Либретто балета снегурочка чайковского

От пуховых пачек до черных

Либретто балета снегурочка чайковского

Неизвестно, увидел бы свет знаменитый балет “Щелкунчик”, если бы не директор Императорских театров Российской империи Иван Всеволожский.

Аристократ и потомок древнего рода Всеволожских-Рюриковичей прежде чем занять в 1881 году этот почетный пост получил блестящее образование в Санкт-Петербургском университете и несколько лет служил чиновником по особым поручениям при русском посольстве в Париже.

Именно из Франции он “вывез” страсть к рисованию и влюбленность в эпоху Короля-Солнца Людовика XIV — горячего поклонника балетного искусства. 

Увлеченность Всеволожского французской культурой XVIII века отразилась в пышном оформлении и сказочных, рыцарских сюжетах спектаклей, которые ставились при нем.

В 1890 году в Мариинском театре состоялась премьера балета Чайковского “Спящая красавица”.

Вдохновленный теплым приемом публики, в том же году Всеволожский заказывает Чайковскому еще одно произведение — на сюжет сказки немецкого писателя Теодора Амадея Гофмана “Щелкунчик и Мышиный король”.

Первая постановка “Щелкунчика” на сцене Императорского театра Российской империи, 1892 год

© Wikimedia Commons

За основу сюжета для балета Всеволожский взял не оригинальную сказку Гофмана, а ее пересказ под названием “История Щелкунчика”, написанный Александром Дюма — отцом в 1845 году. Именно этот вариант сказки о чудесном превращении деревянной уродливой игрушки для колки орехов в прекрасного принца, по мнению Ивана Александровича, идеально соответствовал требованиям балетного театра. 

Эскиз костюмов Клары и ее брата Фрица, выполненный Иваном Всеволожским, 1892 год

© Петербургская Театральная библиотека

Дополнительные изменения в либретто внес и хореограф Мариус Петипа: так, второй акт он полностью посвятил танцам, представляющим различные сладости. По его замыслу, Клара и Щелкунчик попадали в волшебную страну Конфитюренбург. 

“Задник кулисы представляет собой пальмы из золотых и серебряных блесток на полотне, — писал Мариус Петипа в либретто. — В глубине фонтаны, бьющие лимонадом, оранжадом, оршадом и смородиновым сиропом. Среди всех этих фонтанов на реке из розового масла красуется павильон из ячменного сахара”. 

Во втором акте на сцене появлялись карамель, марципаны, пряники, фисташки, мятные лепешки и печенье, шоколад, кофе и чай. О главных героях здесь будто забыли: они должны были просто наблюдать за ожившими сладостями и игрушками. 

Когда либретто прочитал Чайковский, которому Всеволожский заказал музыку к спектаклю, то засомневался в том, что он получится интересным, и даже хотел отказаться от этой работы. Всеволожскому пришлось убеждать композитора, что балетом заинтригована сама царская семья и что видит автором музыки именно его.

 Дети на сцене    

Публика впервые увидела балет “Щелкунчик” 18 декабря 1892 года на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Зрители поначалу приняли “Щелкунчика” весьма сдержано: многим не понравилось, что главные партии танцевали дети — ученики Театрального училища.

В партии Клары (несмотря на то, что у Гофмана героиню зовут Марихен, а Кларой — ее куклу, Петипа назвал девочку именно так) была занята двенадцатилетняя воспитанница Станислава Белинская, а Щелкунчика танцевал семнадцатилетний Сергей Легат.

Для массовых сцен детей из училища не хватало, поэтому роли солдатиков исполняли воспитанники лейб-гвардии Финляндского полка.

Станислава Белинская в роли Клары (слева) и Василий Стулколин в роли Фрица (справа)

© Wikimedia Commons

Однако было в спектакле то, что поразило всех критиков, — это  “Вальс снежных хлопьев”, которым завершался первый акт. В либретто эта сцена описывалась так: “Зала превращается в еловый лес зимой. Начинает падать снег крупными хлопьями, поднимается вихрь и метель.

Постепенно метель утихает, и зимний ландшафт освещается мягким светом луны; при лунном свете снег искрится, как бриллианты”. В танце были заняты 60 артисток. Восемь солисток и кордебалет были одеты в одинаковые белые пачки, усеянные комьями пуха. Головы их украшали расходящиеся звездой венцы в белых хлопьях.

  Любители балета позже стали смотреть танец снежных хлопьев с верхнего яруса, откуда сцена выглядела особенно эффектно. 

Эскиз костюмов Феи Драже и Принца Коклюша, сделанные Всеволожским

© Петербургская Театральная библиотека

Сегодня сложно представить, что костюмы балетных артистов в XIX веке выглядели иначе, чем сейчас. 7 декабря 2017 года в честь 125-летия со дня премьеры балета в Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеке открылась выставка “В гостях у феи Драже”, на которой представили эскизы костюмов самого первого “Щелкунчика”, сделанные Всеволожским.

