Как перевести ребенка в другой класс, если возник конфликт с учителем?

Конфликт с учителем – как помочь ребенку?

Как перевести ребенка в другой класс, если возник конфликт с учителем?

Мы, взрослые, часто вздыхаем, глядя на детей: нам бы их проблемы! А между прочим, быть ребенком не так уж и легко. У детей свои собственные проблемы, которые нам кажутся пустяковыми, но для их возраста и психики они очень серьезны, их нельзя недооценивать.

Часто родителям, замотанным круговертью жизни, не хватает сил и времени на то, чтобы заниматься еще и детскими вопросами, и матери и отцы ограничиваются тем, что решить легче всего – вовремя накормить, одеть-обуть, проконтролировать уроки. И зачастую мы упускаем самое важное: внутреннее состояние ребенка.

Особенно это касается проблем в школе.

Довольно-таки большое количество детей имеют проблемы в отношении с учителями, о которых родители даже не догадываются. Особенно часто эти ситуации возникают в младших классах, потому что если старшие дети уже начинают многое понимать и знают ту грань, которую учитель не должен переступать, то малыши молчат. Крайне редко кто расскажет родителям о том, что происходит в классе.

Эта статья – результат личного опыта, которым я хочу поделиться – вдруг кому-то будет полезно. И – не повторяйте моих ошибок!

Мой средний сын шел в школу с большим воодушевлением – он хотел учиться.

Я с облегчением вздохнула – может, мне хотя бы над ним не придется стоять каждый вечер, долдоня, как попугай «делайуроки-делайуроки-делайуроки!» Я даже не особо интересовалась, как у него складываются дела в школе.

Классная руководительница с 40-летним стажем работы, отличник народного образования, заслуженная-раззаслуженная. Там все должно быть хорошо.

Первые звоночки начались во втором классе. Сын скрыл от меня, что учительница просила меня подойти для разговора. Беседа все же состоялась: ребенок плохо учится, не старается, не может решить задачу, плохо читает.

Как – не может решить задачу? «Дома же он спокойно их решает!» – попыталась возразить я, но меня не стали слушать. Не может, и все.

И тут же прозвучала мысль: учить ребенка должны родители, а учитель — только проверять знание.

Дома я попыталась поговорить с ребенком, но он молчал. Я увидела, что он не может говорить на эту тему.

Первый сигнал того, что в школе что-то не в порядке – ребенок отказывается говорить об этом. Попытки завести разговор вызывают болезненную реакцию.

Если ребенок не рассказывает ничего плохого о школе, это не значит, что у него нет проблем.

Маленькие дети молчат, потому что в их возрасте взрослые все еще представляют собой незыблемый авторитет, и если учитель делает что-то предосудительное, они считают, что так и должно быть, и не жалуются.

Когда я разговаривала на эту тему с подругой, она поделилась своими детскими впечатлениями: «Наша учительница за ошибки била нас указкой по рукам и ставила на стул посреди класса. И мы никому не рассказывали, мы думали, что так и должно быть».

Теперь моей задачей стало разговорить сына. Не поверите – у меня на это ушло два месяца. Он упорно отказывался обсуждать проблемы с учебой. Но, в конце концов, диалог все же состоялся, и я узнала весьма неприятные, не сказать – шокирующие подробности.

Оказывается, эта отличница народного образования унижала и оскорбляла детей. Использовались «глубоко педагогические» методы в таком стиле: «Встаньте, лохи, кто не сдал тетради». «Один дурак в классе, который не решил задачу.

Сам встанешь, или мне сказать?» Учительница могла наказать весь класс за то, что дети недостаточно активно работали на уроке – ставила на все 45 минут, и они учились стоя.

При этом в классе имелись две девочки из числа «своих», которым можно все: не выучить урок, забыть тетрадь, опоздать – им ничего за это не было. Всем остальным за то же самое ставилось два в журнал.

Доходило до того, что этим двум ученицам выдавались листочки, и они начинали писать контрольную, а остальные дети сидели и ждали, пока расстроенная поведением «негодяев» учительница не простит их и не разрешит писать контрольную.

Какие оценки в итоге выставлялись, догадаться не трудно.

И тут я совершила первую ошибку. До конца года остался месяц, я посочувствовала сыну и уговорила его потерпеть. За лето обиды подзабылись, и в третий класс он пошел более-менее легко. И я совершила вторую ошибку.

Он не жаловался, я подумала, что все в порядке и пустила дело на самотек.

И когда в середине учебного года каждое утро стало начинаться словами «я не хочу идти в школу», я списала это на естественное нежелание ребенка учиться – а кто хочет? Я тоже не хотела.

Встряхнул меня такой случай. Я приехала за сыном и вошла в школьный холл. Мне навстречу выбегали дети из «нашего» класса и каждый из них сообщал, что «Ваш Андрей на второй год останется». Это почему еще? Он учится на три-четыре-пять.

С какой стати он останется на второй год? Тут ко мне вышел сын. По его виду сразу можно было понять, что что-то случилось. Но рассказывать об этом он упорно не хотел. Разговорился только дома: конфликт произошел из-за того, что он не смог сделать задачу.

И преподаватель громогласно на весь класс объявила, что он останется на второй год.

На следующий день я вызвала классную на разговор, в процессе которого выяснилось, что она не понимает разницы между поругать и унизить. В ее понимании обзывания и оскорбления относились к воспитательным методам.

Мало того, она подключала к этому весь класс – неудачи учеников обсмеивались коллективно.

Учительница поняла мой настрой и пообещала больше не говорить таких слов, а я взяла с ребенка обещание, что он будет рассказывать мне обо всем, и этот год мы доучились нормально.

Моя третья ошибка – я не перевела его в другой класс сразу. Это надо было сделать еще тогда. Люди не меняются. Если в натуре заложено хамство, его не переломишь никакими разговорами.

