Имеют ли право учителя задавать домашнее задание на каникулы?

Допустимые нормативы выполнения домашних зааданий для учащихся

Имеют ли право учителя задавать домашнее задание на каникулы?

Одной из причин перегрузки учащихся в школе является большой объем домашнего задания. Современным школьникам достается колоссальная нагрузка в школе.

Многие дети устают настолько, что с трудом могут выполнить домашнее задание дома самостоятельно. В некоторых случаях это приводит к тому, что дети игнорируют задания учителя или выполняют их частично.

Вследствие этого у ребёнка появляются плохие отметки, он начинает отставать от программы.

Многие дети могли бы выполнять домашние задания за 1 час (максимум 2 часа).

На практике этот вопрос для детей и многих родителей является мучительным, потому что дети вместе с родителями могут просидеть весь вечер, выполняя домашнюю работу.

Родители задают себе вопрос: как уложиться в положенные 1-2 часа? Многие связывают это с тем, что учителя задают слишком много. Другие говорят, что педагоги задают очень сложные задания.

Давайте рассмотрим вопросы, которые чаще всего волнуют родителей при выполнении ребенком домашнего задания.

Существует ли документ, определяющий время, которое ребенок может потратить на выполнение домашнего задания?

Учитель при планировании заданий на дом для учащихся руководствуется следующим нормативным актом:

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 СанПин 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее – СанПиН).

В соответствии с гигиеническими требованиями обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением дополнительных требований. Одними из таких требований является обучение без балльного оценивания знаний обучающихся и обучение без домашних заданий (п.10.10 СанПиНа).

Санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день. Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

во 2 – 3 классах – 1,5 ч.,

в 4 – 5 классах – 2 ч.,

в 6 – 8 классах – 2,5 ч.,

в 9 – 11 классах – до 3,5 ч. (п.10.30 СанПиНа).

Следует отметить, что эти нормативы являются примерными. Очень многое зависит от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его деятельности. Многие родители отмечают, что детям с трудом удается сосредоточенно выполнять задания на протяжении 30-40 минут. Дети могут отвлекаться на прием пищи, просмотр телевизора, компьютерные игры.

Несмотря на установленные нормативы, бывают случаи превышения объема домашних заданий на несколько часов.

Увеличение нагрузки не проходит бесследно: у детей может отмечаться большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням.

Правомерно ли задавать домашнее задание на каникулы или выходные дни?

Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник (Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22февраля 1999г.№220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»). Таким образом, учитель не должен задавать домашнее задание на выходные дни.

Прямого указания на запрет учителю задавать задание на время каникул нет. Такое условие может быть закреплено в Правилах внутреннего распорядка школы. В статье 31 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. существует указание на то, что ребенок имеет право на отдых.

Каникулы – время отдыха, а не работы над домашним заданием. Положение о домашнем задании в соответствии с п. 2 ст. 30 ФЗ Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации разрабатывают самостоятельно.

Может ли домашнее задание содержать новый материал, который ребенок еще не изучал в школе?

В данном случае многое зависит от тех задач, которые ставит учитель. Если педагог хочет, чтобы ребенок закрепил дома материал, который был пройден на уроке, то учитель предлагает учащемуся соответствующий материал для закрепления изученного.

Домашнее задание должно быть понятно каждому ученику, то есть все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать. С другой стороны, необходимо стимулировать творческую, исследовательскую активность ребенка.

При выполнении подобного рода заданий дети могут столкнуться с новым и ещё неизученным ими материалом для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на уроке с учителем.

Имеет ли право учитель в первом классе задать на дом: прочитать отрывок из книги, выучить стихотворение, потренироваться в прописи при написании букв или их элементов, сделать упражнение в тетради и т.д.?

Многие дети, которые приходят в первый класс, достаточно хорошо готовы к обучению в школе. Некоторые родители даже настаивают на том, чтобы учитель задавал домашнее задание первоклассникам.

В соответствии с СанПиНом это является недопустимым. Учитель может порекомендовать детям выполнить упражнение, но обязать делать домашнюю работу в 1 классе не имеет права.

Многие дети с удовольствием выполняют несложные задания педагога, но делать они должны это исключительно по желанию.

Как определить сколько упражнений по русскому языку или примеров и задач по математике может задать на дом учитель?

Примерный объем домашних заданий, которые может задать учитель может содержаться в локальном акте образовательного учреждения (например, Положение о домашнем задании).  Образовательные организации разрабатывают данное положение самостоятельно с учетом особенностей работы школы, методических рекомендаций.

