сначала предложить второе блюдо, чтобы он съел более питательную часть обеда, пока еще не потерял интерес к еде.

При кормлении ребенка с плохим аппетитом учитывают его вкусы и привычки: надо постараться дать наиболее любимое блюдо, в необходимых случаях заказывая его на кухне. Такого ребенка терпеливо приучают и к другим полезным продуктам.

Иногда допускается смешивать нужное ребенку наиболее питательное блюдо (мясо, яйцо, творог) с фруктовым пюре, соком или другим продуктом, который ребенок любит.

Более старшим детям в доступной форме объясняют необходимость в первую очередь съесть то или иное блюдо или часть его, хвалят ребенка, если он съел все без остатка.

С этой целью нужно соблюдать следующие правила:

  • все необходимое для организации питания (в установленном порядке расставить столы, правильно для детей каждого возраста сервировать их и т.д.) готовить к тому моменту, когда дети начинают мыть руки.
  • умывание и рассаживание за стол проводить постепенно, начиная с младших детей и тех, которые едят медленно.
  • не задерживать детей после окончания еды.
  • пищу для младших детей готовить заранее (разрезать мясо, блины и т.д.).
  • порядок обслуживания детей, требования воспитателя и младшего воспитателя должны быть едины и постоянны.

Таким образом, планомерное, целенаправленное руководство питанием детей позволяет упражнять их во многих хороших поступках, прививать устойчивые гигиенические навыки, расширять их бытовую ориентацию, решать задачи нравственного воспитания.

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/konsultatsii/organizatsiya-prijoma-pishchi-v-detskom-sadu-metodika-i-nyuansy.html

Как устроена работа воспитателей и нянечек в детском саду? Какие зарплаты получают эти специалисты? Как строится их рабочий день и что они больше всего любят и ненавидят в своей работе? Anews изучил признания сотрудников детских садов в Сети и приводит наиболее яркие моменты.

Все цитаты в тексте взяты с российских форумов и из соцсетей.

«И попы мыть, и еду раздавать»

На большую загруженность жалуются многие детсадовские воспитатели. Однако делают важную оговорку – можно работать в тандеме с няней (она же младший воспитатель), что сильно облегчает страдания. Если няни нет, придется всю работу делать самостоятельно – разрываться между мытьем пола и организацией обеда.

«Муниципальные сады работают с 7-30. Встречаете детей. Если повезло, и есть няня, проводите зарядку, игры, беседу на тему дня (по плану), а не повезло – бросаете детей и несетесь получать-накрывать на стол. Ответственность за жизнь и здоровье детей с вас при этом никто не снимает. Поели.

Небольшой перерыв перед занятиями (конспект должен быть и иллюстрации). Или вариант – детки порисуйте, а я вымою посуду. Потом прогулка. Летом питьевой режим: чайник воды и стаканы на улицу выносит няня или опять-таки вы. Игрушки мыть – обязанность воспитателя. Менять постель – няни.

Но опять же – если она есть!».

РИА Новости/Игорь Зарембо

«В моем садике вообще до меня несколько месяцев няни не было! На весь садик (шесть групп) ни одной вечерней! Только дневные. И воспитателям приходилось делать грязную работу няни: и попы мыть, и прибирать всё, и еду раздавать!»

Может показаться, что няня – всего лишь помощник воспитателя, работающий на подхвате и выполняющий мелкие незначительные поручения. Однако если разобраться с обязанностями, вырисовывается другая картина.

«Устроилась няней. Прихожу к 7:45, вытираю пыль в группе, подтираю пол в зале перед зарядкой. В 8 часов накрываю на столы, получаю пищу с пищеблока, раскладываю по тарелкам. После завтрака мою посуду. Затем – уборка раздевалки, мытье пола. Затем – второй завтрак.

