Куда кроме суда можно обратиться по поводу самовольного строительства?

Пресса о ВАС РФ

Куда кроме суда можно обратиться по поводу самовольного строительства?

Председатели ВАС РФ и ВС РФ наконец подписали совместное постановление, разъясняющее многие вопросы по защите прав собственности и иных вещных прав1. Проект документа мы уже частично рассматривали на страницах газеты2. На этот раз обсудим долгожданные разъяснения двух высших судов по поводу незаконно возведенной недвижимости, проще говоря, самостроя.

Ноу-хау строителей

Судебная практика переполнена исками строителей о признании права собственности на незаконно возведенные объекты недвижимости.

БУКВА ЗАКОНА По общему правилу ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности, при этом оно может легализовать ее. Это позволяет ч. 3 ст. 222 ГК РФ. Узаконить постройку нельзя, если ее сохранение нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Сложность оформления разрешений на строительство, вызванная бюрократической волокитой и коррупцией, предопределила появление ноу-хау “как построить и узаконить недвижимость в короткие сроки”. В соответствии с ним объекты возводятся без необходимых разрешений, после чего застройщик обращается в суд, чтобы узаконить самострой на основании ст. 222 ГК РФ.

Это ноу-хау начали использовать и захватчики чужой земли, на которой строят недвижимость, уповая на то, что суд поможет ее узаконить, обязав собственника земли (как правило, органы местного самоуправления) предоставить застройщику приглянувшийся кусочек в обмен на денежную компенсацию.

Многочисленные споры подтолкнули пленумы судов разобраться и упорядочить судебную практику.

Самострой может быть узаконен

Главный вывод, к которому пришли суды, – отсутствие разрешения на строительство само по себе не может быть основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку (п. 26 постановления).

Узаконить самострой можно, если застройщик предпринял надлежащие меры к его легализации, в частности попытался получить разрешение на строительство и (или) акт ввода объекта в эксплуатацию. В противном случае узаконить самострой не получится.

При этом суд обязательно проверит правомерность отказа уполномоченного органа в выдаче разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Такой подход уже сложился на уровне Президиума ВАС РФ, например в постановлении от 26.01.2010 “№” 11066/09 по делу “№” А63-15083/08-С1-4.

Тем не менее важно учесть ряд моментов. Постройка не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, создавать угрозу жизни и здоровью граждан. Кроме того, при ее строительстве не должно быть существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил.

При отсутствии необходимых заключений компетентных органов или наличии сомнения в их достоверности суд будет назначать экспертизу по правилам процессуального законодательства.

Кстати, это уже взято на вооружение судами. Например, постановлением ФАС Дальневосточного округа от 14.12.

2009 “№” Ф037322/2009 право собственности на самовольную постройку (пятый и шестой этажи здания возведены без разрешительных документов) признано за заявителем по правилам ст.

222 ГК РФ, поскольку реконструкция была выполнена в соответствии с требованиями строительных норм и правил и сохранение надстроенных этажей не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Отметим, что на требование о сносе самовольной постройки, создающей угрозу жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется. Поэтому не стоит надеяться на гуманность суда (п. 22 постановления).

С кем судиться

Суды разъяснили, к кому предъявлять иск о легализации само строя или его сносе.

При узаконивании самостроя, возведенного на земельном участке, принадлежащем застройщику, при отсутствии необходимых разрешений ответчиком по иску является орган местного самоуправления, на территории которого находится самовольная постройка (в городах федерального значения Москве или СанктПетербурге – уполномоченный государственный орган городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга).

Если самовольная постройка возведена на земельном участке, не принадлежащем застройщику, но на ее создание были получены необходимые разрешения, с иском о признании права собственности на самовольную постройку должен обращаться правообладатель земельного участка. Ответчиком по такому иску считается застройщик. В этом случае он имеет право требовать от правообладателя возмещения расходов на постройку. Так что приглянувшееся ноу-хау вполне вписалось в правовое пространство и сознание судей.

Если речь идет о сносе постройки, то предъявить такой иск по общим правилам подведомственности может собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки.

С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.

