Как в правах обозначается категория автомат

Категории водительских прав 2019 с расшифровкой

Как в правах обозначается категория автомат

Учитывая конструкционные различия автотранспортных средств и разную степень ответственности, предъявляемую к водителям, получившим соответствующий допуск к управлению, ТС, как и выдаваемые водительские удостоверения, разделяются на категории и подкатегории. В предлагаемом материале рассматриваются особенности категорий водительских прав, установленные российским законодательством в 2019 году, с расшифровкой по каждой из позиций.

Перечень категорий водительских удостоверений с особенностями расшифровки 2019

В 2019 году выдаются водительские права по категориям, действовавшим с 2013 года, после внесения последних поправок в закон №196-ФЗ, регламентирующий безопасность движения на дорогах.

Весь перечень состоит из следующего количества позиций:

  • семи – основных;
  • четырех подкатегорий – в дополнение к буквенному обозначению, маркированных цифрами.

Далее детальнее представлены присваиваемые категории водительских удостоверений с особенностями расшифровки.

Группа основных категорий ВУ

Основные из открываемых категорий обозначаются буквами латинского алфавита, обозначая следующее:

  1. А – позволяет управлять мотоциклами всех типов. Категория распространяется также на мотоциклетную технику с колясками. Кроме двухколесных ТС, к которым причисляют современные мотоциклы, действующие ПДД, указанная категория распространяется на технику, снабженную тремя или четырьмя колесами. Главное ограничение – лимит суммарной массы в пределах четырехсот килограммов;
  2. В – категория легкового автотранспорта. Кроме традиционных легковушек категория распространяется на родственные ТС (внедорожники, микроавтобусы, легкие грузовики), если последние весят в пределах трех с половиной тонн и вмещают не более восьми пассажиров. Для легковой автомашины разрешается использование прицепного устройства с массой в пределах семисот пятидесяти килограммов или более, но при условии соблюдения общего ограничения по массе, отмеченного ранее;
  3. С – грузового автотранспорта, техническая документация которого содержит сведения о массе, превышающей три с половиной тонны. Водителям с данной категорией разрешается, кроме непосредственно указанных грузовиков, транспортировать легкие прицепы, с весом, не превышающим семьсот пятьдесят килограммов;
  4. D – разрешает вождение автобусов (пассажирского транспорта, перевозящего, исключая водителя, от 8 человек и более, на стационарных сидячих местах) и грузовой автотранспорт, оборудованный прицепным устройством, массой более семисот пятидесяти килограммов. Указанные права не предусматривают ограничений, в зависимости от того, сколько весит ТС, или какого оно типа по конструктивному устройству;
  5. BE, CE, DE – принята взамен традиционной категории Е водительских прав, в настоящее время упраздненной. Владельцам указанных водительских прав разрешается управлять, соответственно, легковой автомашиной, грузовиком или автобусом, без ограничений по массе прицепного устройства, установленных для удостоверений В, С или D;
  6. Tb, Tm – открывающиеся для водителей городского электротранспорта (трамвайного и троллейбусного). Документ, действовавший ранее, указанные разновидности учитывал в графе особых отметок. В настоящее время эти категории выделены отдельно;
  7. М – введена с 2014 года, обозначающая разновидность легких мотоциклов и скутеров, не подпадающих под категорию А. Отдельная группа М принята в связи с возросшим количеством ДТП и аварий по причине недостаточного контроля к указанным ТС, после приобретениями ими массовой популярности. Предполагает, что владелец должен достигнуть возрастной отметки в шестнадцать лет, иначе права не выдадут. Обычно категория М проставляется автоматически при выдаче любого другого водительского удостоверения, если предоставленная владельцем медицинская справка не содержит каких-либо ограничений. Учитывая десятилетний срок действия водительских прав, управлять данной разновидностью ТС разрешается обладателю старой формы удостоверений, выданных, когда данная категория еще не была введена.

Обратите внимание! Категория М введена для обеспечения безопасности при эксплуатации легкого мототранспорта. Позиция М вносится автоматически во все водительские права.

Перечисленный перечень дополняется отдельными подкатегориями, указанными далее.

