Какие Арбитражные суды будут выступать в качестве судов апелляции и кассации?

Верховный суд РФ объявил дату начала действия масштабной судебной реформы

Какие Арбитражные суды будут выступать в качестве судов апелляции и кассации?

Объявлена дата начала работы пяти апелляционных и девяти кассационных судов, а значит, и вступления в силу масштабных поправок в процессуальные кодексы. Таким образом Пленум Верховного суда РФ завершает процессуальную революцию.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

С 1 октября 2019 года российская судебная система начнет существовать по новым правилам. Это следует из постановления, которое принял Пленум Верховного суда РФ 12 сентября 2019 года. Как сказано в тексте документа:

Считать днем начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда и Центрального окружного военного суда 1 октября 2019 года.

Одновременно, в соответствии с ранее принятыми законами, вступят в силу масштабные поправки в основные процессуальные кодексы, которые чаще называют «процессуальной революцией».

Что это значит?

1 октября в стране начнут работать пять апелляционных и девять кассационных судов. Их предложил создать Пленум ВС РФ еще в 2017 году. Одновременно судьи решили существенно реформировать действующие процессуальные кодексы:

После принятия и подписания необходимых законов был установлен «переходный период», была проведена реорганизация структуры военных и гражданских судов. В результате полностью изменится система обжалования судебных решений и приговоров.

Новые апелляционные суды с 1 октября 2019 года начнут пересматривать дела, которые разрешают суды субъектов РФ (Верховные суды республик, областные, краевые суды) в качестве первой инстанции.

Также под их юрисдикцию попадают споры по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Новые апелляционные суды становятся вышестоящими судебными инстанциями по отношению к действующим на территории верховным судам республик, областным судам и другим судам.

Новые кассационные суды общей юрисдикции будут рассматривать кассационные жалобы, а также дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Они становятся вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям.

Основные положения «процессуальной революции»

Принципиально порядок апелляционного и кассационного обжалования не изменится. разница — территориальное расположение судов.

Хотя подавать жалобы, как и сейчас, нужно будет в суд, который принял решение – то есть в суд первой инстанции, участвовать в судебных заседаниях придется не просто в другом городе, но и в другом регионе.

Также предусмотрены значительные изменения в самом процессе. В частности:

  • Так называемая сплошная кассация, привычная для арбитражного процесса, вводится в гражданский процесс. Теперь все поданные кассационные жалобы будут обязательно рассмотрены. До сих пор принимать или нет жалобу, решал судья кассационного суда.
  • Новая редакция статьи 378 ГПК РФ изменяет требования к форме и содержанию кассационных жалоб. Теперь их разрешено подавать в электронном виде, путем заполнения специальной формы на официальном сайте суда. Необходимые документы должны быть приложены к жалобе также в электронном виде.
  • Обновлен перечень документов, которые должны быть приложены к апелляционной жалобе. Теперь заявитель должен предоставить суду документ, подтверждающий направление или вручение другим участвующим в деле лицам копий апелляционной жалобы и приложенных к ней документов.
  • В гражданском процессе вводится преюдиция. Преюдициальными будут считаться постановления по делам об административном правонарушении. До сих пор такие документы относились к простым доказательствам, которые не имеют заранее установленной силы.
  • Представителями в судах общей юрисдикции, за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами, теперь смогут выступать только лица с высшим юридическим образованием, ученой степенью или имеющие статус адвоката.
  • Для взыскания судебных расходов установлен новый срок — 3 месяца. Он считается со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела.
  • Предусмотрен новый порядок подачи иска. Истцов обязали указывать дополнительные сведения об ответчике. Если ответчиком выступает гражданин, то в иске нужно будет указать один из его идентификаторов: СНИЛС, ИНН, серию и номер удостоверяющего личность документа, регистрационный номер ИП, серию и номер водительского удостоверения или свидетельства о регистрации транспортного средства.
  • В ГПК РФ введена новая глава 14.1: «Примирительные процедуры. Мировое соглашение». В соответствии с ее нормами суды смогут приостановить производство по делу, чтобы стороны попытались помириться.
  • При заявлении иска со смешанными административными и гражданскими требованиями, если разделение требований невозможно, суд должен будет перейти к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства по нормам ГПК. Также произойдет в случае ошибочной подачи административного иска, который является гражданским — судья вынесет определение о переходе к рассмотрению дела по правилам ГПК РФ, До сих пор такие иски подлежали возврату заявителю.

Где находятся новые суды

Новые апелляционные суды расположены:

  • Первый апелляционный суд общей юрисдикции — в Москве;
  • Второй апелляционный суд — в Санкт-Петербурге;
  • Третий апелляционный суд — в Сочи;
  • Четвертый апелляционный суд — в Нижнем Новгороде;
  • Пятый апелляционный суд — в Новосибирске.

Кроме того, в г.о. Власиха Московской области заработает апелляционный военный суд.