Разливаю по кружкам. Когда дети попьют, мою. После, когда у детей закончатся занятия в группе, они идут на прогулку, а я мою группу, спальню, туалет, проветриваю в спальне и группе. Накрываю на столы, иду получаю обед. Мою посуду, пол в группе. Затем тихий час.

У нас очень часто воспитатели куда-то уходят, поэтому я дежурю в спальне. Затем полдник (получаю с пищеблока еду, накрываю, раздаю пищу), мою посуду. Через час – ужин. Протираю столы, накрываю, получаю пищу с пищеблока, раздаю деткам, мою посуду.

Рабочий день заканчивается».

РИА Новости/Алексей Мальгавко

«График только на бумаге»

Вообще-то, детские сады работают с 8 утра. Необходимость явиться пораньше няни и воспитатели объясняют нехваткой основного времени, кучей дополнительных дел, да и в целом несоответствием утвержденного графика реальности.

«Рабочий день с 8:00 до 17:00, обеденный перерыв 13:00-14:30, но только на бумаге. Приходить нужно в любом случае за 10-15 минут до начала рабочего дня».

«Перчатки – друг няни»

Отдельная боль нянечек и воспитателей, которые вынуждены заниматься поддержанием чистоты – постоянный контакт с горячей водой и моющими средствами. Важный момент – в некоторых случаях роскошь в виде перчаток няням приходится покупать на свои деньги.

«Перчатки необходимы будут вам всегда, иначе столкнетесь с постоянной аллергией на моющие средства».

«Перчатки, некоторые моющие средства и всякие мелочи вам придется покупать самим. И лучше никому не говорить о своих намерениях в карьерном росте – пенсионеры сразу начинают чувствовать конкуренцию».

РИА Новости/Игорь Зарембо

«Разруливать с больными должен воспитатель»

В Сети часто можно встретить жалобы родителей на безответственное отношение садов к здоровью детей. Мол, как только наступают холода, садики тут же наполняются кашляющими малышами.

Чаще всего родители склонны винить в этом руководство садиков. Однако если разобраться, станет понятно – приводить больных детей в принципе запрещено.

Если это происходит, значит, кто-то из воспитателей проиграл «битву» с настойчивым родителем, не захотевшим оставить ребенка дома.

«Воспитатель должен разруливать ситуацию с больными. Часто бывают случаи, когда родители приводят в сад больных детей, а их пускать в группу нельзя. Вот тут-то и начинается противостояние. Нужно разруливать конфликты между детьми, родителями, медсестрой и родителями и так далее».

РИА Новости/Виталий Аньков

«Отношение к воспитателям – как к обслуге»

Конфликты с родителями из-за больных детей – не единственное, на что приходится тратить нервы воспитателям. Порой, если верить рассказам самих работников садов, противостояние возникает просто так – на пустом месте из-за банального неуважения родителей.

«Дети сами по себе почти все хорошие. За исключением тех, которых испортили родители. А вот среди родителей очень много сумасшедших. Отношение к воспитателям – как к обслуге. Есть такие, которые никогда не подойдут и не обговорят нюансы, а чуть что не понравится – сразу пишут записочки в РОНО или жалуются заведующей».

РИА Новости/Владимир Астапкович

«Не забрал вовремя – ищи в полиции»

Вроде бы все родители знают, что забирать ребенка из детсада нужно вовремя. Это банальная вежливость и пунктуальность. Только следуют этому правилу немногие.

Часто опоздание на 10-15 минут и опозданием-то у мам и пап не считается – так, небольшая задержка. Между тем, у работников детсадов к этому вопросу отношение особое. И дело тут не только в претензиях.

Воспитатель имеет полное право отдать ребенка сильно опоздавшего родителя в полицию.

«За ребенка ответственность несет именно воспитатель.

Но не все родители это понимают, на моем примере был случай, как отец приходил за ребенком на 40 минут позднее и дико возмущался, как это его ребенок попадает в полицию.