 На них — военные мундиры и камзолы с проработанными до мелочей деталями, модные в то время длинные платья с завышенной талией, сложные головные уборы, восточные костюмы с богатыми вышивками. Есть и платья, похожие на современные пачки, — в них танцевали солистки.

Великолепные яркие костюмы создавали сказочное настроение спектакля, который вскоре приобрел огромную популярность. 

Жизнь после революции

Эскиз костюма “Клара в ночной сорочке” Константина Коровина для постановки 1919 года

© Роман Канащук/ТАСС

На сцене Большого театра балет “Щелкунчик” поставили спустя 27 лет после премьеры в Петербурге. От редакции Петипа и Всеволожского руководство театра отказалось, отдав ее на “переработку” хореографу Александру Горскому и художнику-импрессионисту Константину Коровину.

Коровин изменил декорации балета, сделав сцену в виде сервированного стола с огромным кофейным сервизом, из которого вылезали танцоры. Вместо снежинок в конце первого акта танцевали Деды Морозы в шубах и Снегурочки в капорах и с муфтами. В финале Горский оставлял Клару в мистическом сне.

Также хореограф убрал из сюжета фею Драже и принца Коклюша, которые присутствовали в постановке Петипа и танцевали адажио. Их роли он отдал маленьким героям — Мари (героиню снова переименовали в связи с событиями Первой мировой войны и бойкота всему немецкому) и принцу Щелкунчику.

Эта идея оказалась настолько хороша, что прочно прижилась в России и в последующих постановках. 

Однако версия Горского и Коровина шла на сцене недолго. В начале 20-х годов Большой театр был в шаге от гибели — новое правительство высказывалось о ненужности храма искусства рабочему классу. Константин Коровин навсегда эмигрировал во Францию, а балет “Щелкунчик” сняли с репертуара Большого. 

Костюмы кукол Константина Коровина

© Роман Канащук/ТАСС

Лишь в 1922 году правительство большевиков пришло к выводу о “нецелесобразности” закрытия театра.

Тем не менее долгое время “Щелкунчик” не ставили — и в Большом, и в Мариинском театрах: в стране была объявлена “война” традиции наряжать елку на Рождество и отмечать Новый год, и только после того, как в 1935 году второй секретарь ЦК Украины Павел Постышев предложил Сталину вернуть детям елку на праздник, о “Щелкунчике” снова вспомнили. 

В 1938 году на сцене Большого театра балет “Щелкунчик” был поставлен хореографом Василием Вайноненом и художником Владимиром Дмитриевым. Они сделали центром сюжета переживания девушки, полюбившей уродливую куклу, а историю — понятной и взрослым и детям.

Испанский танец из балета “Щелкунчик” в постановке хореографа Василия Вайонена и художника Владимира Дмитриева, 1961 год

© А. Батанов/ТАСС

Но самая знаменитая постановка “Щелкунчика” принадлежит Юрию Григоровичу. Он  переосмыслил предыдущие версии, сделав сюжет более философским, заставляя зрителя поразмышлять о недостижимости абсолютного счастья.

Костюмы для этой версии создал театральный художник Симон Вирсаладзе. Главные цвета спектакля — серый, черный, сиреневый, а в ослепительно белом и ярко-красном появляются только Маша и Щелкунчик.

В костюмах Вирсаладзе артисты танцуют уже 51 год — при пошиве подгоняется только размер и длина, но художественное оформление костюма остается строго неизменным.

В “Щелкунчике” Григоровича танцевали самые знаменитые балетные артисты России: Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Людмила Семеняка, Светлана Захарова, Николай Цискаридзе и многие другие, а сам спектакль балетные критики считают эталонным.

Сцена из балета “Щелкунчик” в постановке Юрия Григоровича, 1997 год

© Александр Косинец/ТАСС

Мир гротеска Шемякина 

Дарья Павленко в роли Королевы снежинок на сцене Мариинского театра, 2001 год

© Юрий Белинский/ТАСС

Самой необычной постановкой “Щелкунчика” за последние десятилетия стала версия хореографа Кирилла Симонова и художника Михаила Шемякина, поставленная на сцене Мариинского театра в 2001 году.

Большой поклонник Гофмана, Шемякин постарался максимально отойти от трактовки сказки Александра Дюма и создал удивительный мир фантасмагории и гротеска.

В его версии на сцене появился огромный торт, мыши в масках, а знаменитые снежинки в вальсе переодеты в черные пачки с белыми хлопьями на юбках. 

Балет “Щелкунчик” в постановке художника Михаила Шемякина на сцене Мариинского театра, 2002 год

© Александр Косинец/ТАСС

В преддверии Нового года на сцене Большого традиционно идет “Щелкунчик”, причем желающих увидеть балет, несмотря на высокие цены, так много, что в течение двух недель приходится давать по два спектакля в день.