Новые кассационные суды откроют двери 1 октября в таких городах:

  • Первый кассационный суд общей юрисдикции — в Саратове;
  • Второй кассационный суд — в Москве;
  • Третий кассационный суд — в Санкт-Петербурге;
  • Четвертый кассационный суд — в Краснодаре;
  • Пятый кассационный суд — в Пятигорске;
  • Шестой кассационный суд — в Самаре;
  • Седьмой кассационный суд — в Челябинске;
  • Восьмой кассационный суд — в Кемерове;
  • Девятый кассационный суд — во Владивостоке.
  • Военная кассация будет работать в Новосибирске.

Точные адреса, телефоны и сайты в интернете новых судов можно найти на официальном сайте ВС РФ, там же указана территориальная подсудность.

Источник: https://ppt.ru/news/143642

Система апелляционного и кассационного обжалования в СОЮ

Какие Арбитражные суды будут выступать в качестве судов апелляции и кассации?

Федеральным конституционным законом от 29.07.2018 N 1-ФКЗ “О внесении изменений в Федеральный конституционный закон “О судебной системе Российской Федерации” и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции” внесены существенные изменения в структуру судов общей юрисдикции.

Так, подверглась реформированию система обжалования судебных актов, как не вступивших, так и вступивших в законную силу, соответственно этому претерпела изменению и система судов апелляционной и кассационной инстанций.

Как заявлялось ранее, целью реформирования системы судов общей юрисдикции явилась необходимость обеспечения беспристрастности в рассмотрении жалоб на судебные акты нижестоящих инстанций.

В постановлении Пленума ВС РФ от 13.07.2017 г.

№ 28 указано, что в настоящее время возникла объективная необходимость создания в Российской Федерации структурно самостоятельных кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, которая обусловлена потребностью в функционировании в рамках подсистемы судов общей юрисдикции организационно обособленных судебных инстанций в целях максимального обеспечения их независимости и самостоятельности при рассмотрении апелляционных и кассационных жалоб и представлений на судебные постановления, деятельность которых не будет осуществляться в том же субъекте Российской Федерации и тем более в том же суде, которым дело рассматривалось в первой инстанции.

Как подчеркивается в указанном постановлении Пленума ВС РФ, реформа позволит усовершенствовать инстанционное устройство судов общей юрисдикции и оптимизировать судебную нагрузку. При этом ВС РФ ссылается на положительный опыт существования раздельных судов апелляционной и кассационной инстанций в системе арбитражных судов.

В качестве общих задач совершенствования судебной системы и процессуального законодательства выдвигаются: обеспечение единства подходов при отправлении правосудия как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц; исключение возможности отказа в судебной защите в случае спора о подведомственности дела; установление общих правил организации судопроизводства; достижение единообразия в судебной практике (пояснительная записка к законопроекту № 383208-7).

Сама идея разделения судов апелляционной и кассационной инстанций от «привязки» их к определенной территории не нова. Впервые она нашла свое воплощение в Концепции судебной реформы РСФСР 1991 г., утвержденной в Постановлении  Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г.

, которой предлагалась трехуровневая  система федеральных судов общей юрисдикции: мировой судья и федеральный районный суд как суды первой инстанции (районные суды обладали компетенцией рассмотрения апелляционных жалоб на судебные акты мировых судей); федеральные окружные суды как апелляционная инстанция для районных судов и кассация при рассмотрении жалоб на судебные акты мировых судей; Верховный суд РСФСР как высшая кассационная и надзорная инстанция. Тут надо иметь в виду, что наряду с федеральной системой судов предполагалось введение республиканской системы, входящей в ведение республик в составе федерации.

Предложенная в настоящее время система судов общей юрисдикции близка по своим характеристикам к существующей системе арбитражных судов, в которой наиболее полным образом реализован принцип «один суд- одна инстанция».

В СОЮ этот принцип наиболее последовательно реализован только в кассационных судах: в качестве единой кассационной инстанции, рассматривающей «первую» кассационную жалобу выступает кассационный суд общей юрисдикции, «обслуживающий» соответствующий судебный кассационный округ, который состоит из нескольких субъектов РФ. Апелляционная инстанция включает в себя районные (городские) суды, суды субъектов РФ и апелляционные суды общей юрисдикции. На наш взгляд, законодатель не пошел по дальнейшему окончательному претворению в жизнь принципа «один суд- одна инстанция» в системе судов общей юрисдикции из практических соображений и в целях защиты интересов физических лиц как стороны процесса: в существующих реалиях передача полномочий рассмотрения апелляционных жалоб на судебные акты мировых судей и районных (городских) судов отдельной апелляционной инстанции, находящейся в другом регионе, привела бы к ущемлению процессуальных прав стороны спора, которая в этом случае понесла бы существенные транспортные расходы.

Порядок апелляционного и кассационного обжалования судебных актов в соответствии с ФКЗ № 1-ФКЗ от 29.07.2018 г.

Реформированный порядок обжалования судебных актов судов общей юрисдикции в соответствии с положениями ФКЗ № 1-ФКЗ от 29.07.2018 г. можно представить в виде схемы:

Как видно, верховные суды республики, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа (далее- суд субъекта) остаются судами апелляционной инстанции для рассмотрения жалобы на решения районный (городских) судов ОЮ. Апелляционные жалобы на судебные акты мировых судей по-прежнему остаются на рассмотрении районных (городских) судов.

Кассационный суд ОЮ рассматривает кассационные жалобы на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей, решения и определения судов субъекта РФ, судебные акты апелляционного суда ОЮ.