Судьи не обошли вниманием случай, когда строительство ведет подрядная организация. Предъявлять иск о сносе следует к заказчику как лицу, по заданию которого осуществлено самовольное строительство.

Как быть, если построенная недвижимость перешла во владение других лиц, не участвовавших в строительстве, а лицо, построившее спорный объект, уже не существует? Можно ли этот объект снести и к кому предъявлять иск?

Пленумы разъяснили: ответчиком по таким спорам является лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной.

Например, при отчуждении самовольной постройки – ее приобретатель, при внесении ее в качестве вклада в уставный капитал – юридическое лицо, получившее это имущество, в случае смерти физического лица либо реорганизации юридического лица – лицо, получившее имущество во владение. Если ответчик, против которого принято решение о сносе самовольной постройки, не вел ее строительство, он вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков к лицу, осуществившему ее строительство. Но получить возмещение можно будет только тогда, когда есть к кому предъявлять иск. В случае ликвидации или смерти строительного нарушителя риск убытков повиснет на приобретателе.

Судиться можно и с теми, кто чудесным образом зарегистрировал право собственности на недвижимость, обладающую признаками самостроя. Факт госрегистрации еще не означает полного и безоговорочного права на объект недвижимости. Лицо, чьи права нарушены постройкой, даже после госрегистрации вправе обратиться в суд с иском о признании недвижимости само строем с вытекающими из этого последствиями.

Суд, удовлетворяя иск о самострое, обязан указать в мотивировочной части решения основания, по которым он признал имущество самовольной постройкой. Удовлетворить иск не помешают и обременения, имеющиеся на спорном объекте (аренда, залог и т.п).

С удовлетворением иска обременения прекращаются.

При этом лица, правами которых обременен спорный объект, должны быть привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, поскольку судебный акт может повлиять на их права.

Решение суда о признании недвижимости самовольной постройкой будет основанием для внесения записи в ЕГРП о прекращении права собственности.

Реконструкция и перепланировка

В совместном постановлении судьи также пришли к очень важному выводу в отношении недвижимости, реконструированной без соответствующих разрешений.

На нее распространяются положения ст. 222 ГК РФ (п. 28 постановления). То есть в отношении таких объектов может быть принято решение об их приведении в первоначальное состояние. А если этого сделать нельзя, то суд может принять решение о сносе объекта полностью.

Перепланировка и переустройство (переоборудование), в результате которых не создан новый объект, не являются основанием для подачи иска о сносе по правилам самостроя.

Лица, право собственности или законное владение которых нарушается сохранением таких объектов, могут обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).

Если такой объект, созданный в результате перепланировки или переоборудования, создает угрозу жизни и здоровью граждан, заинтересованные лица вправе на основании п. 1 ст. 1065 ГК РФ обратиться в суд с иском о запрещении деятельности по эксплуатации данного объекта.

Самовольной постройкой, которую суд может заставить снести, является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (ст. 222 ГК РФ).

К сведению

Через два года после вступления в силу ГК РФ Пленум ВАС РФ давал разъяснения по вопросам, связанным с правами на имущество (постановление от 25.02.

98 “№” 8 “О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав”).

Теперь суды должны использовать новое совместное постановление, подготовленное с учетом 12-летней практики и изменений в законодательстве.

Источник: http://www.arbitr.ru/press-centr/smi/28361.html

Самовольные постройки. Право органов местного самоуправления на принятие решений о сносе ограничили

Куда кроме суда можно обратиться по поводу самовольного строительства?

С 4 августа 2018 г. начал действовать закон с поправками в сфере самовольного строительства.

Законодатель уточнил, когда постройку будут считать самовольной, в каких случаях орган местного самоуправления сможет без суда принять решение о сносе или о приведении постройки в соответствие с установленными требованиями, а также что грозит собственникам земельных участков за невыполнение таких решений.

Президент РФ подписал закон о самовольных постройках (Федеральный закон от 03.08.2018 № 339‑ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»», далее — Закон № 339-ФЗ). Он вступил в законную силу 4 августа 2018 г.