Едва ли Петр Ильич Чайковский рассчитывал на то, что не полюбившийся ему сначала сюжет найдет такой отклик у публики, но это наверняка предвидел поклонник пышной эпохи Людовика XIV и мира сказок директор Императорских театров Иван Всеволожский.

Ведь путешествие в сказочную страну с Мари и Щелкунчиком — это возможность для каждого ненадолго вернуться в детство и поверить в чудо. 

Карина Салтыкова 

Источник: https://tass.ru/kultura/4817832

Либретто балета снегурочка чайковского

Либретто балета снегурочка чайковского

Может быть, отдать ее на присмотр в слободку, к Бобылю? Весна зовет Снегурочку.

Краткое содержание оперы снегурочка римского-корсакова (2)

Весна вступает в свои права.Берендеи среди ночи приходят в мертвый лес для совершения обряда изгнания зимы, проводов Масленицы и зазывания весны. Бобыль и Бобылиха замечают Снегурочку — «боярышню». Снегурочка предлагает им стать их дочкой. Она прощается с лесом, лес отвечает ей, заставляя берендеев пасть ниц перед магической силой Снегурочки.

Картина 2Царство ЛеляСнегурочка приходит к людям. Лель помогает ей делать первые шаги по земле берендеев и уходит к другим девушкам. Не понимая, почему Лель не остался с ней, Снегурочка сознает, что жизнь среди людей — это не только песни, но и реальная боль.

Появляется Купава, которая перед всем народом рассказывает Снегурочке о своем благополучии.Приплывает Мизгирь, жених Купавы, и выкупает невесту. Дав клятву Купаве, Мизгирь замечает Снегурочку.

Но ни признание в любви, ни подкуп Бобыля и Бобылихи, не помогают ему завоевать девушку.

Опера «снегурочка» римского-корсакова: краткое содержание и история создания

Безутешный Мизгирь кидается в озеро. Но мудрый царь Берендей знает – после смерти Снегурочки солнце вновь вернется в Берендеево царство, даря берендеям счастье и благоденствие.

Сначала три парня, а потом Лель пытаются ухаживать за ней, но едва они прикоснулись к ней, как почувствовали холод.

Краткое содержание балета снегурочка

Получить консультацию по вопросам покупки театральных билетов в режиме онлайн: ICQ: 617656994 — Мария 615451369 — Ольга 388740897 — Марина Отзывы зрителей о спектакле Уважаемые посетители сайта Балаган.

Ру! На этой страничке Вы можете быстро и без труда выбрать наиболее подходящую Вам дату показа балета «Снегурочка» в Государственном Кремлевском дворце, узнать краткое содержание спектакля, историю его создания, просмотреть фотогалерею к спектаклю.

Безусловно, перед первичным просмотром спектакля мы рекомендуем предварительно ознакомиться с отзывами других зрителей о балете «Снегурочка», и, конечно, будем Вам очень благодарны за добавление своего собственного отзыва.

Он уверен, что красота Снегурочки поможет смягчить Ярилин гнев. Но кто же будет ее женихом? Ведь ледяное сердечко Снегурочки не знает любви.
Мизгирь умоляет Берендея отсрочить его изгнание. «Клянусь, — с жаром восклицает он, — любовь моя зажжет Снегурочки нетронутое сердце!» Действие третье.

В заповедном лесу берендеева царства накануне Ярилина дня парни и девушки с песней водят хороводы. Растроганный пением Леля, царь предлагает ему выбрать девушку, которая перед всем народом наградила бы «певца любви горячим поцелуем». «Возьми меня, пригожий Лель», — доверчиво говорит Снегурочка.

Делаю спокойное лицо, а внутри все переворачивается. На премьеру идем как на казнь. Все кончилось благополучно. Поздравления, успех. Слава Богу!»

Затем балет показывают в Лондоне.

16 июля: «Опять работаем днем и ночью.

Последний рабочий день в Англии. 76 часов без сна».

17 июля: «Утром работаем с оркестром и со светом. Ходим и шатаемся. Поспал в театре час. Иду одеваться на премьеру. Самочувствие, как будто иду на Голгофу.

Зал полный.

В 8 часов оркестр начал увертюру. Спектакль.

Прием. Встреча с Марго Фонтейн. Разговор с Жюльеном (директор Парижской оперы вел с Бурмейстером переговоры о создании на сцене этого театра балета «Три мушкетера»). От имени всей труппы – приглашение в Гранд опера. День кончился в 4 утра».

18 июля: «Всё.

Вторая заграничная поездка кончилась. Пресса идет хорошая. В субботу едем домой. Поздравительная телеграмма от Фурцевой ».

