Могут ли лишить мать родительских прав, если она не в первый раз выгоняет ребёнка инвалида из дома?

Опытный сыктывкарский педагог Александр Петрович Чуднов рассказал «Трибуне» о том, как в республике грабят сирот. Причем это дело поставлено, что называется, на конвейер…

«Это беспредел!»

— Мои воспитанники, сегодня уже взрослые люди, обратились ко мне за помощью. С их банковских карт, куда приходят стипендии, пенсии, пособия, вдруг «автоматически» стали списывать деньги.

Оказалось, что это долги за коммуналку в квартирах, где живут их биологические родители, — говорит Александр Петрович. — Беда в том, что этих горе-мамаш и папаш давно лишили родительских прав. Мальчишки с 4-5 лет воспитывались в интернате. При живых родителях они фактически сироты.

Теперь живут кто в общежитии колледжа, кто у знакомых. Порой на лето общежитие закрывают на ремонт, ребят выгоняют. А куда 19-летнему парню деться? И жилья нет, и денег на еду — списали с карты. Я, как могу, их поддерживаю.

Но ведь так обирать сирот — это беспредел!
Беда еще и в том, что многие из этих ребят не социализированы. После интерната им трудно привыкнуть, освоиться в «обычном» обществе. Зачастую они абсолютно беззащитны.

Жилье есть — жить негде

Когда непутевых мамаш и отцов лишают родительских прав, их дети сохраняют право на долю собственности (в неприватизированном жилье — право пользования жилым помещением) в квартире родителей. Так — по закону.

Но в реальной жизни происходят жуткие вещи…«Трибуна» уже рассказывала историю сироты Маши, которую мать бросила в годовалом возрасте, узнав, что малышка нездорова. Маша выросла в интернате. В материнской трехкомнатной квартире девочке по закону принадлежала доля (одна комната). Но, повзрослев, воспользоваться своим жильем Маша не смогла.

Кроме пьющей матери, там проживали ее сожитель-рецидивист и братья-наркоманы. Там по сути был притон, в котором пьянствовали, устраивали дебоши, драки. Что стало бы в этих стенах с робкой девушкой-инвалидом?Разменять квартиру, чтобы получить свою долю, Маша не могла. Горе-родственники накопили космические долги по ЖКУ.

И пока их не погасишь, продавать или менять жилье нельзя. Алкоголики платить не собирались. Но где девушке взять такие деньги?

Вот так и получается: формально жилье у сироты есть, а реально жить негде.

Семь «квадратов»

После обращения Чуднова в редакцию «Трибуны» пришел и его 19-летний воспитанник Денис Петров (здесь и далее фамилии сирот изменены по этическим соображениям).— Я с пяти лет рос в интернате, — рассказал Денис. — Сейчас учусь в колледже. Живу пока у знакомых. У меня тоже списали с карты деньги.

Первый раз списали в прошлом году около 40 тысяч, и сейчас я опять на сайте службы судебных приставов значусь должником по ЖКУ. При этом в суд меня никто не вызывал, ни о чем не извещал.Мы вместе с Денисом посмотрели сайт — это была правда.— Про отца мне ничего неизвестно, — продолжил Денис, — мать лишена родительских прав.

Живет она в малосемейке. У нее одна комната. Я тоже там прописан, хотя и не живу, раньше даже и не бывал там. Она алименты на меня подолгу не платила, так как не работала. Недавно я приходил к ней, хотел встретиться, но не застал. Соседи сказали, что она пьет и дома не бывает. Тогда я обратился в управляющую компанию.

Там сказали: «Ты собственник? Плати!»В комнатушке малосемейки «доля» Дениса — всего-то 7 «квадратов». Жить под одной крышей с чужой женщиной, которая его предала, Денис не станет. Но и разменять комнатушку нельзя. 19-летнему парню, конечно, обидно, что он оплачивает чужие долги, позволяющие кому-то пьянствовать и бродяжничать.

А сколько таких ребят по всей республике?

Парнишка, с тебя — миллион!

— Облапошить сирот очень просто, — убежден педагог Александр Чуднов. — Ведь среди них есть и умственно отсталые, и аутисты. Какое здоровье могли дать им пьющие родители? Эти ребята не способны себя защитить.И привел еще один пример. Среди его воспитанников — братья Федотовы.

Их мать лишили родительских прав в 2002-м году, а четверых мальчишек — мал мала меньше — отдали в детдом. За ними сохранилось право пользования жилым помещением. «Помещение» — частично благоустроенная квартира в старом деревянном доме в поселке под Сыктывкаром. Теперь парни один за другим взрослеют, и с банковских карт у них списывают деньги.

При этом их «доля» в грязной, запущенной квартире — по 4-5 «квадратов» на каждого. Про суды и долги братья ничего не знали.«Трибуна» обратилась к руководителю одной из управляющих компаний Сыктывкара с вопросом: какова практика решения подобных вопросов?— Таких историй, к сожалению, очень много, — на условиях анонимности поведал руководитель.

— Недавно ко мне приходил такой парень. Он сирота. Рос в детдоме, за ним сохранилась пустующая квартира родителей. Его опекун – дальний родственник – сдавал за спиной ребенка-собственника эту квартиру. Квартиранты деньги платили в карман родственнику, при этом плату за ЖКУ никто не вносил. А ребенок, разумеется, ни о чем не знал.