Кассационные жалобы на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, судов субъекта, апелляционных судов общей юрисдикции, принятые ими в качестве суда апелляционной инстанции, если кассационные жалоба, представление были рассмотрены кассационным судом общей юрисдикции, направляются в Судебную коллегию ВС РФ (2 кассация).

Апелляционный суд ОЮ рассматривает апелляционные жалобы на судебные акты судов субъектов, принятые ими в качестве суда первой инстанции.

Согласно ФКЗ № 1-ФКЗ кассационный суд является федеральным судом общей юрисдикции, действующим в пределах территории соответствующего судебного округа, и в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляет иные полномочия.

На основании данных судебной статистики и сведений о судебной нагрузке предусмотрено создание 9 кассационных судов ОЮ.

1 кассационный суд ОЮ- г. Саратов Саратовской области;

2 кассационный суд ОЮ- г. Москва;

3 кассационный суд ОЮ- г. Санкт-Петербург;

4 кассационный суд ОЮ- г. Краснодар Краснодарского края;

5 кассационный суд ОЮ- г. Пятигорск Ставропольского края;

6 кассационный суд ОЮ- г. Самара Самарской области;

7 кассационный суд ОЮ- г. Челябинск Челябинской области;

8 кассационный суд ОЮ- г. Кемерово Кемеровской области;

9 кассационный суд ОЮ- г. Владивосток Приморского края;

кассационный военный суд- г. Новосибирск Новосибирской области.

Апелляционный суд общей юрисдикции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на не вступившие в силу судебные акты областных и равных им судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Всего, предусмотрено создание 5 апелляционных судов ОЮ.

1 апелляционный суд ОЮ- г. Москва;

2 апелляционный суд ОЮ- г. Санкт-Петербург;

3 апелляционный суд ОЮ- г. Сочи Краснодарского края;

4 апелляционный суд ОЮ- г. Нижний Новгород Нижегородской области;

5 апелляционный суд ОЮ- г. Новосибирск Новосибирской области;

апелляционный военный суд- г.о. Власиха Московской области.

Согласно ст. 7 ФКЗ № 1-ФКЗ настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Кассационные суды общей юрисдикции и апелляционные суды общей юрисдикции считаются образованными со дня назначения на должность не менее одной второй от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности указанных судов принимает Пленум Верховного Суда Российской Федерации и официально извещает об этом не позднее 1 октября 2019 года.

Полномочия президиума суда субъекта по рассмотрению кассационных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего кассационного суда общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года.

Также и полномочия судебных коллегий ВС РФ и суда субъекта по рассмотрению апелляционных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего апелляционного суда общей юрисдикции или апелляционного военного суда, но не позднее 1 октября 2019 года.

Таким образом, в самом законе предусмотрена возможность наступления ситуации, когда апелляционные и кассационные суды формируются неравномерно, когда в одних регионах уже рассматривают судебные споры «по новому», тогда как в других еще действует «прежние» положения по обжалованию.

Или когда кассационная жалоба на судебный акт апелляционного суда ОЮ, рассмотревшего апелляционную жалобу на решение суда субъекта РФ, будет предметом рассмотрения суда субъекта, т.к. суд кассационной инстанции не успел сформироваться.

Очевидно, что такая ситуация, пусть даже и гипотетическая, никак не связывается с целями проведенной реформы.

Источник: https://zakon.ru/Blogs/sistema_apellyacionnogo_i_kassacionnogo_obzhalovaniya_v_soyu/74685

Кассация суда по интеллектуальным правам сможет переоценивать факты

Какие Арбитражные суды будут выступать в качестве судов апелляции и кассации?

Суд по интеллектуальным правам, который должен начать свою работу уже в следующем году, будет иметь особые полномочия.

В частности, его кассационное отделение сможет переоценивать факты, установленные в его же первой инстанции. А специалистами в процессе смогут быть в том числе аппаратчики самих судов.

Об этом говорили сегодня на заседании президиума Высшего арбитражного суда (ВАС).

Как ожидается, новый суд снимет львиную долю забот с плеч судей арбитражной системы, лишив ее необходимости разбирать дела, связанные с защитой интеллектуальной собственности.

С их подачи и составлены проекты двух новых постановлений Пленума ВАС: открывая сегодняшнее заседание президиума, председатель суда Антон Иванов пояснил, что проекты подготовлены «в связи с поступающими вопросами от судов».

«Специалистами» могут быть аппаратчики судов

Первым рассматривали проект о работе арбитражных судов.

С момента принятия нового закона об интеллектуальном суде они обрели в своем арсенале такой инструмент, как «специалисты» — ими могут быть любые люди, у которых есть как теоретические, так и практические познания по существу спора, достаточные для проведения консультации. Причем выступать в роли такого человека могут даже работники аппаратов самих судов, где слушается дело, говорится в проекте.

Как пояснил «Известиям» начальник управления публичного права ВАС Владимир Корнеев, арбитражные суды уже сейчас вправе прибегать к услугам специалистов — не дожидаясь официального принятия постановления. Но, по его словам, пока этот инструмент только «входит в моду» у судей и, будучи новым для российского правосудия, не слишком распространен.