Лондонская «Таймс» в те дни писала:

«Это прекрасная идея – пригласить для новой работы русского хореографа Владимира Бурмейстера, постановка «Лебединого озера» которого в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в Москве и недавно – в Парижской опере вызвала всеобщее восхищение…

Сюжет «Снегурочки» знаком лондонским любителям оперы по одноименной опере Римского-Корсакова.

Движения, позировки, и по рукам Снегурочка хореографически обособлена от других персонажей.

В хореографии очень четко проводится разница между этим неземным существом и простым людом, берендеями. У Бурмейстера в принципе во всех спектаклях прослеживаются такие лейтмотивные темы достаточно ярко.

А вот Алексей Любимов танцует Мизгиря, уже давно и слывет одним из лучших интерпретаторов этой роли:

“Я даже уже не помню, который раз буду танцевать эту партию. Сбился со счета. Правда, к сожалению, спектакль не так часто идет”.

Вообще, «Снегурочка» это один из моих любимых балетов.

У меня к нему свое особое расположение. Мало на самом деле таких спектаклей, которые было бы столько интересно проживать и раскрывать на сцене.

Это история наша, не зарубежная, тут русская душа, языческие имена героев: Мизгирь, Купава и сама Снегурочка – это мифологические исконно славянские названия: Мизгирь – старославянское название паука-тарантула из семейства «пауков-волков», Купава – от «купала», «купанье», по-моему, была такая славянская речная фея…

Очень люблю старый фильм, который снят по этой сказке Островского. Премьера у меня была с Натальей Ледовской. Именно эта замечательная балерина вводила меня в балет.

И практически все «Снегурочки» собственно я с ней и танцевал. А 10 января уже вводить в спектакль буду я сам: первый раз станцую этот балет с Татьяной Мельник.

На самом деле этот спектакль очень мне импонирует, потому что он наделен глубоким смыслом.

« СНЕГУРОЧКА»

Балет в двух действиях на музыку П.И. Чайковского

Либретто В. Бурмейстера, по мотивам пьесы А.Н.

Островского «Снегурочка» Хореограф — постановщик – народный артист Российской Федерации, лауреат премии Москвы Андрей Петров Художник — постановщик – народный художник Российской Федерации, лауреат Государственной премии Российской Федерации Станислав Бенедиктов Ассистенты хореографа — постановщика – заслуженная артистка Российской Федерации Людмила Чарская и заслуженный артист Российской Федерации Валерий Рыжов

Образ Снегурочки уникален для русской культуры и, в частности, для хореографического искусства. Музыка Петра Ильича Чайковского к пьесе Александра Николаевича Островского «Снегурочка» явилась подлинным шедевром, одним из самых вдохновенных сочинений, наполненным светом, богатством красок, буйным цветением сказочных колоритных образов.
«Снегурочка» стала на творческом пути П.

И. Чайковского мостиком от первых композиторских опытов и гениальных прозрений к «Лебединому озеру», «Евгению Онегину». Как признавался сам П.И. Чайковский, ему так нравилась пьеса «Снегурочка», что он без всяких усилий сочинил всю музыку за три недели. На сцене Государственного Кремлевского Дворца весенняя сказка в постановке Андрея Петрова обрела силу древнего языческого мифа.

Театр «Кремлевский балет» Зал Государственного Кремлевского Дворца

Начало в 14.00 Продолжительность спектакля –2 часа 50 минут (с двумя антрактами)

Премьера – 2009 год

Композитор – Петр Ильич Чайковский Либретто Владимира Бурмейстера по мотивам одноименной пьесы А. Н. Островского Хореограф-постановщик – Андрей Петров Дирижер – Сергей Кондрашов

3 и 7 июля 2016 года в зале Государственного Кремлевского дворца будет представлен балет «Снегурочка» на музыку П. И. Чайковского в исполнении артистов театра «Кремлевский балет».

«Снегурочку» называют иногда четвертым балетом П.

И. Чайковского, но композитор такого балета не создавал – им написана лишь музыка к пьесе А. Н. Островского. Этот сюжет был близок П. И. Чайковскому, музыку он создал легко – всего за три недели. К этой музыке обратился известный советский хореограф Владимир Бурмейстер, состоявший в родстве с композитором (его мать приходилась П.

И. Чайковскому двоюродной племянницей), когда Лондонский фестивальный балет обратился к нему с просьбой создать спектакль на музыку П. И. Чайковского – но не «Лебединое озеро», не «Щелкунчика» и не «Спящую красавицу». Наряду с музыкой к сказке балетмейстер использовал фрагменты из Первой симфонии и некоторых других произведений П.

И. Чайковского.