Когда парень вырос, ему сообщили, что он должен заплатить более миллиона! Квартира отапливалась, обслуживалась, в ней пользовались светом, газом, водой. Ресурсы потребляли, и от этого никуда не деться! Получается, что на сироте наживались чужие люди.

По закону, собственник жилья (или доли) обязан нести расходы на содержание данного помещения, даже если он им не пользуется.

А управляющая компания может и вовсе не знать про статус собственника (сирота он или нет), про то, сколько ему лет, где он находится (в детдоме, в тюрьме, за границей), а уж тем более регулировать отношения между опекуном и сиротой. Выявили должника — обращаются в суд с иском.

Доказывай, сирота, судись!Однако кто станет этим заниматься — беспомощный неприспособленный к жизни инвалид, аутист?

Правозащитница из Воркуты Ольга Зуева еще несколько лет назад предлагала создать механизм, когда пустующие квартиры сирот муниципалитет под свою ответственность отдает под временное жилье до совершеннолетия сироты. При этом жильцы обязаны будут не только платить за ЖКУ, но и содержать квартиру в достойном виде. Со своей инициативой она обращалась всюду, писала и в Москву, но… воз и ныне там.

Это незаконно

Ситуацию комментирует начальник отдела по делам несовершеннолетних и молодежи Прокуратуры Республики Коми Вера Тучнолобова:— За каждой такой историей стоит судьба конкретного человека. Поэтому надо разбираться индивидуально, предметно. Важны детали. Общего решения тут нет.

Однозначно лишь то, что за период нахождения в детском доме платежи за пользование жилым помещением и жилищно-коммунальными услугами несовершеннолетнему (как правило, это со-собственник, он владеет частью помещения) не могут быть начислены. Поэтому давние долги, которые копились много лет, пока ребенок рос, ему нельзя предъявлять. Это незаконно.

Ведь он находился на полном гособеспечении, в силу возраста он не может и не должен отвечать за долги.Следить за ситуацией с жильем и начислением долгов должен опекун ребенка (это либо конкретный человек, родственник, либо детское учреждение, где находится сирота).Если деньги списали незаконно, вернуть их можно через суд.

Совет тут один — всем бывшим воспитанникам, которые попали в такую ситуацию, за защитой своих прав нужно обратиться в прокуратуру.

Людмила КУДРЯШОВА.

Источник: http://www.tribuna.nad.ru/poka-rebenok-podrastaet-v-detskom-dome-rastut-i-ego-dolgi-za-kommunalnye-uslugi/

Семь бед — один ответ

Могут ли лишить мать родительских прав, если она не в первый раз выгоняет ребёнка инвалида из дома?

Семь бед — один ответ

С 30 августа по 6 сентября на территории столицы проходила региональная комплексная оперативно-профилактическая операция «Подросток—Занятость». Основная задача данного мероприятия — выявление несовершеннолетних, по различным причинам не приступивших к учёбе или не посещающих детские дошкольные учреждения.

— Наша практика показывает: чем больше занят ребёнок, тем меньше у него остаётся времени на всякие глупости, — рассказывает начальник ПДН УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве подполковник полиции Ольга Данилина. — К сожалению, далеко не все родители это понимают.

Поэтому наша задача состоит в том, чтобы не просто выявить несовершеннолетних, не посещающих детские сады, школы или колледжи, но и установить причину, а в случае необходимости оказать всестороннюю помощь.

Часть детей первые дни учёбы пропускают по уважительным причинам, к которым относится заболевание ребёнка, задержка возвращения из мест проведения каникул. Особое внимание вызывают дети, пропустившие начало учебного года по социальным причинам.

Например, у нас выявлена гражданка, которая в силу бедственного материального положения просто не смогла собрать дочь в первый класс.

Инспекторы ПДН вовремя обнаружили это, и мы обратились в отдел социального обеспечения, работники которого выделили средства и закупили необходимый минимум: школьную форму, спортивную одежду, портфель, учебники, тетради и письменные принадлежности. И уже 5 сентября девочка сидела за партой. Год она не потеряет.

Мать девочки — москвичка, не пьёт, в доме у неё полный порядок, но женщина категорически отказывается работать, ссылаясь на несуществующие болезни. Где-то периодически подрабатывает, семью поддерживает старший сын. Парень не имеет высшего образования, но устроился на работу и большую часть своей зарплаты отдаёт матери и сестре.

Помочь этой семье не составило особого труда. Но это скорее исключение из правил, зачастую дети оказываются в более сложной жизненной ситуации, и мы всеми силами стремимся им помочь. 
За период проведения комплексной оперативно-профилактической операции «Подросток—Занятость» в территориальные отделы МВД России по районам СЗАО за различные правонарушения были доставлены 49 несовершеннолетних, а также выявлены взрослые, пренебрегающие своими родительскими обязанностями. Вот несколько примеров.

***

3 сентября в дежурную часть ОМВД по району Северное Тушино поступило сообщение о том, что в подъезде дома №16, расположенного на Химкинском бульваре, двое подростков занимаются токсикоманией. По указанному адресу выехали инспекторы по делам несовершеннолетних, сотрудники ОУР и ДНД. Стражи правопорядка прибыли на место происшествия вовремя.