— Этот институт новый, поэтому не могу сказать, что он уже очень широко распространен, однако такие случаи в практике уже есть. Суды должны еще понять, к кому они могут обращаться и кого привлекать в качестве специалистов, поэтому постепенно таких случаев будет все больше, — говорит Корнеев.

Новый суд ждет РАО

Другое постановление разъясняет, каким образом, какие дела и в каком порядке будет рассматривать Суд по интеллектуальным правам.

В его компетенцию войдут вопросы о возмещении вреда, причиненного правовыми актами и решениями органов исполнительной власти, а также решения ФАС, связанные с недобросовестной конкуренцией в вопросах приобретения исключительных прав на средства индивидуализации. Он же в качестве суда первой инстанции будет определять размер денежной компенсации по этим нарушениям.

В Суд по интеллектуальным правам предстоит обращаться и организациям, которые коллективно управляют авторскими и смежными правами. А их немало: например, Российское авторское общество (РАО), если верить картотеке арбитражных дел, за нынешний год успело поучаствовать более чем в 600 процессах.

Принятые Судом по интеллектуальным правам решения будут вступать в силу сразу после принятия, однако это по-прежнему не означает, что у сторон не останется шансов их оспорить — разница заключается только в том, что обычно в арбитражном производстве дела проходят через стадию апелляции и только потом уходят в кассацию. А в новом суде они сразу будут слушаться в кассации, которая состоится в рамках самого же Суда по интеллектуальным правам.

Теперь в кассации можно будет добирать доказательства

Наибольшее количество вопросов пока вызывает так называемый институт запроса — мера, аналогичная привлечению специалиста, с той только разницей, что специалист является в процесс лично и дает устные пояснения, а запрос делается судом в письменной форме. Дело в том, что процессуальное законодательство запрещает судам на этапе кассации принимать и рассматривать новые доказательства. В то же время специалисты пока опасаются, что именно к этому и сведется институт запроса.

— Суд кассационной инстанции не может оценивать новые доказательства, он может получить дополнительные документы в подтверждение правовой позиции. Эти запросы будут основываться уже на имеющихся фактах и доказательствах. Они представляют собой исключительно мнения специалистов по тем или иным техническим аспектам, — пояснил «Известиям» Владимир Корнеев.

Зампред ВАС Татьяна Андреева считает, что подобное начинание пойдет на пользу процессу.

— Это очень хорошо, что мы смогли реализовать нашу давнюю идею направления запроса. Это тот самый случай, где этот институт можно было бы апробировать. Очень важно, что этот институт легализован, и о направлении такого запроса известно сторонам, и стороны могут с ним ознакомиться.

Советник ФАС Анатолий Семенов согласен, что имеет смысл вводить практику запросов в кассации, потому что у Суда по интеллектуальным правам не будет стадии апелляции.

— Это позволит не только формально перепроверить решение суда первой инстанции с правовой точки зрения, но и правильность самих выводов, — говорит Семенов. — Иначе можно принять формально правильное решение, но противоречащее законам физики.

Председателем нового Суда по интеллектуальным правам станет нынешняя судья ВАС Людмила Новоселова — об этом она сама рассказала «Известиям». 12 сентября она и еще 20 человек пройдут процедуру утверждения кандидатур на должности судей во Всероссийской квалификационной коллегии судей (ВККС). На данный момент на 20 судейских мантий претендуют 35 человек.

Источник: https://iz.ru/news/534634

Жаловаться на решения дальневосточных судов станет проще

Какие Арбитражные суды будут выступать в качестве судов апелляции и кассации?

Окружной Девятый кассационный суд общей юрисдикции планируется создать во Владивостоке. Это будет структурно самостоятельное подразделение Верховного суда России.

Юрисдикция суда распространится на несколько регионов федерального округа.

Эксперты прогнозируют, что выделение кассации приведет к улучшению работы всей судебной системы и повысит качество выносимых решений, сообщает ИА PrimaMedia.

Законопроект о судебной реформе был внесен в Госдуму Верховным судом России, и в феврале 2018 года принят в первом чтении. В данным момент документ готовится ко второму чтению.

В процессе подготовки спикеры Совета Федерации и ГосДумы Валентина Матвиенко и Вячеслав Володин, председатель комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас и председатель комитета ГосДумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников внесли поправки, согласно которым местом пребывания Девятого кассационного суда предлагается установить Владивосток. Авторы самого законопроекта (Верховный суд РФ) считают, что после реформы судебная система изменится кардинальным образом, будет введена сплошная кассация, а это значит, что судьи кассационной инстанции начнут рассматривать абсолютно все жалобы без исключения.

Как пишет “РГ”, Вячеслав Володин сообщил, что “внесенная поправка предлагает новое расположение создаваемых кассационных судов”.

При этом он отметил, что будут учитываться особенности регионов: их экономическая активность, транспортная и инфраструктурная составляющие, наличие юридической школы.

Павел Крашенинников пояснил, что “предложение было выработано после согласований с Верховным судом РФ, правительством РФ и Администрацией президента РФ”.

По его словам, кассационные суды будут являться вышестоящей инстанцией для апелляционных судов, судов субъекта РФ, районных судов и мировых судей на территории соответствующего кассационного судебного округа.