Источник: http://37zpp.ru/libretto-baleta-snegurochka-chajkovskogo

Краткое содержание балета снегурочка

Либретто балета снегурочка чайковского

Песня Леля из оперы «Снегурочка» – «Земляничка-ягодка» и веселая плясовая «Как по лесу лес шумит», открывающие первый акт, изображают приближенность людей к природе, веселье, привольную жизнь народа.

Второй-третий акт Во 2-й части вместе с хоровыми эпизодами в достаточно большом количестве присутствуют сцены-диалоги. Величаво-спокойная, неторопливая песня, которую поют гусляры, напоминает древние эпические напевы.

В дуэте Купавы и Берендея взволнованная речь девушки оттеняется спокойными и ласковыми репликами царя. Эпически величественен и очень торжественен гимн берендеев. На фоне мерного сопровождения оркестра в каватине Берендея плавно струится поэтичная, мечтательная мелодия.

В третьем акте начинается большая массовая сцена. Юноши и девушки поют хороводную песню, а Бобыль лихо пляшет под напев «Купался бобер».

Снегурочка

С тех пор страна берендеев подвержена жестоким зимам н холодам весенним. Ярило-Солнце с ревностью взирает на этот союз, да и сама Весна томится в неволе, но, любя и жалея дочь — Снегурочку, не решается перечить грозному Деду-Морозу. Из лесу выходит Дед-Мороз. На утренней заре он должен покинуть землю берендеев н умчаться в сибирские тундры.

Беспокоит его только судьба дочери: Мороз прослышал, что Ярило задумал погубить Снегурочку, заронив в ее сердце огонь любви (пока Снегурочка холодна и чиста сердцем, ей не угрожает никакая опасность). Может быть, отдать ее на присмотр в слободку, к Бобылю? Весна зовет Снегурочку.

One more step

Разгневанный Берендей обрекает Мизгиря на вечное изгнание, но увидев красоту появившейся Снегурочки, меняет свой приговор.

Если Мизгирь до рассвета Ярилина дня сумеет разжечь сердце Снегурочки, она будет отдана ему в жены. 3 действие Лес в царстве берендеев накануне Ярилина дня полон парней и девушек, водящих хороводы и поющих песни.

За пение, Берендей приглашает Леля избрать девушку, которая в награду поцелует его.

С томлением Снегурочка ждет, что пастух остановит свой выбор на ней, но избранница Леля- красавица Купава. Снегурочка в одиночестве тоскует и мечтает о молодом пастухе. Появившийся Мизгирь, влюбленными речами смущает Снегурочку.

Отчего девушка убегает прочь. 4 действие На рассвете Снегурочка ждет свою мать. Пришедшая Весна-красна, внимает мольбам дочери и надевает на нее волшебный венок, дарящий способность любить.
Краткое содержание Действие IКартина 1 Царство МорозаПолночь. Мертвое царство Мороза. Леший провозглашает конец зимы.

Возвращается Весна, лес оживает. Весна признается птицам, что скучает по теплому Солнцу, а здесь, на Севере, ее ждут ревнивый Мороз и их дочка Снегурочка.
Важно Незаконное рождение Снегурочки разгневало Ярилу-Солнце, и в мире с тех пор — разлад. Весна пытается согреть птиц, но появляется Мороз.

Его ревность и нерешенная судьба выросшей дочери вызывают ссору Весны и Мороза, который предрекает гибель Снегурочки от любви. Родители решают оставить Снегурочку людям, отдав в семью бездетного Бобыля, и зовут дочь.
Она тоже просит родителей отпустить ее к людям. Слышны голоса берендеев, идущих в лес прогонять зиму.

Мороз поручает Лешему охранять Снегурочку, прощается с дочерью и исчезает.

Государственный кремлевский дворец

Краткое содержание Первая картина В зимнем лесу играет Снегурочка со своими подружками Снежинками. Их пляскам радуется Дед Мороз.

Вторая картинаСнегурочка убегает от Снежинок и Деда Мороза и оказывается на поляне близ деревни Берендеевка, где впервые видит живых людей, пришедших на любовное свидание Купаву и Мизгиря. Третья картинаОбо все виденном она спешит рассказать Снежинкам и Деду Морозу.

Те приходят в отчаяние от ее тяги к людям, в которой они предчувствуют ее гибель. Четвертая картинаВ Берендеевке праздник. Пляски и веселье, в разгар которых Бобыль случайно натыкается на спрятавшуюся за елкой Снегурочку. Появление такого существа поражает всех.

Бобыль и Бобылиха решают взять ее в свою семью.
Пятая картинаПеред избушкой Бобыля скучает Снегурочка. Сначала три парня, а потом Лель пытаются ухаживать за ней, но едва они прикоснулись к ней, как почувствовали холод.

Получить консультацию по вопросам покупки театральных билетов в режиме онлайн: ICQ: 617656994 — Мария 615451369 — Ольга 388740897 — Марина Отзывы зрителей о спектакле Уважаемые посетители сайта Балаган.