Одному парню стало плохо, он лежал на лестнице. Как помочь товарищу, второй подросток не знал. Позже выяснилось, что приятели — 14-летний москвич и его ровесник уроженец Узбекистана — во время прогулки купили два баллона с газом для заправки зажигалок и раздобыли полиэтиленовые пакеты.

Спрятавшись от любопытных глаз в подъезде жилого дома, мальчики стали вдыхать пары газа. Подростки признались, что так проводят свободное время не впервые. В прошлый раз обошлось без сильнейшего токсического отравления. Неизвестно, чем бы закончилась эта опасная забава, если бы не проявила бдительность жительница дома, в котором расположились юные токсикоманы.

Увидев на лестничной клетке ребят с бледными лицами и блестящими глазами, она незамедлительно позвонила в полицию.

Родители несовершеннолетних были привлечены к административной ответственности. Материалы направлены на рассмотрение в комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав муниципалитетов Северного и Южного Тушино. Подросткам пришлось пройти консультацию в наркологическом диспансере №7.

***

Сообщение о происходящем скандале между сожителями Калининым и Никоновой (фамилии изменены) поступило в дежурную часть ОМВД по району Митино г. Москвы 4 сентября. Соседи забеспокоились о безопасности их малолетних дочерей, которые находились в момент конфликта в квартире, и вызвали полицию.

По адресу: улица Барышиха, дом 42, выехали наряд ППСП и инспектор ОДН. На месте выяснилось, что мать девочек находилась в состоянии алкогольного опьянения. По словам соседей, в этой неблагополучной семье постоянно возникают ссоры, нередко переходящие в драки. Брак Калинина и Никоновой не зарегистрирован, но они воспитывают общую дочь.

Нарушители порядка нигде не работают, живут на пособие ребёнка по инвалидности. Старшая дочь Никоновой, 2004 года рождения, имеет диагноз детский церебральный паралич. Урезонив супругов, стражи правопорядка выяснили, что девочка-инвалид с 1 сентября не приступила к обучению.

Мать даже не пыталась определить её в какое-либо учебное заведение или перевести на домашнее обучение. Женщина не обратилась ни в одну инстанцию за помощью.

В отношении гражданки Никоновой составлен административный протокол, материалы направлены в КДН и ЗП района Митино г. Москвы и Управление образования.

***

О проблемах в семье Красиных (фамилия изменена) инспекторы ОМВД России по району Южное Тушино г. Москвы узнали благодаря информации, полученной от участкового уполномоченного полиции.

3-летняя дочь гражданки Красиной  хоть и посещает детское дошкольное учреждение, но внешний вид ребёнка выдаёт отсутствие материнской заботы. Девочка приходит в садик в прохудившейся, грязной одежде, отказывается от завтраков.

По адресу проживания Красиных: улица Парусный проезд, дом 9/1, выехали сотрудники ОДН ОМВД России по району Южное Тушино, работники КДН и ЗП, ООП и П и застали мать девочки в состоянии алкогольного опьянения. В квартире также находился посторонний мужчина. «Мой друг», — коротко пояснила нерадивая мамаша.

Она была недовольна появлением незваных гостей, вела себя крайне агрессивно. Ведением домашнего хозяйства женщина не занималась продолжительное время: пыль, грязь, оборванные, засаленные обои и устойчивый запах перегара и сигаретного дыма.

Соседи рассказали стражами правопорядка, что Красина воспитанием дочери себя не обременяет. Отца у девочки нет. Если бы не дедушка, который опекает внучку, неизвестно, что бы было с ребёнком. Мужчина кормит девчушку, гуляет с ней, отводит в детский сад и в поликлинику.

Красину предупредили, что за такое отношение к собственной дочери её могут лишить родительских прав. Женщину пригласили на заседание КДН и ЗП муниципалитета района Южное Тушино г. Москвы.

А сотрудники отдела по делам несовершеннолетних собирают материалы, чтобы поставить гражданку Красину на профилактический учёт.

Они надеются, что ещё не поздно спасти семью и обеспечить девочке нормальное детство.        

***

В похожем положении оказался и 2-летний Иван Зорин, с той лишь разницей, что у мальчика есть отец, и это единственный человек, который занимается ребёнком. Гражданка Зорина злоупотребляет спиртным, водит в дом мужчин, с которыми, не стесняясь супруга и сына, распивает горячительные напитки.

У женщины довольно буйный нрав. Как только она доходит до кондиции, превращается в настоящего тирана: скандалит, выгоняет мужа из квартиры. Воспитанием ребёнка не занимается.

5 сентября сотрудники ОДН ОМВД России по району Южное Тушино и работники КДН и ЗП муниципалитета по району Южное Тушино, выехав в неблагополучную семью, застали гражданку Зорину именно в таком неадекватном состоянии. Слушать стражей правопорядка и комментировать ситуацию она отказалась.

Женщина была поставлена на профилактический учёт в ОДН, и теперь инспекторы по делам несовершеннолетних будут частыми гостями в данной квартире.