Некоторые поправки не вошли в окончательную редакцию. Например, изначально предлагалось выплачивать компенсацию из казны в случае сноса построек, права на которые были зарегистрированы в ЕГРН.

Подобные ситуации происходили в Москве, когда в административном порядке было принято решение о сносе палаток около станций метрополитена. Тогда самовольными оказались и те постройки, на которые было зарегистрировано право собственности.

Порядок выплаты компенсации предлагалось урегулировать в Федеральном законе от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Но в Законе № 339-ФЗ этих положений не оказалось.

Понятие самовольной постройки

В Законе № 339-ФЗ уточнено понятие самовольной постройки. Соответствующее изменение внесли в ст. 222 ГК РФ.

Цитируем документ

Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

П. 1 ст. 222 ГК РФ

Из новой формулировки следует, что невозможно признание постройки самовольной, если она возведена с нарушением градостроительных или строительных норм и правил, которые утратили силу на момент выявления такой постройки.

Кроме того, не будет являться самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенное с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка. То есть, если этих сведений не было в публичном доступе на момент возведения постройки.

Ограничение права органов местного самоуправления на снос

По общему правилу решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимает суд. Органы местного самоуправления поселения или городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории) обладают таким правом теперь в строго ограниченных случаях.

Во-первых, органы местного самоуправления принимают решение о сносе самовольной постройки, если она возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования.

Во-вторых, они могут принять решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.

В любом случае органы местного самоуправления не вправе принимать такие решения:

1) если самовольные постройки возведены на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности. Исключение — если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан;

2) в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в ЕГРН или признано судом либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома;

3) в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных на земельном участке до дня вступления в силу Земельного кодекса (30 октября 2001 г.);

4) в связи с отсутствием разрешения на строительство в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных до 14 мая 1998 г.

Сроки сноса

Срок для сноса самовольной постройки и для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки.

При этом срок для сноса не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев (в прежней редакции не было минимального срока в три месяца).

А срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года (сейчас этот срок — от трех месяцев до одного года).

Изъятие участков

Если лицо, на которое возложена обязанность по сносу самовольной постройки или приведению в соответствие с установленными требованиями, не выполнит эту обязанность, то наказание может грозить собственнику земельного участка, на котором возведена постройка. В частности, у него могут изъять земельный участок.

Причем решение об изъятии не будет зависеть от того, кто возвел самовольную постройку: сам собственник участка или третье лицо, например, арендатор. По мнению председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павла Крашенинникова, лишение права собственности должно являться исключительной мерой, соразмерной последствиям.

Например, если использование земельного участка приводит к причинению вреда окружающей среде.

Одновременно с проектом Закона № 339-ФЗ в Госдуму был внесен еще один законопроект: об административной ответственности за самовольное строительство (проект закона № 301854-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части совершенствования механизма пресечения самовольного строительства)»). Госдума приняла его в первом чтении 28 мая 2018 г., но после этого рассмотрение было приостановлено.

Сейчас административная ответственность установлена только за строительство и реконструкцию без разрешения на строительство. В законопроекте № 301854-7 предлагается предусмотреть административную ответственность в виде штрафа еще и за неисполнение решения о сносе или о приведении в соответствие с установленными требованиями:

  • для юридических лиц — в размере от 100 до 300 тыс. руб.;
  • для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 20 до 50 тыс. руб.;
  • для граждан — от 20 до 50 тыс. руб. или обязательные работы до 50 часов.

Также предлагается установить наказание за эксплуатацию самовольной постройки, расположенной на земельном участке, предоставленном в аренду либо приобретенном по результатам публичных торгов с обязательствами по сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями.

Для юридических лиц может грозить штраф от 500 тыс. до 1 млн руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток. Для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 20 до 50 тыс. руб. (для индивидуальных предпринимателей возможно еще и приостановление деятельности до 90 суток).

Для граждан — от 2 до 5 тыс. руб.

Еще в проекте предлагается распространить административную ответственность и на те случаи, когда самовольное строительство или реконструкция привели к нарушению предельных параметров объекта недвижимости, установленных правилами землепользования и застройки, либо документацией по планировке территории, либо федеральными законами. Штрафы предусмотрены такие же, как и за эксплуатацию постройки на участке, предоставленном в аренду или приобретенном на публичных торгах.