Ру! На этой страничке Вы можете быстро и без труда выбрать наиболее подходящую Вам дату показа балета «Снегурочка» в Государственном Кремлевском дворце, узнать краткое содержание спектакля, историю его создания, просмотреть фотогалерею к спектаклю.

Безусловно, перед первичным просмотром спектакля мы рекомендуем предварительно ознакомиться с отзывами других зрителей о балете «Снегурочка», и, конечно, будем Вам очень благодарны за добавление своего собственного отзыва.

Он уверен, что красота Снегурочки поможет смягчить Ярилин гнев. Но кто же будет ее женихом? Ведь ледяное сердечко Снегурочки не знает любви. Мизгирь умоляет Берендея отсрочить его изгнание. «Клянусь, — с жаром восклицает он, — любовь моя зажжет Снегурочки нетронутое сердце!» Действие третье.

В заповедном лесу берендеева царства накануне Ярилина дня парни и девушки с песней водят хороводы. Растроганный пением Леля, царь предлагает ему выбрать девушку, которая перед всем народом наградила бы «певца любви горячим поцелуем». «Возьми меня, пригожий Лель», — доверчиво говорит Снегурочка. Но Лель выбирает Купаву. Снегурочка в слезах убегает в лес.

Спускается ночь. Народ расходится. Снегурочка одна грустит и мечтает о любви Леля. Появляется Мизгирь. Его страстные признания пугают Снегурочку. В смятении она убегает.

В 1882-м состоялась первая премьера в Мариинском театре. Прошла она с большим успехом. Восторженно принял постановку и сам Островский.

Он говорил о том, что музыка к его сказке была настолько удивительна, что он и представить не мог ничего более подходящего и исключительно живо выражающего всю поэтичность языческого русского культа.

Либретто оперы «Снегурочка» Постановка по мотивам сказки Островского являет собой прославление животворных могущественных природных сил, которые несут людям счастье. Идея произведения уходит корнями в народную поэзию. В постановке, кроме того, воплощена мысль о величии силы искусства.

В постановке реальный мир противопоставлен фантастическому, олицетворяющему, как говорил сам композитор, «периодически выступающие, вечные силы природы». Пастух Лель, Снегурочка, Берендей являются персонажами полуреальными, полуфантастическими.

Краткое содержание балета снегурочка чайковского

Узнав, что ей разрешено покинуть холодный терем и поселиться среди людей, Снегурочка не скрывает радости и на вопрос отца, что манит ее из леса в заречную слободку берендеев, простодушно отвечает: «Людские песни!».

Ни пенье жаворонков, ни печальный лебяжий клич, ни громкие раскаты соловьиных трелей не могут сравниться с пением пастуха Леля.

Снегурочка с восторгом говорит, что дни и ночи готова слушать эти пастушеские песни, от которых странно замирает и тает сердце.

Тает?! — Мороз наказывает дочери избегать Леля, «не слушать ни речей его, ни песен». Мороз и Весна прощаются со Снегурочкой и поручают Лешему присматривать за ней и не давать в обиду. Красная горка заполняется народом. Берендеи провожают масленицу.

Бобыль и Бобылиха замечают Снегурочку. Та просит их взять ее к себе в дочери. Бобыль и Бобылиха рады и польщены этой честью.

Источник: http://pbcns.ru/kratkoe-soderzhanie-baleta-snegurochka/

Опера

Либретто балета снегурочка чайковского

Действие оперы происходит в доисторическое время в стране берендеев. Действующие лица: Весна-красна, Мороз, ближний боярин Бермята, Бакула, пастух Лель, Берендей. В сценах участвуют также Снегурочка, Купава, Мизгирь, Леший и прочие. Произведение написано по одноименной сказке Островского.

Как создавалась опера “Снегурочка”?

Римский-Корсаков впервые познакомился с произведением Островского в начале семидесятых годов 19-го века. Надо сказать, что тогда сказка не произвела на композитора особого впечатления. В конце семидесятых годов Римский-Корсаков перечитал ее снова.

И тогда, как говорит сам композитор, “словно прозрел на удивительную ее поэтическую красоту”. Летом 1880-го он приступил к сочинению оперы. Впоследствии композитор вспоминал, что ни одно произведение не было написано им с такой легкостью и быстротой, как опера “Снегурочка”.

К следующему, 1881-му году, работа была завершена. В 1882-м состоялась первая премьера в Мариинском театре. Прошла она с большим успехом. Восторженно принял постановку и сам Островский.

Он говорил о том, что музыка к его сказке была настолько удивительна, что он и представить не мог ничего более подходящего и исключительно живо выражающего всю поэтичность языческого русского культа.

