Можно ли обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела по ст 159 и ст 161 УК РФ?

Экспресс-бюллетень прокуратуры Красноярского края о судебной практике рассмотрения уголовных дел за август 2012 г. :: Прокуратура Красноярского края

Можно ли обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела по ст 159 и ст 161 УК РФ?

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРОВ

В РАССМОТРЕНИИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ СУДАМИ

ЭКСПРЕСС-БЮЛЛЕТЕНЬ

август

г. Красноярск

2012  год

О Б О Б Щ Е Н И Е

кассационной практики рассмотрения материалов в порядке

статьи 125 УПК РФ за первое полугодие 2012 года

          В целях обеспечения качественного участия прокуроров при рассмотрении  судами  жалоб в порядке статьи 125 УПК РФ,  в связи с  нарушениями, выявляемыми кассационной инстанцией при рассмотрении указанных материалов, прокуратурой края проведено обобщение кассационной практики за первое полугодие 2012 года.

         За указанный период судебной коллегией по уголовным делам краевого суда рассмотрено 438 (-74) материала в порядке статьи 125 УПК РФ, 19 из которых по представлению прокурора.

         Всего судом второй инстанции пересмотрено 58 (-34) судебных решений указанной категории, что составляет 13,2% (-4,7%) от числа рассмотренных. С прекращением производства отменено 3 (-6)  решения.

Всего  отменено 55 (-28) постановлений, изменено – 3 (-6), в том числе: 46 (-34) – по жалобам сторон (отменено – 45 (-30), изменено – 1 (-4) и 12 (=) – по представлению прокурора, из которых отменено – 10 (+2), изменено – 2(-2).

         Процент пересмотренных судебных решений по представлению прокурора  составил  20,7 (58/12), по жалобам сторон –  79,3 (58/46).

         Несмотря на то обстоятельство, что процент отмененных (измененных)  судебных решений указанной категории по представлению прокурора, в сравнении с аналогичным периодом 2011 года  возрос на 7,7, по прежнему, большая часть незаконных постановлений отменяется по жалобам сторон.

         Так, в первом полугодии текущего года чаще других по жалобам сторон отменялись судебные решения,  постановленные судами Центрального района – 12; Советского – 6; Октябрьского – 5;  Свердловского – 3, ЗАТО г.Зеленогорск и г.Сосновоборска – по 2.

Из числа пересмотренных судом второй инстанции постановлений по материалам указанной категории: 6 (-12) – на решения и действия (бездействие) должностных лиц прокуратуры, 20 (-10) – Следственного комитета, 11 (+1) – дознавателей (МВД), 19 (-13) – следователей (МВД), 1 (+1) – следователя УФСКН, 1 (+1) – ФССП.

При этом в  32 случаях перед судом первой инстанции ставился вопрос о законности решений соответствующих должностных лиц и в 26 – о  незаконных действиях (бездействии) таких лиц.

         За указанный период судебной коллегией по уголовным делам краевого суда рассмотрено 19 (-2) представлений на судебные решения исследуемой категории, из которых отклонено – 7 (-1), удовлетворено – 12 (-1) Результативность кассационного обжалования в сравнении с аналогичным периодом 2011 года возросла на 1,2% и составила 63,1% (19/12). 

         Основными причинами отмены судебных решений указанной категории являются их немотивированность и нарушения уголовно-процессуального закона.

         В соответствии с частью 1 статьи 125 УПК РФ судебному обжалованию, помимо постановлений дознавателя, следователя и руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, его прекращении, подлежат иные решения и действия (бездействие) должностных лиц, принятые на до- судебных стадиях  уголовного судопроизводства, если они способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства или иных лиц, чьи права и законные интересы нарушены, либо могут затруднить доступ граждан к правосудию.

         Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.

2009 № 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 УПК РФ», к иным решениям и действиям (бездействию) следует относить, например, постановления о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, о производстве выплат или возврате имущества реабилитированному, об отказе в назначении защитника, в допуске законного представителя, об избрании и применении к подозреваемому, обвиняемому мер процессуального принуждения, за исключением залога, домашнего ареста и заключения под стражу.

