Нужно ли отрабатывать диплом

Сколько заплатить, чтобы не отрабатывать? Вопросы о распределении

Нужно ли отрабатывать диплом

Выпускник может сам найти работу и принести заявку от компании — принять или отклонить ее может комиссия, которая подыскивает для выпускников рабочие места.

Распределение проходит за несколько месяцев до окончания обучения студента в вузе, и его результаты зачастую оказываются плачевными для молодых специалистов: одни вынуждены на два года поселиться в глухой деревне, другие — выполнять работу, которая не по душе. Sputnik отвечает на все вопросы о распределении студентов.

Кого касается распределение

Отработка обязательна для всех выпускников-бюджетников дневного отделения, отучившихся за государственный счет более половины срока. Работающих по специальности “заочников” и “вечерников” не распределяют.

На протяжении всего времени отработки новоиспеченные работники имеют статус молодых специалистов и могут претендовать на ряд льгот.

Сколько времени отрабатывать распределение

Распределение начинается вместе с первым официальным днем работы. Если, только получив диплом, бюджетник поступил в магистратуру, по окончании ему предстоит отработать по распределению два года.

Если дипломированный сотрудник отработал по распределению один год и решил поступить в магистратуру, ему предстоит вернуться к отработке после обучения. Те, кто за государственный счет отучился в аспирантуре, должны отработать два года, в докторантуре — один год.

Юрлица или ИП, обучающие специалистов за свой счет, самостоятельно определяют срок обязательной отработки и фиксируют его в договоре. А “целевикам” предстоит отработать не менее пяти лет.

Как перераспределиться и кто может это сделать

Перераспределиться могут все бюджетники, имеющие определенные льготы: семейные, инвалиды, беременные женщины и другие. В различных случаях поводом перераспределиться могут послужить:

  • взаимная договоренность всех сторон перевести нового специалиста на работу в другую организацию;
  • ликвидация компании нанимателя, сокращение штата сотрудников;
  • нарушение работодателем условий трудового договора или законодательства;
  • неявка нового работника к нанимателю на протяжении четырех месяцев по состоянию здоровья (кроме отпуска по беременности и родам).

Чтобы перераспределиться, нужно подать в свой вуз соответствующее заявление и документы, аргументирующие такую необходимость.

Если новое рабочее место по специальности не найдется, а у самого выпускника будут основания не возмещать государству долг за обучение, он может получить справку о самостоятельном трудоустройстве.

При наличии таковой он прекратит попадать в категорию молодых специалистов и, соответственно, лишится ряда льгот.

Куда распределяют студентов и как на это повлиять

Выпускник может сам найти работу и принести заявку от компании. А принять или отклонить ее может комиссия, которая по общим правилам занимается поиском будущих мест работы, исходя из вакансий и заявок.

Повлиять на выбор комиссией города для распределения могут определенные обстоятельства (при наличии возможности):

  • мужу и жене, проходящим распределение одновременно, предоставляют работу в одном городе;
  • мужу, жена которого (и наоборот) постоянно живет и трудится Беларуси, будущее место работы определяют по месту жительства и работы второй половины;
  • для беременных женщин, матерей и отцов с детьми до трех лет стараются подыскать вакансии по их желанию и по месту жительства;
  • детям-сиротам и тем, кто остался без родительской опеки, дают работу в локациях, где размещено закрепленное за ними жилье (или там, где они стоят в очереди на него).

Решение принимают при выпускниках с помощью открытого ания, предварительно получив рекомендации вуза и изучив успеваемость, участие в научно-исследовательской деятельности и общественной жизни университета, компании, где студент проходил практику. Обращают внимание также на здоровье и семейное положение.

Наличие собственной недвижимости в конкретном городе — не основание и, соответственно, не гарантия распределения именно туда. Однако чаще комиссия учитывает факт его наличия и может найти вакансию в локации, где будущему работнику гарантировано жилье.

Кстати, выпускник не может требовать от работодателя предоставления жилья или материальной помощи, связанной с его арендой: такие условия — личная инициатива работодателя.

Что засчитывается в срок распределения

В срок распределения при желании молодого специалиста могут засчитать время военной службы по призыву, службы в резерве и в иных воинских формированиях страны, а также декретный отпуск до трехлетия ребенка.

К слову, работа на пониженной ставке (при условии обоюдного согласия работника и нанимателя) полноценно засчитывается в период отработки и может быть обусловлена разными причинами.

Сколько нужно заплатить, чтобы не распределяться

Категорически не желая работать по распределению, можно возместить государству средства, потраченные на его обучение. Конкретную сумму подсчитывает вуз. Оплатить придется затраты на обучение, не возмещая при этом стипендию и расходы на бесплатное питание и предоставление комнаты в общежитии.

Сумма возмещения превышает стоимость всего срока обучения в вузах. К примеру, студенты, поступившие в 2016 году в БГУ, решив отказаться от распределения, будут вынуждены заплатить около 25 тысяч рублей. Некоторых освобождают от уплаты долга: детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот, инвалидов I или II группы, беременных.