Сегодня нередко получается, что дело проходит несколько инстанций, не покидая одного суда. Допустим, в апелляционной и кассационной инстанции его будут рассматривать в региональном суде. Да, составы суда будут разные (то есть разные судьи). Но ведь коллектив суда один и тот же. И только пройдя несколько стадий, дело может выйти за пределы региона и попасть в другой суд.

Теперь система изменится, цитирует “РГ” слова Крашенинникова, вводится усиленная проверка, причем рассматривать дело на разных стадиях будут суды разных регионов. Например, дело из Брянской области отправится на рассмотрении в апелляции в Калугу.

А после Калуги кассационную жалобу рассмотрят в Саратове. Причем вводится сплошная кассация. Это значит, что будут рассматриваться абсолютно все кассационные жалобы. Сегодня их отбирает судья докладчик, что-то считает достойным рассмотрения, что-то отклоняет.

Поэтому юристам надо искать серьезные аргументы только для того, чтобы жалобу вообще приняли.

Кассационные суды будут являться вышестоящей инстанцией для апелляционных судов, судов субъекта РФ, районных судов и мировых судей на территории соответствующего кассационного судебного округа.

Электоральный юрист Эдуард Черторинский надеется, что появление отдельного кассационного суда во Владивостоке повысит качество рассматриваемых дел. “Скорее всего, эта инициатива будет реализована и в России появятся девять кассационных округов.

Такие преобразования должны пойти на пользу всей судебной системе, — считает Черторинский. — Сегодня кассационные жалобы мы отправляем в президиум краевого суда, а после – в Верховный Суд.

Если до Верховного Суда кассационная жалоба теперь будет попадать в окружной кассационный суд, то, надо полагать, она будет изучена более тщательно. Это должно повысить качество рассматриваемых судами дел.

Еще очень важный вопрос, в какой степени изменится вслед за системой процессуальное законодательство. Будет логично, если вновь созданные кассационные суды, по типу кассационной инстанции в арбитражном суде, будут принимать к производству абсолютно все кассационные жалобы, то есть появится полноценное кассационное производство.

На текущий момент судьи кассационной инстанции изучают только жалобу и приложенные к ней акты судов первой и апелляционной инстанций, и на основании этой информации решают, рассматривать дело или нет. Материалы дела при этом, как правило, не истребуются, и процент дел, который реально доходит до заседания, очень небольшой.

Но, в любом случае, создание отдельной кассационной инстанции определенно станет прогрессом”.

С коллегой солидарна адвокат Галина Антонец.

“Что касается несомненных плюсов реформы, то тут можно отметить, что единообразие применения закона и судебных решений по аналогичным спорам должно только повыситься.

Улучшится, если можно так сказать, качество судебных решений. Ситуация, когда два суда по похожим делам выносят противоположные решения, должна уйти.

Думаю, что если что-то пойдет не так и возникнут явные неудобства для граждан, то систему исправят”, — отметила адвокат.

Директор по развитию юридической компании “Берестенко и партнеры” Михаил Берестенко видит в реформе массу положительных моментов. “Создание кассационных и апелляционных судов в целом носит положительный характер, — говорит Берестенко.

— Во-первых, создание структурно обособленных судов приведет к бОльшей беспристрастности апелляционной и кассационной инстанций. Во-вторых, нововведения направлены на оптимизацию нагрузки на суды, которые в настоящее время рассматривают дела в качестве судов и апелляционной, и кассационной инстанций.

В целом же создание кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции однозначно усложнит судебную систему России. На старте это приведет к сложности в определении компетенции того или иного суда, особенно среди граждан, не обладающих юридическим образованием. Но со временем эта сложность пропадет.

При этом предусмотренная возможность создания постояннодействующего судебного присутствия направлена на обеспечение доступа к правосудию, что однозначно можно оценивать только как положительную тенденцию”.

По мнению Антонец, появление новой судебной инстанции в Приморье заметно облегчит работу местных юристов и населения, но при этом может усложнить жителям соседних регионов ДФО. “Среди юристов у реформы много как сторонников, так и противников.

Ведь давайте разберем, что такое суды общей юрисдикции, – рассуждает Галина Антонец. – Это всё: от выплаты алиментов до взыскания морального вреда, семейных споров и так далее. И поток дел там огромный. По сути, общая юрисдикция — это ежедневная жизнь.

Нередко граждане из-за отсутствия финансов не обращаются к юристам и сами ходят в суд.

А теперь представьте, что будет после реформы. В данном случае очень повезло тому региону и городу, в котором территориально будет находиться кассация. Так, Владивостоку, например, повезло. Однако жителям соседних регионов Дальнего Востока повезло куда меньше.

Может ли пенсионер из Хабаровска позволить себе прилететь на кассацию по своему спору с пенсионным фондом во Владивосток? Очень сомневаюсь. И вот этот территориальный вопрос — большой минус реформы.

Скорее всего, это приведет к снижению общего числа обжалований судебных решений”.

Территориальный вопрос может быть решен посредством видеоконференций. Жалобу можно будет также подать в электронном виде. “Хотелось бы развеять эти опасения.