Четвертый класс начался более-менее тихо, но спустя две недели опять начались оскорбления и унижения.

Дело закончилось тем, что на уроке она за ошибку при чтении схватила мальчика за шею и потыкала его носом в учебник, а девочке за неправильно решенную у доски задачу дала подзатыльник. Я поняла, что в один прекрасный день она так же поступит с моим ребенком.

К этому времени я стала общаться на эту тему с другими родителями. Практически все говорили, что дети неохотно идут в школу и жалуются на то, что учительница «орет». Но родители не придавали этому значения, поскольку в детском понимании «орет» может означать просто строгий тон.

Одни родители даже ходили к школьному психологу, но это не дало никаких результатов – психолог объяснила ребенку, что учительница на самом деле хорошая, просто «вы ее не всегда правильно понимаете».

С моей подачи они стали разговаривать с детьми, и те наконец рассказали, что происходит в классе. Все возмущались, но на мое предложение пойти к директору отвечали отказом – боялись портить отношения. Мне отступать уже было некуда, и я решила принять весь удар на себя. Я пошла к директору.

Директрисе я выложила все, от и до: про оскорбления, про унижения, про «своих», про наказания, подзатыльники и тыканье лицом в учебник. Директриса, дай ей Бог здоровья, не стала обелять учителя и пообещала разобраться.

Между прочим, она сказала мне такие слова: «Вы, родители, из страха замалчиваете такие случаи. А об этом надо говорить. Я узнаю о самых возмутительных вещах только когда дети идут на выпуск, когда они уже не боятся».

Отличница народного образования получила хорошую взбучку. На следующий день Андрей рассказал, что такой доброй она еще ни разу не была и даже ходила по рядам и помогала детям решать задачи.

Но я все равно уважила его чувства и перевела его в другой класс, потому что через три дня он сказал, что «учительница не обзывается, но она так смотрит на меня, что мне страшно».

Я очень надеюсь, что 1 сентября следующего года я не увижу ее среди учителей.

Мы, родители, должны уметь слышать наших детей – они часто подают немые сигналы бедствия, которых мы за суетой не можем различить. Из-за этого ребенок с его неокрепшей психикой может оказаться беспомощным против произвола взрослых людей.

Плохой учитель может довести ребенка до неврозов и комплексов, это наложит отпечаток на всю последующую жизнь.

Повторюсь: первый признак того, что в школе происходит что-то плохое – ребенок отказывается говорить на тему школы, напрягается, слыша вопросы об учебе, увиливает от ответов. Кроме родителей защитить его некому.

Ребенку надо объяснить и даже в какой-то мере внушить, что в семье он всегда получит помощь и защиту, что проблемы, если они есть, надо решать, что о них нельзя молчать. Если дети жалуются на учителя, не отмахивайтесь, разберитесь, что происходит. Поговорите с другими родителями.

В детских жалобах необходимо отделить истину от воображения и своеобразного толкования детьми поступков взрослых. Ни в коем случае нельзя оправдывать унижающие или оскорбляющие действия учителя – это должно пресекаться на корню.

В случае конфликтов не бойтесь обращаться к руководству школы и не бойтесь оказаться в одиночестве – скорей всего вы не получите поддержки от других родителей.

Если вы чувствуете, что конфликт зашел слишком далеко, то правильно будет перевести ребенка в другой класс или даже другую школу. Сейчас это сделать очень просто, я перевела сына из класса в класс за две минуты – столько времени ушло на то, чтобы написать заявление.

На следующий день он учился уже в другом классе. И даже в случае перевода необходимо уведомить директора школы о происходящем. Детей надо защищать.

Источник: https://www.matrony.ru/konflikt-s-uchitelem-kak-pomoch-rebenku/

У ребенка конфликт с учителем. как быть родителям?

Как перевести ребенка в другой класс, если возник конфликт с учителем?

Отношения с учителями у школьников могут не складываться по самым разным причинам. Как помочь ребенку конструктивно выйти из конфликта с наставником? В каких случаях лучше оставить попытки найти с учителем общий язык и поспешить перевести ребенка в другой класс или школу? В этих непростых вопросах портал interfax.by разбирался вместе с психологом Максимом Бодиковым.

– Из-за чего чаще всего возникают конфликты между школьниками и учителями?

– Конфликты между учениками и учителями, к сожалению, не редкость. Учителя тоже люди, да и дети не всегда ангелы во плоти. Поэтому при «разборе полетов» недостаточно просто разобраться в том, кто прав, а кто виноват.

Это самое сложное в любом конфликте, ведь у каждой стороны всегда найдутся неопровержимые аргументы в поддержку своей позиции.

Поэтому лучше сконцентрироваться на способах максимально эффективного решения конфликта с тем, чтобы процесс обучения после него проходил легко и комфортно и для ребенка, и для учителя.

Спектр причин, из-за которых возникают конфликты, является банальным, но в то же время достаточно широким:

  • неуспеваемость ученика по отдельным предметам, и переход учителя в оценке причин неуспеваемости на личность ребенка;
  • предвзятое отношение учителя к ученику (из-за личных особенностей, успеваемости, родителей);
  • предвзятое отношение ученика к учителю;
  • нарушение учащимся учебной дисциплины (как мнимое, так и реальное);
  • составление обобщенной картины о человеке и способах его поведения, исходя из единичной ситуации;
  • обострение реакций учеников во время подросткового возраста (повышение конфликтности как элемент естественного изменения поведения человека, вызванное физиологическими изменениями).

– Как поддерживать ребенка и помогать ему конструктивно выйти из конфликтной ситуации с учителем?