Источник: https://sputnik.by/society/20180131/1033357251/skolko-zaplatit-chtoby-ne-otrabatyvat-voprosy-o-raspredelenii.html

Отучился – отрабатывай

Нужно ли отрабатывать диплом

Норма, N 31 от 07 августа 2012 года

Заканчиваю ТУИТ, нас не допускали к защите квалификационных работ без справки о том, что мы устроились на работу. Могу ли я устроиться на работу по собственному желанию или обязательно должен отработать по распределению 3 года в Узбекистане? Можно ли “выкупить” бюджетнику свой диплом и забрать его сразу после окончания вуза?

Николай, выпускник.

– Выпускникам вузов, обучавшимся на основе государственных грантов, нужно отработать по распределению в Узбекистане не менее 3 лет.

С 2005-2006 учебного года в Узбекистане введено обязательное распределение на работу в образовательные учреждения, предприятия и организации с условием обязательной отработки не менее 3 лет выпускников высших образовательных учреждений (бакалавров и магистров), обучавшихся по всем направлениям образования на основе государственных грантов (Постановление Президента от 2.06.2005 г. N ПП-92; Положение о порядке целевой подготовки кадров на основе государственных грантов1, далее – Положение N 1506).

До этого времени распределение касалось только выпускников вузов, обучавшихся по педагогическим направлениям и специальностям, которые распределялись исключительно в образовательные учреждения.

В начале каждого учебного года (в сентябре) между студентами, принятыми в бакалавриат и магистратуру высшего образовательного учреждения на грантовой основе, и вузом заключается договор об отработке после окончания учебы не менее 3 лет в образовательных учреждениях, на предприятиях, в организациях Республики Узбекистан.

Для координации распределения выпускников в соответствии с полученным направлением образования и профессиональной подготовкой при министерствах, ведомствах, имеющих в своем ведении высшие образовательные учреждения, создаются специальные комиссии, которые формируют заявки работодателей и с учетом рейтинга успеваемости выпускника, его семейного положения, постоянного места жительства и желания работать на предложенном рабочем месте проводят распределение.

Работа Комиссии оформляется протоколами собраний и ведомостями персонального распределения выпускников. В распределении на вакантные рабочие места могут участвовать по желанию и студенты, закончившие вуз на контрактной основе.

Комиссия по распределению высшего образовательного учреждения через неделю после окончания своей работы, но не позднее 3 дней после окончания учебы выпускника выдает выпускнику, направляемому на работу, следующие документы:

выписку из диплома о высшем образовании;

направление на работу;

выписку из решения Комиссии по распределению и перечня распределения.

Выпускникам-бюджетникам, которых Комиссия не может обеспечить работой, предоставляется возможность трудоустроиться самостоятельно, и в указанные сроки выдаются справка о предоставлении такой возможности и подлинник диплома о высшем образовании.

Ректор высшего образовательного заведения несет персональную ответственность за своевременную выдачу выпускнику указанных документов.

После 3-летней отработки выпускником по распределению в соответствии с Положением N 1506 вуз на основании трудовой книжки выдает ему в недельный срок подлинник диплома.

Таким образом, кроме случая, когда выпускник не обеспечен работой и ему предоставлена возможность самостоятельного трудоустройства, правило, по которому он может получить диплом до истечения 3-летнего срока, а также возмещение в бюджет государства средств за обучение на грантовой основе законодательством не предусмотрены.

Иначе регулируются обязанности выпускников высших военных образовательных учреждений (ВВОУ) и школ подготовки сержантов (ШПС), которые после окончания не приступили к военной службе.

Бюджетные средства, затраченные на их обучение, возмещаются военнослужащими министерств обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, Службы национальной безопасности, Государственного таможенного комитета, Узбекского агентства связи и информатизации, окончившими обучение в ВВОУ и ШПС, если они увольняются до истечения 5-летнего срока контракта о прохождении военной службы в связи с невыполнением ими условий контракта или осуждением за совершенное преступление (Положение о порядке возмещения государству бюджетных средств, затраченных на обучение военнослужащих в высших военных образовательных учреждениях и Школах подготовки сержантов2, далее – Положение N 2024).

Подлежащая возмещению сумма бюджетных средств, затраченных на обучение курсанта ВВОУ, ранее прошедшего срочную военную службу, за 5 лет обучения составляет 430 МРЗП, а за 4 года – 350 МРЗП, установленного в Республике Узбекистан на день его увольнения.

Ранее не прошедшим срочную военную службу подлежащая возмещению сумма при 5-летнем сроке обучения составляет 350, а 4-годичном – 270 МРЗП.

Возмещаемая сумма бюджетных средств, затраченных на обучение военнослужащего в ШПС, составляет 40 минимальных размеров заработной платы.