Во-первых, этот вопрос легко решается при помощи систем видеоконференцсвязи, — приводит “РГ” слова Виктора Момотова, председателя Совета судей России. — Такими системами оборудованы суды всех субъектов Российской Федерации, и они уже сегодня активно применяются.

В связи с этим гражданин, желающий принять участие в заседании апелляционного или кассационного суда, сможет без каких-либо затруднений реализовать эту возможность в том регионе, в котором он проживает”.

Что касается формирования кадрового состава новой судебной инстанции, то это может повлечь за собой ряд изменений во всей судебной системе региона.

“Полагаю, что он будет формироваться по экстерриториальному принципу, и будут укомплектованы специалистами из разных регионов, входящих в судебный округ, что исключит возможность более “гуманного” рассмотрения жалоб на судебные акты бывших коллег”, — считает Черторинский.

“В пояснительной записке к конституционному закону сказано, что предполагается, что в Девятом кассационном суде будет работать 44 судей. По нашему мнению, кадровый вопрос будет решаться так, как он решался при создании апелляционной инстанции в Приморском краевом суде, т.е.

в первую очередь приглашались действующие судьи региона. Однако, на практике это “оголило” нижестоящие суды общей юрисдикции, что нельзя назвать положительным моментом.

Однако, этот же подход создал дополнительные рабочие места для юристов высшей квалификации в Приморском крае”, — добавляет Михаил Берестенко.

57076

Источник: https://primamedia.ru/news/709103/

Просительная часть кассационной жалобы в арбитражный суд

Какие Арбитражные суды будут выступать в качестве судов апелляции и кассации?

Кассационную жалобу в Верховный суд РФ подают, если суд округа вынес вердикт по арбитражному делу, но участник спора не согласен с позицией суда. Как правильно подготовить и подать жалобу на этапе второй кассации в арбитражном процессе.

Вторая кассация в арбитражном процессе – рассмотрение дела в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ (далее по тексту – коллегия ВС). Это последняя стадия кассационного обжалования. После нее – только надзор, и лишь в исключительных случаях.

Если вы намерены идти в судебном споре до конца, в том числе проиграв предшествующие процессы, придется более серьезно готовится к предстоящему обращению в кассационную инстанцию. Для многих это последний шанс на положительный исход судебной тяжбы.

Чтобы Верховный суд РФ пересмотрел решение нижестоящей инстанции по вашему арбитражному делу, подготовьте кассационную жалобу.

Основания и сроки обращения в Верховный суд РФ с кассационной жалобой по арбитражным делам

В коллегии ВС в рамках арбитражного судопроизводства рассматриваются жалобы на вступившие в силу:

  • решения и определения судов субъектов РФ;
  • постановления и определения апелляционной инстанции;
  • принятые в первой инстанции решения и определения, а также кассационные определения окружных судов и Суда по интеллектуальным правам;
  • прошедшие апелляцию судебные акты, в отношении которых не предусмотрено кассационное (первое) обжалование, и постановления апелляционной инстанции, вынесенные в рамках обжалования таких судебных актов.

В большинстве случаев кассационная жалоба в Верховный суд подается при проигрыше арбитражного дела в апелляции и (или) первой кассации либо при выигрыше в апелляции и проигрыше в кассации.

Если арбитражное дело уже проходило кассацию, основаниями для обжалования кассационного постановления (определения) должны выступать существенные нарушения материальных и (или) процессуальных норм, которые повлияли на исход кассации и повлекли нарушение экономических прав и интересов инициатора обжалования.

Сроки подачи кассационной жалобы по арбитражному делу в ВС РФ

Срок подачи второй кассации – в течение 2 месяцев с момента начала действия последнего обжалуемого решения, принятого по арбитражному делу, в рамках которого идет процесс. Как и на иных стадиях, допускается возможность восстановления пропущенного по уважительным причинам срока.

Но для принятия положительного решения по этому вопросу необходимо успеть подать ходатайство в течение 6 месяцев, исчисляемых с того же самого момента, что и срок для второй кассации.

Если судебным актом затронуты и нарушены права и интересы не участвовавших в процессе лиц и кассация инициируется ими, то срок подачи ходатайства исчисляется с момента, когда им стало известно о таких нарушениях или когда они должны были об этом узнать.

Пока не истек срок, предусмотренный для второй кассации, она не начнется, поскольку дело не будет истребовано из соответствующего суда. Но и затягивать с обращением опасно. Процедура восстановления способна превратиться в свой небольшой судебный процесс.

Решение судьи ВС РФ по этому поводу не является окончательным. С ним вправе не согласиться и, соответственно, отменить председатель ВС или его заместитель.

Но даже если этого не произойдет, затягивание основного разбирательства чревато убытками и другими неблагоприятными последствиями для бизнеса.

Требования к форме и содержанию кассационной жалобы в ВС

Жалоба и приложения к ней подаются в письменной форме непосредственно в коллегию ВС либо в электронном виде – через интернет-систему «Мой арбитр». Число копий представляемых (направляемых) документов должно соответствовать количеству участников арбитражного дела.