Как должна быть организована подготовка домашнего задания в группе продленного дня?

При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации (нормативы СанПиН «Подготовка домашних заданий»):

– начинать самоподготовку в 15 – 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;

– предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;

– предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершению определенного этапа работы;

Выполнять домашние задания можно без особых усилий, если найти правильный, индивидуальный подход к ребенку. Необходимо учитывать особенности каждого ребенка.

Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель всегда должен помнить о разумном объеме домашних заданий, учитывая количество учебных предметов, которые учащийся должен приготовить на каждый день.

Источник: https://estalsch17.edumsko.ru/activity/classes/post/131411

Вопрос экспертам: должны ли дети выполнять на каникулах домашнее задание

Имеют ли право учителя задавать домашнее задание на каникулы?

Рассказываем, имеют ли учителя право задавать на летние каникулы домашнее задание и спрашивать его с учеников в новом учебном году.

Сколько каждый год родительских нервов тратится и детских слез проливается, когда речь заходит о домашних заданиях, которые школьники получили на лето.

Родительские форумы переполнены вопросами «Может ли учитель давать уроки на каникулы», «Должен ли ребенок вести читательский дневник», «Имеет ли право учитель поставить школьнику двойку за задание на лето», которые так и остаются без ответов.

Тревога взрослых понятна, ведь об уроках на каникулы дети вспоминают в лучшем случае за две недели до 1 сентября. Что это значит? Что за 10-14 дней ученик должен выполнить объем работ, который учитель давал ему на 2-3 месяца. Звучит как утопия.

В итоге последние дни отдыха, который уже сложно назвать таковым, проходят в атмосфере суеты и смятения. Родители пытаются взять ситуацию под контроль: усаживают ребенка за тетрадки, ругаются с ним, в конце концов, берутся за дело сами и выполняют все упражнения за ребенка.

Мы подумали, что, вероятно, родители хотели бы избежать суеты в этом году, и попросили учителей из разных школ рассказать, дают ли они своим детям задания на каникулы и требуют ли от них его обязательного выполнения.

Давайте рассмотрим этот вопрос со всех сторон.

Итак, если следовать букве закона, то Федеральный закон 273-ФЗ относит каникулы к академическим правам обучающихся и определяет их как плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком (п. 11 ч. 1 ст. 34).

То есть никаких заданий в каникулы быть не может. И родители, и дети могут спать спокойно.

Вот только цель летних заданий вовсе не получение образования как такового, а повторение уже пройденного материала. Зачем? Чтобы 1 сентября ребенок легко вошел в учебный процесс.

Так, некоторые семьи считают приемлемым потратить определенное количество времени в летние каникулы на разбор тем, которые вызвали у ребенка затруднение.

Получается, что домашние задания на лето должны быть необязательными, а носить лишь рекомендательный характер.

Самое главное — решение о выполнении того или иного задания и его объеме обсуждается только на семейном совете.

Если же было принято решение «заданиям быть», то родители и дети могут быть уверены, что учитель работу проверит. Обратная связь крайне важна, так дети будут чувствовать заботу и неравнодушие педагога и поймут, что и летом трудились не зря.

Давайте разберемся с понятиями. Что значит задания на лето?

Дети, которые в полном объеме освоили образовательную программу, переходят в следующий класс. В течение учебного года ребята в соответствии с планом, установленным школой, проходят промежуточные аттестации.

Если что-то пошло не так и кто-то из учеников получил за аттестацию неудовлетворительную оценку, это считается академической задолженностью, которую ребенок обязан ликвидировать в течение года с момента ее появления.

Сроки «погашения» задолженности определяет школа.

Часто школьники в начале лета ходят на дополнительные консультации с учителем, а затем получают задание на лето.

Его выполнение обязательно и будет проверено преподавателем в начале учебного года.

Если речь идет о литературе, то чтение — важное подспорье в дальнейшей учебе. И превратить его можно в интересную игру, если вести дневник. Можно бумажный, с картинками и наклейками, а можно электронный, превратив его в своеобразный блог, обсуждая с друзьями и т. п. Такая переписка — дополнительная практика в русском языке.

Летние задания необходимы, но должны быть не механическими и скучными, а полезными и практико-ориентированными.

Чего не стоит делать? Не стоит перегружать ребенка учебой летом. Не лишать удовольствий. Не попустительствовать. Не пугать школой, как полицейским.