Главное в отношениях между детьми и родителями – это доверие. Оно исчезает тогда, когда возникает страх наказания. Если ребенок за то, что сказал маме или папе правду, может подвергнуться осуждению или наказанию, он вскоре поймет, что быть правдивым небезопасно.

Объясните ребенку, что в любом случае он останется любимым и сможет рассчитывать на вашу поддержку. Даже если в общении с учителем он повел себя некорректно, воздержитесь от осуждения. Покажите ребенку, что продолжаете любить и поддерживать его.

После этого рассмотрите ситуацию со всех сторон и продумайте, какое поведение ребенка при аналогичных обстоятельствах будет более эффективным и как его можно скорректировать. Например: «Что еще ты мог бы сделать?», «Как ты думаешь, можно ли было отреагировать иначе?», «А как на твоем месте поступил бы N?». Попробуйте проиграть различные модели поведения, только не навязывайте свои.

 Вы можете предложить их только после того, как ребенок озвучит 3-5 альтернативных моделей своего поведения в данной ситуации.

– В каких случаях вмешательство родителей в конфликт ребенка и учителя нежелательно (может, даже вредно), а когда необходимо?

– Конфликты в жизни ребенка неминуемы, они будут случаться регулярно. И именно школьное время – это период, когда ребенок может научиться способам регулирования и преодоления конфликтных ситуаций.

Поэтому, на мой взгляд, чем реже родители будут вмешиваться в конфликты своих детей, тем лучше. Особенно нежелательно вмешиваться в его конфликты со сверстниками.

Исключения составляют ситуации, когда невмешательство может привести к психологическим или физическим травмам.

Оставаться в стороне нельзя, если вы знаете, что ребенок попал в конфликтную ситуацию, которая не решается в течение 2 – 3 дней, и его эмоциональное состояние не улучшается. Что касается конфликтов с учителями, родителям необходимо вмешиваться при следующих обстоятельствах:

  • учитель постоянно критикует ученика, значительно больше, чем остальных;
  • учитель вспоминает о поведении ребенка в конфликте, когда ситуация напрямую с этим не связана (например, во время уроков: «Конечно, Саша домашнюю работу не сделал, он ведь только на учителей голос повышать умеет»);
  • учитель критикует личность и способности ребенка, а не его поведение в конкретной ситуации.

В случае если учитель ведет себя таким образом, родителям следует обсудить сложившуюся ситуацию с ним или руководством школы.

– Как правильно родителям вмешиваться в этот конфликт?

Любое родительское вмешательство в конфликт должно происходить с ведома ребенка.

Если ребенок младше 12 лет, просто поставьте его в известность о том, что  собираетесь прийти в школу и помочь ему решить конфликтную ситуацию.

Если ребенок уже достиг 12-летнего возраста, то учитывайте его мнение и без его согласия в конфликт с учителями и особенно со сверстниками не вмешивайтесь.

Многие родители, пытаясь помочь ребенку, к сожалению, только усугубляют ситуацию: вместо того чтобы разобраться в том, что происходит, агрессивно нападают на учителя и активно защищают ребенка. Такая тактика уж точно не будет способствовать нахождению консенсуса.  

Первое, что необходимо сделать родителям, – это попросить учителя рассказать о том, как он видит сложившуюся ситуацию. Любые жесткие характеристики некорректного поведения ребенка следует смягчать: «Давайте не будем столь категоричными…», «Это только одна из точек зрения…», «Давайте подумаем, что можно сделать в данной ситуации…»

Особое внимание следует обратить на наличие однозначно категоричных фраз-оценок с любой из сторон: «Он ни на что не способен», «Да она старая дура», «Я с этим учителем договариваться не собираюсь», «Другого от вашего ребенка ожидать не приходится». Если ничего подобного не звучит, то прогноз благоприятный. А вот если эти или похожие фразы учитель, или ребенок, или оба используют, то договориться о позитивном решении конкретной ситуации будет достаточно сложно, либо не получится вообще.

– Как защищать ребенка от нападок, несправедливых обвинений учителя?

– Родители должны осознавать, что застраховать ребенка на 100% от нападок и несправедливых обвинений учителя они не в их силах. Но снизить такую вероятность, а также повысить возможность лучше разобраться в конкретном конфликте можно.

Во-первых, учите ребенка общаться со сверстниками и старшими максимально уважительно и корректно даже в тех ситуациях, когда собеседник не прав.

Напоминайте, что обсуждать и критиковать можно поведение или слова, но не самого человека. При высказывании критики стоит использовать фразы: «Мне кажется», «По моему мнению», «Я думаю», «Я чувствую».

  Не следует употреблять фразы-оценки и начинать с «ты» или «вы».

Приведу примеры: «Я с тобой не согласен» – корректная форма. «Ты ничего не понимаешь», «Ты дурак» – некорректная. «Мне это не нравится», «Я возмущен» – корректно. «Вы совсем уже?», «Как так можно?!», «Вы вообще адекватны?!» – некорректно.

Во-вторых, можете попросить ребенка записать разговор с учителем на диктофон. Это позволит вам воспринимать ситуацию не со слов ребенка и учителя, а оценивать фактически произнесенные ими фразы. Возможно, проблема не в том, что и как произнесено, а в интерпретации каждым из участников конфликта конкретных слов «противника».

– Как определить, что все возможности для достижения консенсуса исчерпаны?

– Понять это несложно. Если, после того как вы пообщались с учителем, конфликт не решается в течение 3 – 5 дней, а ваш ребенок продолжает переживать из-за этой ситуации и говорит, что лучше не становится, то стоит задуматься о его переводе в другой класс или смене школы.

Также имеет смысл подключить школьного психолога, все-таки его работа заключается не только в проведении тестов.

Кроме того, можно обратиться к частному психологу, который поможет ребенку сформировать новые эффективные модели бесконфликтного поведения, научит социально приемлемым формам отстаивания своих границ и интересов.