Кто принимает решение о сносе

Снос возможен только по решению суда Орган местного самоуправления может принять решение о сносе
Самовольная постройка возведена на участке, не находящемся в государственной или муниципальной собственности (исключение — если сохранение постройки создает угрозу жизни и здоровью граждан)Самовольная постройка возведена на участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена на дату начала строительства объекта
Если:
  • право собственности на объект зарегистрировано в ЕГРН или признано судом,
  • ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки,
  • решение касается многоквартирного дома, жилого дома или садового дома
Самовольная постройка возведена на участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования
В связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных на участке до дня вступления в силу Земельного кодекса (30 октября 2001 г.)Самовольная постройка возведена на участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режимуказанной зоны не допускает строительства такого объекта
В связи с отсутствием разрешения на строительство в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных до 14 мая 1998 г.Если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы особой зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта

Источник: https://www.eg-online.ru/article/377872/

Верховный суд разъяснил, как сохранить незаконное строение

Куда кроме суда можно обратиться по поводу самовольного строительства?

Важное и для судей, и для владельцев дачных и пригородных построек разъяснение дал Верховный суд по поводу так называемого самостроя на земельных участках граждан.

Поводом послужил один из споров между хозяином дома и местными чиновниками.

Верховный суд, пересмотрев это дело, детально растолковал, в каких случаях хозяева новых домов, даже построенных с нарушениями, могут жить спокойно и не бояться сноса, потому как закон на их стороне.

мысль, которую высказал Верховный суд, звучит так – отсутствие разрешения на строительство дома не может быть основанием для отказа в иске о признании права собственности.

Это дело началось с того, что местная администрация обратилась в районный суд с иском к некой гражданке. Дама была хозяйкой жилого дома, который, по мнению чиновников, был построен незаконно.

РГ + Россия 24: ВС обязал компенсировать плохую отделку новой квартиры

Во всяком случае, разрешения на строительство, как того требует Градостроительный кодекс, чиновники женщине не выдавали. А раз так, то дом не имеет права на существование.

Суд решил, что администрация права – строение незаконное и его надо снести за счет, естественно, самой хозяйки. Вышестоящая инстанция с мнением районного суда согласилась. Но хозяйку “приговоренного” дома это решение не устроило. Так дело дошло до Верховного суда РФ.

Он подтвердил, действительно, построенный женщиной дом – самовольная постройка. Но местный суд, разрешая спор, не учел, что такой самострой вполне можно сохранить.

Ведь закон связывает признания судом права собственности на самовольную постройку с такими обстоятельствами: принадлежность земельного участка под домом, наличие угрозы жизни и здоровью окружающих людей и возможность нарушения прав граждан, которые живут рядом.

Верховный суд напомнил – по этому поводу был специальный объединенный пленум Верховного и Высшего арбитражного судов.

Пленум занимался именно вопросами, которые появлялись у судей, когда они рассматривают дела о защите прав собственности. На пленуме было подчеркнуто – когда суды рассматривают право собственности на самовольную постройку, надо установить главные моменты. Было ли нарушены градостроительные нормы и опасно ли здание. Для ответа на эти вопросы суд может назначить экспертизу.

А отсутствие разрешения на строительство – это вовсе не основания для отказа в иске о признании права собственности на такой дом.

Но обязательно суд должен проверить – пытался ли гражданин легализовать строение, просил ли об этом чиновников.

И главное – суд обязан выяснить, а законно ли местная власть отказала гражданину? Но если все требования соблюдены, то суд обязан признать за гражданином право собственности на его незаконную постройку.

“Если единственным признаком самовольной постройки является отсутствие разрешения на строительство или отсутствие акта о вводе в эксплуатацию, к получению которых гражданин принимал меры”, то суд не может отказать хозяину дома.