         К затрудняющим доступ граждан  к правосудию следует относить такие действия (бездействие) либо решения должностных лиц, ограничивающие права граждан на участие в досудебном производстве по уголовному делу, которые создают гражданину препятствие для дальнейшего обращения за судебной защитой нарушенного права (например, отказ в признании лица потерпевшим, отказ в приеме сообщения о преступлении либо бездействие при проверке этих сообщений, постановление о приостановлении предварительного следствия и другие).

         Исходя из того, что рассматривают сообщения о преступлении, принимают решения об отказе в приеме сообщения о преступлении, о возбуждении и об отказе в возбуждении уголовного дела также и другие должностные лица и органы, например начальник подразделения дознания (часть 2 статьи 40.1 УПК РФ) и органы дознания (части 1 статей 144, 145, 14, 148 УПК РФ), заявитель вправе обжаловать и их действия.

         Согласно п. 7 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, судьям в ходе предварительной подготовки к судебному заседанию рекомендуется выяснять, подсудна ли жалоба данному суду, подана ли она надлежащим лицом, имеется ли предмет обжалования в соответствии со статьей 125 УПК РФ, содержит ли жалоба необходимые сведения для ее рассмотрения.

         Анализ судебных решений указанной категории показывает, что, как и прежде, большое количество жалоб необоснованно судом возвращаются заявителям, либо производство прекращается при наличии предмета обжалования и, наоборот, рассматриваются по существу, при его отсутствии.

         Необоснованные отказ в приеме и возвращении жалоб заявителей, прекращение производства по жалобам явились основанием для отмены 26 судебных решений указанной категории, то есть 44,8% из числа пересмотренных (58).   

Источник: http://www.krasproc.ru/law/express/9420-ekspress-byulleten-prokuratury-krasnoyarskogo-kraya-o-sudebnoi-praktike~

Подготовлен для системы
Комментарий кУголовно-процессуальному кодексуРоссийской Федерации в редакцииФедерального закона от 29 мая 2002 года / Подобщ. и научн. ред. А.Я. Сухарева. М.:Издательство НОРМА (Издательская группаНОРМА – ИНФРА-М), 2002. С. 244.

Если в анонимномзаявлении о преступлении указываютсяконкретные факты, свидетельствующие оподготовке или совершении преступления, товне уголовного процесса осуществляетсянеобходимая их проверка. При подтверждениифактов, изложенных в анонимном заявлении опреступлении, уголовное дело может бытьвозбуждено.

Поводом в этом случае будетсообщение о совершенном или готовящемсяпреступлении, полученное из иныхисточников, а не заявление о преступлении.

Само же анонимное заявление или письмо вуголовно-процессуальном смысле должнорассматриваться только лишь как сигнал опреступлении, не имеющий процессуальногозначения и послуживший поводом дляадминистративно-властной, а неуголовно-процессуальной деятельности.

Сучетом имеющихся у правоохранительныхорганов возможностей проведениемпроверочных действий по анонимнымсообщениям обычно занимаются оперативныеаппараты органов дознания, и чаще всегоорганов внутренних дел.

Требования кпротоколу устного заявления опреступленииУголовно-процессуальныйзакон обязывает устное заявление опреступлении, за исключением того, котороесделано при производстве следственногодействия или в ходе судебногоразбирательства, уже после началауголовного процесса, фиксировать вписьменном документе. Данный документименуется протоколом принятия устногозаявления о преступлении.

Помимоточного своего наименования, в нем должныбыть отражены: место, день, месяц и годсоставления протокола, должность, классныйчин или звание, фамилия и инициалы лица,принявшего заявление, ссылка на ст.

141 УПКРФ, фамилия, имя, отчество, дата и месторождения, гражданство, место жительства,работы или учебы заявителя, номер и серияпаспорта или иного документа,удостоверяющего его личность, кем и когдаудостоверяющий личность заявителядокумент был выдан, удостоверенноеподписью заявителя предупреждение обответственности за заведомо ложный доноспо ст.

306 УК РФ, уголовно и процессуальнозначимые признаки состава преступления. В конце протокола последовательно друг задругом отражаются сведения о том, кемдокумент был прочитан, правильно ли в немотражены сообщенные заявителем сведения,какие имеются замечания (отсутствиетаковых), подпись заявителя. Завершаетдокумент подпись лица, принявшегозаявление.