Группа подкатегорий ВУ

Наряду с основными категориями, введены дополнительные подкатегории, устанавливающие определенные ограничения по отмеченным выше позициям. Существуют следующие подкатегории, применительно к выдаваемым правам:

  • А1 – распространяется на мотоциклетную технику с мощностными характеристиками силовой установки в пределах одиннадцати киловатт и объемом камер сгорания – до ста двадцати пяти кубических сантиметров. Существующая подкатегория А1 не позволяет садиться за руль тяжелого мотоцикла;
  • В1 – введена для обобщения группы ТС мотоциклетного типа с тремя или четырьмя колесами, вне зависимости от типа рулевого управления (трициклов и квадроциклов). Не следует путать квадроцикл данной подкатегории прав с квадроциклом – машиной с иным техническим устройством и принципами управления, подходящим под категорию А водительского удостоверения, выдающегося трактористам-машинистам. В квадроциклах установлены мотоциклетные моторы. Передачи переключаются ручным механизмом при круглом автомобильном руле или ножной системой переключения с традиционным мотоциклетным рулем. В первом случае потребуется категория В, во втором – А; В1 позволяет совместить обе из них под одной позицией;
  • С1 – эта категория водительских прав ограничивает допуск к управлению грузовиками по характеристикам массы семью с половиной тоннами. Разрешает дополнительное перемещение прицепных устройств, если их вес ограничивается семисот пятьюдесятью килограммами
  • С1Е – транспортные средства, подпадающие под подкатегорию С1, но допускающую перемещение тяжелого прицепа, по массе не больше самой автомашины, при общем лимите веса – двенадцать тысяч килограммов;
  • D1 – распространяется на пассажирский транспорт, позволяющий перевозить стационарно размещенных в сидячем положении восемь – шестнадцать пассажиров и подсоединять прицеп массой, не превышающей семьсот пятьдесят килограммов;
  • D1Е – аналог вышеуказанной дополнительной категории, позволяющей перевозить автобусы с тяжелыми прицепными устройствами, не превышающими по весу основной машины, с общим ограничением в двенадцать тонн;

Необходимо учесть некоторые особенности указанных групп ВУ:

  1. позиции D1Е и DЕ отличаются одна от другой тем, что в последнем случае отсутствуют ограничения по массе грузового прицепа и разрешается перевозка сочлененных автобусов;
  2. D1 отличается от D1E допустимой разрешенной массой прицепного устройства;
  3. C1E и С1Е, а также D1 и D1Е определяют идентичные требования к прицепным устройствам, различаясь непосредственно разрешенным видом транспорта (соответственно, грузовик и автобус).

Подкатегории не относятся к отдельным позициям, а являются дополнениями к общим категориям.

Особенности оформления и выдачи водительских прав, с учетом присвоенной категории

Современное водительское удостоверение, позволяющее управлять автотранспортом в пределах России, выполнено в виде пластиковой карточки. Лицевая сторона предусматривает размещение:

  • персональных сведений об обладателе – отдельно указывается фамилия, а также имя с отчеством;
  • даты и места рождения;
  • диапазона срока действия документа;
  • подразделения, выдавшего удостоверение;
  • региона, в котором оформлялись права;
  • номерного и серийного обозначения ВУ;
  • открытых категорий.

Надписи выполнены на русском языке и дублируются латиницей.

С левой стороны размещается фото стандартных размеров, выполненное на светлом фоне, ниже – личная роспись владельца.

Вверху в овальном значке указывается национальная принадлежность удостоверения и наименование документа.

На обратной стороне водительских прав в табличной форме перечислены все существующие категории и подкатегории, с указанием открытых для конкретного водителя – проставляются соответствующие даты, в диапазоне которых документ действителен.

Дополнительно в колонке 12 с правой стороны указываются специальные обозначения. Отметка AS в водительском удостоверении, выданном мотоциклисту, указывает, что обладатель документа допускается к управлению техники, оборудованной рулем автомобильного образца. Указанная отметка проставляется в удостоверениях водителей, не получивших допуск к управлению мотоциклами.

С левой стороны от таблички размещен штрих-код без цифровых обозначений, справа внизу – указание номера и серии, совпадающее с нанесенным на лицевую страницу.

Категории присваиваются водителям, прошедшим теоретический и практический курс обучения в специализированных учебных заведениях, получивших лицензию на данный вид деятельности. Результат успешного усвоения учебной программы подтверждается кандидатами сдачей экзамена, включающего отдельно теоретический и практический блоки.

Если водитель желает расширить область управления, открыв новые категории, ему необходимо пройти дополнительное обучение с последующей аттестацией. В этом случае старые права сдаются, а выдаются новые. Необходимо учитывать, что удостоверение водителя автомобиля старого образца не подлежит замене, если срок действия документа еще не окончен.

Но водительские права не будут выданы, если претендент не достигнет минимальной установленной возрастной отметки, составляющей для следующих видов транспорта:

  • скутеров или мопедов – шестнадцать лет;
  • легковушек или грузовиков (без тяжелых прицепов) – совершеннолетие;
  • пассажирского транспорта, включая электрический – двадцать один год.