Задание на лето от меня получают только те школьники, которые планируют выбрать физику в качестве предмета для экзамена. Это касается только десятиклассников.

Для них в июне я устраивала дополнительные занятия (посещение — по желанию), на которых мы разбирали сложные темы. После каждого занятия школьники уходили с домашним заданием.

И на лето они тоже получили несколько упражнений, решение которых я обязательно потом спрошу.

Конечно, я не могу ставить эти задания им в обязанности и считаю, что все зависит от желания человека.

Я стараюсь заинтересовать детей, вместе с ними найти мотивацию.

К тому же у многих школьников в конце года еще есть силы немного поработать. А если есть силы, почему бы не позаниматься?

В свое время, когда я сама училась в школе, я летом занималась, и это мне очень помогло в учебе. ЕГЭ по физике экзамен сложный, и он требует тщательной подготовки.Что касается ребят помладше, я на них не наседаю. Если у них есть желание, они могут решать задачи на сайте «Решу ОГЭ», но это необязательно.

Задания на лето от учителя могут носить исключительно рекомендательный характер. И адресованы они родителям, в зависимости от того, какие моменты в обучении они хотели бы улучшить и закрепить.

Детям можно озвучить совет или пожелание в соответствии с их интересами и возможностями. Учебный год можно начать с предложения детям проявить инициативу: рассказать о книгах, о своих летних увлечениях, открытиях.

Недопустима критика и неодобрение в адрес детей, которые подобную инициативу проявить не готовы.

Контроль за летними дневниками по чтению, дневником наблюдения за природой, пособиями, прописями создает стресс для детей с первых учебных дней, разрушает и без того хрупкий позитивный настрой к школе и учебе. И в корне бессмысленно.

Потому что, если ребенок успешно и с увлечением занимался, он будет рад об этом рассказать и без контроля. А если подобная работа не проводилась, то ребенок будет испытывать давление, неуверенность, страх перед осуждением, что сильно повредит его учебе в дальнейшем.

В конце учебного года родители моих учеников поинтересовались, как заниматься с детьми на каникулах. Сейчас издается много пособий для подготовки и повторения материала, и я отправила несколько таких PDF-файлов по русскому и по математике в школьный чат. Также посоветовала выполнять упражнения на портале «Учи.ру», если у ребят будет желание.

Разумеется, есть и список литературы на лето (сказки, рассказы, повести).

У детей было два варианта: короткий, включающий 21 произведение, для тех, кому чтение дается нелегко, и расширенный (из 37 пунктов) — для ребят, которые любят книги.

В начале лета, пока я еще была в школе, предложила своим ученикам приходить ко мне на дополнительные занятия, чтобы подтянуть знания по предметам, в которых они чувствуют себя неуверенно. И на эти занятия ходили те, кому это было действительно нужно (всего 15 человек!).

Я считаю, что такая форма работы отлично показывает себя именно в младшей школе. Многие дети в первый месяц лета не уезжают из города и в лучшем случае выходят погулять раз в неделю. Поэтому занятия для них не только шанс подтянуть знания, но и возможность пообщаться с друзьями. Встречи получаются в удовольствие.

Проведение дополнительных занятий летом в комфортном для школьников режиме представляется мне хорошей идеей. Ведь за три месяца каникул ребята многое забывают и возвращаются в школу tabula rasa. Приходится начинать все сначала. Чтобы избежать полного выветривания полученной за год информации, нужно, чтобы ребята хотя бы немного подпитывали себя знаниями.

Shutterstock.com

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/vopros-ekspertam-dolzhny-li-deti-vypolnyat-na-kanikulakh-domashnee-zadanie.htm

Домашние задания в школе – имитация учебы, отнимающая силы и время

Имеют ли право учителя задавать домашнее задание на каникулы?

Мы все учились в школе, и все получали домашние задания.

Некоторые мы выполняли, некоторые – игнорировали, или сдирали у товарищей.

Но никогда не подвергали сомнению право учителей задавать их, потому что как-то само собой подразумевалось, что “домашка” для чего-то нужна, что её выполнение принесёт нам какую-то пользу.

Теперь я сам педагог, и сам иногда задаю задания на дом. Но с каждым годом я всё менее и менее убежден, что поступаю правильно, и сейчас вы узнаете, почему.

Наличие или отсутствие домашних заданий – само по себе не хорошо и не плохо. Домашние задания – всего лишь инструмент, такой же, как лекарство: человеку больному оно принесёт пользу, а здоровому – навредит.