Военнослужащим, увольняемым с военной службы в связи с отказом от прохождения военной службы, невыполнением ими условий контракта или осуждением за совершенное преступление, диплом государственного образца об окончании высшего военного образовательного учреждения и вкладыш к нему выдаются только после возмещения бюджетных средств, затраченных на их обучение, согласно требованиям Положения N 2024 и в порядке, установленном соответствующими министерствами и ведомствами.

Лицам, не возместившим бюджетные средства, затраченные на обучение, выдаются справка о полученном высшем образовании с указанием причин временной невыдачи диплома, а также выписка из вкладыша к диплому с перечнем освоенных дисциплин, их объемов и оценок для последующего трудоустройства.

Бюджетные средства, затраченные на обучение в ВВОУ и ШПС, не возмещаются в случаях, если:

а) военнослужащий увольняется по окончании срока контракта, а также в связи с прекращением действия контракта по состоянию здоровья, сокращением штатов при невозможности его дальнейшего использования на военной службе либо по инициативе министерств и ведомств при отказе в допуске к государственной и военной тайне или при лишении такого допуска;

б) один из родителей военнослужащего, являясь сотрудником правоохранительных органов или силовых структур, погиб при исполнении служебных обязанностей;

в) военнослужащий исключен из списков части в связи с гибелью (смертью).

Римма СОЛОДОВНИКОВА,

наш эксперт-юрист.

————————————-

1Утверждено постановлением МЭ, МВССО, МНО и МТСЗН, зарегистрированным МЮ 6.08.2005 г. N 1506.

Источник: https://www.norma.uz/gazeta_norma/otuchilsya_-_otrabatyvay

Студентов-бюджетников заставят отработать на государство

Нужно ли отрабатывать диплом

РИА Новости/Майя Машатина

Выпускники бюджетных отделений вузов должны будут отработать по распределению: бакалавры — четыре года, специалисты — пять лет, а студенты, ставшие магистрами, — шесть лет.

Соответствующие поправки в Закон об образовании (есть в распоряжении «Парламентской газеты») подготовил и внёс на рассмотрение законопроектной комиссии «Единой России» член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Вострецов.

По задумке законодателя, эти изменения заставят регионы и министерства планировать госзаказ на специалистов так же, как сегодня это делает, например, Минобороны и МВД. Кроме того молодые люди перестанут учиться в вузах «для галочки», куда они поступили не по призванию или желанию, а лишь для самого факта получения высшего образования.

Кто платит, на того и работают

Автор законопроекта уверен, что недопустимо тратить бюджетные деньги на обучение людей, которые потом как специалисты оказываются стране не нужны.

«Студенты, получившие бесплатное образование, должны отработать по распределению четыре, пять или шесть лет в зависимости от того, окончили они бакалавриат, специалитет или магистратуру.

Если же пришли отбыть номер или просто поучиться ради расширения кругозора, пусть делают это за свой счёт», — заявил Сергей Вострецов «Парламентской газете». Читайте по теме

По его словам, в случае если выпускник решит не отрабатывать весь положенный срок, то разницу лет он должен будет возместить деньгами. «Это небольшая сумма, но так хотя бы государство сможет не остаться в проигрыше. Вложив деньги в обучение специалиста, оно должно иметь право этого специалиста использовать», — объяснил парламентарий.

Он напомнил, что коммерческие предприятия, согласно статье 56 Закона об образовании, могут и сейчас заключать договоры с вузами на оплату обучения молодых людей, которые потом придут к ним работать.

Если обратиться к истории, то в России распределение имело место в некоторых учебных заведениях Российской империи, например в Училище правоведения. А в СССР для выпускников вузов оно было обязательным.

Процедура проводилась в последние месяцы обучения в вузе — специальная комиссия распределяла студентов по рабочим местам на предприятиях и в организациях, нуждающихся, согласно разнарядке соответствующих ведомств, в специалистах данного профиля.

Выпускник должен был отработать «по распределению» три года и только после этого мог поменять место работы по собственному желанию.

Работающий по распределению имел особый юридический статус «молодого специалиста» — такого работника нельзя было уволить без специального разрешения министерства.

Если предприятие хотело удержать выпускника, он мог получать льготы, жильё и другие социальные гарантии. Уклонение его от работы по распределению в СССР наказывалось уголовно.

Стоимость одного года очного обучения в МГУ им. М.В Ломоносова в 2017/18 году
СпециальностьСтоимость (руб.)
МенеджментБакалавр — 490 000, магистр — 212 500
ПсихологияБакалавр — 325 000, магистр — 325 000
ЖурналистикаБакалавр — 325 000, магистр — 325 000

Сегодня, кроме бюджетного и коммерческого, есть вариант поступления на некоторые специальности и по так называемому целевому направлению. Это значит, что абитуриент приходит в вуз не только с оценками ЕГЭ, но и с направлением от конкретного предприятия и ведомства.