Место составления протоколапринятия устного заявления о преступленииотражается в двух частях протокола. Сразупод наименованием документа указываетсянаселенный пункт составления, а затем послеслов “в помещении” – наименование учреждения(адрес квартиры или дома), где былоосуществлено рассматриваемоепроцессуальное действие, и номерконкретного кабинета.

К примеру – “вкабинете N 12 Советского РОВД г. Орла”. Основными документами, удостоверяющимиличность заявителя, являются: – паспортгражданина Российской Федерации; -дипломатический паспорт; – служебныйпаспорт;

– паспорт моряка (удостоверениеличности моряка) (ст. 7 Федерального законаот 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда изРоссийской Федерации и въезда в РоссийскуюФедерацию” , п.

1 Указа Президента РФ от 21декабря 1996 г. N 1752 “Об основных документах,удостоверяющих личность гражданинаРоссийской Федерации за пределамиРоссийской Федерации” , п. 1 ПостановленияПравительства РФ от 14 марта 1997 г. N 298 “Обутверждении образцов и описания бланковосновных документов, удостоверяющихличность гражданина Российской Федерацииза пределами Российской Федерации” ).

——————————–

См.: Собр.законодательства РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.
См.:Собр. законодательства РФ. 1996. N 52. Ст. 5914.
См.: Собр. законодательства РФ. 1997. N 12. Ст.1435.
Документом, удостоверяющим личность,признается также свидетельство о рождении(для лиц, не достигших 14-летнего возраста). ——————————–

См.

: ПриказМВД России от 23 октября 1995 г. N 393 “Обутверждении Инструкции о применении Правилрегистрации и снятия граждан РоссийскойФедерации с регистрационного учета поместу пребывания и по месту жительства впределах Российской Федерации” //Российские вести. 1995. N 233.
Согласно ч. 2 п. 7ст. 4 Федерального закона от 19 февраля 1993 г.

N4528-1 “О беженцах” документом,удостоверяющим личность лица, заявившегоходатайство о признании его беженцем,является свидетельство о рассмотрении посуществу данного ходатайства. Документом,удостоверяющим личность лица, признанногобеженцем, признается удостоверение беженца(ч. 2 п. 7 ст. 7 Федерального закона от 19февраля 1993 г. N 4528-1 “О беженцах”). ——————————–

См.

: ВедомостиСовета народных депутатов и ВерховногоСовета РФ. 1993. N 12. Ст. 425.
Документом,удостоверяющим личность и правовоеположение военнослужащего (офицеров,прапорщиков, мичманов) РоссийскойФедерации, является удостоверение личностивоеннослужащего Российской Федерации (п. 1Положения об удостоверении личностивоеннослужащего Российской Федерации). ——————————–

См.

:Постановление Правительства РФ от 12февраля 2003 г. N 91 “Об удостоверении личностивоеннослужащего Российской Федерации” //Собр. законодательства РФ. 2003. N 7. Ст.654.Документом, удостоверяющим личностьсолдат, матросов, сержантов и старшин,проходящих военную службу по призыву или поконтракту, признается военный билет.

Для лиц, освободившихся из мест лишениясвободы, рассматриваемым документомследует считать справку об освобождении измест лишения свободы . ——————————–

См.: Приказ ФССРоссии от 25 февраля 2009 года N 33 “Обутверждении Форматов электронного видареестров талонов родовых сертификатов” //Социальный мир. 2009. N 17.

Документами,удостоверяющими личность иностранногогражданина в Российской Федерации,являются паспорт иностранного гражданиналибо иной документ, установленныйфедеральным законом или признаваемый всоответствии с международным договоромРоссийской Федерации в качестве документа,удостоверяющего личность иностранногогражданина.