Наша система образования тяжело, неизлечимо больна. Собственно, страдает она целым комплексом болезней. Это и организационный паралич, и финансовая дистрофия, и методологическая деменция, и кадровая анорексия, и еще полудюжина других, – и пока ниоткуда не следует, что ей удастся выкарабкаться.

Давайте обратимся к цифрам.

Вот вам симптомы болезни, которую я бы назвал “предметной шизофренией”. Уже в первом классе у детей есть 10 отдельных предметов. С каждым классом число их возрастает, пока к 9-му классу предметов не становится 18, а в 11-м — вообще 20!

При этом согласно санитарным нормам максимально допустимая нагрузка на первоклассников – 20 часов в неделю, а на старшеклассников – 33, – правда, им могут добавить еще 5 часов на дополнительные (!) предметы.

Согласно санитарным нормам максимально допустимая нагрузка на первоклассников – 20 часов в неделю, а на старшеклассников – 33+5. Фото Petunyia/Depositphotos

Очевидно, что на значительную часть предметов выделяется один-два урока в неделю (а иногда и один урок в две недели).

Пользы от таких занятий – ноль.

Не думаю, что кто-либо из вас может пересказать в подробностях содержание какой-нибудь скучной передачи, которую вы нехотя просмотрели неделю назад.

Но что делать педагогам, которые всё же хотят, чтобы дети выучили их предмет?

Они расширяют временные рамки урока за счёт выдачи домашних заданий.

Надо сказать, что объем домашних заданий, задаваемых ученикам, также регламентируется санитарными нормами.

Согласно ДСанПіН 5.5.2.008-01, в первом классе домашних заданий вообще быть не должно, второкласснику можно задать ровно столько заданий, чтобы он потратил на их выполнение не более 45 минут в день, третьекласснику – на 1 час 10 минут в день, и так далее.

Старшеклассникам уже разрешено задавать столько заданий, чтобы они могли выполнить их за 4 часа своего свободного времени.

Конечно! Ведь у них на 33+5 уроков в неделю приходится 20+ предметов!

Вот тут-то и становится предельно наглядной порочность всей системы.

Давайте подсчитаем. 38 часов в неделю + 4 часа домашних заданий, умноженные на 7 дней в неделю (ведь задания на выходные никто не запрещал!) – сколько это получится? 66 часов.

У наших детей 66-ти часовая 7-дневная учебная неделя!

Круто? Как вы, уважаемые взрослые, чувствуете себя после 40-часовой рабочей недели?

А теперь представьте, что вы должны работать в полтора раза дольше. И при этом совершенно бесплатно.

Поэтому, увы! Домашние задания – это лекарство, которым пытаются лечить симптомы, а не на саму болезнь. А может, и не лекарство вовсе, а пустышка, плацебо, имитация учебы, только отнимающая силы и время.

Впрочем, от защитников домашних заданий часто приходится слышать расхожее утверждение: дескать, для доведения любого навыка до совершенства необходимо потратить 10 000 часов, – и при этом всегда ссылаются на обучение игре на фортепиано путем проигрывания гамм.

Аналогия абсолютно неуместна.

Какой навык отрабатывается с помощью выполнения домашних заданий? Навык самостоятельной работы?

Но тогда задание для каждого ученика должно быть абсолютно уникальным, чтобы решение нельзя было найти в интернете или списать у друга.

Навык работы с информацией?

Но тогда задание должно быть поисковой, исследовательской работой, и при этом обязательно коллективной, потому что сейчас никакое исследование, конструирование или творчество не является уделом одиночек.

И снова обратимся к цифрам.

10 000 часов за 11 лет – это три часа в день без каникул и выходных. Для того, чтобы довести до совершенства знание 8 предметов из 20, ученику придется отказаться не только от сна, но и от посещения школы! (Полагаю, это был бы наилучший выход).

Поэтому своим преподавателям я говорю: если кто-либо из ваших учеников хочет и может выполнять дополнительные задания по вашему предмету в своё свободное время – задавайте, но только им и то – дозировано.

Если же вы начнете грузить всех сверх меры и без разбора – я лично каждому из вас буду на выходные задавать домашние задания: прочитать книгу по педагогике или психологии, написать на эту тему эссе и в понедельник явиться ко мне в кабинет для сдачи зачета по теме.