Верховный суд разъяснит, как судить за “бескорыстное мошенничество”

Вот важная мысль Верховного суда: законом, решение вопроса о сносе самовольной постройки связывается не с формальным соблюдением требований о получении разрешения на стройку, а с установлением обстоятельств, которые могут помешать использовать дом по назначению. То есть строение опасно само по себе и нарушает права соседей. В нашем случае суд решил, что самовольную постройку надо снести только потому, что не было разрешения на строительство.

Но тот же суд установил, что участок земли принадлежит хозяйке дома, целевое назначение земли разрешает возведение постройки, ничьих интересов дом не нарушает и никому не угрожает. Поэтому, сказал Верховный суд, с решением о сносе дома согласиться нельзя. Тем более что право собственности на дом гражданка зарегистрировала в законном порядке.

Не согласен Верховный суд и с другим выводом суда, что хозяйка дома должна обратиться в суд со встречным иском к чиновникам и попросить сохранить незаконную постройку и признать за ней право собственности.

Верховный суд напомнил – граждане, участвующие в гражданском процессе, сами выбирают способ защиты своих интересов и сами распоряжаются правами и обязанностями, которые им предоставляет закон. Так что идти в суд со встречным иском или нет, это право гражданина, но не обязанность.

Отсутствие разрешения на строительство – не повод для отказа в иске о признании права собственности

В нашем случае местный суд пришел к выводу, что женщина должна была сама предпринимать меры, чтобы сохранить незаконно построенный дом. Но подобный вопрос должен решать сам человек, вне зависимости от предписаний суда.

Особенно интересно то, что суд с самого начала знал – территориальный орган Росреестра право хозяйки на дом зарегистрировал.

В переводе на казенный язык это означает, что юридический факт признания и подтверждения государством дома состоялся. И право гражданки на жилье уже признано государством в установленном законом порядке и не нуждается в дополнительном признании еще и судом.

(Определение N 19-КГ14-6)

Источник: https://rg.ru/2015/05/05/sud.html

Исковое заявление о праве собственности на самовольную постройку

Куда кроме суда можно обратиться по поводу самовольного строительства?

Образец искового заявления о признании права собственности на самовольную постройку, с учетом последних изменений законодательства.

Самовольной постройкой признается объект недвижимости, который построен без оформления земельного участка и документов на строительство. Истец должен представить доказательства того, что при возведении самовольной постройки не нарушены градостроительные и строительные нормы и правила, что такая постройка не создает никакой угрозы для других граждан и может быть сохранена.

Документы, которые необходимо собрать до подачи иска в суд: документы на земельный участок, который должен быть в собственности или постоянном (бессрочном) пользовании заявителя; документы, подтверждающие, что заявитель обращался за выдачей разрешения и ввода объекта в эксплуатацию; документы, подтверждающие, что объект построен без нарушений (экспертное заключение); заключение из Роспотребнадзора и Госпожнадзора.

Ответчиком по таким искам всегда будет орган местного самоуправления, на территории которого возведена самовольная постройка. Размер государственной пошлины по таким искам зависит от цены иска, которая определяется исходя из инвентарной стоимости объекта по справке БТИ.

Дела о признании права собственности на самовольную постройку подсудны суду по месту нахождения спорного объекта недвижимости. Такие дела будут рассматриваться мировыми судьями, если стоимость объекта ниже 50000 рублей, если стоимость самовольной постройки выше – дело подсудно районному (городскому) суду.

В ______________________________ (наименование суда) Истец: _________________________ (ФИО полностью, адрес) Ответчик: _______________________ (наименование органа местного самоуправления, адрес)

Цена иска: ______________________

(стоимость самовольной постройки)

о признании права собственности на самовольную постройку

Мне принадлежит земельный участок по адресу: _________ (полный адрес земельного участка), который предоставлен мне _________ (наименование органа, предоставившего земельный участок) «___»_________ ____ г. на основании _________ (документы, подтверждающие предоставление земельного участка).

В _____ году я построил на принадлежащем мне земельном участке объект недвижимого имущества _________ (жилой дом или иное наименование объекта).

При строительстве я не получал необходимые разрешения, поскольку _________ (указать, почему не получено разрешение на строительство).

Возведенный мною объект недвижимого имущества обладает признаками самовольной постройки, так как _________ (указать признаки самовольной постройки, в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса РФ).