– Переход в другой класс или тем более в другую школу может стать большим стрессом для ребенка. Может быть, прежде испробовать менее радикальные меры – обратиться к завучу, директору школы, в отдел образования?

– Переход в другой класс в любом случае будет проходить с ведома завуча и директора. Но, как показывает практика, крайне редко руководство школы, а тем более отдел образования, становится на сторону родителей и учеников. Скорее всего, администрация школы поддержит учителя в конфликте. И если такое произойдет, то перевод ребенка в другой класс или школу станет необходимостью.

Что касается стресса в связи со сменой среды обучения, то, на мой взгляд, стресс от постоянного пребывания в конфликтной ситуации значительно серьезнее и опаснее для ребенка, нежели переход в новый класс или школу.

– Существует мнение, что поддерживать контакт с учителями для родителей – святое дело. Меньше будет и конфликтов, и недопонимания.  И не важно, в каком классе ребенок – в 1-м или 11-м. Когда учитель чувствует поддержку родителей, которые ценят и понимают его труд, все конфликты решаются достаточно быстро. Вы разделяете такую точку зрения?

– Тут все зависит от адекватности как учителя, так и родителей. При адекватном поведении конфликты между учителями и учениками обычно не возникают, а если и появляются, то урегулируются достаточно быстро.

И степень контактов родителей и учителей значительно на ситуацию не влияет. Бывает, однако, что конфликт «ребенок – учитель» проявляется как следствие конфликта между учителем и родителями.

Тогда их общение лучше ограничить.

– Если ответственность за конфликт с учителем лежит на ребенке, и он признает, что был не прав, что можно предпринять для восстановления добрых отношений с учителем?

– Когда ребенок признает свою неправоту и хочет улучшить взаимоотношения с учителем, ему достаточно принести свои извинения и признать свою ошибку. Если учитель вышел из возраста инфантилизма (что предполагается), то отношения скоро восстановятся сами собой.

Беседовала Ирина Барейко

Источник: https://interfax.by/news/stil_zhizni/psikhologiya/1222660/

Проблемы с учителем: советы педагога

Как перевести ребенка в другой класс, если возник конфликт с учителем?

За те 10 лет, которые ребенок проводит в школе, проблем с педагогами удается избежать немногим семьям. И начинаются конфликты с учителями зачастую уже с момента поступления в школу. Разбираемся в причинах столкновений вместе с опытным педагогом и пошагово их разрешаем.

Как узнать, что проблемы существуют?

На первый взгляд, это может показаться несложным – ребенок придет домой и сам пожалуется на несправедливость. Однако это не всегда так. Дети часто стараются скрыть от родителей школьные конфликты. И у них для этого есть причины. Во-первых, дети боятся обвинений в несостоятельности. Во-вторых, они не хотят огорчать родителей – например, тем, что «не справились».

Поэтому родителям важно почувствовать те немые сигналы бедствия, которые подает сын или дочь. Первый и самый верный признак того, что что-то происходит – резкая смена поведения.

Ребенок вдруг отказывается говорить на школьные темы, стал замкнут и мало улыбается. Если школьник вдруг ни с того ни с сего заболевает, это может свидетельствовать о более серьезных проблемах.

Когда уровень стресса становится слишком высоким, детский организм сдает и как верный слуга старается избавить ребенка от лишних визитов в школу.

Причины конфликтных ситуаций

1. Специфика работы учителя.

В психологии это называют профессиональной деформацией личности. Влияние профессии на характер, стиль мышления и эмоциональные реакции испытывают и врачи, и полицейские, и другие специалисты. Педагоги особенно часто подвержены этому влиянию.

Дело в том, что учитель – профессия статусная и общественно уважаемая. К сожалению, это практически не отражается на зарплате. Но, тем не менее, мы постоянно слышим об «учительском призвании», о «сеянии разумного, доброго, вечного».

Педагог знает, что делает важное и полезное дело, он гордится статусом и не желает спускаться с пьедестала.

Кроме того, школьная система устроена таким образом, что учитель вынужден ежедневно оценивать учащихся. И для этого существует целый арсенал средств, оказывающих влияние на детей и родителей.

Отметки, записи в дневнике, публичная оценка в классе, вызовы родителей в школу – все это универсальные инструменты манипулирования.

При этом у ребенка нет особого выбора – школьник обязан посещать уроки, даже если конкретный учитель ему не нравится.

2. Семейное воспитание.

Другая область причин школьных конфликтов связана с семьей. Если дома ребенок воспитывался в доверии и раскрепощенной атмосфере, проблемы возникнут почти наверняка.

Такому ребенку нетрудно открыто высказывать свое мнение, ему неинтересно механическое повторение материала и тяжело заниматься рутинной работой. Он не видит смысла «делать, как все». Поэтому в школьной системе, привыкшей причесывать всех под одну гребенку, такую семью будут ждать столкновения.

Педагоги часто воспринимают такого ребенка как недостаточно воспитанного, а в его свободомыслии видят неуважение и угрозу для собственного авторитета.

3. Требования школы.

В самом начале обучения в школе нередки проблемы, возникающие в результате требований педагога к внешнему виду, к правилам ведения тетрадей и дневника.

Приучение к принятому в учебном заведении порядку – процесс непростой. К моменту поступления в школу большая часть детей еще не готова следовать школьным стандартам аккуратности.

Однако такие проблемы редко длятся долго и младшим возрастом, как правило, и исчерпываются.

Ситуация. Учитель не любит моего ребенка.

Причина. Глубинная причина подобных проблем лежит, как правило, не в учителе, а в семье. В норме ребенок не должен очень волноваться и требовать от педагога особого отношения к себе. Если ребенок жалуется на «нелюбовь» и сравнивает отношение учителя к себе и к одноклассникам, он переживает неудовлетворение от того, что его, как ему кажется, недооценили. 