***

За период проведения мероприятия «Подросток—Занятость» сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних также составили несколько административных протоколов на работников торговых точек, продававших спиртные напитки и сигареты подросткам, навестили ранее выявленные неблагополучные семьи и проверили, чем занимаются в свободное время молодые люди, состоящие на учёте в органах внутренних дел. Операция завершилась, итоги подведены, но работа инспекторов ПДН на этом не закончилась. Борьба за благополучие детей — процесс кропотливый и непрерывный.

Ольга ТАРАСОВА

Рубрики

Источник: http://petrovka-38.com/arkhiv/item/sem-bed-odin-otvet

Крик души: «Муж вызвал милицию, чтобы меня с детьми вышвырнули из дома, говорит: с чем пришла, с тем и уходи!» – Люди Onliner

Могут ли лишить мать родительских прав, если она не в первый раз выгоняет ребёнка инвалида из дома?

Постоянный читатель Onliner.by прислал в редакцию письмо. Минчанин записал историю своей соседки, молодой мамы с двумя малышами, которую муж вначале заставлял платить за то, что она живет у него в квартире, а потом и вовсе выставил из дома вместе с детьми.

Отправитель письма не хотел посвящать публику в эту личную трагедию, но последней каплей стало, когда маму и малышей увидели в подземном переходе с протянутой рукой. «Больно смотреть на человека, который все делает для своих детей, но практически ничего не выходит.

Соцслужбы могут отобрать малышей только потому, что у женщины пока нет возможности обеспечить их материально. Я не буду называть ее имени и высылать фото, потому что она боится пересудов и упреков в свой адрес. Я думаю, она и так достаточно настрадалась», — написал наш читатель.

Мы публикуем историю женщины, записанную от ее имени без прикрас.

* * *

Не думаю, что мой рассказ может кому-то понравиться. Кто-то скажет «бред», кто-то — «такого не бывает», а кто-то — «с каждым может произойти». Я росла не сказать чтобы в благополучной семье, в свои 19 выскочила замуж, тогда ветер в голове гулял еще какой! Могла вместо этого пойти получить образование, но не пошла, так как деньги на обучение моя мать давать отказалась.

Первый паспорт я получила к 19 годам с помощью своего мужа, который доставил мою мать лично под ручку в паспортный стол. Еще когда мне было 16 лет, мать сказала, что паспорт мне не нужен. Вот так я и вышла замуж, о чем даже и не мечтала — и в мыслях такого не было. Казалось бы, с семейной жизнью начался новый этап, но, как оказалось, я ошиблась.

Жили у мужа в квартире (я переехала в Минск, и он прописал меня к себе).

Поначалу все было хорошо: готовила, убирала — делала все то, что и положено добропорядочной жене. Работу мне муж сразу запретил искать, мол, он на семью зарабатывает, учиться — тоже, мол, подожди немного. Я его слушалась, потому что он один финансировал семью.

Потом родился ребенок, мы были счастливы, но счастье длилось недолго. Ребенку едва исполнился год, а уже начались упреки, что я ничего не делаю, работать не хочу, сижу дома на его шее.

Вечное это «закрой рот ребенку!», сто́ит только малышу громко засмеяться или заплакать. Я все терпела. Исполнилось сыну два года, отвела его в садик и нашла работу дворником. Мне было уже все равно, какая работа, — не сахарная, не растаю.

И опять эти упреки: ничего не делаю, денег домой не приношу. Мне было больно, плакала только ночью в подушку.

https://www.youtube.com/watch?v=TtR4OSPDldg

У нас родился второй ребенок (вакуум и аборт муж делать запретил), он снова стал нежным и заботливым отцом, но в периоды беременности все-таки срывы у него были, хорошо хоть не бил.

Когда второй ребенок родился, из роддома добиралась домой сама, никто не встречал… Дома опять началось, чуть только переступила порог: убери, постирай, приготовь… Я не ленилась, мне нравится чистота и порядок в доме, самое главное, чтобы муж и дети были сыты и довольны.

Какое-то время все было спокойно, муж работал, мог пропадать и неделями на работе. По крайней мере, я не проверяла и искренне доверяла ему, ведь он пьет только по большим праздникам и знает меру, единственная привычка у него — это курение.

На алкоголь у меня аллергия, так что с этим точно крест, табак и запах дыма, если честно, переносить не могу, но как-то терпела курение мужа, про наркотики и речи быть не может, я о них только по слухам знаю.

Мое терпение начало лопаться, когда он стал поднимать руку на ребенка. Тот мог играться, а папа проходит мимо, и якобы игрушки валяются где ни попадя. Начинались воспитательные процессы, ладно бы если по попе, но он пинал трехлетнего ребенка ногой, бил его головой об пол.

Я защищала малыша, за что перепадало и мне, но это уже не главное, главное — ребенок. Малыш мог кушать, а папе не нравилось, что у того с ложки вываливается на стол и после него убирать надо… Дальше лучше не буду продолжать. Эти муки и издевательства над детьми не прекращались.

Но и это не все. Потом муж начал водить домой баб и пить, тратить деньги на все что угодно, но не на нас. Он вызывал милицию, чтоб меня с детьми вышвырнули из его дома, мол, мы ему мешаем. Сначала это было на пьяную голову, а потом началось и на трезвую.

На мои просьбы и мольбы он мне только отвечал: с чем пришла, с тем и уходи. Только идти мне некуда, там, где я раньше жила, меня точно не ждут, даже дверь заменили, и прав я там никаких не имею. Здесь, в Минске, квартира мужа, в которой я тоже на птичьих правах. Государство помочь мне ничем не может, да и не обязано.