Пока ещё я не приводил свою угрозу в исполнение, но чувствую, скоро придётся.

Алексей Греков, частная школа “Афины” (Киев), соучредитель и директор по стратегическому развитию, специально для УП.Жизнь

Источник: https://life.pravda.com.ua/columns/2017/11/8/227342/

Домашнее задание по русскому языку в основной школе

Имеют ли право учителя задавать домашнее задание на каникулы?

Домашнее задание по русскому языку в основной школе

Копылова С.А., учитель русского языка и литературы

МБУ «Школа № 73» г. Тольятти

Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд.

И. Кант

Задавая учащимся на дом задание, учитель может ставить разные цели. Это зависит от типа и вида урока, на котором задание было задано, от типа и вида урока, который следует за домашним заданием.

Это также зависит от содержания учебного материала предыдущего и последующего уроков. Кроме того, поставленные учителем цели могут быть «дальними», т. е. результат выполненного домашнего задания может лечь в основу изучения нового материала по предмету.

Можно представить следующий перечень целей домашнего задания:

• повторение и закрепление материала, изученного на уроке;

• индивидуальное повторение и закрепление учебного материала;

• создание предпосылок к изучению нового материала на уроке;

• развитие творческого потенциала учащихся;

• рост личного потенциала одаренных и высокомотивированных учащихся;

• развитие умений и навыков проектной деятельности- формирование качеств самообразования, в т. ч. проектирования, управления временем.

Домашнее задание выполняет различные функции:

1. Воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

Выполнение домашних заданий является одним из видов самостоятельной деятельности, которая развитию у детей ответственности и позитивных учебных привычек, стимулирует развитие индивидуальности каждого ученика, дает ему возможность научиться решать возникающие проблемы. Учащийся, принимающий на себя ответственность за выполнение домашнего задания, сам управляет своим временем, действует независимо, учится учиться.

Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3-5 часов в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий.

Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.

2. Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.

3. Стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания.

При организации домашних заданий следует выполнять следующие требования.

Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке, органически вытекает из прошедшего урока, является его продолжением и готовит последующий урок Не все виды заданий одинаково ценны в качестве домашних в разных конкретных условиях. Поэтому учителю чрезвычайно важно решить вопрос о степени эффективности каждого из них в данном конкретном случае. Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. (тщательная продуманность и логика).

Задания не достигают цели, если они чрезвычайно просты и репродуктивны (должны иметь проблемный характер, носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения.

Каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для учащихся. Эту трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих способностей и умений (установка на преодоление трудностей учения). Непосильный объем задания порождает хроническое недопонимание, а впоследствии нежелание выполнять домашнее задание.

Задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск решений, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие самостоятельности).

В задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы (установка на повторение пройденного) (связь с ранее изученным, система в повторении материала).

Задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях – формирование универсальных учебных действий.

Разумное чередование разных заданий, тренирующих все виды памяти: зрительную (например, при выполнении упражнений на списывание), слуховую (при составлении устного рассказа), логическую (при оформлении схемы к изученному материалу), образную и эмоциональную (при устном описании предмета, явления).

Задание на дом может быть фронтальным (в интересах всего классного коллектива), дифференцированным по степени трудности (слабых и одаренных), интересам учащихся, индивидуальными (для развития индивидуальных способностей учащихся.

Задание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны встречаться нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумывания, наблюдений (разнообразие заданий: репродуктивного, конструктивного и творческого характера).

Задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий).

Задание должно предполагать его проверку, она не обязательно проводится на следующем уроке, может быть отсроченной, рассредоточенной, но должна быть. При помощи контроля учитель воспитывает у учащихся старательность, ответственность, исполнительность в работе (установка на контроль).

Объем домашнего задания

Этот вопрос для детей и многих родителей является мучительным. Часто мы слышим жалобы: дети вместе с родителями могут просидеть весь вечер, выполняя домашнюю работу. Многие родители отмечают, что детям с трудом удается сосредоточенно выполнять задания на протяжении 30-40 минут. Многие связывают это с тем, что учителя задают слишком много или очень сложные задания.

Действительно, одной из причин перегрузки учащихся в школе является большой объем домашнего задания. Современным детям, здоровье которых оставляет желать лучшего, достается колоссальная нагрузка в школе.

Многие устают настолько, что с трудом могут выполнить домашнее задание дома самостоятельно. В некоторых случаях это приводит к тому, что дети игнорируют задания учителя или выполняют их частично.