Совет. Родителям нужно дать почувствовать ребенку, что он любим близкими людьми и защищен в семейных отношениях. Школьнику нужно обеспечить недостающее чувство уверенности в своих силах и помочь повысить самооценку.

Возможно, имеет смысл перевернуть конфликтную ситуацию.

Поговорите с ребенком, а может ли он сам больше любить учителя? Может быть, стать внимательнее и стараться выполнять его требования к внешнему виду, оформлению работ и чистоте тетрадей?

4. Особенности ребенка.

Другая группа школьных конфликтов гораздо более устойчива.

Постоянные проблемы с учителями бывают у детей с гипер- и гиподинамическим синдромом, дисграфией, нарушением концентрации внимания и другими особенностями, при которых нет противопоказаний для получения образования в обычных классах.

Такие излишне подвижные или наоборот, излишне неторопливые дети мешают учителю. Ученик отвлекает других детей или отвлекается сам, не успевает за другими, медленно соображает. И учитель старается от него тем или иным способом избавиться.

Ситуация. Ребенок с избыточным весом испытывает эмоциональный срыв (почти перестал общаться в семье, не хочет ходить в школу) после оскорблений учителя физкультуры.

Причина. Чувство унижения, особенно в подростковом возрасте, возрастает в несколько раз, если фразу, которую ребенок считает для себя оскорбительной, взрослые произнесли в присутствии его ровесников. Скорее всего, конфликт возник не из-за одной конкретной ситуации, а стал результатом копившихся проблем. 

Совет. Ребенка нужно научить воспринимать вещи под другим углом зрения, помочь повысить его самооценку. Кроме того, у ребенка должно быть достаточно надежных друзей в классе, которые могли бы его поддержать.

Ошибки родителей

1. Беспечность.

Проблемная ситуация между педагогом и ребенком может возникнуть на любом этапе школьной жизни – в начальной, средней или старшей школе. Напряженные отношения с учителем сильно травмируют ребенка, поэтому не стоит считать, что он справится самостоятельно.

Дети еще не окрепли психологически настолько, чтобы в одиночестве выдержать такую интенсивную нагрузку. А сильный стресс в юном возрасте приводит к непредсказуемой реакции – от апатии к учебе до хронических болезней. Да, жизнь – отличный учитель.

Однако у ребенка еще будет масса возможностей в этом убедиться. Сейчас же ему нужно просто помочь.

2. Излишние ожидания от учителя.

Многие педагоги придерживаются мнения, что их основная профессиональная задача – учить, а не воспитывать и любить.

Такого учителя интересуют результаты обучения и возможность перейти к следующему разделу программы.

Так что индивидуальную работу с учениками педагоги могут воспринимать как исключение и дополнительные обязательства, заявляя, что в их функциональные обязанности не входит любовь к каждому ученику класса.

Ребенок, проведший дошкольное детство в любящей семье, может удивляться тому, что его в школе не любят. Для детского мышления это нормально.

Однако взрослые понимают, что у любого педагога, даже самого опытного, наступает предел, когда количество гиперактивных и «тормозов» во время урока переходит определенную грань.

Кто-то может выдержать одного-двух детей, выбивающихся из общего уровня класса, кто-то – трех-четырех, но больше – вряд ли.

Ситуация. Учитель кричит на детей в классе.

Причина. Их может быть, но все они чаще всего происходят из-за того, что педагог устал, а дети не слушаются. 

Совет. Поговорите с другими родителями – не жалуются ли их дети на подобную проблему. Если вы получаете подтверждение, что учитель грубо и на повышенных тонах разговаривает с детьми, то отправляйтесь в школу и поговорите с ним.

Многие педагоги корректируют свое поведение, когда понимают, что родители в курсе всего происходящего на уроках. Для детей постарше эта ситуация может послужить в качестве учебного пособия – как выстраивать отношения с другими людьми, в том числе с теми, кто старше.

Подросткам можно рассказать о приемах более спокойного отношения к холерикам и истеричным людям. Такие умения пригодятся во взрослой жизни.

Как решать проблемы в школе

Шаг 1. Дать ребенку чувство защищенности. Для начала обязательно всеми возможными способами поддержите и успокойте ребенка. Даже если вы подозреваете, что, возможно, не прав именно он. Досконально разобраться в ситуации у родителя еще будет время. А пока необходимо снять первый, самый болезненный приступ детского стресса.

Шаг 2. Добиться единства требований в семье. Договоритесь между всеми взрослыми в семье, что и родители, и бабушки-дедушки будут решать возникшую проблему сообща. Единство требований – половина успеха. И если у кого-то появляются собственные амбиции («а мне еще на сентябрьской линейке не понравился этот завуч»), их лучше усмирить для достижения блага во имя интересов ребенка.

Шаг 3. Поговорить с учителем. Даже если вы изначально настроены категорично, нужно пойти в школу и разобраться. Не стоит идти к директору без общения с конкретным педагогом. «Через голову» проблема не решается, а лишь усугубляется. 

По пути в школу подумайте, что для вас поход к педагогу – попытка военных действий или предотвращение этой войны? Если второе, то идите с максимальным настроем на позитивный диалог. Задавайте учителю больше вопросов о ребенке, расспрашивайте его обо всех нюансах.

Скорее всего, чужое мнение о характере, привычках и манере поведения ребенка вам не понравится. Но попробуйте проанализировать честно высказанную учителем позицию. Возможно, для этого придется психологически отстраниться, как будто речь идет о соседском ребенке, например. Попросите у учителя совета, как вам поступить.

Спросите, чем, на его взгляд, могут помочь ребенку в семье.