Категории ВЕ, СЕ или DE имеют право получить водители с опытом управления аналогичных видов транспорта без тяжелых прицепов не менее одного года.

Указанные возрастные ограничения не распространяются на прохождение обучения, включая практические навыки. Несовершеннолетним кандидатам достаточно предоставить письменное согласие родителей, чтобы получить возможность аттестоваться. Но водительское удостоверение будет выдано после достижения указанных выше возрастных границ.

Обратите внимание! Несовершеннолетние допускаются к обучению на водительские права только с письменного разрешения родителей.

https://www..com/watch?v=Sh0BUgcik_o

Водительские права для управления спецтехникой

Многих интересует, какие права выдаются водителю погрузчика.

Необходимо учитывать, что лицу, получившему допуск к управлению автопогрузчиком или другой аналогичной техникой, присваивается квалификация тракториста-машиниста.

Выдачей разрешений для управления данной категорией ТС входит в сферу другого ведомства – Гортехнадзора, в отличие от автомобильного и электрического транспорта, относящегося к сфере ответственности ГИБДД.

Для спецтранспорта характерно наличие следующих категорий:

  • А – внедорожный транспорт, с максимальной массой до трех с половиной тонн;
  • В – трактора или погрузчики на гусеничном или колесном ходу, с мощностными характеристиками силового агрегата в пределах 25,7 кВт;
  • С – машины, передвигающиеся на колесах, нижний предел мощности мотора у которых аналогичен верхнему у предыдущей группы, а максимальная его величина – 110,3 кВт;
  • D – Категория аналогичной техники, с мощностью силового агрегата свыше указанной ранее границы;
  • Е – гусеничный транспорт, с мощностными характеристиками силовой установки 25,7 кВт и более.

Несмотря на сходную маркировку обозначения, удостоверение машиниста-тракториста – совершенно другая область ответственности, отличная от автомобильных прав.

Как видно из представленного описания, перечень категорий водительских удостоверений существенно расширился.

Автолюбителю необходимо разбираться в особенностях расшифровки обозначений в правах, чтобы четко представлять, на какие ТС распространяется разрешение его документа.

Это позволит избежать возможных штрафных санкций от представителей ГИБДД за превышение компетенции, согласно полученному допуску.

Если вы хотите получить более подробную информацию, воспользуйтесь консультацией нашего бесплатного юриста!

Статья была Вам полезной?

Источник: https://migrantvrf.ru/voditelskoe-udostoverenie/kategorii-voditelskih-prav-s-rasshifrovkoy/

Чем отличаются права на механику и автомат?

Как в правах обозначается категория автомат

Согласно требованиям правительственного Постановления №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами», граждане, сдававшие экзамен по вождению на автомобиле с АКПП, вправе управлять автомобилем только с коробкой-автомат (п.28).

После принятия поправок МВД, отметка «АТ», указывающая на то, что владелец проходил обучение на машине с автоматической коробкой передач, ставится на оборотной стороне удостоверения.

Статистика показывает, что многие автомобилисты, умеющие ездить на автомате, не знают, как обращаться с механической коробкой. Согласно Постановлению Правительства РФ №1097, лица, прошедшие обучение на АКПП, не могут управлять транспортным средством с другим типом трансмиссии, если не прошли соответствующие курсы.

Водительское удостоверение на управление автомобилем с автоматической коробкой передач с отличительной отметкой «АТ».

Водительское удостоверение на управление автомобилем с механической коробкой передач без отличительной отметки.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-50-82 Москва; +7 (812) 425-68-16 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-14-96 Бесплатный звонок для всей России.

Где в правах указывается механика или автомат?

Если водитель обучался и сдавал экзамены на транспортном средстве с автоматической трансмиссией, на оборотной стороне прав будет специальная отличительная пометка «АТ». Благодаря этой надписи инспектор может отличить ваши документы по соответствующим показателям.

https://www.youtube.com/watch?v=Sh0BUgcik_o

Если перевернуть удостоверение, вы сможете обнаружить графу под названием «Особые отметки». Обратите внимание на следующее:

  • Графа 12 содержит ограничения, которые касаются категорий транспортных средств. Это мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, их разновидности.
  • Графа 14 показывает те ограничения, которые имеются в конкретном экземпляре водительского удостоверения. Именно здесь будет указан и тип коробки передач автомобиля, на котором вы проходили обучение.

Чем отличается водительское удостоверение на механику и АКПП?

Автоматическая коробка передач встречается в любых классах, вне зависимости от того, минивэн это или седан. Использование ТС с автоматом позволяет многим гражданам пройти более легкое обучение, так как разобраться с работой механики могут или хотят не все.

