Можно ли подать заявление о выдаче судебного приказа с требованием о взыскании задолженности по оплате нежилого помещения и коммунальных услуг в нежилом здании?

Долг за коммунальные услуги ЖКХ: способы взыскания задолженности

Можно ли подать заявление о выдаче судебного приказа с требованием о взыскании задолженности по оплате нежилого помещения и коммунальных услуг в нежилом здании?

Неплательщики за ЖКХ – проблема, сопровождающая работу любой управляющей организации. Из-за них у УК возникает нехватка средств на расчеты с поставщиками и ведение текущей деятельности.

Закон в такой ситуации на стороне исполнителя коммунальных услуг, но взыскание долгов за ЖКУ требует определенных усилий.

О том, как взыскиваются задолженности и что ожидает злостных неплательщиков, расскажем в этой статье.

Каждый владелец квартиры обязан ежемесячно оплачивать получаемые жилищные и коммунальные услуги. В любом МКД есть собственники, по разным причинам задерживающие оплату. Они делятся на две категории:

  •  добросовестные, забывающие внести необходимый платеж или испытывающие временные денежные трудности. У них просрочка обычно не превышает 3 месяцев;
  •  злостные, не оплачивающие услуги ЖКХ сознательно и не предпринимающие действий для решения проблемы.

Меры в отношении них принимаются разные. Первым достаточно предупреждений и небольших пеней, а в отношении вторых зачастую приходится действовать иначе – отключать коммунальные услуги, изымать имущество с приставами и даже инициировать выселение.

Взыскание долга за коммунальные услуги

Статья 155 ЖК РФ делит задолженности за коммунальные услуги на две разновидности.

  1. Текущие. Оплата счетов за ЖКХ требуется ежемесячно не позже десятого числа. Если долг выставлен до этой даты, то он считается текущим и подлежит оплате.
  2. Просроченные. При неоплате счетов до указанной даты житель нарушает условия договора, заключенного с управляющей организацией. Его долг считается просроченным, а у УК появляются возможности для воздействия на потребителя уже в качестве неплательщика.

Варианты решения проблемы

Работа с долгом за коммунальные услуги производится разными способами в зависимости от продолжительности просрочки и накопленной суммы. Управляющей организации необходимо владеть всем арсеналом. Для начала рассмотрим меры досудебного воздействия.

1. Публикация списка должников.

Перечень неплательщиков размещается на доске объявлений в подъезде или в офисе УК, на сайте организации и в других источниках. Метод предполагает моральное воздействие на должников. Некоторые заплатят для того, чтобы их исключили из «черного списка».

Коллективное воздействие в нужном направлении могут произвести соседи, добросовестно оплачивающие коммунальные услуги. Для этого УК необходимо предварительно поработать с ними и разъяснить, что из-за должников страдает весь дом – вовремя не оплачиваются услуги и не проводятся необходимые работы.

Размещение списка не работает в отношении злостных должников. Кроме того, управляющей организации нужно соблюдать правила оглашения информации. Например, нельзя публиковать ФИО владельцев жилья – это защищаемые законом персональные данные. Допустимо размещать только номера квартир. Этого обычно достаточно для того, чтобы должник узнал себя и о нем стало известно соседям.

Следует внимательно проверить сведения о долгах перед публикацией. Если ошибиться и записать в должники добросовестного жителя, то можно нарваться на иск о распространении ложной порочащей информации.

2. Неустойка.

Если оплата за коммуналку просрочена, то с одиннадцатого числа владелец начинает считаться должником. Затягивание с внесением платы ведет к начислению пени, которая добавляется за каждый день неоплаты. В формуле расчета пени используется ставка рефинансирования Центробанка. Этот коэффициент периодически меняется – с 17 декабря 2018 года он составляет 7,75 процента.

При невнесении платы в полном объеме пеня начисляется в следующем порядке:

  •  1-30 день просрочки – не начисляется;
  •  31-90 день – 1/300 ставки рефинансирования;
  •  с 91 дня повышается и составляет 1/130 ставки рефинансирования.