На работе, где я сейчас нахожусь в декрете, тоже никто ничем помочь не может.

Всего лишь два месяца назад я и двое моих деток, двух лет и почти четырех, остались без прописки, квартира ведь в собственности мужа, и такое сделать ему было проще простого.

Я вышла на работу снова, но получилось, что три дня поработала и мне четко и ясно сказали, чтоб уходила в декрет снова, так как не имею права приводить ребенка с собой. И снова декрет. Ребенка младшего в сад устроить невозможно, ведь у нас нет прописки, просила уже бывшего мужа помочь, он мне сказал: крутись как хочешь.

Он согласился дать нам пожить еще какое-то время, пока живет у своей пассии, но может в любую минуту приехать и выкинуть нас, и тогда мы станем бомжами, ведь ни я, ни дети ему не нужны. Я получаю только пособие на младшего, алименты еще меньше. Да и алиментов теперь нет, ведь договорились, что я у него на эти деньги снимаю комнату.

Смешно и плакать хочется. Но хоть пока где-то есть уголок. Деньгами он не помогает, и то, что дети голодные, его тоже не беспокоит, он даже не приезжает их проведать, ему все равно, что с ними.

Меня поначалу не раз терзали мысли о суициде, но останавливает одно — мои дети. Это самое ценное, что есть у меня в жизни, это ее смысл.

У них ведь, кроме меня, больше никого нет, с кем они останутся, не стань мамы, что с ними будет? На попечении государства — кем они тогда вырастут? Когда-то все было: дом, любящий муж, друзья — все, что можно было пожелать. И просто в один миг этого не стало.

Вот такая жизнь, а хочется дать своим детям конфетку или печенье, они ведь не понимают, что у мамы денег нет и что живем мы на одно детское пособие. Кто-то не поверит, но это действительно так.

Ходить по клубам, где солидные дяди сорят деньгами, у меня нет возможности: не с кем оставить детей, да и наряда соответствующего нет, о таком я даже и не мечтаю.

Внешность вроде позволяет, да вот только нет больше былой улыбки, в мои 25 лет зубы практически повысыпались, ведь я до сих пор младшего и старшего кормлю грудью. Я понимаю, что убиваю себя, но мне дороже мои дети.

https://www.youtube.com/watch?v=GC3WdVudeCM

Остается только выйти и просить милостыню… Как на меня будут смотреть люди? Мне стыдно, что я здоровая, молодая баба, а сделать ничего не могу. Не каждый понимает, что при всем своем великом желании я пытаюсь что-то сделать, но получается, что бьюсь головой о стену.

Мечта у меня была — это маленький деревенский домик, подальше от города, в тиши, где спокойно. Но даже этого я не могу осуществить, я даже детям на одежду денег заработать не могу, а ведь так хочется пойти работать, устроить детей в садик, но ничего не выходит.

У меня нет денег даже освоить на курсах какую-нибудь профессию. Просила бывшего — только зря перед ним унижалась, ведь, оказывается, я ничтожество. Причиной распада семьи стало только то, что я уделяла мужу мало времени, посвятив всю себя детям, говорит он.

Я только не могу понять: ведь он сам неделями пропадал на работе!

Самое страшное для меня — это то, что приходят из соцорганов и постоянно проверяют, что у детей есть, что они кушают, на чем спят… Они приходят только указывать, а помочь никто не может. Они только угрожают изъятием детей, но за что? Только за то, что я не пью, не веду разгульный образ жизни. Вот, кажется, и вся жизнь ушла из-под ног.

Источник: https://people.onliner.by/2013/07/11/krik-dushi

Ребенок-аутист в Йошкар-Оле подвергается дискриминации

Могут ли лишить мать родительских прав, если она не в первый раз выгоняет ребёнка инвалида из дома?

Вот рассказ мамы шестилетнего Кирилла Исакова из Йошкар-Олы:

— С сентября 2012 года мы посещаем детский сад «Облачко».

В первый год посещения моего ребенка направили на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), в результате которой ему был поставлен диагноз — ранний детский аутизм, была установлена инвалидность малыша.

Для нас это, конечно, было потрясением. Тем не менее рук мы не опустили, стали читать различную литературу про воспитание детей с таким диагнозом, знакомиться с опытом других семей по адаптации детей-аутистов.

Наталья Исакова также говорит о том, что психолого-медико-педагогическая комиссия «Росток» рекомендовала им посещение общеобразовательного садика, специалисты комиссии утверждали, что для аутичных детей в Йошкар-Оле нет специальных коррекционных групп и их сын должен ходить в тот же детсад, который посещает.

Таким образом, ребенок Исаковых продолжал (за исключением периодов болезни) посещать детский сад. Однако его родители стали часто сталкиваться с непониманием и упреками. Воспитатели нередко позволяли себе прилюдное осуждение поведения мальчика.

— Нам несколько раз убедительно предлагали расторгнуть договор с детским садом и перейти в коррекционную группу, — рассказывает Наталья. — Чуть позже я узнала, что часть родителей детей, посещающих группу сына, высказалась против того, чтобы Кирилл оставался в садике.