Вследствие этого у ребёнка появляются плохие отметки, он начинает отставать от программы.

Санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день. Имеет ли право учитель в первом классе задать на дом: прочитать отрывок из книги, выучить стихотворение, потренироваться в прописи при написании букв или их элементов, сделать упражнение в тетради и т.д.?

Некоторые родители даже настаивают на том, чтобы учитель задавал домашнее задание первоклассникам. В соответствии с СанПиНом это является недопустимым. Учитель может порекомендовать детям выполнить упражнение, но обязать делать домашнюю работу в 1 классе не имеет права. Многие дети с удовольствием выполняют несложные задания педагога, но делать они должны это исключительно по желанию.

Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

во 2 – 3 классах – 1,5 ч.,

в 4 – 5 классах – 2 ч.,

в 6 – 8 классах – 2,5 ч.,

в 9 – 11 классах – до 3,5 ч. (п.10.30 СанПиНа).

Объем домашних заданий на устных предметах не должен превышать объема изученного материала на уроке; норма домашнего задания на письменных предметах не более 30% от объема выполняемой работы на уроке.

Следует отметить, что эти нормативы являются примерными. Очень многое зависит от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его деятельности. Ученик одного и того же класса может выполнять одно и то же домашнее задание разное количество времени. Кроме того, дети могут отвлекаться на прием пищи, просмотр телевизора, компьютерные игры.

Несмотря на установленные нормативы, бывают случаи превышения объема домашних заданий на несколько часов. Увеличение нагрузки не проходит бесследно: у детей может отмечаться большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням.

Правомерно ли задавать домашнее задание на каникулы или выходные дни?

Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник в начальных классах (Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22февраля 1999г.№220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»). Таким образом, учитель не должен задавать домашнее задание на выходные дни.

Прямого указания на запрет учителю задавать задание на время каникул нет. Но в Конвенции о правах ребенка существует указание на то, что ребенок имеет право на отдых. Каникулы – время отдыха, а не работы над домашним заданием.

Может ли домашнее задание содержать новый материал, который ребенок еще не изучал в школе? В данном случае многое зависит от тех задач, которые ставит учитель. Если педагог хочет, чтобы ребенок закрепил дома материал, который был пройден на уроке, то учитель предлагает учащемуся соответствующий материал для закрепления изученного.

С другой стороны, необходимо стимулировать творческую, исследовательскую активность ребенка. При выполнении подобного рода заданий дети могут столкнуться с новым и ещё неизученным ими материалом для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на уроке с учителем. Технология «перевернутый класс» как раз это и предполагает.

Но стоит учитывать индивидуальные особенности учащихся: одним детям это будет посильно, другим нет.

Этап выдачи домашнего задания

Этот этап – составная часть урока, направленная на повышение качества и эффективности полученных знаний.

Лишь при единстве урочной и самостоятельной домашней работы учащихся могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели.

Непременным условием успешного усвоения учащимися программного материала является тщательная подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя.

Домашнее задание разъясняется и задаётся до звонка с урока и должно быть предельно понятно ученикам. Еще на уроке учитель должен быть уверен, что учащиеся знают, что, зачем и как делать дома (ясность задания).

Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж, во 2-7 классах рекомендуется давать образец выполнения отдельных заданий.

В помощь учащимся учитель должен предлагать памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).

Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык (сделать по образцу). Задание, контролирующее знания учащихся, полезнее давать в начале урока.

Недопустимо, когда домашнее задание дается вскользь, на бегу, после звонка.

Недопустимо, когда плохо подготовленный урок заканчивается выдачей домашнего задания, включающего проработку незаконченного на уроке материала и упражнений к нему (учитель задает дополнительно к запланированному домашнему заданию и то, с чем на уроке не успели познакомиться и отработать).

  • Своевременность фиксации домашнего задания учащимися в дневниках.
  • Своевременность фиксации домашнего задания учителем в электронном журнале.

В классном, электронном журнале в графе «Домашнее задание» учителем записываются содержание задания и характер его выполнения (чтение, пересказ, заучивание наизусть, наблюдение), страницы, номера задач и упражнений.

Записи домашних заданий в дневниках должны быть полными, четкими и безошибочными. Сокращение слов при написании в дневниках должно соответствовать программным требованиям.

Проверка домашнего задания

Проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приёмы, использованные учащимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете определить подготовленность учащихся к усвоению нового материала.

Домашние задания теряют смысл, если их не проверять регулярно.