Начисление пени будет происходить до полного погашения долга за коммунальные услуги.

3. Ограничение коммунальных услуг.

Эффективной мерой воздействия на недобросовестных потребителей является отключение неоплачиваемого ресурса. Такой подход вызывает немало споров, но он остается вполне рабочим, если УК не нарушает установленных правил.

Отключать можно только ту услугу, которая не оплачивается. Если должник платит выборочно и отказывается вносить средства, к примеру, за отопление, то лишить его квартиру воды или электроснабжения нельзя.

Есть две жизненно важные услуги, отключение которых невозможно даже при длительной неоплате. Речь идет об отоплении и питьевой (холодной) воде.

Если оставить жилье без тепла и водоснабжения, то могут пострадать жители, находящиеся в беспомощном состоянии, например, дети. Виновником этого будет признана отключившая услуги управляющая компания, которая обязана обеспечивать безопасность людей.

Горячую воду, электроснабжение, газ и канализацию можно отключить, но делается это так, чтобы не пострадали соседи.

Перед отключением должников обязательно оповещают. Если этого не сделать, то санкция может быть оспорена, и за несоблюдение процедуры управляющая организация понесет наказание.

Ограничение коммунальных услуг по закону применяется при задолженности за них, составляющей больше 3 месяцев. На практике к такому радикальному способу прибегают при более серьезной просрочке – от полугода.

Отключаются услуги разными методами, они выбираются на усмотрение управляющей компании и ресурсоснабжающей организации. При этом надо быть готовым оперативно вернуть подачу воды, электроэнергии или газа.

После погашения долга или подписания соглашения о реструктуризации задолженности на это отводится два дня.

Если предоставление услуги за указанное время не возобновляется, то отключившая ее сторона считается нарушителем, и санкции могут быть применены уже к ней.

Можно ли списать долг

У жителей МКД периодически возникает вопрос о возможности списания долгов за коммунальные услуги. Напрямую такая процедура не предусмотрена, потому что платежи начисляются за реально предоставленные услуги, и их исполнители должны компенсировать свои расходы.

Списать задолженность можно в случае ее неправомерного начисления. Так бывает, если управляющая организация допускает ошибки в своих расчетах. Желающий уменьшить сумму к оплате потребитель должен обосновать свои претензии и попросить перерасчета.

Дальнейшее развитие событий во многом зависит от действий представителей УК. Они могут перепроверить свои расчеты и при обнаружении правоты потребителя скорректировать их.

Однако в добровольном порядке делать это готовы не все, поэтому собственники квартир могут пойти дальше и добиться правоты с помощью Госжилинспекции или судебного иска.

Испытывающим материальные трудности потребителям следует рекомендовать оформление субсидий. Это не является напрямую списанием долгов за коммуналку, так как часть суммы гражданин оплачивает сам.

Остальное исполнителю услуг перечисляется из государственного бюджета. Рассчитывать на получение субсидии могут домохозяйства, в чьем суммарном доходе плата за коммунальные услуги превышает определенный процент.

В каждом регионе он определяется самостоятельно.

Полное списание задолженности за коммунальные услуги происходит в ряде особых случаев:

  •  скончался единственный владелец жилья;
  •  квартира находилась в собственности организации, и она ликвидирована;
  •  владеющий квартирой гражданин признан банкротом;
  •  судебные приставы признают невозможность взыскания денежных средств;
  •  истек срок давности по оплате услуг ЖКХ.

Последняя ситуация становится реальной, если собственник квартиры докажет, что в течение трех лет он не получал уведомлений об имеющемся долге и не признавал его. Задолженность считается признанной, если человек за упомянутый срок подписывал указывающие на долг документы или частично оплачивал его.

https://www.youtube.com/watch?v=IB4rUKpCG-s

Случаи со сроком давности возникают очень редко. Исполнители коммунальных услуг активно работают с должниками – от этого напрямую зависит наполнение их бюджетов.