Если ученик автошколы не планирует в будущем пользоваться транспортом с механической коробкой, он вправе выбрать учебу на автоматической трансмиссии, после чего получит документы с соответствующей маркировкой.

Если владелец водительского удостоверения с отметкой «АТ» захочет пересесть на авто другого типа, ему придется переэкзаменоваться в ГИБДД, чтобы оформить необходимые права.

Внешний вид документа с лицевой стороны абсолютно одинаков и не отличается вне зависимости от того, проходил ли гражданин курсы с МКПП или АКПП. Посмотреть на водительские права можно на фотографии ниже.

Увидеть, как выглядит водительское удостоверение на автомат с оборотной стороны, можно на следующем фото. Отметка «АТ» находится в левом нижнем углу, она относится к графе 14.

Механическая коробка намного сложнее в использовании, поэтому обучение на ней требует большего мастерства от водителя, соответственно, понадобится больше усилий для получения навыка управления таким транспортным средством. Важно, чтобы автомобилист знал, как правильно выжать сцепление, когда переключить передачу.

Необходимо, чтобы человек мог сделать это на ходу, не глядя на ручку, поскольку если он станет отвлекаться на то, чтобы посмотреть на рычаг КПП, водитель рискует спровоцировать ДТП, ослабив внимание к дорожной ситуации.

Кроме этого, гражданин должен чувствовать машину, понимать, когда именно требуется переключить передачу и в каком случае это надо делать.

Практические навыки, касающиеся своевременного включения сцепления, не потребуются человеку, который ездит на транспортном средстве с коробкой-автомат, когда важно только при начале и окончании движения поставить ее в соответствующий режим. При управлении авто с АКПП используется только две педали – тормоз и газ.

Согласно требованиям ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года (редакция от 30.12.2018), граждане, сдавшие экзамен на права на автомобиле с механической трансмиссией, вправе управлять машиной с любой коробкой передач. Иными словами, им доступна техника как с МКПП, так и с автоматом (ст. 25, п. 2).

В этом же законодательном акте указывается, что лица, обучившиеся вождению на ТС с автоматической трансмиссией, не имеют права садиться за руль авто с механикой.

Следовательно, если человек, имеющий удостоверение с отметкой «АТ», хочет приобрести машину с МКПП, ему придется пройти обучение в автошколе повторно.

Ниже представлен образец документа на управление автомобилем с механической коробкой.

Чем отличается обучение на права на механику и автомат?

Согласно правительственному Постановлению №1097 от 24 октября 2014 года (редакция от 14 августа 2018), автомобили с МКПП, на которых проходит учеба и практические экзамены, должны быть оснащены вспомогательными педалями сцепления и тормоза.

Также в них обязано быть зеркало заднего обзора для экзаменатора, опознавательные знаки «Учебное ТС» (приложение 3 к законодательному акту). Машины с автоматической трансмиссией не оборудуются дополнительной педалью сцепления.

Сам процесс обучения на автомобилях с АКПП и механикой не имеет отличий ни по количеству учебных часов, ни по отрабатываемым действиям.

Длительность курса составляет 2,5-3 месяца в зависимости от условий конкретной автошколы, на автодроме и в городе выполняют одни и те же упражнения (разворот, въезд на эстакаду, перестроение и т.д.).

Разница заключается только в способе управления транспортным средством: автомобиль с механической трансмиссией требует переключения сцепления, а для вождения машины с коробкой-автомат используется всего две педали – газа и тормоза.

Отличия в стоимости обучения

Цена курсов вождения авто с механической трансмиссией, несмотря на большую сложность процесса, ниже. Отличие связано не только с тем, что схема хорошо отработана, но и с тем, что сами автомобили дешевле, их обслуживание проще, и они есть в любой автошколе.

В некоторых школах стоимость курсов идентична, точная цена зависит от конкретной организации и города, а также дополнительных услуг. Например, в одних фирмах затраты на горюче-смазочные материалы включены в сумму, в других они рассчитываются отдельно.

Различия могут затрагивать и количество часов, в зависимости от этого варьируется и стоимость.

В ряде школ предлагают часы по практическому обучению вождению сверх основного курса. Если у гражданина возникают сложности с освоением навыков, ему можно записаться на дополнительные занятия.

Стоит отметить, что не во всех автошколах есть машины с автоматической трансмиссией, эта проблема особенно часто встречается в небольших городах. Именно поэтому многие предпочитают пройти обучение на механику, не имея альтернативы.