Он просто не понимал, что существует такой порядок. Даже домой ребенка мы брать не имеем право. Он у вас покушает, заболеет – и вы виноваты. Инициатива наказуема в данном случае».

«Если родители опаздывают, воспитатель может отдать ребенка только в одно учреждение – комната милиции. Никакому сторожу как постороннему лицу он не имеет права отдавать ребенка. Это все равно, что отдать прохожему, проходящему мимо детского сада».

РИА Новости/Алексей Куденко

«Платят унизительно мало»

Зарплата – самое больное место детсадовских работников. По стране зарплаты варьируются: от чрезвычайно мизерных, до более-менее сносных, если рассматривать вакансии по столице.

«Город Дзержинск, Нижегородская область. Зарплата няни составляет 2600 рублей аванс и 4600 – окончаловка. Это с вычетами на питание, налоги, профсоюз. А бывает и на тысячу побольше, если есть подработка».

«В Питере у нас нянечка в ясельной группе получает 17 тысяч! Плюс питание еще».

«В Кировской области зарплата вечерней няни на две ставки была 4000 рублей (с учетом налогов). Но я приходила на работу к 15, а кончался рабочий день уже в 18.30. А иногда и на час раньше отпускали. Работы хватало на час (вынос мусора, мытье полов, остальное чистила утренняя няня), потом сидела с детьми, помогала воспитателю».

«Работаю воспитателем (не в Москве), зарплата – 18 тысяч с высшей категорией, бесконечные показы открытых занятий, проекты, участия в различных конкурсах. Если этого всего делать не будешь, не получишь и этих 18 тысяч. Без няни работаем третий год, сами моем полы и получаем за это дополнительно 500 рублей в месяц».

РИА Новости/Алексей Мальгавко

«Зарплата не соответствует объему работы, затраты сил и нервов. Воспитатель в государственном садике – это и дворник, и садовник, и маляр, и штукатур – в общем, все».

В Москве, если верить предложениям на сайтах о работе, зарплаты воспитателей и младших воспитателей в муниципальных садах заметно выше. Впрочем, даже их язык не поворачивается назвать адекватными и достойными называться компенсацией за работу с маленькими детьми.

«Можно забрать немного еды»

Несмотря на все сложности, работники детсадов все же умудряются находить плюсы в профессии. Большим подспорьем, как считают некоторые няни, является возможность уносить домой еду, которую не съели воспитанники.

«Работала няней. Еду домой брала немного, у детей никто не отнимал, питались в группе и забирали то, что дети не доели, либо те порции, что остались, если кого-то забирали раньше».

РИА Новости/Алексей Мальгавко

«Целый день, как белка в колесе, но хоть какой-то прок – сама сытая, ребенок тоже, домой продукты дают (если хорошая начальница). Оставшаяся еда – вообще не в счет, каши-запеканки тоже можно забирать».

Впрочем, некоторые убеждены, что забирать продукты домой – не всегда правильная и хорошая идея. Якобы иногда такие вольности могут обернуться неприятными последствиями.

«Многие пишут, что можно еду домой таскать – это не так. Не дай бог одну обгрызенную котлету собачке/кошечке возьмете – наслушаетесь, мама не горюй, лучше все выкидывать».

РИА Новости/Игорь Зарембо

«Держит график»

Еще один плюс работы в садике – график. Он хоть и не очень приятный, рассуждают няни, но зато удобный, так как позволяет освобождаться не слишком поздно.

«Меня держит на работе удобный график, большой отпуск летом и оплата больничных. У меня двое детей и полное отсутствие бабушек».

«Работаю в садике няней уже два года. Тоже пошла из-за детей. Хотела в сад пристроить. Чтобы недалеко от дома. Первые месяцы, пока вникала, мне нравилось. А вот теперь я чувствую огромную усталость».

РИА Новости/Константин Чалабов

Воспитание маленького ребенка – история непростая. Знают это и педагоги, и родители.

Впрочем, последние нередко перекладывают ответственность на посторонних людей – гувернеров или все тех же детсадовских воспитателей.