Возведенная мною самовольная постройка не нарушает прав и интересов других лиц, соответствует требованиям строительных и градостроительных нормативов, сохранение самовольной постройки не создает угрозы жизни и здоровью граждан. Указанные обстоятельства подтверждаются _________ (привести список заключений компетентных органов, подтверждающих указанные основания).

При обращении в _________ (наименование органа местного самоуправления)  мне было отказано в получении разрешения на строительство и акта ввода объекта недвижимого имущества в эксплуатацию, поскольку _________ (если получен ответ, указать основания отказа). Иным путем, кроме обращения в суд, я лишен возможности признать право собственности на самовольную постройку.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 222 Гражданского кодекса РФ, статьями 131—132 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Прошу:

  1. Признать право собственности _________ (ФИО истца) на объект недвижимого имущества _________ (наименование самовольной постройки), расположенный по адресу: _________.

Перечень прилагаемых к заявлению документов (копии по числу лиц, участвующих в деле):

  1. Копия искового заявления
  2. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины
  3. Копия документа, подтверждающего права на земельный участок
  4. Документы, подтверждающие возведение самовольной постройки
  5. Заключение Роспотребнадзора
  6. Заключение Госпожназора
  7. Заключение экспертной организации
  8. Копия технического паспорта на объект недвижимости
  9. Документы, подтверждающие обращение в орган местного самоуправления за получением разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию

Дата подачи заявления «___»_________ ____ г.                   Подпись истца _______

Скачать образец заявления: 

  Исковое заявление о праве собственности на самовольную постройку

Скачать обзор: 

  Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19 марта 2014г.

Источник: https://vseiski.ru/iskovoe-zayavlenie-o-prave-sobstvennosti-na-samovolnuyu-postrojku.html

Как узаконить самострой в Украине: сколько стоит узаконивание в 2019 году

Куда кроме суда можно обратиться по поводу самовольного строительства?

Согласно ст. 376 Гражданского кодекса Украины жилой дом, здание, сооружение, другое недвижимое имущество считаются самовольным строительством, если они построены или строятся:

  • на земельном участке, не отведенном для этой цели;
  • без соответствующего документа, который дает право выполнять строительные работы или должным образом утвержденного проекта;
  • с существенными нарушениями строительных норм и правил.

Если построенный Вами дом, гараж, сарай, хозяйственная пристройка и т. д. Отвечают хотя бы одному из этих признаков — это самовольное строительство и для того, чтобы зарегистрировать право собственности на него, необходимо будет пройти одну из описанных ниже процедур.

Упрощенная процедура принятия в эксплуатацию органами государственного архитектурно-строительного контроля применяется к объектам строительства, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными последствиями (СС1), построены на земельном участке соответствующего целевого назначения, но без разрешительного документа на выполнение строительных работ, а именно:

  • построенные в период с 5 августа 1992 года по 9 апреля 2015 года индивидуальные (усадебные) жилые дома, садовые, дачные дома общей площадью до 300 квадратных метров, а также хозяйственные (приусадебные) здания и сооружения общей площадью до 300 квадратных метров;
  • построенные до 12 марта 2011 здания и сооружения сельскохозяйственного назначения.

Собственнику или пользователю земельного участка, на котором построено такое сооружение следует провести техническое обследование строительства, затем обратиться в органы государственного архитектурно-строительного контроля. В течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления органы ГАСК должны бесплатно принять объект строительства в эксплуатацию.

Порядок проведения технического обследования и принятия в эксплуатацию  таких объектов самовольного строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 03.07.2018  № 158.

При этом техническое обследование индивидуальных (усадебных) жилых домов, садовых, дачных домов общей площадью до 300 квадратных метров включительно, хозяйственных (приусадебных) зданий и сооружений общей площадью до 100 квадратных метров включительно проводится в ходе их технической инвентаризации с соответствующей отметкой в ​​техническом паспорте.

К владельцам (пользователям) земельных участков штрафные санкции за выполнение строительных работ без получения документов, дающих право на их выполнение, и за эксплуатацию или использование объектов строительства, не принятых в эксплуатацию, не применяются.