Отличия в экзаменах

Рекомендуется обратить внимание на то, что требования ГИБДД и программы автошкол достаточно часто меняются. Поэтому уточнять нюансы нужно уже непосредственно перед поступлением и сдачей экзаменов.

В данный момент ученики еще до начала учебного процесса имеют право выбрать не просто марку автомобиля, если в автошколе предлагаются разные машины, но и тип трансмиссии, на которой будет проходить обучение.

В целом процедура получения навыков вождения на автомате и механике мало чем отличается: теоретическая часть для всех одна, упражнения на автодроме и в городе тоже. Разница заключается только в том, каким образом происходит вождение.

Ответственность за управление автомобилем на механике с правами на автомат

Согласно статье 12.

7 КоАП, если автомобилист имеет удостоверение с отличительной пометкой «АТ» и сядет за руль машины с механической трансмиссией, это приравнивается к вождению ТС лицом, с отсутствием водительского удостоверения.

Кодекс предусматривает наложение штрафа в размере 5-15 тысяч рублей, транспортное средство конфискуют и отправляют на штрафстоянку. Исключением является езда на учебном ТС при обучении в автошколе.

Нюансы

При выборе обучения на автомобиле с механикой можно отметить следующие достоинства:

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-50-82 Москва; +7 (812) 425-68-16 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-14-96 Бесплатный звонок для всей России.

  • Полученное водительское удостоверение не будет иметь ограничений, в отличии от прав на автомат, вы сможете ездить на авто с любым типом трансмиссии.
  • Усвоенные навыки позволят контролировать езду самостоятельно, динамика разгона и торможения будет полностью в ваших руках. Вы сможете самостоятельно выбирать стиль вождения, а не подстраиваться под работу АКПП. При необходимости можно понизить передачу, дав большую нагрузку на двигатель, но увеличив при этом крутящий момент, это актуально, например, при движении в крутую гору или если машина забуксовала в грязи.
  • Получение расширенного числа практических навыков, которые могут пригодиться в экстремальной ситуации.

Неопытному водителю, который никогда не сидел за рулем автомобиля, намного легче будет разобраться в конструкции, где всего две педали, т.е. с АКПП.

Ему не придется учиться выполнять сложное упражнение по переключению, не будет рывков при не выжатом до конца сцеплении. Авто не заглохнет в ответственный момент, если новичок резко бросит педаль. На горках автомат не откатывается, потому что достаточно отпустить тормоз и нажать на газ.

В это время не требуется переключение передачи, которое заставляет бросить педаль, нужно успеть выжать сцепление. Иначе говоря, входящая в экзамен процедура намного упрощается, если выполнять ее на АКПП.

Тем не менее, несмотря на большую легкость учебы на права с коробкой-автомат, имеет смысл записаться на курсы вождения ТС с механикой, если в дальнейшем есть шанс, что гражданину потребуется сесть за руль авто с МКПП. Классические ситуации – покупка машины с механической трансмиссией, необходимость перегонки транспортного средства, отсутствие транспорта с АКПП в компании, предоставляющей услуги аренды ТС.

Если гражданин, получив удостоверение с отметкой «АТ», решит ездить на механике, ему придется повторно обучаться в автошколе, что экономически весьма невыгодно.

Если сесть за руль автомобиля с механической трансмиссией, имея права на машину с АКПП, можно столкнуться со штрафом до 15 тысяч рублей и эвакуацией транспортного средства на штрафстоянку.

Оспорить подобное решение инспектора ГИБДД не получится даже в судебном порядке.

Автоюрист. Имеет свой адвокатский кабинет, специализируется на вопросах, касающихся дорожно-транспортных происшествий, защищает клиентов в случае составления протоколов сотрудниками ГИБДД. Специалист в правилах поведения с сотрудником ДПС, нюансах составления протокола и неотъемлемых правах водителя.

Источник: https://prav-voditel.ru/voditelskoe-udostoverenie/otlichie-prav-na-mehaniku-i-avtomat

Чем отличаются водительские права на автомат и механику?

Как в правах обозначается категория автомат

В 2017 году национальное водительское удостоверение Российской федерации привели в соответствие с Венской Конвенцией «О дорожном движении».

В документе появились дополнительные подкатегории транспортных средств и отметка о том, что водитель обучался на автомобиле, оснащённом автоматической коробкой передач.

Лицевая сторона у прав на автомат и механику идентична, отличия на обороте: в левом нижнем углу ставится отметка «АТ», если обучение проводилось на машине, оборудованной АКПП.

Оборотная сторона, где в правах указывается автомат или механика.