Или наоборот – слишком сильно опекают свое чадо, не давая и шагу ступить самостоятельно. Психологи не поддерживают ни тот, ни другой вариант, предпочитая более взвешенный подход.

Подробнее в интервью Anews: Педагог о главных родительских страхах и о том, к чему может привести тотальный контроль над ребенком

Источник: https://www.anews.com/p/101940965-sama-sytaya-domoj-idu-s-produktami-vospitateli-detsadov-o-sekretah-raboty/

Воспитатель в детском саду:

Должен ли воспитатель детского сада разливать еду?

Ни для кого не секрет, что во время интервью людям не всегда бывает комфортно, и не всегда они бывают на 100 % откровенными. Поэтому в рамках рубрики «Интервью» мы теперь будем публиковать также анонимные истории жителей Тверской области. Героем нашего первого анонимного интервью был студент из Иордании.

Нашей новой собеседницей стала воспитательница детского сада. Корреспонденту ТИА она рассказала о современных детях и родителях, поборах в дошкольных учреждениях и том, как приходится бороться с детским матом и отвечать на каверзные вопросы.

Мы постарались максимально сохранить стиль речи нашей рассказчицы. Записала Софья Вискова, проиллюстрировал Владимир Орехов.

О работе

Я пришла в детский сад в 1998 году со своим ребёнком. Дочке было три года, а мне хотелось быть рядом с ней. Были вакансии, и я устроилась на работу. Вообще-то я закончила географический факультет ТвГУ и год проработала по специальности, а дополнительное образование получила уже во время работы в детском саду.

Это распространённая проблема для дошкольных учреждений: хотя сейчас есть требование педагогического образования при приёме на работу, фактически приходят люди без профильного образования. Однако наш институт усовершенствования учителей ежегодно проводит курсы повышения квалификации – бесплатные и платные.

Конечно, можно и на практике вникнуть, но мне кажется, что дети стоят того, чтобы получить специальное образование.

Я в принципе люблю детей, и это, конечно, сыграло свою роль. К примеру, моя знакомая спрашивает: “Как ты там работаешь? Я бы их всех перебила”. У неё самой есть внуки, но за два-три часа она от них так устаёт, что уже хочет вернуть родителям.

Я к детям всегда хорошо относилась, поэтому и осталась работать. Даже когда у воспитателей были очень маленькие зарплаты, и я искала подработку, основной моей работой оставались дети. Как минимум до пенсии я собираюсь продолжать работать воспитателем.

Есть желание открыть свою группу, но времена сложные сейчас, это непросто.

Несколько лет назад я подрабатывала гувернанткой, с той семьёй мы до сих пор общаемся. Приятно, когда дети, с которыми я работала, которых воспитывала, с улыбкой бросаются мне навстречу, увидев меня на улице.

О частных и муниципальных детских садах

Я работала и в частных, и в государственных садах. В конце 1990-х сады были только муниципальными, но в последние пять лет предприниматели арендуют группы в садах и принимают туда детей на платной основе.

Туда берут совсем малышей, которые сейчас нуждаются в местах, либо детей, которых нужно готовить к школе. В частных садиках родители платят около 15 тыс. рублей в месяц. Работодатель в частном саду говорила буквально следующее: «Вы должны облизывать родителей».

Но мне разницы нет – воспитывать «бесплатных» или «платных» детей.

В частных группах, конечно, удобнее работать: детей всего 15, места всем хватает, дети не толкаются и не кричат. Родители у этих детей более обеспечены, могут позволить себе платить деньги за воспитание ребёнка, больше занимаются им, и я замечаю, что дети в частных садах более спокойные, более воспитанные.

 Уровень заработной платы в частных группах, конечно, почти вдвое выше, чем в государственных. Я могла получать «чистыми» по 28-30 тыс. рублей в месяц, а сейчас моя зарплата составляет около 15-17 тыс.