 Также читайте подробнее о том, как происходит списание долгов по ЖКХ в 2019.

Взыскание в судебном порядке и последствия неуплаты

Если досудебные способы взыскания долга за коммунальные услуги не дали результата, то у управляющей компании остается возможность подачи иска. Как и в случае с отключением неоплачиваемых услуг, здесь требуются некоторые предварительные действия. Неплательщика необходимо уведомить о накопленном долге и предложить ему способы решения проблемы:

  •  погашение задолженности в течение 30 дней;
  •  подписание соглашения о рассрочке, позволяющего погашать долг равными суммами более продолжительный срок.

При отсутствии положительной реакции со стороны должника у УК появляются все основания для обращения в суд. Из-за обилия подобных исков в 2016 году была введена процедура выдачи судебных приказов.

Управляющей компании изначально полагается обращаться именно за приказом. Вопрос о его выдаче рассматривается в ускоренном порядке без участия сторон, а сам документ имеет силу исполнительного листа.

Если должник в отведенный срок оспаривает выдачу судебного приказа, то судья отменяет его. Потребителю прикладывать каких-то документальных обоснований не требуется, он может сделать это позже. При наличии возражений приказной порядок не работает, но у управляющей организации остается возможность подачи обычного иска.

По судебному решению долги за коммунальные платежи взыскивают приставы с использованием всего доступного им арсенала средств, от предупреждений до изъятия имущества, ареста счетов, запрета на выезд за границу и прочего. Изъять единственное жилье у собственника за коммунальные долги нельзя.

Если речь идет о квартире, занимаемой по договору социального найма, то ее могут забрать, но только при условии предоставления другой жилплощади. Обычно неплательщику выдается меньшее жилье, чтобы ему было проще справляться с необходимыми расходами.

Здесь работает норма, по которой на одного жильца должно приходиться не менее 6 квадратных метров жилой площади.

Источник: https://www.gkh.ru/article/102136-dolg-za-kommunalnye-uslugi-jkh

Правила предоставления коммунальных услуг | республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора республики бурятия

Можно ли подать заявление о выдаче судебного приказа с требованием о взыскании задолженности по оплате нежилого помещения и коммунальных услуг в нежилом здании?

1. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ, ПОТРЕБЛЕННЫЕ В ЖИЛОМ И В НЕЖИЛОМ ПОМЕЩЕНИИ

1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА ПЛАТЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ НОРМАТИВОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

1. Вопрос

Учитывая, что количество потребителей будет определяться исходя из фактически постоянно и временно проживающих граждан в жилом помещении, может ли исполнитель осуществлять расчет исходя из имеющихся у него данных о количестве зарегистрированных, либо только руководствоваться информацией, предоставленной самим потребителем? А если такая информация не будет предоставлена или не совпадет с количеством зарегистрированных (будет меньше), какие действия исполнителя будут правомерными?

Ответ

Исполнитель определяет размер платы за коммунальные услуги исходя из количества зарегистрированных граждан и обязан сделать перерасчет лишь при предоставлении потребителем документов, подтверждающих его временное отсутствие в жилом помещении.

Что касается временно проживающих и не зарегистрированных в жилом помещении граждан, то информация о них предоставляется самим потребителем исполнителю.

2. Вопрос

В квартире или в жилом доме нет индивидуального прибора учета воды. Фактическое количество проживающих без регистрации превышает количество прописанных. Кто уполномочен зафиксировать фактическое количество проживающих для начисления по нормативам?

Ответ

По данному вопросу нормы в Правилах № 354 отсутствуют.

Как показывает практика, Управляющие организации в одностороннем порядке либо с привлечением граждан, проживающих в этом МКД, составляют акты о проживании в жилом помещении граждан, на основании которых начинают начислять плату за коммунальные услуги из расчета установленного количества проживающих.