Техническое обследование проводится субъектом хозяйствования, который имеет в своем составе соответствующих исполнителей, согласно Закону Украины «Об архитектурной деятельности» получивших квалификационный сертификат, или физическим лицом – предпринимателем, имеющим квалификационный сертификат.

Принятие в эксплуатацию объектов осуществляется безвозмездно в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления, по результатам технического обследования объекта, путем регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации.

Объект не может быть принят в эксплуатацию при наличии отклонений от требований государственных строительных норм, определенных такими нормами как недопустимые (запрещенные).

К заявлению о принятии в эксплуатацию объекта нужно приложить:

  • два экземпляра заполненной декларации;
  • отчет о проведении технического обследования объекта с информацией о возможности его надежной и безопасной эксплуатации (кроме индивидуальных (усадебных) жилых домов, садовых, дачных домов общей площадью до 300 квадратных метров включительно, хозяйственных (приусадебных) зданий и сооружений общей площадью до 100 квадратных метров включительно);
  • заверенные в установленном порядке копии:
  • документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком, на котором размещен объект;
  • технического паспорта (с отметкой о проведенном техническом обследовании).

Один экземпляр декларации после ее регистрации возвращается заказчику, а другой остается в органе государственного архитектурно-строительного контроля, который ее зарегистрировал.

Датой принятия в эксплуатацию объекта является дата регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации.

Зарегистрированная декларация является основанием для заключения договоров о поставках на принятый в эксплуатацию объект необходимых для его функционирования ресурсов – воды, газа, тепла, электроэнергии, включения данных о таком объекте в государственную статистическую отчетность и оформления права собственности на него.

Не стоит забывать, что право собственности на объект недвижимости возникает  с момента его государственной регистрации.

Поэтому после принятия объекта в эксплуатацию нужно обратиться в Центр предоставления административных услуг  для проведения процедуры государственной регистрации права собственности на новострой с такими документами (п.

41 Постановления КМУ от 25 декабря 2015 г. № 1127 «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений») :

  1. документ, который в соответствии с требованиями законодательства свидетельствует о принятии в эксплуатацию законченного строительством объекта;
  2. технический паспорт на объект недвижимого имущества;
  3. документ, подтверждающий присвоение объекту недвижимого имущества адреса;
  4. письменное заявление или договор совладельцев о распределении долей в общей собственности на новый объект недвижимого имущества (в случае, когда государственная регистрация проводится в отношении имущества, которое приобретается в общую долевую собственность);
  5. договор о совместной деятельности или договор простого товарищества (в случае, когда государственная регистрация проводится в отношении имущества, строительство которого осуществлялось в результате совместной деятельности).

Если же объект самовольного строительства не отвечает вышеописанным критериям, например, построен на земельном участке, имеющем иное целевое назначение, узаконить его возможно только через суд.

Согласно части третьей статьи 376 Гражданского Кодекса Украины право собственности на самовольно построенное недвижимое имущество может быть по решению суда признано за лицом, осуществившим самовольное строительство на земельном участке, который не был ему отведен для этой цели, при условии предоставления земельного участка в установленном порядке лицу под уже построенное недвижимое имущество.

Причем, часть четвертая этой же статьи говорит, что если собственник (пользователь) земельного участка возражает против признания права собственности на недвижимое имущество за лицом, которое осуществило самовольное строительство на его земельном участке, или если это нарушает права других лиц, имущество подлежит сносу лицом, которое осуществило самовольное строительство, или за его счет.

Таким образом, владельцу самостроя придется заручиться доказательствами для суда: письменным согласием соседей, документами на право пользования участком и т.д. Иск следует подавать в суд общей юрисдикции по месту нахождения объекта самовольного строительства.

В случае принятия судом положительного решения, собственнику нужно обратиться в Центр предоставления административных услуг для регистрации права собственности на объект недвижимости.

Целый ряд организаций предлагает услуги по легализации самостроя «под ключ»: от изготовления проектной документации до регистрации права собственности на узаконенный объект. Стоимость таких услуг немалая: в городе Киева, например, она стартует от 1000 у.е.