Шаг 4. Последовать совету учителя. Если советы педагога покажутся вам справедливыми и ценными – делайте. А через 2-3 недели снова зайдите в школу. Спросите педагога, если ли позитивные сдвиги, расскажите, что сделали. И вновь попросите совета. 

В чем логика такого поведения? Когда учитель видит, что родители готовы стать его союзниками, это подталкивает педагога к изменению отношения к ученику. Он инстинктивно начинает уделять ребенку больше внимания.

Терпеливее ждет ответа от медлительного, чаще поощряет гиперактивного. Ребенок такое отношение педагога сразу считывает и начинает стараться все больше. Как результат – механизм «разоружения» запущен.

А отсюда шаг до школьных успехов.

Шаг 5. Сходить к директору школы. Если на уровне педагога проблемы все-таки не решить, сходите на разговор к директору или заместителю директора по начальной (средней) школе.

Возможно, ребенка удастся перевести в другой класс. Впрочем, надо быть готовыми к тому, что в условиях одной школы за ребенком и его семьей закрепится слава конфликтных и неуживчивых.

А ей всегда сопутствует предвзятое отношение.

Шаг 6. Сменить школу. Переводить ребенка в другую школу – болезненно. Но иногда – просто необходимо.

Учителя, которые готовы будут принять вашу семью такой, какая она есть, и помочь ребенку получить образование без травмирующих стрессовых ситуаций – есть. И помните, что школа рано или поздно закончится.

А по жизни вы и ваш ребенок должны идти единомышленниками, прощать, любить, поддерживать друг друга и помогать в разрешении возникающих проблем.

Источник: http://www.parents.ru/article/problemy_s_uchitelem_sovety_pedagoga/

Конфликты с учителем: 5 способов решения

Как перевести ребенка в другой класс, если возник конфликт с учителем?

В сознании ребенка младшего школьного возраста учитель — самый главный и самый важный человек в мире. От него зависит самооценка маленького ученика: если учитель недоволен, ребенок искренне считает себя плохим и неспособным ни на что, а если хвалит — расцветает от ощущения собственной успешности. Что делать, если отношения с учителем не складываются? Ищем решения.

Причины конфликтов

    По большому счету, виноваты только взрослые: с одной стороны, учителя, которые часто не обладают достаточным умением и желанием вникнуть в суть поведения ребенка, а с другой, — родители, которые редко пытаются разобраться в истинных источниках проблем.

  1. К жесткому авторитарному педагогу попадает ребенок с ярко выраженным творческим мышлением, растущий в атмосфере раскрепощенности и доверия. Такой ребенок привык высказывать свое мнение, ему трудно усидеть на одном месте и скучно повторять заученные фразы. При этом учитель видит в ученике недостаток уважения и воспитания, а в целом — угрозу своему авторитету.
  2. Подросток самоутверждается в коллективе путем противостояния учителю. Для некоторых из детей такой способ завоевать уважение одноклассников — самый простой. Особенно такой конфликт разгорается с учителем, который не в состоянии справиться со своими эмоциями, легко выходит из себя.
  3. Учитель особенно много внимания уделяет аккуратности, внешнему виду, оформлению тетрадей и дневников, а ребенок еще не в состоянии соответствовать этим требованиям. Как правило, такие конфликты чаще происходят в начальной школе, но время от времени «переползают» и в среднюю.
  4. На уроках ребенку скучно из-за низкой квалификации учителя или же, наоборот, высокого уровня подготовки ребенка. Такой ребенок начинает вслух комментировать, критиковать учителя. Если последний при этом не может правильно эмоционально реагировать, начинается противостояние.

Тревожные симптомы и признаки серьезных проблем

Напряженные отношения с учителем — очень травмирующая ситуация, причем не только в начальной школе, но и в средней, и даже в старшей.

Ребенок, который входит в конфликт в одиночку, не выдерживает такой психологической нагрузки и может «выдать» любую реакцию: от потери интереса к учебе и бунте против всех взрослых до затяжных депрессий, болезней и даже суицидальных попыток. Поэтому нельзя допускать, чтобы конфликт зашел далеко.

Реальная история

«Лешка вдруг стал худеть. Сначала мы вроде радовались, потому что он у нас пухлый с детства, а потом поняли: что-то не то. Вечерами он сидел у себя в комнате, что-то делал на компьютере, перестал с друзьями общаться. С нами стал меньше разговаривать, не смеялся, как раньше. Мы списали все на подступающий переходный возраст.

А потом, разговорившись с мамой его одноклассника, неожиданно узнали о конфликте, который уже давно, несколько месяцев, существует между Лешкой и учителем физкультуры.

Мальчишка прогулял пару занятий, учитель его высмеял при всех — и пошло-поехало… В итоге нам пришлось обращаться к психологам, у сына появилась бессонница, и в школу он ходить отказывался вообще… И в середине года мы перевели его в другую школу, подальше от стрессовой ситуации».

Признаки серьезных проблем в школе:

  • Резкая смена поведения. Например, активный и жизнерадостный ребенок вдруг становится замкнутым и молчаливым, а ласковый — начинает ужасно грубить.
  • Неадекватные реакции на привычные слова и действия. Ребенок может втягивать голову в плечи в ответ на обращение к нему, пугаться телефонного звонка или будильника, заслоняться, будто защищаясь от ударов, при попытках прикоснуться к нему и т. д.
  • Потеря интереса к учебе, нежелание посещать школу, отказ делать домашние задания, при этом понижается самооценка: «У меня нет способностей к математике» или «Я не собираюсь быть программистом».
  • На вопрос о каком-то предмете или учителе изменяется в лице, становится грубым и агрессивным, отказывается рассказывать что-либо.
  • Записи о плохом поведении на уроке сделаны чаще всего одним и тем же учителем.

Мальчики VS.