Документами,удостоверяющими личность лица безгражданства в Российской Федерации,являются: а) документ, выданныйиностранным государством и признаваемый всоответствии с международным договоромРоссийской Федерации в качестве документа,удостоверяющего личность лица безгражданства; б) разрешение на временноепроживание; в) вид на жительство;

г)иные документы, предусмотренныефедеральным законом или признаваемые всоответствии с международным договоромРоссийской Федерации в качестведокументов, удостоверяющих личность лицабез гражданства (ст. 10 Федерального законаот 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положениииностранных граждан в РоссийскойФедерации” ). ——————————–

См.: Собр. законодательства РФ. 2002. N 30. Ст.3032.Приведенный перечень документов,удостоверяющих личность заявителя, неявляется исчерпывающим. При фиксации впротоколе уголовно и процессуальнозначимых признаков состава преступлениянужно стремиться к отражению конкретныхсведений, указывающих на подготовку илисовершение (сейчас либо в прошлом)преступления – всех известных заявителюпризнаков состава преступления (когда, гдеи что именно произошло, какой причиненущерб). Как минимум в заявлении должны бытьотражены вероятные данные о наличии впроисшествии, о котором сообщает заявитель,уголовно и процессуально значимыхпризнаков общественно опасного деяния и(или) общественно опасных последствий. Всоответствии с ч. 2 ст. 18 УПК РФ заявителю, невладеющему или недостаточно владеющемуязыком, на котором ведетсяуголовно-процессуальное досудебноепроизводство, должно быть разъяснено егоправо заявить о преступлении на родномязыке или другом языке, которым они владеют,а также бесплатно пользоваться помощьюпереводчика в порядке, установленном УПКРФ. В процессе принятия у такогогражданина заявления о преступленииучаствует переводчик. Перед началомданного процессуального действияследователь (дознаватель и др.) долженудостовериться в компетентностипереводчика и разъяснить переводчику егоправа и ответственность, предусмотренныест. 59 УПК РФ. Факт разъяснения данныхправ как заявителю, так и переводчикуотражается в протоколе принятия устногозаявления о преступлении. Заявлениеможет быть дано не на русском языке (и не нагосударственном языке входящей вРоссийскую Федерацию республики). Протоколже принятия устного заявления опреступлении и в этом случае оформляется наязыке, на котором ведетсяуголовно-процессуальное досудебноепроизводство. Подписывают протокол изаявитель, и переводчик. По аналогии с ч.3 ст. 167 УПК РФ, если заявитель в силуфизических недостатков или состоянияздоровья не может подписать протоколпринятия устного заявления о преступлении,то ознакомление этого лица с текстомпротокола производится в присутствиизаконного представителя, представителя илипонятых, которые подтверждают своимиподписями содержание протокола и фактневозможности его подписаниязаявителем.

Других обязательныхтребований к заявлению о преступлении нет.Согласно п. п. 7 и 16 Инструкции о порядкеприема, регистрации и разрешения в органахвнутренних дел Российской Федерациизаявлений, сообщений и иной информации опроисшествиях “поступающие сообщения опроисшествиях, вне зависимости от места ивремени совершения происшествий, а такжеполноты содержащихся в них сведений и формыпредставления, круглосуточно принимаются влюбом органе внутренних дел”. Письменноезаявление о преступлении может бытьсоставлено заявителем в произвольнойформе. ——————————–

См.:Приказ МВД России от 1 декабря 2005 года N 985 “Обутверждении Инструкции о порядке приема,регистрации и разрешения в органахвнутренних дел Российской Федерациизаявлений, сообщений и иной информации опроисшествиях” // Бюллетень нормативныхактов федеральных органов исполнительнойвласти. 2005. N 52. Далее для краткости -Инструкция.Когда устное заявление опреступлении было сделано при производствеследственного действия или в ходесудебного разбирательства, в протоколеследственного действия или протоколесудебного заседания должны быть отраженывсе сведений, которые требуетсяфиксировать в протоколе принятия устногозаявления о преступлении. Соответственно помимо общих данных,отражаемых в любом протоколе следственногодействия (протоколе судебного заседания), врассматриваемом протоколе должна бытьссылка на ч. ч. 4 и 6 ст. 141 УПК РФ. В немподлежат фиксации: фамилия, имя, отчество,дата и место рождения, гражданство, местожительства, работы или учебы заявителя,номер и серия паспорта или иного документа,удостоверяющего его личность, кем и когдапредъявленный заявителем документ былвыдан, удостоверенное подписью заявителяпредупреждение об ответственности зазаведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ,уголовно и процессуально значимые признакисостава преступления. В конце заявления опреступлении должна быть подписьзаявителя. Для сотрудников органоввнутренних дел обязательно, а для неотносящихся к таковым следователям(дознавателям и др.) возможно одновременноес оформлением протокола следственногодействия составление протокола устногозаявления о преступлении либо рапорта обобнаружении признаков преступления (ч. 2 п. 12Инструкции о порядке приема, регистрации иразрешения в органах внутренних делРоссийской Федерации заявлений, сообщенийи иной информации опроисшествиях).Заявление по деламчастного обвиненияПо делам публичногообвинения не требуется, чтобы в заявлении опреступлении заявитель высказывал просьбуо привлечении виновного лица к уголовнойответственности. В силу принципапубличности (официальности), действующего вроссийском уголовном процессе, этот вопросрешается независимо от воли заявителя. Данное правило не распространяется на делачастного обвинения (о преступлениях,предусмотренных ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 116, ч. 1 ст. 129или ст. 130 УК РФ), которые по общему правилумогут возбуждаться только по заявлениюпотерпевшего или его законногопредставителя, а в случае смертипотерпевшего – по заявлению близкогородственника потерпевшего (ч. ч. 1 и 2 ст. 318УПК РФ), а также на дела частно-публичногообвинения (о преступлениях,предусмотренных ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132, 136частью первой, ч. 1 ст. 137, ч. 1 ст. 138, ч. 1 ст. 139,ст. 145, ч. 1 ст. 146 и ч. 1 ст. 147 УК РФ), которые,если преступление совершено в отношениилица, способного самостоятельновоспользоваться принадлежащими емуправами, возбуждаются лишь по заявлениюпотерпевшего.