рублей, включая надбавку за высшую квалификацию и стимулирующую надбавку, причём нагрузка в муниципальном садике гораздо больше.

О коррупции

У нас много говорят о борьбе с коррупцией, но этот момент в детских садах, к сожалению, присутствует. Да, существуют электронные очереди, но некоторые заведующие набирают детей дополнительно в середине года, а деньги от родителей кладут в свой карман.

О каких суммах идёт речь, я не знаю. Количество детей в группе регулируется СанПиН, но, если руководитель хочет набить карман, то не будет обращать внимание на нормативы, на то, тяжело ли воспитателю: у нас есть группы и по 27-30 человек, хотя должно быть 15-20.

В руководстве детских учреждений, к сожалению, есть случайные люди, которые просто занимают кресла. Я сталкивалась с заведующими, которые раньше не работали в детских садах и не имели представления о педагогике.

Они не следили за ходом обучения детей в садике, не были способны подменить воспитателя.

С проблемой взяток я сталкивалась не раз. Дело в таких случаях, как правило, только в руководителе. Не хочется тратить нервы на руководство, хотя я стараюсь бороться по мере сил с противоправными действиями – пару раз такое было.

В одном из садиков, где я работала, родители при устройстве ребёнка сдавали деньги на нужды сада, причём большинство из них не интересовала отчётность, а заведующая была не очень заинтересована в обустройстве учреждения, закупке чистящих средств, канцтоваров, игрушек и демонстрационных материалов.

Она говорила, что ответственный департамент не выделяет денег на эти нужды, хотя мне кажется, что финансирование должно быть. Поэтому, когда ребёнок приходит в группу, то воспитатели обычно просят родителей помочь с решением проблем. Я составляю список необходимого, а деньги собирают родители.

Я прошу покупать не с запасом, а по мере расходования материалов. Если мы покупаем что-то сами, то обязательно приносим чеки и отчитываемся. У меня в группе, во всяком случае, так.

О труде воспитателя

Мне пятый десяток, и в детских садах в основном работают энтузиасты – мои ровесники и пенсионеры. Молодёжи мало: кто-то приходит, как и я, из-за детей, потом находят другую работу и уходят. При приёме воспитателя на работу всё зависит от заведующей, кто-то принимает на работу буквально первых встречных.

По государственному стандарту воспитатели обеспечивают уход и присмотр, говорят, что в дальнейшем планируется всю образовательную часть сделать платной. Тем, кто не чувствует в себе призвания заниматься с детьми, это на руку. Но не стоит забывать, что дети воспитываются каждый момент нашим примером – нашими словами и поступками, и нужно следить за собой.

Воспитатель сам должен быть образованным, культурным, воспитанным человеком.

Воспитателю нужно владеть детским коллективом, уметь по-разному успокоить детей. Малышей можно отвлечь, сказать им, к примеру: «Ой! На вас смотрит Карлсон!». Детей постарше лучше усадить и почитать им вслух.

В группе детям, конечно, мало места, поэтому во время прогулки я даю им, что называется, «оторваться». Главное – объяснить им, что люди в соседних домах могут отдыхать, и нужно постараться не шуметь.

Если дети конфликтуют, то обидчику нужно показать, что другому стало плохо или больно от его действий. Старшим детям мы говорим, что есть «Золотое правило»: относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Всегда важно учитывать возраст ребёнка.

Все дети индивидуальны, и для них нужно выбирать разные методы наказания, поощрения, просто общения. У всех в семьях разные отношения. За 20 лет работы уже начинаешь это понимать и видеть.

Ребёнок учится, в первую очередь, тому, что видит и слышит дома. Недавно у меня в группе мальчик катал машинку по стене и повторял матерное ругательство. Я сделала замечание маме и папе. Дети учатся мату друг от друга тоже, мы пресекаем это. Ребёнку, к примеру, можно рассказать сказку про то, чем плохие поступки и выражения могут обернуться для него.