В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в середине или конце урока.

Её формы необходимо разнообразить. Выбор формы зависит от степени связи домашнего задания, его вида и цели с содержанием урока. Возможные формы проверки:

• фронтальная проверка выполнения упражнения;

• выборочная проверка письменного задания;

• фронтальный опрос по заданию;

• выполнение аналогичного упражнения;

• самопроверка и взаимопроверка выполнения письменного задания;

• опрос по индивидуальным карточкам;

• опрос с вызовом к доске

– проверка с помощью сильных учеников еще до начала урока.

Таким образом, проверка домашнего задания может быть фронтальной и индивидуальной. Нельзя допускать универсализации способов проверки, используя изо дня в день одни и те же. Выход в рациональном использовании всех выше перечисленных способов. Важно не затягивать проверку домашнего задания, что приведет к непродуктивным потерям учебного времени.

Источник: https://infourok.ru/domashnee-zadanie-po-russkomu-yaziku-v-osnovnoy-shkole-3172944.html

Вопрос экспертам: должны ли дети выполнять на каникулах домашнее задание

Имеют ли право учителя задавать домашнее задание на каникулы?

Рассказываем, имеют ли учителя право задавать на летние каникулы домашнее задание и спрашивать его с учеников в новом учебном году.

Сколько каждый год родительских нервов тратится и детских слез проливается, когда речь заходит о домашних заданиях, которые школьники получили на лето.

Родительские форумы переполнены вопросами «Может ли учитель давать уроки на каникулы», «Должен ли ребенок вести читательский дневник», «Имеет ли право учитель поставить школьнику двойку за задание на лето», которые так и остаются без ответов.

Тревога взрослых понятна, ведь об уроках на каникулы дети вспоминают в лучшем случае за две недели до 1 сентября. Что это значит? Что за 10-14 дней ученик должен выполнить объем работ, который учитель давал ему на 2-3 месяца. Звучит как утопия.

В итоге последние дни отдыха, который уже сложно назвать таковым, проходят в атмосфере суеты и смятения. Родители пытаются взять ситуацию под контроль: усаживают ребенка за тетрадки, ругаются с ним, в конце концов, берутся за дело сами и выполняют все упражнения за ребенка.

Мы подумали, что, вероятно, родители хотели бы избежать суеты в этом году, и попросили учителей из разных школ рассказать, дают ли они своим детям задания на каникулы и требуют ли от них его обязательного выполнения.

Учитель начальных классов школы «Макарун» Елена Памурзина:

Давайте рассмотрим этот вопрос со всех сторон.

Итак, если следовать букве закона, то Федеральный закон 273-ФЗ относит каникулы к академическим правам обучающихся и определяет их как плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком (п. 11 ч. 1 ст. 34).

То есть никаких заданий в каникулы быть не может. И родители, и дети могут спать спокойно.

Вот только цель летних заданий вовсе не получение образования как такового, а повторение уже пройденного материала. Зачем? Чтобы 1 сентября ребенок легко вошел в учебный процесс.

Так, некоторые семьи считают приемлемым потратить определенное количество времени в летние каникулы на разбор тем, которые вызвали у ребенка затруднение.

Получается, что домашние задания на лето должны быть необязательными, а носить лишь рекомендательный характер.

Самое главное — решение о выполнении того или иного задания и его объеме обсуждается только на семейном совете.

Если же было принято решение «заданиям быть», то родители и дети могут быть уверены, что учитель работу проверит. Обратная связь крайне важна, так дети будут чувствовать заботу и неравнодушие педагога и поймут, что и летом трудились не зря.

Директор школы № 2120 Алла Шурухина:

Давайте разберемся с понятиями. Что значит задания на лето?

Дети, которые в полном объеме освоили образовательную программу, переходят в следующий класс. В течение учебного года ребята в соответствии с планом, установленным школой, проходят промежуточные аттестации.

Если что-то пошло не так и кто-то из учеников получил за аттестацию неудовлетворительную оценку, это считается академической задолженностью, которую ребенок обязан ликвидировать в течение года с момента ее появления.

Сроки «погашения» задолженности определяет школа.

Часто школьники в начале лета ходят на дополнительные консультации с учителем, а затем получают задание на лето.

Его выполнение обязательно и будет проверено преподавателем в начале учебного года.