Девочки Мальчики-старшеклассники гораздо активнее «воюют» с учителями, но и им достается от педагогов больше. У мальчиков чаще возникают конфликты из-за поведения в школе (18,9% – мальчики, 11,3% – девочки), пропусков занятий и опозданий (19,8% – мальчики, 15,7% – девочки), курения (9,5% – мальчики, 2,5% – девочки). Девочки опередили сверстников в одном случае — «мой внешний вид: прическа, одежда» (5,2% – мальчики, 6,5% – девочки). Что делать и как решать проблемы

5 шагов к решению проблем

задача родителей — не просто избавление сына или дочки от проблем, а помощь в приобретении опыта цивилизованного решения конфликтов. И оттого, какие шаги вы предпримете вместе с ребенком, зависит его поведение во взрослой жизни: в разговорах с начальством, с беспокойными соседями, с супругом.

Шаг 1: Выслушайте ребенка

Не мешайте ребенку выражать свои эмоции. Сначала скажите, что вы в курсе: «Мне кажется, вы с Марией Ивановной в конфликте», — а затем четко определите задачу: «Я хочу знать, что ты об этом думаешь».

Постарайтесь сдержаться и не одергивать: «Не смей так говорить о взрослом человеке!» или оценивать: «Учитель прав, а ты нет».

Если ребенку трудно выражать свои чувства (что часто бывает с младшеклассниками), попробуйте помочь ему с формулировками: «Тебе кажется это несправедливым», «Тебе обидно», «Ты боишься». Когда ребенок поймет, что разговор этот затеян не для того, чтобы его обвинить, он будет откровенен.

Он поймет, что вы — на его стороне, что вы его поддерживаете. Но не менее вредна и другая крайность — при ребенке ругать учителя: «Да она сама ничего не понимает!» Тем самым вы демонстрируете, что в случае конфликта всегда можно спрятаться за спину взрослого.

Шаг 2: Начните обсуждение

Не надо навязывать свое мнение и давать оценки. Ваша задача — вместе с ребенком проанализировать ситуацию, увидеть ее с разных сторон. Спокойно спрашивайте: «Когда ты впервые почувствовал, что она тебя недолюбливает?» Выдвигайте версии: «Может быть, ее раздражает то, что тебе трудно подолгу молчать?». Разработайте план дальнейших действий.

Шаг 3: Поговорите с педагогом

Приходите в школу только после того, как обсудите это с ребенком. Если он попросит вас не афишировать свой визит, выполните его просьбу и приходите после уроков.

В беседе с учителем правила те же: вам нужно постараться сохранить нейтралитет. Не обвинять, не оправдывать собственного ребенка, а просто выслушать точку зрения второй стороны.

Пусть учитель расскажет о том, что он чувствует, как он видит причины конфликта.

Шаг 4: Побеседуйте втроем — вы, учитель и ребенок

Это хорошо уже тем, что конфликт не замалчивается и стороны могут высказать все, о чем думают. Но происходит это уже после того, как самая эмоциональная часть была выплеснута до того, в беседе с вами. В этом разговоре главным опять же должны стать не критика и не взаимные обвинения, а поиск выхода. Работайте посредником — собирайте предложения и вырабатывайте компромиссные решения.

Шаг 5: Примите решение

Если первые три шага не дали результатов и конфликт разгорается с прежней силой, то наступает время действовать. В том случае, когда педагог очевидно неправ, не бойтесь обратиться к администрации школы, в департамент образования. Не забывайте: сейчас вы закладываете в его сознании алгоритм разрешения конфликтов, он должен видеть, что иногда вы поступаете решительно.

Если же конфликт зашел слишком далеко, проконсультируйтесь с детским психологом. Возможно, единственный выход из ситуации — как можно быстрее сменить школу и педагога.

И в этом случае не надо ждать и уговаривать ребенка: «Ну потерпи еще полгодика, пока учебный год закончится».

Для ребенка, особенно младшеклассника, это слишком долгий срок, который может привести к неврозу или отвращению к учебе на долгие годы.

Источник: https://www.goodhouse.ru/family_and_children/education/konflikty-s-uchitelem-5-sposobov-resheniya/

Что делать, если у ребенка конфликт с учителем?

Как перевести ребенка в другой класс, если возник конфликт с учителем?

  • Рекомендации специалистов
  • 7-12 лет
  • подросток

Конфликты между школьниками и учителями, к сожалению, не редкость.

Иногда его провоцируют сами дети, а иногда – взрослые. Скоро дети вновь пойдут в школу, и некоторые ученики могут столкнуться с подобными ситуациями.

О том, что делать, если ваш ребенок не находит общего языка с учителем, расскажет «Я родитель».

Стоит ли вмешиваться?

Этот вопрос часто задают нашим психологам мамы и папы. Ответить на него в самом деле бывает непросто: многое зависит от ситуации, от возраста ребенка, от его отношения к происходящему.

Некоторые родители считают, что школьник – уже не малыш, а значит налаживать отношения с окружающими и отвечать за свои поступки он должен самостоятельно.

В целом это правильная точка зрения, но лишь в том случае, если ребенок действительно сам виноват в конфликте с педагогом и у него есть желание признать свою вину и извиниться.

Вероятней всего, учитель в таком случае проявит мудрость и пойдет на контакт, чтобы исчерпать неприятный инцидент. Но что делать, если конфликт приобретает затяжной характер?

Разбираемся в ситуации

Если вы все-таки решили вмешаться, то первым делом необходимо понять, в чем состоит главная причина конфликта.

«Моя дочь учится в 10 классе и отказывается ходить в школу, – написала нам Галина. – Говорит, что учительница занижает ей оценки из-за того, что моя девочка отказалась встречаться с ее сыном. Успеваемости дочери действительно снизилась. Как вести себя в этой ситуации и понять, кто прав, не испортив при этом отношений с учителями?»