Благодаря тому, что они обязуется оплатить его обучение или выделить средства из бюджета на его обучение, абитуриент не участвует в общем конкурсе, а вступительные испытания проходит по специальному списку.

В случае успешного прохождения испытаний он зачисляется на выбранный факультет, обучается там, а после окончания вуза отправляется на работу на то предприятие, которое за него поручилось.

Обязательства организации перед студентом, студента перед организацией, а также организации перед вузом оформляются в трёхстороннем договоре.

Целевой приём в российские вузы, а это, как правило, отраслевые высшие учебные заведения, подразделяется на два вида – целевой набор по квоте министерства образования и науки (для государственных ведомств) и целевая контрактная подготовка (для тех, кто идёт с направлением от предприятий). И хотя термин «целевой набор» законодательно относится только к первому виду, здесь есть один нюанс: по договору студент, поступивший на целевое обучение, должен учиться удовлетворительно.

Отрабатывать должны только льготники

Читайте по теме Полностью поддерживает законопроект первый заместитель председателя думского Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко.

«Если то, что прописано в законопроекте станет нормой, то и учиться просто так по специальностям, по которым молодые люди потом не будут работать, они не захотят.

Получать вытребованные государством профессии случайные люди не смогут», — сказал депутат «Парламентской газете».

А вот первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин напомнил, что в советское время, несмотря на систему распределения, далеко не все работали по профессии: «Многие физики переквалифицировались в лирики, и их потенциал для общества не был потерян».

Смолин заявил «Парламентской газете», что, выбирая высшее образование, подростки не всегда точно знают своё призвание, так что смена профессии — обычная ситуация для современного человека. «Считаю, что обязать всех студентов-бюджетников работать по специальности — перебор», — добавил депутат, уточнив, что лучше бы принять закон о квотировании рабочих мест для любых молодых специалистов.

Такого же мнения придерживается и ректор Ярославского государственного университета, член Общественной палаты РФ Александр Русаков. Он считает, что возвращать советское распределение неправильно. «Если человек поступил учиться, то, окончив вуз, пусть решает, где он будет работать, в том числе, может быть, и не по специальности», — объяснил Русаков «Парламентской газете».

Для тех, кто поступает с заведомо меньшим проходным баллом, нужно вводить распределение. Это не противоречит Конституции.

А первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Кононова убеждена, что обязательное распределение должно быть только для льготников. «Для тех, кто поступает с заведомо меньшим проходным баллом, нужно вводить распределение.

Это не противоречит Конституции, дети заранее сделали для себя выбор и должны понимать, что обязаны государству, раз идут по меньшему количеству баллов», — обосновала свою точку зрения «Парламентской газете» сенатор.

Кстати, по данным Минтруда, на осень 2017 года самыми востребованными специалистами на рынке труда стали инженеры, в том числе инженеры-технологи, инженеры контрольно-измерительных приборов (КИП) и техники-технологи.

Спрос сохраняется на врачей и медсестер, бухгалтеров, квалифицированных рабочих — сварщиков, токарей, электромонтажников.

Стоимость одного года очного обучения в НИУ ВШЭ в 2017/18 году
СпециальностьСтоимость (руб.)
МенеджментБакалавр — 420 000, магистр — 340 000
ПсихологияБакалавр — 275 000, магистр — 290 000
ЖурналистикаБакалавр — 300 000, магистр 330 000

Стоимость одного года очного обучения в РАНХиГС в 2017/18 году

СпециальностьСтоимость (руб.)
МенеджментБакалавр — 190 000, магистр — 448 000
ПсихологияБакалавр — 285 000, магистр — 234 000
ЖурналистикаБакалавр — 280 000, магистратуры нет

Источник: https://www.pnp.ru/social/studentov-byudzhetnikov-zastavyat-otrabotat-na-gosudarstvo.html

Свободные или нет: надо ли отрабатывать выпускникам-бюджетникам три года на государство – 24 Канал

Нужно ли отрабатывать диплом

2017 год стартовал множеством нововведений в различных отраслях.

Коснулись они и высшего образования в Украине – в частности, вступил в силу закон, по которому выпускники вузов, которые учились по государственному заказу, свободны в выборе места работы, однако исключения остались. Правда ли, что все остальные не обязаны отрабатывать три года государству – спрашивали журналисты сайта “24”.

В октябре прошлого года парламентом были приняты изменения в Закон Украины “О высшем образовании”, которые вступили в силу с 1 января 2017 года.

Законом № 1662-VИИИ отменяется обязательная отработка выпускниками высших учебных заведений, подготовка которых осуществлялась по государственному заказу. Предполагается, что выпускники вузов свободно могут выбирать работу (за исключением военных), а ВУЗы не обязаны осуществлять их трудоустройства.