Если речь идет о литературе, то чтение — важное подспорье в дальнейшей учебе. И превратить его можно в интересную игру, если вести дневник. Можно бумажный, с картинками и наклейками, а можно электронный, превратив его в своеобразный блог, обсуждая с друзьями и т. п. Такая переписка — дополнительная практика в русском языке.

Летние задания необходимы, но должны быть не механическими и скучными, а полезными и практико-ориентированными.

Чего не стоит делать? Не стоит перегружать ребенка учебой летом. Не лишать удовольствий. Не попустительствовать. Не пугать школой, как полицейским.

Учительница физики в Калужской СОШ № 44, участник программы «Учитель для России» Юлия Попова:

Задание на лето от меня получают только те школьники, которые планируют выбрать физику в качестве предмета для экзамена. Это касается только десятиклассников.

Для них в июне я устраивала дополнительные занятия (посещение — по желанию), на которых мы разбирали сложные темы. После каждого занятия школьники уходили с домашним заданием.

И на лето они тоже получили несколько упражнений, решение которых я обязательно потом спрошу.

Конечно, я не могу ставить эти задания им в обязанности и считаю, что все зависит от желания человека.

Я стараюсь заинтересовать детей, вместе с ними найти мотивацию.

К тому же у многих школьников в конце года еще есть силы немного поработать. А если есть силы, почему бы не позаниматься?

В свое время, когда я сама училась в школе, я летом занималась, и это мне очень помогло в учебе. ЕГЭ по физике экзамен сложный, и он требует тщательной подготовки. Что касается ребят помладше, я на них не наседаю. Если у них есть желание, они могут решать задачи на сайте «Решу ОГЭ», но это необязательно.

Учитель начальных классов Мария Черкасова:

Задания на лето от учителя могут носить исключительно рекомендательный характер. И адресованы они родителям, в зависимости от того, какие моменты в обучении они хотели бы улучшить и закрепить.

Детям можно озвучить совет или пожелание в соответствии с их интересами и возможностями. Учебный год можно начать с предложения детям проявить инициативу: рассказать о книгах, о своих летних увлечениях, открытиях.

Недопустима критика и неодобрение в адрес детей, которые подобную инициативу проявить не готовы.

Контроль за летними дневниками по чтению, дневником наблюдения за природой, пособиями, прописями создает стресс для детей с первых учебных дней, разрушает и без того хрупкий позитивный настрой к школе и учебе. И в корне бессмысленно.

Потому что, если ребенок успешно и с увлечением занимался, он будет рад об этом рассказать и без контроля.

А если подобная работа не проводилась, то ребенок будет испытывать давление, неуверенность, страх перед осуждением, что сильно повредит его учебе в дальнейшем.

Учительница начальных классов школы № 22 г. Калуги, участник программы «Учитель для России» Надежда Крейзо:

В конце учебного года родители моих учеников поинтересовались, как заниматься с детьми на каникулах. Сейчас издается много пособий для подготовки и повторения материала, и я отправила несколько таких PDF-файлов по русскому и по математике в школьный чат. Также посоветовала выполнять упражнения на портале «Учи.ру», если у ребят будет желание.

Разумеется, есть и список литературы на лето (сказки, рассказы, повести).

У детей было два варианта: короткий, включающий 21 произведение, для тех, кому чтение дается нелегко, и расширенный (из 37 пунктов) — для ребят, которые любят книги.

В начале лета, пока я еще была в школе, предложила своим ученикам приходить ко мне на дополнительные занятия, чтобы подтянуть знания по предметам, в которых они чувствуют себя неуверенно. И на эти занятия ходили те, кому это было действительно нужно (всего 15 человек!).

Я считаю, что такая форма работы отлично показывает себя именно в младшей школе. Многие дети в первый месяц лета не уезжают из города и в лучшем случае выходят погулять раз в неделю. Поэтому занятия для них не только шанс подтянуть знания, но и возможность пообщаться с друзьями. Встречи получаются в удовольствие.

Проведение дополнительных занятий летом в комфортном для школьников режиме представляется мне хорошей идеей. Ведь за три месяца каникул ребята многое забывают и возвращаются в школу tabula rasa. Приходится начинать все сначала. Чтобы избежать полного выветривания полученной за год информации, нужно, чтобы ребята хотя бы немного подпитывали себя знаниями.

Shutterstock.com

Источник: https://news.rambler.ru/education/40600012-vopros-ekspertam-dolzhny-li-deti-vypolnyat-na-kanikulah-domashnee-zadanie/

Юрист ответит
Добавить комментарий