О родителях

Жизнь изменилась: все постоянно работают, все спешат. Мало кто из родителей спрашивает теперь: как мой ребёнок? улыбался ли он? Я всегда говорю на собраниях: мы ваших детей накормим и напоим, но самое главное – чтобы ребёнок был счастлив.

Финансовое благополучие семьи по детям, конечно, видно. Но куда больше заметно, какие в ней отношения, скандалят ли там, какие ценности у родителей. Если ребёнком занимаются, то он более воспитанный, вежливый. Но если мама с папой ругаются, то он и в садике скандалит.

Не стоит забывать о генетике, есть и врождённые черты характера.

Важно помнить, что маленький человек приходит в первую очередь в семью, а не в садик, школу или институт. В два года я получаю, по сути, уже готовый продукт. Доносить, что такое хорошо, а что такое плохо, должны не только воспитатели, но и мама с папой.

На собраниях я обращаю внимание на то, что главные воспитатели – это родители, а мы – помощники. Я призываю их к сотрудничеству. Ребёнок учится тому, что видит в своей семье, но у современных родителей недостаточно педагогических знаний.

Воспитывать порой нужно родителей, начинать с семьи.

К сожалению, сегодня есть такая тенденция: родители вспоминают о своих детях только перед школой, не обращая внимания на раннее развитие ребёнка.

Они начинают суетиться: ребёнок это не говорит, то не говорит, память плохая. А что я могу сделать? Ему уже шесть лет, а надо было начинать работать над ним с двух.

Но родители не только перекладывают всё на плечи воспитателя, но и мало интересуются ребёнком в принципе.

О конфликтах

Конфликтные ситуации с родителями у меня возникали, в основном из-за того, что с годами у меня сформировался громкий голос – а попробуй, управься без него с 27 детьми! Я прихожу домой и начинаю говорить дочери: встала, села, взяла…

Она мне иногда даже говорит: «Мам, ты не в садике!» Бабушка моего воспитанника однажды сказала мне: «Вам надо полком командовать, а не с детьми работать». Я, конечно, объяснила ей, что я не ругаюсь и не кричу – просто у меня голос такой.

Сейчас я стараюсь следить за голосом и смягчать его.

Меня учили многие, но строгие, и я благодарна моим родителям и учителям. Я сама строгий и требовательный педагог, но не все родители понимают это. Моя строгость не приносит детям вреда, с кем-то я построже, с кем-то помягче – в этом тоже нужен индивидуальный подход.

Если родители приходят с какими-то жалобами – мы решаем конфликт. Я, наверное, непростой человек в плане общения. Но всё, о чём я говорю на собраниях – не пустой звук, этим принципам нужно следовать. К примеру, если я прошу приходить вовремя, а вы привели ребёнка позже – подождите окончания зарядки. Режим – это основа здоровья и дисциплины, и он очень важен для воспитания.

О детях

Все дети индивидуальны и все интересны сами по себе. У маленьких развито воображение, есть особенно творческие дети, есть интроверты и экстраверты. Но я не имею права думать, что кто-то лучше, а кто-то хуже.

Они задают разные вопросы. На некоторые приходится отвечать: «Ты немножко подрастёшь, и я тебе объясню». Иногда вопросы оказываются забавными: “Как называется ребёнок зебры?”. И вроде бы ответ очевиден – зебрёнок, по аналогии с жеребёнком, – но сразу и не ответишь.

У меня был мальчик, который дома смотрел много мультиков, видимо, довольно жестоких. И игры у него были такие: он всё время кому-нибудь угрожал и обещал его «размазать». Он меня спрашивал: «Что будет, если я его размажу?».

И я брала тряпку, показывала, что значит слово «размазывать», и задавала вопрос – разве нужно так делать?

Я работала с разными детьми, и интереснее всего мне с малышами двух-трёх лет. Это уникальный возраст, когда дети всё впитывают, искренне всем интересуются. В этом возрасте можно вложить максимум.