Следует исходить из того, что существует две группы лиц: “действующие” студенты, обучающиеся за счет государства и на которых не распространяются видоизмененные нормы закона “О высшем образовании”, а также будущие студенты, которые будут поступать в ВУЗы в 2017 году, отметил в комментарии сайту “24” юрист “Горо Лигал” Евгений Власов. Суть изменений сводится к тому, что отныне обязательно отработать после окончания обучения у студентов, обучающихся на государственном заказе в военных учебных заведениях, зато обязательной отработке для будущих врачей – отменено.

Не освободили от обязательной отработки только выпускников военных вузов, обучающихся на государственном заказе

Теперь, объясняет юрист, учебные заведения только способствуют трудоустройству и не обязаны осуществлять трудоустройство своих выпускников.

Вместе с тем, абитуриенты могут воспользоваться правом на первоочередное зачисление, а именно: будущие врачи и учителя – будут зачисляться на бюджетное обучение в первую очередь, если согласятся отработать три года в сельской местности.

Выпускникам медицинских и педагогических вузов, которые заключили соглашение про отработку не менее трех лет в сельской местности или поселках городского типа, отмечает Власов, государство в соответствии с законодательством обеспечивает бесплатное пользование жильем с отоплением и освещением в пределах установленных норм.

Теоретически может сложиться ситуация, когда желающих отработать в сельской местности среди абитуриентов учебного заведения вообще не окажется и потому как таковой обязательной отработки не будет, подчеркивает юрист.

Поэтому, по словам эксперта, нельзя говорить о том, что абитуриентов-бюджетников (врачей, учителей) полностью наделили правом свободного выбора места работы и освободили от отработки.

Теоретически среди выпускников-бюджетников может не оказаться желающих отрабатывать в сельской местности

Евгений Власов объясняет: несмотря на законодательные нововведения, ряд нормативных актов не были приведены в соответствие с изменениями законодательства. Так, Порядок трудоустройства выпускников высших учебных заведений, подготовка которых осуществляется по государственному заказу, утвержденный Постановлением КМУ за № 992 от 22.08.

1996 года, был принят во исполнение статьи 52 Закона Украины “Об образовании”, и этой статьей закона предусматривалась обязательность в отработке, однако эта норма закона не действует с середины 2014 года.

Зато специальный закон, то есть Закон Украины “О высшем образовании” не содержал обязанности в отработке, был и является приоритетным в применении перед положениями ЗУ “Об образовании”.

Более того, отмечает юрист, процедура возмещения стоимости обучения за счет средств государственного бюджета законодательно не прописана.

Хотя на него есть ссылка в Указе Президента Украины “О мерах по реформированию системы подготовки специалистов и трудоустройства выпускников высших учебных заведений” от 23 января 1996 года под № 77/96), где ссылаются на законодательно определенный порядок возмещения стоимости.

Но все это, добавляет Власов, не мешало взимать средства с выпускников, а львиная доля судебных споров решалась в пользу государства.

Ведь раньше, если после завершения обучения выпускник не отработал три года, его заставляли возместить учебному заведению деньги, которые все пять лет государство выдавало в виде стипендии.

В общем, с учетом законодательных изменений, у государства есть как минимум четыре года для того, чтобы создать условия для проживания студентов, желающих учиться на государственном заказе и согласились отработать в сельской местности не менее трех лет. В случае невыполнения взятых государством таких обязательств, вполне реально, что выпускники будут оспаривать свое направление на отработку.

Источник: https://24tv.ua/ru/svobodnye_ili_net_nado_li_otrabatyvat_vypusknikambjudzhetnikam_tri_goda_na_gosudarstvo_n777716

Диплом придется отработать В вузах вновь могут вести распределение выпускников. Но не всех

Нужно ли отрабатывать диплом

Министерство образования и науки намерено усовершенствовать целевой прием в вузы и повысить в итоге отдачу от него. Об этом заявила глава ведомства Ольга Васильева.

Главным механизмом такого набора должен будет выступить трехсторонний договор между вузом, работодателем и студентом. После завершения учебы в высшем учебном заведении студент должен будет обязательно отработать три года в организации, которая оплатила получение образования.

http://tass.ru/obschestvo/3705260

С целью реализации данного проекта, недавно вступившая в должность министр образования и науки предлагает внести изменения в действующее законодательство.

— В основе предложенной схемы лежит трехсторонний договор о целевом приеме и целевом обучении, заключаемый между вузом, заказчиком (работодателем) и с абитуриентом, — подчеркнула министр.

http://tass.ru/obschestvo/3705260

В случае реализации пока обсуждаемых поправок трехсторонний договор обяжет вуз гарантировать нормальные условия для учебы. Сам же студент будет обязан после завершения образовательного цикла три года потрудиться в той организации, которая оплатила обучение.

— За неисполнение обязательств по трудоустройству гражданина с него взимается неустойка, штраф в размере средств, затраченных на целевое обучение, — предупредила глава ведомства.

…Как известно, целевая контрактная подготовка специалистов ведется в нашей стране более двадцати лет. Три года назад она была упорядочена тем, что между студентом и органом власти или организацией стал заключаться договор.