Юристы межрегиональной общественной организации «Человек и Закон», куда Наталья Исакова обратилась со своей проблемой после безуспешных попыток решить ее при помощи в том числе и государственных чиновников, уточняют, что за весь период посещения детского сада Кириллом Исаковым, ни заведующей, ни воспитателями или психологом его родителям не было предложено в помощь ни одной консультации по социокультурной адаптации ребенка-аутиста в детском садике.

Воспитатель группы, которую посещал Кирилл, не смогла принять того факта, что ребенок с аутизмом состоит в ее группе: раньше она не встречала подобных детей и не имеет опыта работы с ними.

— Однажды, придя в детскую поликлинику, я узнала, что прокуратура запросила медицинскую карточку Кирилла. Позже  стало известно, что инициативная группа родителей обратилась к Уполномоченному по правам ребенка в Республике Марий Эл, — рассказывает Наталья.

Уполномоченный по правам ребенка прочитал обращение и перенаправил его в прокуратуру.

После этого Исаковы получили вызов на комиссию по делам несовершеннолетних. 25 мая родителям мальчика было вынесено предупреждение об ответственности за необеспечение возможности получения качественного образования в соответствии с рекомендациями специалистов.

— На заседании нас просто не стали слушать, проигнорировали информацию о том, что со своим сыном мы посещаем специалистов вне садика и занимаемся дома, — продолжает свой рассказ Наталья Исакова. — Нас предупредили, что в следующий раз, когда вызовут, то наложат административный штраф.

За что? За то, что я пытаюсь отстоять законные права моего сына на общее дошкольное образование? Мой сын, уже три недели находясь дома, каждый день плачет, говорит, что хочет в садик.

Я не знаю, как ему объяснить, что его видеть там не желает почти никто…  Из общения с родителями таких же детей знаю, что кого-то выводили из садика совсем, кто-то решил нанять няню, кто-то смог отстоять права своего ребенка, и он закончил детский сад. Я хочу, чтобы мой сын (и другие дети с таким диагнозом) смогли научиться быть полезными обществу и успешными, когда вырастут.

Я иногда думаю, почему таких детей с особыми возможностями становится больше? Может быть, чтобы люди стали чуточку добрее, терпимее, внимательнее к тем, кто отличается от них. Я вот все думаю про людей, негативно относящихся к моему сыну и к нам: ведь они сами воспитают в детях черты неприемлемости отклонений от нормы.

Добавить здесь особо нечего, разве лишь то, что детский сад «Облачко», а точнее даже группа, которую посещает Кирилл, в чем-то тоже считается особой. Может быть, потому, что ее посещают дети очень высоких городских чиновников?

— Мы полагаем, что действия властей являются незаконными, превышающими свои полномочия и нарушающими право ребенка на образование, — комментирует юрист межрегиональной общественной организации «Человек и Закон» Светлана Тореева.

 — Что значит «не обеспечили возможность получения качественного образования»? Родители со своей стороны как раз приложили все усилия для того, чтобы обеспечить возможность получения качественного образования: ребенок посещает детский сад, регулярно проходит обследование специалистов, занимается дополнительно с педагогом-дефектологом, занимается дома.

Требование о качестве образования нужно предъявлять здесь к образовательному учреждению, а не к родителям. Необходимо помнить, что преимущественное право на обучение своих детей и выбор образовательного учреждения, формы образования и т. д. принадлежит родителям, а рекомендации не порождают юридической обязанности их исполнения.

Конвенция о правах инвалидов, Конвенция о правах ребенка, Конституция России, Федеральный закон «Об образовании» предписывают именно государству создавать все необходимые условия для обеспечения возможности пользования детьми-инвалидами всеми правами наравне с другими без какой-либо дискриминации.

В настоящее время в суд подано заявление об отмене постановления Комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав семьи Исаковых в случае необеспечения возможности получения качественного образования их сыном Кириллом, в соответствии с рекомендациями специалистов.

Ситуацию, произошедшую в Йошкар-Оле прокомментировала по просьбе «7×7» руководитель Коми общественной организации «Особое детство»Юлия Посевкина:

«В Йошкар-Оле ребенка с аутизмом выживают из детского сада. Это не новость. Так у нас в стране повсюду борются за „чистоту расы“. Это для России такая же норма, как и морить голодом пенсионеров, выплачивая им нищенские пенсии, постоянно увеличивая плату за коммунальные услуги. Эти старики — такой же балласт нашей процветающей, „вставшей с колен“ Родины, как и люди с инвалидностью.

Родители из его группы написали прорву жалоб на нежелательное соседство их „успешных“, относительно здоровых детей с этим неловким, непонятным, странным ребенком, не умеющим общаться. Это тоже не новость. Людям свойственна уверенность, что их-то точно эта беда не коснется.

Еще людям, у которых все хорошо, свойственна неуемная жестокость по отношению к тем, кто портит их „пейзаж красивой жизни“. Когда-то мой ребенок с таким же диагнозом был выведен из детского сада на второй день пребывания там.

Как сказала заведующая учреждением, пока моему сыну воспитатель помогала надеть колготки, один мальчик ударил другого головой об унитаз, и у того рассеклась щека. Интересная подмена причин, правда? В группе не было няни (зарплаты маленькие, никто не идет работать). Ребенок нанес травму другому ребенку.