Как видно из письма, самый главный шаг Галина сделала: она поговорила с дочерью. Разрешение любого конфликта надо начинать именно с этого.

Внимательно выслушайте точку зрения ребенка, чтобы получить хотя бы какое-то представление о сложившейся ситуации.

Не стоит ругать и уж тем более кричать на сына или дочь, пока вы не поймете, что же происходит между ребенком и учителем на самом деле. Общайтесь спокойным и доброжелательным тоном в спокойной обстановке.

Затем стоит договориться о встрече с учителем.

В самом начале разговора с педагогом объясните, что вы пришли не ругаться и не обвинять его, а разобраться в том, что происходит и вместе найти выход из положения.

Многие учителя, завидев разъяренных родителей, с порога предъявляющих претензии, сразу же начинают защищаться, даже если их вины в конфликте нет, и естественно, что такой разговор не получается конструктивным.

Поэтому, если вы идете выяснять, кто прав, кто виноват, спокойно выслушайте точку зрения педагога, сравните ее с версией, которую рассказал вам ребенок, а затем уже делайте собственные выводы.

Если виноват учитель

Если после выяснения ситуации стало понятно, что виноват учитель, не спешите кидаться обвинениями и добиваться его увольнения, а попробуйте спокойно поговорить с педагогом, вы ведь взрослые люди и умеете находить компромиссы.

Признание в своей некомпетентности любому учителю дается очень нелегко, ведь это связано с осознанием своей профессиональной несостоятельности.

Скажите учителю, что вы не хотите раздувать конфликт еще больше, что не сомневаетесь в его профессионализме, но вам бы не хотелось повторения подобной ситуации.

Но даже если учитель признает свою ошибку, это не значит, что он сможет публично извиниться перед ребенком, поэтому на помощь ему должны прийти вы. Дома поговорите с ребенком по душам, объясните ему, что все имеют право на ошибку, и взрослые тоже.

Скажите, что учитель просто устал, перенервничал, что у него очень сложная работа. Главное в разговоре – не убедить ребенка в том, что педагог плохой, а сделать так, чтобы школьник не потерял к нему уважения.

Понимание того, что все люди могут ошибаться, позволит ребенку чувствовать себя спокойнее.

ошибка, которую допускают родители – это негативные высказывания в адрес учителя. Если вы будете настраивать ребенка против педагога, то рискуете раздуть конфликт еще больше, так как школьник, почувствовав свою правоту, может потерять контроль над своими эмоциями.

Если виноват ребенок

Если оказалось, что в конфликте виноват ребенок, вы должны серьезно поговорить с ним, вместе проанализировать сложившуюся ситуацию, объяснить ему, в чем он не прав и убедить его извиниться перед учителем.

Если ребенок отказывается идти «на мировую», поговорите с педагогом и попросите его дать вашему чаду отсрочку. Скорее всего, со временем, когда первые эмоции немного поутихнут, все утрясется, и ребенок, осознав свое неправильное поведение, уже сам попробует наладить отношения с педагогом.

Главное – следить, чтобы изначальный конфликт не зашел еще дальше, поскольку некоторые дети настолько упрямы, что принципиально стараются сделать еще хуже, обидевшись и разозлившись на то, что родители априори не приняли их сторону.

Если это произошло, то, возможно, придется обратиться за помощью к детскому психологу и поискать причины упрямства. Может оказаться, что конфликтность – черта характера вашего ребенка, и тогда с ней придется бороться.

Если точка зрения родителей не совпадает с мнением педагога

Бывает и третий исход ситуации, когда учитель настаивает, что виноват ребенок, а родители не могут с этим согласиться, соответственно, прийти к общему консенсусу не удается. Так, например, случается, когда педагог слишком строгий и требует от детей беспрекословного подчинения его правилам, а родителям такой подход кажется неверным.

Вы можете выбрать один из трех вариантов дальнейших действий. Первый – это пересмотреть свое собственное отношение к ситуации.

В этом случае вашей главной задачей будет сделать так, чтобы из-за произошедшего конфликта не пострадала самооценка вашего ребенка.

Помогайте ему с домашними заданиями по предмету, который ведет этот учитель, поддерживайте его, дайте ему почувствовать, что вы на его стороне.

Второй вариант более кардинальный – это перевод ребенка в другой класс или школу. Если у вашего чада сложились хорошие отношения с одноклассниками, переводить его в другую школу – не лучший вариант, так как ребенок потеряет контакт со своими друзьями. В таком случае стоит подумать о переводе в другой класс: так он сможет общаться с ровесниками на переменах, до и после уроков.

Если с переводом возникают сложности (например, у вас специализированная школа или класс, которые в целом вас устраивают), поговорите с учителем еще раз и объясните, что ему стоит поменять отношение к вашему ребенку.

Не устраивайте скандала, но говорите об этом уверенно и твердо. Скажите, что вы уважаете его как педагога, вам нравится в целом уровень преподавания в этой школе, но сложившуюся ситуацию вы видите в ином свете.

Скорее всего, учитель не захочет возникновения проблем и вы сможете прийти к взаимной договоренности.

И третий вариант, который представляет собой крайнюю меру – это обращение в школьную администрацию или районный образовательный комитет. Быть может, этому учителю сделают выговор или назначат другого педагога вести его предмет, либо предложат какой-то другой выход из сложившегося положения.

Виктория Котлярова

Некоторые дети часто врут: по поводу домашнего задания, того, что они ели на обед, действительно ли они почистили зубы. Но родители не всегда могут различить, что правда, а что ложь. Пройдите тест и узнайте, как часто ваш ребенок говорит неправду.

Пройти тест

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/chto-delat-esli-u-rebenka-konflikt-s-uchitelem/

Юрист ответит
Добавить комментарий