Документ включает в себя меры социальной поддержки студентов, обязательства заказчика по организации практики и трудоустройству. При зачислении в вуз применяется целевой прием, организованный по отдельному конкурсу, за счет бюджетов тех юридических лиц, которые и направили молодого человека или девушка на учебу.

Новация Ольги Васильевой, сейчас дополняющая эту практику, в том, что выпускник теперь три года должен будет отработать на предприятии юридического лица, направившего на учебу.

По материалам кабмина, как сообщает ТАСС, в 2015/2016 учебном году в университетах, институтах и академиях получало образование порядка 168 тыс. студентов, поступивших по целевому приему. Всего обучающихся, имеющих договоры о целевом обучении, но выдержавших экзамены на общих основаниях, на сегодня — 84 тыс. человек.

http://tass.ru/obschestvo/3705260

— В ряде стран, в основном европейских, такая практика: когда ты поступаешь в вуз, и при этом за тебя платит корпорация, после получения диплома ты должен отработать на нее определенный срок, — констатирует старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков. — Когда говорят о так называемом целевом наборе, то в договоре должно строго учитываться мнение и планы самого будущего специалиста.

«СП»: — Это, между прочим, и гарантируется студентам, судя по предложениям Ольги Васильевой. Насколько это будет полезным, на ваш взгляд? Или, напротив, — покажет свою неэффективность?

— Я думаю, по всей стране просто слишком мало потенциальных молодых специалистов, согласных на такие условия.

Тем более, студенты, по предлагаемым правилам, при несоблюдении обязательств должны еще и возместить убытки, причем немалые — если речь идет о всей стоимости обучения.

Вообще, квотирование принимаемых по подобным договорам с предприятиями никогда не касалось большинства студентов. И потому разговоры о распределении, как мне представляются, поднимаются Минобрнауки несколько искусственно.

Но главное в том, что у нынешних руководителей Министерства образования сейчас не должно быть никакого искушения пытаться распространить подобный механизм на всю систему трудоустройства специалистов, — именно по распределению.

В противном случае мы получим не декларируемую гарантию трудоустройства молодым семьям и заботу о реальном секторе экономики. Будет копироваться наихудший вариант прежнего опыта: когда человек платил взятку — его распределяли в Москву, а если не платил — на Чукотку.

Кстати, при сегодняшнем размахе коррупции это будет выглядеть совсем не шуточно.

— На примере предложения министра Васильевой сразу же вырисовывается интересный казус, отображающий пересечение сразу нескольких правовых сфер, — говорит заместитель министра труда и занятости населения РФ в 1991—1993 гг.

, директор Центра проблем государственного управления Высшей школы экономики в 2001—2014 гг. Павел Кудюкин.

— В нем присутствуют гражданско-правовые взаимоотношения, когда предприятие или организация берут на себя ответственность финансировать образование студента, а он в ответ дает обязательство успешно закончить вуз и отработать определенный срок.

Глава Минобрнауки, насколько можно судить, указывает точный срок такой отработки — три года. В принципе, это хорошо — временной срок может обозначаться в договоре.

Но в таком случае возникает необходимость обязательного госрегулирования этих отношений.

Почему? Потому что, если цивилизованным образом не влиять на взаимоотношения будущего работодателя и студента, то могут легко появиться и кабальные условия работы специалиста.

Ничто не помешает хозяину предприятия одному выпускнику установить трехлетний срок, а другому, предположим, — пятилетний. Так что фиксация точного временного отрезка отработки — это, конечно, плюс.

Но явный минус — в том, что гражданский аспект этих отношений может вступить в противоречие с Трудовым кодексом, в котором запрет на увольнение работника ранее оговоренного срока не предусмотрен. А в трудовых отношениях Трудовой кодекс у нас имеет приоритет перед всеми другим законами.

«СП»: — Уязвимый момент поправок — неустойки, которые должен выплачивать студент, в случае невыполнения своих обязательств (вдобавок к тому же — еще и штрафы). Не повисает ли такой способ воздействия в воздухе, — при нынешних темпах роста числа бедных в стране, сокращении рабочих мест, и, соответственно, уменьшающихся возможностях заработать?

— Повисает, и не только в связи с нынешним кризисом. Вопрос еще и в том: когда наступает время платить по этой неустойке? Предположим, студент оказался неспособным и ленивым, и его отчисляют со второго курса. Соответственно, встает вопрос — что происходит с деньгами, которые уже потрачены несостоявшимся работодателем? Студент если и обязан возместить эти издержки, то из каких источников?

«СП»: — По наблюдениям экспертов, многие наши вузы, — в первую очередь, технические, работают, что называется, вхолостую.

Государство тратит деньги на обучение специалистов подчас по стратегически важным специальностям, а они потом (и специалисты, и деньги) непонятно где растворяются.