Но выгнали моего сына, который просто не умел надевать колготки. Травля слабейших — любимое занятие агрессивного большинства успешных.

Да, это все не новое и совсем не интересное. А вот действия прокуратуры региона, комиссии по делам несовершеннолетних — это что-но новое даже для России. Смысл такой: оштрафовать родителей за то, что у них ребенок-инвалид. Изощренно. Ново для нашей страны, но не ново для мира вообще. Гитлер начал свою славную деятельность с травли геев и инвалидов.

С того самого случая про колготки я занимаюсь защитой прав детей с особенностями развития. Мы постоянно предотвращаем попытки администрации учебных учреждений выжить неудобного ребенка.

И тут, на мой взгляд, лучшей защитой является нападение. Нужно перевести вектор ответственности на детский сад и на государство в целом.

То, что родители Кирилла сделали все возможное для своего сына, совершенно очевидно.

Итак, план действий для родителей:

  1. Написать заявление в администрацию садика с просьбой обеспечить необходимую Кириллу коррекционную работу согласно ст. 79 Закона РФ „Об образовании“. А именно: разработать адаптивную образовательную программу, проводить регулярные занятия с психологом, дефектологом и, если требуется, с логопедом.

  2. Написать в Департамент образования города жалобу на бездействие детского сада все эти годы. Обратить внимание чиновников на то, что диагноз родителями не скрывается, есть заключение психолого-медико-педагогической комиссии, что ребенок должен посещать обычный, а не специализированный садик.

  3. Написать такую же жалобу в прокуратуру города.

  4. Написать в Департамент образования требование обеспечить подготовку педагогических работников детского сада, обучить их приемам работы с аутичными детьми. (п. 12 ст. 79 Закона РФ „Об образовании“).

  1. Обязательно вынести этот случай за пределы региона: из истории становится ясно, что все учреждения в Йошкар-Оле уже договорились между собой. Значит, нужно опозорить власти региона на всю Россию. Чтобы неповадно было.

    Для этого написать жалобу в Администрацию президента. Да. Жалобу спустят до уровня региона. Но ведь уже на президентском бланке! Головная боль чиновникам обеспечена.

     Павлу Астахову писать бессмысленно: он не берется за дела, которые не дают ему политических очков и не добавляют ему славы.

  2. Ну и, наконец, при попытках властей продолжить травлю семьи выносить все в публичную сферу.

Бояться, что станет хуже, не нужно: хуже уже некуда. А если на семью все-таки наложат штраф, для дела защиты даже лучше. Такой вопиющий случай не пропустят даже федеральные медиа». 

Источник: https://7x7-journal.ru/articles/2015/08/26/rebenok-autist-v-joshkar-ole-podvergaetsya-diskriminacii

Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой

Могут ли лишить мать родительских прав, если она не в первый раз выгоняет ребёнка инвалида из дома?

Международные документы по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, законодательство РФ наделили школьника довольно обширными правами. В частности, школьник имеет право:

  • на бесплатное образование;
  • на  выбор учебного заведения;
  • на выбор формы получения образования: в школе  и вне школы путем семейного образования и самообразования;
  • на выбор формы обучения: очное, заочное, очно-заочное, на дому, по индивидуальному учебному плану;
  • на перевод в другую школу по желанию ребенка (при согласии родителей);
  • на  бесплатное пользование библиотечной (школьной) литературой;
  • на  участие в школьном самоуправлении;
  • на помощь учителей во время обучения;
  • на свободу совести и выражение личных убеждений;
  • на обучение в безопасных условиях;
  • на добровольное посещение дополнительных кружков, секций, занятий;
  • на помощь школе на добровольных началах;
  • на свободное посещение школьных мероприятий, не входящих в план обучения;
  • на доступ к информации;
  • на защиту от эксплуатации, выполнения работы, которая вредна для физического или психического здоровья ребенка, препятствует получению образования;
  • на предоставление особых условий детям с ОВЗ;
  • на тайну переписки, телефонных переговоров, личных данных;
  • на участие в культурных мероприятиях, занятия творчеством и искусством;
  •  имущественные права.

Нарушать права ребенка, в том числе и в школе,  недопустимо. Вот что сказано на этот счет в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ с последующими изменениями:

«При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка».

Однако, не всегда это бывает так. Приведем несколько характерных ситуаций.

Типичный случай: ученик опоздал на урок, пришел не в установленной школой форме, не с той прической, и  учитель не  допустил его до уроков. Когда ученика  не пустили на урок или удалили с урока, то в этом случае произошло нарушение его права на образование. У учителя нет права решать: пускать или не пускать ученика на урок.

В школе есть Устав, правила поведения, правила ношения школьной формы и т.д. Если же ученик их нарушает, то к нему могут быть применены такие  меры как замечание, выговор, исключение из школы. А вот такой  меры,  как отстранение от урока — нет.

Если ученик не был допущен на урок, то в таких случаях родители или  ученик могут написать жалобу директору школы,  в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

Если же действия ученика угрожают жизни и здоровью других обучающихся, учителю, то учитель обязан вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые примут к ученику адекватные меры воздействия. Применение педагогическими работниками  мер физического воздействия к ученикам недопустимо.