Как известно, право собственности на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации. Поэтому счастливый обладатель квартиры в новопостроенном доме должен обратиться в Укргосреестр для регистрации своего права собственности на новую квартиру. Какие документы нужны для регистрации права собственности на новострой узнавал Prostopravo

Государственная регистрация права собственности на новую квартиру проходит в органах Укргосреестра по месту нахождения недвижимости в соответствии с Порядком государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений (Постановление КМУ №868 от 17.10.2013 г).

В любом случае, заявитель должен предъявить свой паспорт, доверенность (если он действует от имени другого человека, по его поручению), а также соответствующее заявление.

В остальном же, перечень документов зависит от того, каким образом происходило инвестирование строительства – посредством фонда финансирования строительства, через выпуск целевых облигаций, путем создания жилищно-строительного кооператива, или же приобретения имущественных прав.

Так, обязательно нужно предоставить документ, подтверждающий приобретение им объекта недвижимости в собственность ((инвестиционный договор, договор о долевом участии, договор купли-продажи имущественных прав и т.п.).

В случае участия в фонде финансирования строительства документом, подтверждающим приобретение в собственность закрепленного за лицом объекта строительства, является выданная управляющим такого фонда справка о праве доверителя на приобретение в собственность объекта инвестирования.

В случае приобретения беспроцентных (целевых) облигаций, по которым базовым товаром является единица недвижимости, документами, подтверждающими приобретение в собственность закрепленного за лицом объекта строительства, является договор купли-продажи облигаций и в случае наличия документ, согласно которому произошло закрепление соответствующего объекта инвестирования за владельцем облигаций (договор резервирования, бронирования и т.д.).

В случае приобретения имущественных прав на объект недвижимости документом, подтверждающим приобретение в собственность закрепленного за лицом объекта строительства, является договор купли-продажи имущественных прав.

Для проведения государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, построенные в результате деятельности жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или другого кооператива, заявитель представляет:

  • справку жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или другого кооператива о членстве в кооперативе и внесении таким членом кооператива паевого взноса в полном объеме;
  • технический паспорт на объект недвижимого имущества.

Какие документы должен предоставить регистратору застройщик:

  • документ, подтверждающий возникновение, переход и прекращение прав на земельный участок (кроме случаев реконструкции объектов недвижимого имущества без изменения внешних геометрических размеров их фундаментов в плане);
  • документ, подтверждающий возникновение, переход и прекращение права собственности на такой объект до проведения реконструкции (в случае проведения реконструкции объекта недвижимого имущества);
  • документ, который в соответствии с требованиями законодательства удостоверяет принятие в эксплуатацию законченного строительством объекта;
  • документ, подтверждающий присвоение объекту недвижимого имущества адреса (кроме случая, когда в результате реконструкции объекта недвижимого имущества его адрес не изменился);
  • утвержденный застройщиком  перечень физических и юридических лиц, средства которых привлекались на инвестирование (финансирование) объекта строительства.

Кооператив после принятия дома  в эксплуатацию представляет:

  • документ, подтверждающий возникновение, переход и прекращение прав на земельный участок (кроме случаев реконструкции объектов недвижимого имущества без изменения внешних геометрических размеров их фундаментов в плане);
  • документ, который в соответствии с требованиями законодательства удостоверяет принятие в эксплуатацию законченного строительством объекта;
  • документ, подтверждающий присвоение объекту недвижимого имущества адреса (кроме случая, когда в результате реконструкции объекта недвижимого имущества его адрес не изменился);
  • утвержденный общим собранием кооператива список членов кооператива.

По истечении срока, отведенного законом на регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества, а именно 5 рабочих дней, заявителю выдается Свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, после чего он становится полноправным собственником квартиры.

Екатерина Гутгарц, юрист, главный редактор портала

Источник: Prostopravo

Обновление: 12.2019

Источник: https://prostopravo.com.ua/nedvizhimost/stati/kak_uzakonit_samostroy_v_ukraine_v_2018_godu_

Юрист ответит
Добавить комментарий