Может быть, настала пора действительно подкорректировать законодательство, чтобы уже на законной основе можно было бы отправлять обучающихся на бюджетных отделениях на три года по распределению?

— Не только технические, но и, например, педагогические, работают вхолостую. Но нынешняя правовая база просто не даёт (и вряд ли, думаю, даст в обозримой перспективе) возможностей быстро это исправить. Я вам больше скажу: многие студенты сегодня сами хотят, чтобы их куда-нибудь распределили.

И это контрастирует с настроениями выпускников доперестроечных лет, которых тяготило само понятие «распределение». В отличие от них, немалая часть нынешних студентов предчувствуют (или уже почувствовали), что им трудно найти себя на рынке труда. Что во многом обуславливает их весьма идеализированное представление о советской системе трудоустройства.

Но тогда, в централизованной, плановой экономике, распределение выглядело вполне логичным. Государство планировало количество рабочих мест. Затем, соразмерно с этим, рассчитывало количество выпускников. И, соответственно, в итоге распределяло выпускников по вакансиям.

Но сейчас, с принципиально иной правой базой, регулирующей трудовые отношения, если пытаться задействовать схемы распределения, возникнет масса проблем.

Человек получил образование — куда он идет? Хорошо, можно еще как-то применять административные начала распределения, когда дело касается госсектора. Но как строить отношения молодому работнику с мелким собственником? Или с менеджером даже крупной государственной компании, но которая по своей организационно-правовой форме является коммерческой?

А потом предложение Васильевой не учитывает важного социально-психологического момента. Почему-то считается, что человек получает образование, чтобы идти работать по профилю, что обозначен у него в дипломе. В то же время можно привести массу примеров, когда люди превосходно проявляли себя в тех областях, которые ничего общего не имеют с их специализацией.

На мой взгляд, приоритет, который человек держит перед собой, когда решает получить образование, — это саморазвитие.

Источник: https://svpressa.ru/economy/article/158589/

Российский диплом в Беларуси. Признание диплома. Трудоустройство

Нужно ли отрабатывать диплом

С каждым годом количество студентов из Беларуси, получающих диплом за границей, растет. По информации ЮНЕСКО, с 2001 года, это число увеличилось в пять раз. Сегодня за рубежом учится более 35 тысяч белорусов. Портал naviny.

by пишет о том, что большинство белорусских студентов, получающих диплом за пределами РБ, обучаются в России, – около 30 тысяч. Второй по популярности для поступающих является Польша, затем Литва и Латвия.

Точное количество тех, кто учится в российских, польских, литовских или вузах других стран, выяснить крайне сложно.

Заочно, в том числе, дистанционно, в России учится, по разным подсчетам, не менее 12 тысяч белорусских студентов и большая часть магистрантов. Только с Поступи.бел, по данным на начало 2019 года, российский диплом гособразца получило 1465 специалиста, сейчас обучается 1322 студента.

Зачем белорусы получают российский диплом?

Конечно, каждый абитуриент из всех зарубежных стран выбирает учебу в российском университете по своим причинам, но самые распространенные, это:

  1. Единое экономическое пространство.
  2. Географическая близость.
  3. Обучение на русском языке.
  4. Действительность диплома российского высшего учебного заведения в Беларуси (ниже об этом подробнее).
  5. Одинаковые правила и права при поступлении для россиян и белорусов в российские вузы (равные конкурсные условия, право на общежитие, стипендию).
  6. Доступность: многие студенты не проходят по баллам в белорусские вузы, но при этом успешно поступают в Москву и другие города России. Плюс, цены на обучение в России часто бывают ниже, чем в Беларуси.
  7. Высокое качество образования, международный уровень вузов, а, следовательно, перспективы.
  8. Отсутствие необходимости отработки по распределению.
  9. Больший выбор профессиональных направлений по сравнению с Беларусью.

Нужно ли подтверждать российский диплом для трудоустройства в Беларуси?

Для того чтобы работать в Беларуси с российским дипломом, не нужно проходить никаких дополнительных процедур по подтверждению аттестата о ВО.

Диплом выпускников российских университетов действителен в той же степени, что и диплом белорусского вуза.

Обладатель такого документа имеет такие же права и возможности: он может продолжить обучение, в случае неоконченного высшего, получить более высокую ступень высшего образования; и, конечно, работать по профессии.

Официально это закреплено в статьях 7 и 8 Соглашения между правительствами РБ и РФ «О взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях».

экономическом союзе, согласно которому граждане Беларуси, Казахстана и России могут профессионально трудоустраиваться в любой из трех стран без необходимости подтверждения диплома. Но процедуру признания образовательных документов все же придется проходить юристам, педагогам, медикам и фармацевтам, если они намерены работать не в той стране-участнице ЕЭС, где получили диплом.

Работа с дипломом российского университета в Беларуси и за рубежом

Специалисты, получившие диплом российских вузов, успешно работают как в Беларуси, России, так и в любой другой стране. Например, 60 процентов выпускников Поступи.