Постановка по мотивам сказки Островского являет собой прославление животворных могущественных природных сил, которые несут людям счастье. Идея произведения уходит корнями в народную поэзию. В постановке, кроме того, воплощена мысль о величии силы искусства.

В постановке реальный мир противопоставлен фантастическому, олицетворяющему, как говорил сам композитор, “периодически выступающие, вечные силы природы”. Пастух Лель, Снегурочка, Берендей являются персонажами полуреальными, полуфантастическими.

“Творческому началу, зарождающему в людях и природе жизнь” противопоставлен суровый Мороз. Дочь Весны и Мороза – Снегурочка – тянется всей душой к солнцу, людям. Композитор правдиво, очень художественно показывает торжество тепла и любви, приводя девушку к гибели.

Такова идея и краткое содержание оперы “Снегурочка”. Далее следует рассказать более подробно о самом повествовании.

Волшебное царство Берендея

Сюжет оперы “Снегурочка” разворачивается в лунную ночь. На землю в окружении свиты птиц опускается Весна-красна. В стране царит холод, лес укрыт снегом. 15 лет назад у Мороза и Весны появилась на свет дочь – Снегурочка.

С того самого времени Ярило-солнце, разгневавшись, стал давать земле мало тепла и света; зима стала суровой и долгой, а лето – коротким. На сцене появляется Мороз, обещающий Весне покинуть царство.

Но оставлять одну дочь было опасно – Ярило только и ждал, чтобы зажечь в душе девушки огонь любви, который растопит ее, и она погибнет. Родители решают отправить Снегурочку к бездетному Бакуле-бобылю, в слободку Берендеевку. Девушка счастлива – ее давно привлекает к людям чудное пение пастуха Леля.

Мороз и Весна уходят, поручив охранять свою дочь Лешему. Приближается толпа берендеев. Они веселы – провожают Масленицу и приветствуют приход весны. Появляется из лесной чащи Снегурочка. Бобыль рад ее просьбе взять ее себе в дочери.

По просьбе Снегурочки Лель поет ей песни, но, услышав зов подружек, он убегает, бросая цветок, подаренный ею. Девушка обижена. В это время к Снегурочке подходит Купава, влюбленная в Мизгиря. Она спешит поделиться своим счастьем, говорит о том, что вскоре должна состояться их свадьба.

По старинному обычаю Мизгирь должен выкупить свою невесту у подружек. Но появившись и увидев Снегурочку, он, плененный красотой девушки, отказывается от Купавы. Возмущенный таким поведением Мизгиря народ советует Купаве попросить заступничества у справедливого и доброго царя Берендея.

Царский дворец

Мудрого Берендея славят гусляры. Но на душе у царя неспокойно: Ярило разгневался на берендеев за что-то. Чтобы смягчить грозное божество, Берендей решает на следующий день обвенчать всех женихов и невест. В это время к царю вбегает Купава и рассказывает о своем горе. Негодующий Берендей приказывает привести Мизгиря к нему и осуждает юношу на вечное изгнание.

Молодой человек не оправдывается, а лишь просит царя посмотреть на Снегурочку. Красота девушки поражает Берендея. Царь узнает, что Снегурочке не ведомо чувств любви, понимает, за что разгневан Ярило. Берендей решает объявить о том, что тот юноша, который сможет зажечь чувство в душе девушки до рассвета, получит ее в жены.

Мизгирь клянется, что сможет сделать так, чтобы Снегурочка его полюбила, и просит отсрочить изгнание.

Лель и Купава

Следующее действие происходит в заповедном лесу. На поляне догорает заря, Берендей с народом справляет наступление лета. Лель поет песни. В награду за них Берендей предлагает юноше выбрать себе девушку по сердцу. Пастух подходит к Купаве, что до слез огорчает Снегурочку. Появляется Мизгирь. Он взволновано обращается к Снегурочке, говорит ей о своей любви.

Но девушка ответить на его чувства не может. В этот момент Леший преграждает путь Мизгирю, заколдовывает лес и дразнит молодого человека призраком очаровавшей его девушки. Лель и Купава выходят на опустевшую поляну. Девушка нежно благодарит пастуха за то, что тот избавил ее от позора. Увидевшая эту сцену Снегурочка в отчаянии.

Она спешит к матери Весне, чтобы попросить сердечного тепла.

Ярилина долина

Опера “Снегурочка” завершается сценой на рассвете. Весна надевает на дочь волшебный венок. С этого момента девушка знает чувство любви и, встретившись снова с Мизгирем, отвечает ему на пылкое признание взаимностью. Однако скоро должно взойти солнце и Снегурочка, помня наставления своих родителей, торопит возлюбленного скорее бежать от лучей Ярилы, которые могут ее погубить.