Однако в случае обращения собственника такого жилого помещения в суд с заявлением о неправомерности начислений, суды не во всех случаях оценивают акты о проживании, составленные управляющей организацией, как достаточное доказательство факта проживания граждан.

По нашему мнению, при составлении подобных актов УО целесообразно привлекать участкового уполномоченного полиции, так как именно это должностное лицо полномочно по КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях за проживание по месту пребывания без регистрации.

На основании проверки, проведенной участковым, появляется возможность установить персональные данные проживающих граждан и впоследствии привлечь их к участию в судебном процессе в качестве свидетелей или 3-х лиц.

Кроме этого соответствующие материалы проверки могут быть приобщены к делу в качестве доказательств.

3. Вопрос

Собственники в квартире не прописаны, в квартире фактически проживают квартиранты. Как производить расчет платы за холодное водоснабжение при отсутствии ИПУ и ОПУ?  

Ответ

В указанном случае возможно применить норму ч.11 ст.

155 ЖК РФ о том, что неиспользование собственником помещения (ввиду отсутствия его прописки) не освобождает такого собственника от внесения платы за коммунальные услуги и начислять плату по нормативам потребления на количество собственников, руководствуясь при этом и нормой ч.2 ст.

153 ЖК РФ о возникновении у собственника обязанности по внесению платы за коммунальные услуги с момента возникновения права собственности на помещение.

Или  возможно установить договором управления порядок актирования фактов проживания потребителей в жилых помещениях с последующим предъявлением такого акта и счетов на оплату собственнику соответствующего помещения. Однако несогласие собственника вносить плату за коммунальные услуги исходя из количества проживающих у него квартирантов, не заявленных им в качестве проживающих, не позволит управляющей организации получить соответствующую плату.  

4. Вопрос

Если в квартире не зарегистрирован собственник производятся ли на него начисления?

Ответ

В соответствии с ч.2 ст.153 ЖК РФ собственник обязан вносить плату за коммунальные услуги с момента приобретения права собственности.  В соответствии с ч.11 ст.155 ЖК РФ неиспользование помещения не является основанием для невнесения платы за коммунальные услуги.

При временном отсутствии потребителей – размер платы, определенный исходя из норматива потребления, пересчитывается за период временного отсутствия. Считаем, что при использовании ч.11 ст.

155 ЖК РФ можно начислять плату собственнику помещения при отсутствии заявления о временном отсутствии потребителей в  соответствующем помещении.

5. Вопрос

Если квартира в собственности не одного собственника, а по 1/2, 1/3 и т.д. то начисления по нормативам производятся по каждому собственнику квартиры?

Ответ

Да, плата за коммунальные услуги определяется соответственно количеству собственников (считающихся проживающими до представления заявления о временном отсутствии – в соответствии с ч.11 ст.155 ЖК РФ), вне зависимости от доли каждого собственника в общей долевой собственности на жилое помещение.

6. Вопрос

Собственник уведомляет о своем отсутствии в течение пяти лет. Мы ему не начисляем услуги, а у него в квартире в течение всех пяти лет проживают трое других людей (например, сдает квартиру в аренду без уведомления). Как быть в такой ситуации с начислениями?

Ответ

В этой ситуации необходимо выявлять и фиксировать факты проживания граждан в жилом помещении и производить начисления исходя из количества проживающих граждан и установленного периода их проживания.

Рекомендуем факты проживания граждан фиксировать с участием участкового уполномоченного полицейского, так как именно это должностное лицо в соответствии с КоАП РФ полномочно рассматривать дела о проживании граждан без регистрации.

7. Вопрос

Как производить начисления по коммунальным услугам, если в квартире проживают незарегистрированные граждане и собственник помещения не ставит их на регистрационный учет?

Ответ

Расчет размера платы осуществляется исходя из количества зарегистрированных граждан до установления и фиксации факта проживания других граждан в порядке проверки исполнения требований административного законодательства о регистрационном учете граждан, либо управляющей организацией самостоятельно с привлечением иных лиц.