Бывает, что  учитель, классный руководитель занимаются проработкой ученика в присутствии всего класса, или дежурный учитель на школьной линейке прорабатывает провинившихся школьников в присутствии других учеников.

 Такие публичные проработки входят в противоречие с правом обучающегося на уважение своего человеческого достоинства, наносят детям огромный моральный вред.

Если такие «методы воспитания» практикуются в школе,  то это повод для родителей  обратиться в суд.

Обсудить волнующую учителя проблему с учеником учитель  может только лично, без посторонних. При этом он не должен также оказывать на ученика давление.

Иногда учителя разговаривают с учеником на повышенных тонах, необоснованно критикуют, шантажируют, предъявляют завышенные требования или подвергают чрезмерным наказаниям.

Это ничто иное  как   применение мер психического насилия по отношению к ученику,  унижение его чести и достоинства.

В таком случае  родители вправе не  только обратиться к администрации школы, но и  в прокуратуру, и в суд.

Не единичны факты, когда  школа под разными предлогами принуждает родителей сдавать деньги. Однако ответственность за то, что некоторые родители не сдали деньги, классным руководителем почему-то возлагается на их детей. Этих учеников начинают ругать, преследовать, шантажировать.

Такие действия классного руководителя — прямое нарушение права ребенка на образование, унижение его чести и достоинства. И в этом случае у родителей  есть все основания обратиться  с жалобой к директору школы, в орган управления образованием, прокуратуру и, если потребуется, – в суд.

Бывает, что школа привлекает учащихся к общественно-полезному труду: уборка класса, генеральная уборка школы или ее территории, работа по благоустройству по месту жительства и др.

В ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по этому поводу сказано так: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».

Проблема может быть решена следующим образом: чтобы привлечь учеников к общественным работам, школа должна обратится к ученикам, а не приказывать им, обязательно получить согласие учеников на помощь школе своим трудом и письменное согласие родителей. Это относится и к дежурству учеников по классу и по школе. Если эти условия не будут выполнены, то у родителей будут все основания жаловаться на школу.

Следует отметить, что  Министр образования и науки О.Ю.Васильева  считает, что общественно-полезный труд следует вернуть в школу: «Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника.

Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет. Не потребитель маленький, а созидатель, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями», — заявила  она на заседании комитета СовФеда по науке, образованию и культуре  26 сентября 2016 года.

Но для этого необходимо изменить вышеупомянутую норму закона об образовании.

Примеры нарушений прав ребенка в школе можно приводить и дальше. В любом случае, если  родитель считает, что права его ребенка нарушены, то он прежде всего должен  обратиться к педагогу или администрации школы за разъяснениями сложившейся ситуации.

Если разъяснения его не удовлетворили, то он имеет право написать жалобу директору образовательного учреждения и получить письменный ответ, который содержит объяснения относительно предмета спора. Если ответ администрации не устроил родителя, то можно обратиться за разъяснениями в вышестоящие инстанции управления образованием.

Также в зависимости от характера нарушения прав ребенка и удовлетворенности принятыми по этому поводу мерами можно обращаться к региональному уполномоченному по правам ребёнка,  в региональный орган Рособрнадзора, во Всероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг, в местные органы опеки и попечительства, в  Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в прокуратуру, суд, полицию. Главное – не оставлять подобные  случаи без разбирательства.

Следует обратить внимание, что юридическая ответственность, в том числе и уголовная, по определению является индивидуальной, а не коллективной. Поэтому ни возбудить уголовное дело, ни подать гражданский иск на группу граждан, например, на школьный класс или группу педагогов, родителей невозможно. Привлекать к ответственности можно только каждого в отдельности, а не коллектив.

Конечно, права школьника не должны нарушаться. Но помимо прав у ученика есть и обязанности, которые он должен знать и неукоснительно  выполнять.

К примеру, школьник должен добросовестно учиться, посещать обязательные занятия  в соответствии с расписанием, бережно относиться к имуществу школы,  уважать честь и достоинство других учеников и работников школы,  выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка, и т.д. В школе они определены Уставом, правилами внутреннего распорядка, локальными актами   школы, а на федеральном уровне —  законом об образовании.

Примечание

С 2009 года в России действует институт уполномоченных по правам ребенка. На Федеральном уровне уполномоченным по правам ребенка в настоящее время является Анна Кузнецова. Есть такая должность и на региональном уровне. Кроме того, в школе тоже может быть уполномоченный по защите прав детей или по защите прав участников образовательного процесса, к которому также можно обращаться.

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с последующими изменениями,  ответ на свою жалобу заявитель должен получить  в срок, не превышающий 30 дней.

Основные нормативные документы по вопросам защиты прав детей

Декларация прав ребенка

Конвенция о правах ребенка

Конституция РФ

Семейный Кодекс о правах и обязанностях родителей и детей

Семейный Кодекс о защите прав детей, оставшихся без попечения родителей

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации»

Также в блоге

Защитим наших детей

Нарушения и наказания — новые правила для обучающихся

Из школы в школу

Защищаем права ребенка в школе

Безопасность ребенка в школе

Школьные конфликты можно урегулировать посредством школьной медиации

Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой

Источник: https://eduinspector.ru/2017/02/05/kak-zashhitit-prava-rebenka-esli-oni-narushayutsya-shkoloj/

Юрист ответит
Добавить комментарий