Дела частно-публичногообвинения возбуждаются по заявлениюпотерпевшего. В УПК РФ нет прямого указанияна то, что данная категория дел может бытьвозбуждена по заявлению законногопредставителя и тем более близкогородственника потерпевшего. Между тем какминимум законные представителипотерпевшего должны обладать указаннымправом, исходя из положений, закрепленных вч. 3 ст. 45 УПК РФ, согласно которым законныепредставители потерпевшего имеют те жепроцессуальные права, что и представляемоеими лицо, а также по аналогии с ч. 1 ст. 318 УПКРФ. Думается, последовательным было бынаделение указанным правом и близкихродственников потерпевшего в случае смертипоследнего . ——————————–

Далее под потерпевшем по делам частногообвинения подразумевается и его законныйпредставитель, а в случае смертипотерпевшего и близкийродственник.Только в связи споступлением в компетентный органзаявления (жалобы) потерпевшего можетначаться уголовный процесс по таким фактам,а затем может быть возбуждено уголовноедело. Причем в заявлении потерпевших опреступлениях, исчерпывающий переченькоторых дан в ст. 20 УПК РФ, в обязательномпорядке должна содержаться просьба опривлечении виновного к уголовнойответственности. Пострадавший можетпросить привлечь лицо к “законнойответственности” и даже наличия этогословосочетания в жалобе недостаточно дляначала уголовного процесса.

Закономстрого определена форма приносимыхмировому судье заявлений о совершениипреступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 115 УКРФ (умышленное причинение легкого вредаздоровью, вызвавшего кратковременноерасстройство здоровья или незначительнуюстойкую утрату общей трудоспособности), ч. 1ст. 116 УК РФ (нанесение побоев или совершениеиных насильственных действий, причинившихфизическую боль, но не повлекшихпоследствий, указанных в ст. 115 УК РФ), ч. 1 ст.129 УК РФ (клевета, то есть распространение

Источник: https://www.lawmix.ru/commlaw/176

Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Можно ли обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела по ст 159 и ст 161 УК РФ?

Новая редакция Ст. 144 УПК РФ

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

1.1.

Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь.

Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи.

При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.

1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, – в территориальный орган страховщика, в котором состоят на учете страхователь – физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (далее в настоящей статье – страхователь), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.

8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган или территориальный орган страховщика в срок не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам в случае, если обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых вынесено вступившее в силу решение налогового органа или территориального органа страховщика, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;

2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или страхователя проводится налоговая проверка или проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых решение еще не принято либо не вступило в законную силу;

3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

9. После получения заключения налогового органа или территориального органа страховщика, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение.

Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.1, 199.3, 199.

4 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа или территориального органа страховщика заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Источник: http://upkodeksrf.ru/ch-2/rzd-7/gl-19/st-144-upk-rf

Юрист ответит
Добавить комментарий