Зачем нужна отметка

Установка АКПП во всех классах легковых автомобилей, минивэнов, внедорожников, позволило смягчить требования к навыкам курсантов автошкол по переключению передач в механической коробке.

Если курсант не желает изучать «механику», планируя использовать только «автомат», то обучение проводят на автомобиле с АКПП, и на водительском удостоверении ставят отметку «АТ», которая является ограничением в открываемой категории, и запрещает водить автомобиль оборудованный МКПП.

На вопрос, можно ли ездить на «механике», если учился на «автомате», ответ однозначный — запрещено. Для управления машиной с «механикой», водитель обязан переучиваться и дополнительно сдавать переэкзаменовку в ГИБДД.

Обучение вождению на «механике» сложнее, чем на «автомате», требует освоения дополнительных навыков управления автомобилем с использованием сцепления, знания соотношений передачи, скорости машины и оборотов двигателя, понимания режима работы двигателя и трансмиссии в различной дорожной обстановке и на различном рельефе.

Обучившись управлению машиной с ручной механической коробкой передач, перейти на управление машиной с АКПП легко, и не требует освоения дополнительных навыков. Права без отметки «АТ» считаются универсальными.

Поэтому на вопрос, можно ли ездить на «автомате», если учился на «механике», ответ положительный — разрешено.

Категории и подкатегории нового удостоверения

Категории новых водительских прав с отметкой «автомат или механика» расширены подкатегориями, и теперь их шестнадцать.

Шесть больших категорий:

  • А — мотоциклы;
  • B — легковые автомобили;
  • C — грузовые автомобили;
  • D — автобусы;
  • М — мопеды;
  • Трамваи и троллейбусы.

Четыре подкатегории: A1, B1, C1, D1.

Специальные подкатегории, для управления автомобилями с прицепом: BE, CE, DE, C1E, D1E.

На оборотной стороне водительского удостоверения они расположены в следующем порядке:

  1. А — мотоциклы;
  2. А1 — лёгкие мотоциклы с двигателем от 50 до 125 см3;
  3. В — легковые машины до 3,5 тонн, не более восьми мест, кроме водителя;
  4. В1 — трициклы и квадрициклы;
  5. С — грузовики, в том числе с лёгким прицепом;
  6. С1 — грузовики до 7,5 т;
  7. D — автобусы, в том числе с лёгким прицепом;
  8. D1 — микроавтобусы до 16 сидячих мест;
  9. ВЕ — легковые автомобили с прицепом, массой свыше 750 килограммов;
  10. СЕ — грузовики категории C, с прицепом, массивнее 750 килограммов;
  11. С1Е — грузовик категории C1, с прицепом, массивнее 750 килограммов;
  12. — автобус категории D, с прицепом 0,75 — 3,5 т;
  13. D1Е — автобус категории D1, с прицепом 0,75 — 3,5 т;
  14. М — мопеды, скутеры, а также лёгкие квадрициклы с двигателем до 50 см3;
  15. Tm — трамвай;
  16. Tb — троллейбус.

На базовых курсах водителей открывают категории и подкатегории А, В и М, из них отметка про обучение на машинах с АКПП актуальна для категории В.

Обучение на автомобиле с механической коробкой даёт дополнительные навыки управления и универсальные права, с которыми можно ездить и на машине с «механикой» и на машине с «автоматом».

Но обучиться на «механике» по сравнению с «автоматом» сложнее, больше времени уйдёт на наработку базовых навыков, которые, возможно, никогда не пригодятся в дальнейшем.

Общий принцип обучения сформулировал Суворов в своей максиме «тяжело в ученье, легко в бою». Поэтому при выборе, на чём лучше учиться, на механике или на автомате, даже если нет намерения в дальнейшем управлять машиной с МКПП, учиться лучше на ней.

Универсальное водительское удостоверение позволит пересесть на любую машину открытой категории без переэкзаменовки.

Этап экзаменов ГИБДД в городском движении сдавать лучше на «автомате». В потоке машин основное внимание уделяется перестроениям, соблюдению дистанции, светофорам, пешеходам и нестандартным ситуациям.

В такой напряжённой обстановке неопытный водитель отвлекается на переключение передач и может совершить ошибку. Избегайте этого, особенно если вы планируете в дальнейшем использовать только АКПП.

Если учился на «механике», можно сдавать на «автомате». Препятствий со стороны ГИБДД не будет.

Вас заинтересует:

Источник: http://pravo-auto.com/prava-na-avtomat-i-na-mehaniku-otlichiya/

Категории и подкатегории водительских прав в 2019 году

Как в правах обозначается категория автомат

Добрый день, уважаемый читатель.