Обязательное содержание:

  1. Сведения о суде рассмотрения обращения.
  2. Данные заявителя и его процессуальный статус.
  3. Данные участников дела.
  4. Предмет спора, данные об обжалуемом акте и других судебных актах, принятых по делу.
  5. Основания для обжалования, с указанием сущности нарушений и доводов об их наличии.
  6. Указания на правовые нормы, акты, законы, которые подтверждают наличие нарушений.
  7. Просьба, адресуемая кассационной инстанции.
  8. Перечень документов-приложений.

К заявлению обязательно прикладываются копии всех принятых по делу решений, заверенные соответствующей судебной инстанцией, платежный документ по уплате госпошлины либо ходатайство об уменьшении ее размера, рассрочке (отсрочке) платежа, либо правоподтверждающие документы наличия льготы по уплате госпошлины. Если в деле участвует, подписал и подает жалобу представитель, требуется приложить доверенность либо иной документ, подтверждающий такие полномочия.

Как оформляется и что должна содержать кассационная жалоба по арбитражному делу в Верховный суд РФ, сказано в статье 291.3 АПК РФ.

Закон допускает право заявителя факультативно указать такие сведения, которые он считает необходимыми и важными с точки зрения рассмотрения обращения.

Это же правило касается и документов-приложений – можно и нужно приобщать всю совокупность материалов, которая покажет убедительность доводов и эффективно подтвердит заявленную позицию.

Порядок принятия кассационной жалобы по арбитражному делу в Верховный суд РФ

В соответствии с АПК вторая кассация в арбитражном процессе – двухэтапный процесс.

На первом этапе представленные материалы изучаются и оцениваются одним судьей ВС РФ. Он же вправе рассмотреть поступившее ходатайство о восстановлении пропущенного срока.

Принимаемые по жалобе решения:

  1. Возвращение без рассмотрения.
  2. Отказ в передаче на рассмотрение коллегии ВС.
  3. Передача материалов дела на коллегиальное рассмотрение.

Возвращение жалобы во второй кассации в арбитражном процессе

Серьезное количество обращений не доходят до рассмотрения и возвращаются заявителям. И здесь применятся сугубо формальные основания. Нужно предельно внимательно подходить к вопросам подготовки, оформления и направления документов.

Жалобу вернут, если она отозвана инициатором или он сам просит ее вернуть, если не соблюдены требования к форме и содержанию, если материалы поданы неуполномоченным лицом или от имени лица, которое не имеет право на обжалование.

Нарушение правил подсудности и сроков, если они не восстановлены, – еще два основания для оставления обращения без рассмотрения.

Отказ в передаче жалобы на рассмотрение в коллегию

Коллегиальное рассмотрение блокируется в двух случаях: если заявленные доводы не подтверждают указанных в обращении нарушений и не являются основанием для пересмотра дела в кассации или если заявленные доводы не подтверждаются материалами арбитражного дела.

Принятие решения об отказе в передаче дела на рассмотрение в коллегию ВС не предусматривает возврат жалобы и приложений заявителю. Все материалы остаются в деле. Заявителю направляется определение, в котором излагаются, среди прочего, мотивы принятого решения.

Практика ВС РФ по рассмотрению кассационных жалоб по арбитражным делам

В структуре всех поступаемых в коллегию ВС РФ кассационных жалоб процент дел, переданных на коллегиальное рассмотрение, невелик. Хотя этот юридический инструмент очень популярен среди юристов.

Данные статистики:

За 2016 год Судебной коллегией по экономическим спорам рассмотрено около 25 тысяч поступивших кассационных обращений. Из них только 440 передано на коллегиальное рассмотрение. Что особо интересно, по 403 делам жалобы были удовлетворены, а решения нижестоящих инстанций – отменены или изменены.

Источник: https://hoz-molotok.com/prositelnaya-chast-kassatsionnoy-zhaloby-v-arbitrazhnyy-sud/

Новые правила обжалования

Какие Арбитражные суды будут выступать в качестве судов апелляции и кассации?

25 июня 2019 г. 20:41

Адвокатам рассказали об изменениях в порядке апелляционного и кассационного производств в гражданском процессе

25 июня в ходе очередного вебинара ФПА РФ по повышению квалификации адвокатов с лекцией на тему «Изменения в порядках апелляционного и кассационного производств в гражданском процессе в связи с принятием Федерального закона от 28 ноября 2018 г.

№ 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”» (далее – Закон) выступил и.о. заведующего кафедрой гражданского и административного судопроизводства Московского государственного юридического университета имени О.Е.

Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук, доцент Сергей Михайлов.

В начале своего выступления лектор отметил важность и актуальность выбранной темы в связи с тем, что в скором времени вступит в силу Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законом внесены изменения в сходные нормы процессуального законодательства (ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ), регулирующие порядок рассмотрения гражданских и административных дел в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах.

Кроме того, законом предусмотрено изменение правил судопроизводства в судах общей юрисдикции с учетом создания обособленных апелляционных и кассационных судов.

Сергей Михайлов рассказал слушателям вебинара о существенных изменениях и дополнениях в порядке апелляционного и кассационного производств в гражданском процессе. По его словам, они направлены на уточнение терминологии и унификацию положений действующего гражданского процессуального законодательства.

Как отметил спикер, изменение порядка апелляционных и кассационных производств началось с принятием Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 г.