В педагогике есть принцип минимакса, который заключается в том, что педагог предлагает каждому ученику содержание образования на максимальном уровне, но не ниже необходимого. Можно дать детям большой объём информации, и середнячки возьмут своё, а кто-то впитает и максимум. Но удаётся это не всегда.

Так, мы нарисовали на стене в детском саду Карлсона и фрекен Бок, но руководство посчитало, что детям рано знать этих героев. Но я же не про Стокгольм им рассказываю! Все дети смотрели мультик, узнают и Малыша, и Карлсона – а администрация сада считает, что их уровень – «Теремок» и «Колобок».

Но сейчас 21-й век! Детям в два-три года «Теремок» и «Колобок» уже не интересны. Им интересны другие вещи, они задают много вопросов. Для себя я поняла, что это уникальный момент детства: им можно давать больше и получить соответствующий результат.

Двух-трёхлетние дети хорошо учатся по методу привычки, и можно из них многое слепить. После еды я говорю им: встаём, задвигаем стульчики, говорим спасибо и идём полоскать ротики. Они всё это послушно делают и встают в очередь у раковин. Даже приятно смотреть: детишки такие маленькие, но никто не пытается опередить другого.

Они хорошо учатся одеваться и раздеваться. «Дети, открыли шкафчики, снимаем сандалии, убираем их, чтобы не потерялись. Потом снимаем шортики и аккуратно складываем, ведь вам их мама с папой купили. Взяли одежду для прогулки». И так приходится повторять изо дня в день, пока они сами не привыкнут. Конечно, это работа. Приходишь домой – язык на плече.

Много уходит душевных сил, эмоций.

Хорошо, когда родители тоже понимают: не надо делать за детей то, что они уже сами умеют. Я же их учу – зачем мешать мне работать? А родители обычно быстро переодевают детей сами. Я понимаю, утром все спешат. Но вечером – зачем торопиться? Надо поговорить с ребёнком, спросить, как прошёл его день, рассказать о своём, вместе доставать одежду, вместе одеться.

О духе времени

Дети рождаются в соответствии с духом времени. Поколение своих воспитанников я бы назвала «детьми кнопочек». Им хочется всего быстрее, не хочется размышлять.

Я где-то читала исследования, что современные дети несколько подрастеряли любопытство, воображение их стало хуже, как и склонность к мыслительной деятельность.

В то же время они продвинуты в современных технологиях, быстрее развиваются в раннем возрасте.

Я думаю, сейчас стоит больше обращать внимание на их нравственное воспитание.

Современные родители подменяют общение с ребёнком мультиками, но мультики бывают разные, тем более, что мы не знаем, как то, что посмотрел ребёнок, отложилось в его сознании? Лучше смотреть даже что-то более серьёзное, но с ним вместе, а потом обсуждать просмотренное. Иначе можно в 12 лет, в переходном возрасте, получить большие проблемы.

Родители, конечно, и сейчас есть разные, но сейчас они больше заняты, что ли, постоянно работают и зарабатывают. Наверное, какие-то моменты были упущены ещё на уровне воспитания родителей нынешних детей. Времена были сложные, 90-е годы.

Помню, что, когда моя собственная дочь была маленькой, я занималась ею, водила в художественную, музыкальную школу. А сейчас родители словно не понимают, что это их дети, плоть от их плоти. Все эти трудности, отсутствие времени – лишь отговорки.

Дети стоят того, чтобы ими заниматься.

Если вам есть, о чём рассказать, и вы готовы стать следующим героем нашей рубрики – пишите на электронную почту редакции info@tvernews.ru.

новости твери, анонимное интервью на тиа, воспитатель в детском саду

0 Подпишитесь на наш канал Яндекс.Дзен

Источник: https://tvernews.ru/news/210225/

Юрист ответит
Добавить комментарий