В это же время в долине появляется Берендей со своей свитой. С первыми лучами солнца царь благословляет невест и женихов. В долине появляются Мизгирь и Снегурочка. Девушка говорит о возникшем в ее душе чувстве. Но счастье ее длится недолго – дочь Мороаза и Весны, узнав любовь, стала уязвимой для Ярилы. Солнечный луч, рассекая туман, падает на девушку.

Снегурочка, даже предчувствуя свою гибель, с благодарностью обращается к матери за подаренное ей чувство любви. Мизгирь в отчаянии бросается в озеро. Народ в долине поражен. Однако мудрый Берендей понимает, что существование Снегурочки нарушало законы природы. С ее гибелью Ярило не будет больше сердиться и вернет стране тепло и солнце, и жизнь в царстве снова станет счастливой.

Пастух Лель и с ним весь народ воспевают хвалебные песни Солнцу.

Музыка

Самым поэтичным произведением из всех созданных автором считается именно опера “Снегурочка”. Римский-Корсаков сам даже называл ее своим самым лучшим творением. Во всех сценах поразительно чутко и любовно воспроизведены картины народного быта, чудесные образы народных сказок, обряды древнего язычества.

Вся опера “Снегурочка” проникнута мудрой простотой и неувядаемой свежестью русских песен, пронизана весенними тонами просыпающейся природы и мягкой лирикой.

Вступление оркестра к прологу являет собой красочную музыкальную картину, живо описывающую расцвет природы, ее пробуждение после зимы: на смену угрюмой суровой мелодии Мороза приходят нежные обаятельные напевы Весны. Композитор очень тонко и точно передал настроения и характеры героев.

Так, песня Снегурочки из оперы “Снегурочка” “С подружками по ягоды ходить” – это грациозные переливы легких и нежных , перекликающиеся с холодноватыми и прозрачными напевами флейты. Обрядовая колоритная сцена, показывающая проводы Масленицы, включает в себя ряд эпизодов народного фольклорного склада.

Песня Леля из оперы “Снегурочка” – “Земляничка-ягодка” и веселая плясовая “Как по лесу лес шумит”, открывающие первый акт, изображают приближенность людей к природе, веселье, привольную жизнь народа.

Второй-третий акт

Во 2-й части вместе с хоровыми эпизодами в достаточно большом количестве присутствуют сцены-диалоги. Величаво-спокойная, неторопливая песня, которую поют гусляры, напоминает древние эпические напевы.

В дуэте Купавы и Берендея взволнованная речь девушки оттеняется спокойными и ласковыми репликами царя. Эпически величественен и очень торжественен гимн берендеев. На фоне мерного сопровождения оркестра в каватине Берендея плавно струится поэтичная, мечтательная мелодия.

В третьем акте начинается большая массовая сцена. Юноши и девушки поют хороводную песню, а Бобыль лихо пляшет под напев “Купался бобер”. “Пляска скоморохов” являет собой виртуозный, изобилующий оркестровыми красками, симфонический эпизод с увлекательными народными ритмами.

С пастушьего наигрыша кларнета начинается третья песня Леля. За ней следует привольная широкая мелодия. Вдохновенно лирическое ариозо, исполняемое Мизгирем.

Заключительные сцены

В четвертом акте мелодии передают усиление лирических чувств Снегурочки. Нежный ласкающий слух дуэт девушки и ее возлюбленного Мизгиря льется легко и свободно. В арии снова слышна мелодия из пролога (ариетта “Слыхала я”).

Но на этот раз музыка звучит взволнованно и тепло. Одним из самых трогательных эпизодов оперной литературы мира считается сцена таяния Снегурочки. Хрупкая нежность ее образа оттеняется лучезарным, величественным звучанием завершающего хорового гимна божественному Яриле.

Этим восхвалением и завершается опера “Снегурочка”.

Эскизы к постановке

Декорации к опере “Снегурочка”, выполненные по эскизам Васнецова, являлись наиболее интересными из всего множества представленных иллюстраций. Сначала художник оформил спектакль по пьесе Островского в начале 1882-го года. Спустя три года Васнецов стал оформителем оперной постановки в театре Саввы Мамонтова.

При создании эскизов Васнецов использовал архитектурные элементы древнерусского зодчества, мотивы народных вышивок, росписи и резьбы по дереву. Художник, используя своеобразные приемы, создал достаточно гармоничный образ царских палат, представив их ярко и живописно.

Основой для костюмов служил домотканый белый холст. В сочетании с ним различные цветовые решения орнаментов придали выразительности чертам персонажей и декоративный эффект всей постановке в целом.

Васнецову удалось уловить национальную самобытность произведения, что достаточно прочно связало зрительные образы, созданные им, с народными песенными мотивами.

Источник: https://FB.ru/article/138637/opera-snegurochka-rimskogo-korsakova-kratkoe-soderjanie-i-istoriya-sozdaniya

Юрист ответит
Добавить комментарий