8. Вопрос

Как принудить собственника направить заявление в УО о наличии проживания в его квартире незарегистрированных жильцов. Какие санкции к ним можно применить? Может ли их обязать суд?

Ответ

Суд обязать собственника направить такое заявление не может.

Санкцией, которой можно воздействовать на собственника, является возмещение убытков.

Способом защиты права управляющей организации в данном случае является требование о возмещении убытков, причиненных бездействием собственника, не сообщившего о проживающих. Факт бездействия обязана доказывать управляющая организация.

9. Вопрос

Источник: http://rsgji.ru/pravila-predostavleniya-kommunalnyih-uslug/

Вопрос-ответ

Можно ли подать заявление о выдаче судебного приказа с требованием о взыскании задолженности по оплате нежилого помещения и коммунальных услуг в нежилом здании?

При оформлении результатов общего собрания собственников многоквартирного дома необходимо руководствоваться требованиями к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, утвержденными Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25.12.2015 № 937/пр (далее — Требования).

При анализе Протоколов общих собраний собственников многоквартирного дома (далее — Протокол) выявляются следующие типичные ошибки:

1. Не указывается регистрационный номер протокола, который является его обязательным реквизитом.

Регистрационным номером протокола общего собрания является порядковый номер общего собрания в течение календарного года п. 4, 7 Требований.

2. Указывается неполное место проведения общего собрания.

В силу п. 8 Требований в протоколе в качестве места проведения общего собрания указывается адрес, по которому проводилось очное собрание или адрес, по которому передавались оформленные в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме при очно-заочном и заочном ании.

3. Неверно указываются сведения об инициаторе общего собрания.

В соответствии с п. 11 Требований вводная часть протокола общего собрания должна содержать следующие сведения об инициаторе общего собрания:

– для юридических лиц указывается полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица в соответствии с его учредительными и регистрационными документами;

– для физических лиц указывается полностью фамилия, имя, отчество (при наличии) в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, номер помещения, собственником которого является физическое лицо и реквизиты документа, подтверждающего право собственности на указанное помещение.

4. Отсутствуют сведения о лицах, принявших участие в общем собрании и приглашенных для участия в нем.

Согласно п. 12 Требований сведения о лицах, присутствующих на общем собрании, указываются после слова «Присутствующие» и включают в себя:

а) для физических лиц – фамилию, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме и (или) его представителя (в случае участия в общем собрании), указываемые в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое лицо и реквизиты документа, подтверждающего право собственности на указанное помещение, количество , которыми владеет соответствующее лицо, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя собственника помещения в многоквартирном доме (в случае участия в общем собрании), подпись указанных лиц;

б) для юридических лиц – полное наименование и ОГРН юридического лица в соответствии с его учредительными и регистрационными документами, наименование и реквизиты документа, подтверждающего право собственности на помещение в многоквартирном доме, количество , которым владеет соответствующее лицо, фамилию, имя, отчество (при наличии) представителя юридического лица, указываемые в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя юридического лица, подпись данного лица.

5. Отсутствуют обязательные приложения к протоколу общего собрания.

В соответствии с п. 19 Требований обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:

а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения обо всех собственниках помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) собственников – физических лиц, полного наименования и ОГРН юридических лиц, номеров принадлежащих им помещений, и реквизитов документов, подтверждающих права собственности на помещения, количества , которым владеет каждый собственник помещения в многоквартирном доме;

б) сообщение о проведении общего собрания, оформленное в соответствии с пунктом 5 статьи 45, пунктом 4 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании которого проводится общее собрание;

в) реестр вручения собственникам помещений в многоквартирном доме сообщений о проведении общего собрания, содержащий сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме (представителях собственников), которым направлены сообщения, и способе направления сообщений, дате их получения собственниками помещений в многоквартирном доме (представителями собственников), за исключением случая, при котором решением общего собрания предусмотрено, что сообщение о проведении общего собрания размещается в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме;

д) доверенности (или их копии) или иные документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей собственников помещений в многоквартирном доме, присутствовавших на общем собрании;

ж) решения собственников помещений в многоквартирном доме в случае проведения общего собрания в форме очно-заочного или заочного ания.