Категория водительских прав обозначает группу транспортных средств, которой может управлять владелец водительского удостоверения.

Существуют 5 основных категорий: А – мотоциклы, B – легковые автомобили, C – грузовые автомобили, D – автобусы, М – мопеды, 4 подкатегории: A1, B1, C1, D1 и специальные категории для управления автомобилями с прицепом BE, CE, DE, C1E, D1E.

Например, водительское удостоверение категории B позволяет управлять только легковыми автомобилями и не разрешает садиться за руль маршрутного такси или автобуса (для этих транспортных средств нужны водительские права категории Д).

В этой статье будут рассмотрены категории и подкатегории водительских прав, а также особенности их использования при управлении транспортными средствами.

Водитель имеет право управлять только транспортными средствами, категории которых указаны на оборотной стороне его водительского удостоверения. Если он не будет соблюдать указанное требование, то получит штраф за отсутствие категории прав –
5 000 – 15 000 рублей.

Таблица категорий водительских прав в 2019 году

С 5 ноября 2013 года вступили в силу изменения в закон “О безопасности дорожного движения”, которые не только изменили перечень категорий водительского удостоверения, но и добавили совершенно новые подкатегории.

Расшифровка категорий водительских прав приведена в следующей таблице:

Водительские права категории А

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее – право на управление транспортными средствами):

категория “А” – мотоциклы;

Водительское удостоверение категории А позволяет управлять любыми мотоциклами, в том числе и мотоциклами с коляской.

Кроме того, оно дает право на управление мотоколясками, которые в 2019 году на дорогах встретить чрезвычайно сложно.

Напомню, что к мотоциклам в соответствии с ПДД относятся двухколесные транспортные средства с боковым прицепом или без него. Кроме того, категория А позволяет управлять трехколесными и четырехколесными транспортными средствами, которые в снаряженном состоянии имеют массу не более 400 кг.

Подкатегория А1

подкатегория “А1” – мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;

Подкатегория А1 позволяет управлять мотоциклами с небольшим объемом двигателя и небольшой максимальной мощностью.

Отмечу, что водители, имеющие в правах категорию А могут управлять и транспортными средствами подкатегории А1.

Важное отличие подкатегории А1 состоит в том, что ее можно открыть в 16-летнем возрасте.

Водительское удостоверение категории В

категория “В” – автомобили (за исключением транспортных средств категории “А”), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;

Водительское удостоверение категории В позволяет управлять легковыми автомобилями, а также небольшими грузовиками, микроавтобусами и джипами, соответствующими вышеприведенным требованиям.

Также категория B дает право управления мотоколясками и автомобилями с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не более 750 кг.

Кроме того существует возможность использования и прицепов, масса которых превышает 750 килограммов, при соблюдении следующих требований:

1. Разрешенная максимальная масса прицепа не должна превышать массы автомобиля без нагрузки.

2. Суммарная разрешенная максимальная масса автомобиля и прицепа не должна превышать 3,5 тонны.

Например, пусть разрешенная максимальная масса автомобиля составляет 1 900 кг, а масса без нагрузки 1 400 кг (эти величины указываются в пунктах 14 и 15 паспорта транспортного средства).

Имея удостоверение категории B можно к указанному автомобилю присоединить прицеп, разрешенная максимальная масса которого 1400 кг. В этом случае разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массу автомобиля без нагрузки. Кроме того, разрешенная максимальная масса состава транспортных средств составляет 1 900 + 1 400 = 3 300 кг. Она не превышает 3 500 килограммов.

BE

Для управления автомобилем категории B с тяжелым прицепом, водителю потребуется категория BE:

категория “ВЕ” – автомобили категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;

Подкатегория B1

подкатегория “В1” – трициклы и квадрициклы;

В 2019 году подробная информация по транспортным средствам категории B1 отсутствует.

Обратите внимание, “квадрИцикл” и “квадрОцикл” это не одно и то же. Поэтому обычные водительские права на квадроцикл не подойдут.

Водительские права категории С

категория “С” – автомобили, за исключением автомобилей категории “D”, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории “С”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

Водительские права категории С позволяют управлять только средними (от 3500 кг до 7500 кг) и тяжелыми (более 7500 кг) грузовиками, а также грузовиками с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

Обратите внимание, категория C не дает права управления небольшими (меньше 3500 кг) грузовиками и легковыми автомобилями.

СЕ

категория “СЕ” – автомобили категории “С”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;

Для управления автомобилем категории С с тяжелым (более 750 кг) прицепом или полуприцепом водителю потребуется дополнительная категория CE.