№ 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон “О судебной системе Российской Федерации” и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции».

Цель закона – унификация системы судов общей юрисдикции и арбитражных судов, возглавляемых Верховным Судом РФ. В соответствии с ним созданы апелляционный военный суд (АВС) и апелляционные суды общей юрисдикции (АСОЮ).

Говоря об изменениях в гражданско-процессуальном законодательстве, Сергей Михайлов сообщил, что после вступления в силу Федерального закона от 28 ноября 2018 г.

№ 451-ФЗ решения областных и равных судов, окружных (флотских) военных будут обжаловаться в апелляционный суд общей юрисдикции либо в апелляционный военный суд.

Что касается областного и приравненного суда, а также районного суда, то здесь порядок апелляционного обжалования остается без изменений.

В частности, изменения коснутся содержания апелляционных жалоб (представлений).

Среди них выделены следующие: произойдет замена места пребывания лица, подающего жалобу, на адрес постоянного места жительства; необходимо будет указывать в апелляционной жалобе номер дела, присвоенный судом первой инстанции; дополнительно будут указываться сведения, обеспечивающие более эффективную коммуникацию между судом и лицом, подающим жалобу (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и др.).

Закон устанавливает профессиональное представительство, в связи с чем изменяются положения, касающиеся полномочий представителя в том случае, если именно он подписывает или подает апелляционную жалобу. В таком случае к жалобе должны быть приложены доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя.

Представителями в суде общей юрисдикции, за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами, будут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности (ч. 2 ст. 49 ГПК РФ в редакции Федерального закона от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ).

Изменится и перечень документов, которые должны быть приложены к апелляционной жалобе, в частности, конкретизируются положения, связанные с документом об оплате государственной пошлины.

Наиболее важное изменение – к апелляционной жалобе будет прилагаться документ, подтверждающий направление или вручение другим участвующим в деле лицам копий апелляционных жалобы, представления и приложенных к ним документов.

Закон расширит возможности суда апелляционной инстанции за счет возвращения дела в исключительных случаях в суд первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции сможет возвратить дело, поступившее с апелляционной жалобой (представлением), если судом первой инстанции не было рассмотрено: заявление о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы (представления); замечание на протокол судебного заседания; заявление о вынесении дополнительного решения; а также в том случае, если судом первой инстанции не было изготовлено мотивированное решение.

Среди существенных изменений в порядке рассмотрения дела судом апелляционной инстанции Сергей Михайлович выделил то, что Законом исключено указание на коллегиальное рассмотрение дела судом апелляционной инстанции, кроме районных судов. Также введено правило о единоличном рассмотрении частных жалоб (представлений) на определения, за исключением тех, которые рассматриваются с извещением лиц, участвующих в деле.

Как отметил Сергей Михайлов, Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ серьезно затронул правила производства первой кассации. Кассационное производство стало более доступным для заинтересованных лиц. Глава 41 ГПК РФ (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2018 г.

№ 451-ФЗ) дополнена параграфом 1 «Производство в кассационном суде общей юрисдикции», который отражает введение в структуру судов общей юрисдикции сплошной кассации, по образцу арбитражных судов.

Для лиц, участвующих в деле, предусмотрена возможность непосредственно инициировать пересмотр судебных актов суда общей юрисдикции в кассационном порядке.

Кроме того, существенные изменения коснутся формы и содержания кассационной жалобы (представления): ст. 378 ГПК РФ в редакции подп. «д» п. 99 ст. 10 Федерального закона № 451-ФЗ  предусмотрена возможность подачи кассационной жалобы посредством заполнения формы на официальном сайте суда и представления прилагаемых к жалобе документов в электронном виде.

Кассационный суд общей юрисдикции получил право прекратить производство по кассационной жалобе (представлению), если после ее (его) принятия к производству от лица, их подавшего, поступило заявление об отказе от кассационной жалобы (представления) и отказ принят судом (ст. 39 ГПК РФ).

Что касается изменений в порядке кассационного производства в гражданском процессе второй кассации, лектор пояснил, что законодатель, регламентируя производство Судебной коллегии Верховного Суда РФ, сохранит в своей основе действующие в настоящее время правила кассации, содержащиеся в главе 41 ГПК РФ «Производство в суде кассационной инстанции».

В заключение Сергей Михайлов напомнил, что Федеральный закон от 28 ноября 2018 г.

№ 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступит в силу со дня начала деятельности новых кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции (ст. 21 указанного закона).

Решение о начале их деятельности примет Пленум Верховного Суда РФ и официально известит об этом не позднее 1 октября 2019 г.

Пленумом ВС РФ уже подготовлены проекты соответствующих постановлений. Первое определит срок начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.

Второе постановление разъяснит отдельные вопросы, связанные с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, в частности ситуации, касающиеся применения правил ГПК РФ (новых или старых) при рассмотрении апелляционных и кассационных жалоб. Третье постановление общее: оно коснется вопросов применения ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ.

В завершение лектор ответил на вопросы участников вебинара.

Повтор вебинара состоится в субботу, 29 июня.

Анна Стороженко

Источник: https://fparf.ru/news/fpa/novye-pravila-obzhalovaniya/

Юрист ответит
Добавить комментарий