6. Не указываются реквизиты подписи протокола общего собрания, которые содержат сведения: о фамилии, инициалах лица, председательствующего на общем собрании, секретаря общего собрания, а также лиц, проводивших подсчет , и собственноручную подпись указанных лиц, дату ее проставления (пункт 21 Требований). 

Источник: https://irkobl.ru/feedback/vopros-otvet/235/

Взыскание задолженности за ЖКУ с физических лиц. Часть 1

Можно ли подать заявление о выдаче судебного приказа с требованием о взыскании задолженности по оплате нежилого помещения и коммунальных услуг в нежилом здании?

Вопрос взыскания задолженности за жилищно-коммунальные услуги является, с одной стороны – самым простым, а с другой – самым распространенным.

При кажущейся простоте и правовой определенности, встречаются несколько важных моментов, которые юристы не всегда толкуют однозначно.

В данной статье попытаемся напомнить основные правила взыскания задолженности с физических лиц, а также рассмотреть несколько самых распространенных вопросов, возникающие у резидентов форума burmistr.ru.

1. Иск или судебный приказ?

Статьей 122 ГПК РФ установлены основания выдачи судебного приказа. Одним из оснований является требование о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг телефонной связи. При этом, в порядке приказного производства возможно взыскание задолженности не более 500 тысяч рублей (ст.121ГПК РФ).

Заявление о вынесении судебного приказа подается в суд по общим правилам подсудности: по месту жительства должника или месту нахождения имущества (если место жительства не известно).

Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.

2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», требования о взыскании суммы задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не превышающей пятисот тысяч рублей, подлежат рассмотрению в порядке приказного производства (пункт 1 части 1 статьи 23, часть 1 статьи 121, абзацы десятый и одиннадцатый статьи 122 ГПК РФ).

В случае, если в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг мировым судьей отказано по основаниям, указанным в части 3 статьи 125 ГПК РФ, или судебный приказ, вынесенный по данным требованиям, был отменен (статья 129 ГПК РФ), эти требования могут быть рассмотрены в порядке искового, в том числе упрощенного производства.

  2. Как подавать заявление о вынесении судебного приказа, если собственник – несовершеннолетний?

В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.

2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», в случае, если собственником жилого помещения (доли) является несовершеннолетний, то обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг несут его родители независимо от факта совместного с ним проживания (статьи 21, 26, 28 ГК РФ и статьи 56, 60, 64 Семейного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При недостаточности у несовершеннолетнего средств обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг субсидиарно возлагается на его родителей (статья 26 ГК РФ).

Таким образом, задолженность за детей-собственников взыскивается с обоих родителей. При этом, оформляется одно заявление о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности с родителей солидарно.

Напомним, что солидарная ответственность – это совместная ответственность лиц, возникающая, в частности, при неделимости предмета обязательства.

  3. Отличается ли порядок взыскания при долевой и совместной собственности?

Достаточно много помещений МКД находятся в совместной или долевой собственности. Статьей 244 ГК РФ установлено, что, имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

Если помещение в МКД находится в долевой собственности, на каждого собственника доли помещения необходимо подавать отдельное заявление с указанием суммы задолженности (которую необходимо рассчитать пропорционально доле в праве собственности).

В п.20Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.

2016 № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», указано, что мировой судья, арбитражный суд возвращает заявление о выдаче судебного приказа на основании части первой статьи 125 ГПК РФ, части 1 статьи 229.4 АПК РФ в том числе в случае, если в заявлении о выдаче судебного приказа содержатся требования к нескольким должникам, обязательства которых являются долевыми.