Подкатегория С1

подкатегория “С1” – автомобили, за исключением автомобилей категории “D”, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории “С1”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

К подкатегории С1 относятся средние грузовики, разрешенная максимальная масса которых находится в интервале от 3,5 до 7,5 тонн.

Также эта подкатегория позволяет перевозить и легкий прицеп (до 750 кг).

Водители, имеющие основную категорию С, могут управлять и транспортными средствами подкатегории С1.

С1Е

подкатегория “С1Е” – автомобили подкатегории “С1”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;

Также существует и дополнительная подкатегория C1E, которая позволяет управлять автомобилями подкатегории С1 с тяжелыми (более 750 кг) прицепами. При этом суммарная разрешенная максимальная масса грузовика и прицепа не должна превышать 12 тонн.

Водители, имеющие старшую категорию CE, могут управлять и транспортными средствами подкатегории C1E.

Водительское удостоверение категории D

категория “D” – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории “D”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

Водительское удостоверение категории Д позволяет управлять автобусами различных размеров, независимо от их разрешенной максимальной массы, а также автобусами с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

Имея водительское удостоверение категории D водитель может управлять как небольшими автобусами, используемыми в качестве маршрутных такси, так и огромными туристическими автобусами.

Единственная разновидность автобусов, для которой не подходит категории D, – это сочлененные автобусы или “автобусы с гармошкой”.

DE

Для буксировки прицепов, разрешенная максимальная масса которых превышает 750 кг, а также управления сочлененными автобусами требуется водительское удостоверение категории DE.

категория “DЕ” – автомобили категории “D”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;

Подкатегория D1

подкатегория “D1” – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории “D1”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

Подкатегория D1 позволяет водителю управлять небольшими автобусами, имеющими от 9 до 16 сидячих мест. Также эта категория разрешает использовать легкий прицеп массой до 750 кг.

К данной категории относятся небольшие микроавтобусы, например РАФ-2203 или ГАЗель-3221, которые ранее широко использовались в качестве маршрутных такси. В настоящее время широкое распространение получили микроавтобусы иностранных марок, которые имеют более 16 сидячих мест, и для управления которыми подкатегории D1 недостаточно.

D1Е

Для управления небольшими автобусами с тяжелыми прицепами предназначена подкатегория D1E:

подкатегория “D1Е” – автомобили подкатегории “D1”, сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.

Обратите внимание, что прицеп, во-первых, не должен быть предназначен для перевозки пассажиров, а во-вторых, суммарная разрешенная максимальная масса автобуса и прицепа не должна превышать 12 тонн.

Отмечу, что водители, имеющие категорию D, могут управлять автобусами подкатегории D1, а водители, имеющие категорию DE, могут управлять автобусами с прицепом подкатегории D1E.

Категория E

В настоящее время категория E из водительских удостоверений исчезла. На смену ей пришли, представленные выше, категории BE, CE, C1E, DE, D1E.

Если же Вы до сих пор используете удостоверение с категорией Е и хотите его поменять, то рекомендую прочитать статью “Перенос категории E в новые права”.

Категория M

категория “M” – мопеды и легкие квадрициклы;

Категория М введена 5 ноября 2013 года. Она позволяет управлять мопедами и легкими квадрициклами.

Управлять транспортными средствами категории М также могут и водители, у которых нет категории М, но есть любая другая категория водительских прав.

Обратите внимание, что удостоверение тракториста-машиниста и иностранные водительские права не позволяют управлять мопедами.

Категории Tb и Tm

категория “Tm” – трамваи;

категория “Tb” – троллейбусы;

В 2019 году для управления трамваями или троллейбусами требуется наличие категории Tm или Tb соответственно.

Напомню, что еще несколько лет назад троллейбусы и трамваи не выделялись в отдельные категории. Информация об управлении этими транспортными средствами заносилась в графу “особые отметки” водительских прав.

Как открыть новую категорию прав?

Довольно часто у водителей возникает вопрос: “Как добавить в права дополнительную категорию?”. На самом деле, все довольно просто. Нужно пройти обучение в автошколе и сдать экзамен на соответствующую категорию.

Подробнее об этом Вы можете узнать в статье:

Как открыть новую категорию водительского удостоверения?

Ну а в завершение хочу еще раз напомнить, что управление транспортным средством без соответствующей категории прав влечет штраф в размере 5 000 – 15 000 рублей. Кроме того, водитель отстраняется от управления транспортным средством, а автомобиль отправляется на штрафстоянку.

Источник: https://pddmaster.ru/voditelskie-prava/kategorii-voditelskix-prav.html

Юрист ответит
Добавить комментарий