Также помещение может находиться в совместной собственности (без указания доли в праве)часто встречается в квартирах, оформленных в собственность до 1997г. Согласно ч.1 ст.

253 ГК РФ, участники совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом.

В этом случае, по общему правилу, задолженность с собственников взыскивается солидарно в одном заявлении о выдаче судебного приказа.

4. Можно ли судебным приказом взыскать пени и судебные издержи?

Четкий и однозначный ответ на вопрос о взыскании пеней дал Верховный суд РФ. В соответствии с п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.

2016 № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», Под денежными суммами, которые подлежат взысканию в порядке приказного производства, понимаются суммы основного долга, а также начисленные на основании федерального закона или договора суммы процентов и неустоек (штрафа, пени), суммы обязательных платежей и санкций, общий размер которых на момент подачи заявления о выдаче судебного приказа не должен превышать: пятисот тысяч рублей – по заявлениям, рассматриваемым мировыми судьями, включая заявления об истребовании движимого имущества от должника (часть первая статьи 121 ГПК РФ), четырехсот тысяч рублей и ста тысяч рублей – по заявлениям, рассматриваемым арбитражными судами (пункты 1 – 3 статьи 229.2 АПК РФ).

Размер денежной суммы, указываемой в заявлении о выдаче судебного приказа, должен быть определен в твердой денежной сумме и не подлежит пересчету на дату выдачи судебного приказа, а также фактического исполнения денежного обязательства.

Относительно судебных издержек, связанных с оплатой услуг представителей все обстоит не так однозначно. И в разных регионах нашей необъятной родины суды по разному относятся к этому вопросу.

Так, согласно инсайдерской информации, в конце 2017 года Белгородский областной суд дал разъяснения судьям в связи с поступающими вопросами, подлежат ли взысканию судебные расходы по оплате услуг представителя (услуг за составление заявления о выдаче судебного приказа) по делам, рассматриваемым в порядке приказного производства.

«Гражданское процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов, частью которых являются издержки, связанные с рассмотрением дела, при вынесении решения является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования.

В приказном производстве судебный приказ выносится судьей по бесспорным требованиям, подтвержденным письменными доказательствами, без судебного разбирательства и вызова сторон для заслушивания их объяснений; возражение должника относительно исполнения судебного приказа влечет его отмену без выяснения вопроса о правомерности заявленного требования с разъяснением взыскателю его права предъявить заявленное требование в порядке искового производства (ч. 1 ст. 121, ч. 2 ст. 126, ст. 129 ГПК). А потому распределение судебных расходов между взыскателем и должником судьей при вынесении судебного приказа не осуществляется – за исключением государственной пошлины, подлежащей взысканию с должника в пользу взыскателя или в доход соответствующего бюджета (п. 8 ч. 1 ст. 127 ГПК».

При этом, существует и прямо противоположная практика (суды в порядке приказного производства взыскивают не большие суммы на оплату услуг представителя), которой делятся юристы на форуме burmistr.ru.

Ну и конечно, два без трех не бывает! Существует третья точка зрения, согласно которой представительские расходы необходимо взыскивать после вынесения судебного приказа путем подачи отдельного заявления. Мотивируют данную точку зрения тем, что согласно п.

28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.

2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», после принятия итогового судебного акта по делу лицо, участвующее в деле, вправе обратиться в суд с заявлением по вопросу о судебных издержках, понесенных в связи с рассмотрением дела, о возмещении которых не было заявлено при его рассмотрении. Судебная практика так же содержит примеры, когда суды удовлетворяли требования сторон о взыскании судебных издержек в виде услуг представителя, по заявлению, поданному после вынесения судебного приказа.

Видимо, окончательную точку в данном вопросе может поставить только Верховный суд РФ.

Обсудить статью и задать вопросы можно здесь. 

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/kommunalnye-uslugi/vzyskanie-zadolzhennosti-za-zhku-s-fizicheskikh-lits/

Юрист ответит
Добавить комментарий