бел (из тех, с кем удалось связаться после вручения диплома) получили работу в Беларуси, России или повышение только благодаря образованию, полученному дистанционно в российском университете. Около 15 процентов выпускников Поступи.

бел получают предложения о работе в российских компаниях еще во время обучения, и переезжают на ПМЖ по месту работы.

Некоторые белорусы намеренно едут учиться в Россию, чтобы, получив квалификацию в стране, реализоваться на местном рынке труда, так как считают, что там больше перспектив и выше заработная плата.

Другие абитуриенты стремятся получить российское образование, ориентируясь на европейский рынок, так как система высшего образования в России по всем пунктам соответствует требованиям Болонского процесса, и обеспечивает обучение по тем стандартам, которые признаются в Европе.

Большинство студентов российских университетов, которые учатся заочно и/или дистанционно, получают высшее образование без отрыва от работы.

Диплом о высшем образовании – первое и второе высшее, I-я ступень

После окончания высшего учебного заведения в России (имеются в виду частные и государственные аккредитованные вузы с действующей лицензией на право ведения образовательной деятельности) выпускник получает диплом государственного образца, где указывается: ступень высшего образования, направление подготовки, квалификация.

И приложение к диплому европейского образца, в котором есть данные: о ступени ВО, квалификации по диплому, длительности обучения по программе, освоенных дисциплинах с количеством часов и оценками, о курсовых и дипломе с оценками; по согласованию с выпускником: о форме обучения (очно, заочно, дистанционно и так далее), о профиле, о переводе из вуза в вуз, об экстернате, о факультативных дисциплинах.

Поступи.бел гарантирует бесплатное сопровождение и техническую поддержку во время обучения в любом из наших вузов-партнеров.

Источник: https://xn--h1alcbjgh.xn--90ais/news/abiturientu/rossiyskiy-diplom-v-belarusi-priznanie-diploma

Отработка диплома о высшем образовании – законодатели не шутят

Нужно ли отрабатывать диплом

Спрос на рынке труда по работникам с высшим образованием, как правило, держится от года к году на одном уровне. Сейчас получение заветного диплома зависит лишь от финансовых возможностей.

Конечно, речь идёт не о приобретении «корочки» в переходе, а о превалирующем коммерческом образовании. Бюджетные места в университетах – как по очной, так и по заочной форме обучения – представлены ограниченным количеством мест.

Причём конкурс среди абитуриентов в ведущих вузах страны гораздо жестче, чем в регионах.

В последнее время в российском образовании наблюдается упадок. Большинство вузов могут предложить лишь обучение по системе бакалавриата (4 года).

Подразумевается, что дальше студенты поступают в магистратуру, где обучение длится еще 2 года. Однако, число направлений магистратуры в отдельно взятом вузе в разы меньше числа направлений по бакалавриату.

Ранее популярный «специалитет» (обучение в течение 5 лет) сейчас стремительно сокращается.

Наши коллеги, специалисты по охране труда, в регионах обычно довольствуются образованием бакалавра. Впрочем, соответствующий профстандарт допускает приём на работу выпускников по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность», где часть шифра «03», как раз и означает уровень бакалавриата.

Тем не менее, законотворцы не спешат способствовать повышению качества образования. Скорее, их стремления противоположны. Снизить затраты государства на выделение федеральных средств по бюджетному обучению – такая идея завуалированно преподносится в новом проекте Госдумы.

Проект предлагает установить правило – после окончания университета выпускник бюджетной формы обучения обязан отработать полученное образование в государственном учреждении в течение заданного периода. Продолжительность периода отработки зависит от уровня образования: 4 года для бакалавров, 6 лет для магистрантов, 5 лет для специалистов.

Возможность трудоустройства будет предоставлена в федеральных госорганах, органах государственной власти субъекта Федерации, органах местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждениях, унитарных предприятиях, госкорпорациях, госкомпаниях или хозяйственных обществах, в уставном капитале которых присутствует не менее 50% доли государства, субъекта Федерации или муниципального образования.

В случае невыполнения данного условия выпускник вынужден будет возместить затраты  государства на своё обучение в полном объеме.

Учитывать потребность государственных учреждений в квалифицированных кадрах будет Министерство образования и науки. Причём возраст обучающихся будет варьироваться в диапазоне от 17 до 30 лет. Это наводит на мысль, что законодатели решили вернуть советские идеи распределения молодых кадров по территории страны.

Ведь попытка трудоустройства в том же городе, где студент завершил обучение, да еще в гос.учреждение может и не увенчаться успехом. Тогда как спрос на квалифицированных специалистов в многочисленных населенных пунктах страны более высок.

Вместе с тем, уровень заработной платы там не такой желанный, как в крупных городах.

Инициатор законопроекта депутат Госдумы Сергей Вострецов акцентирует внимание на благих намерениях, то есть на поиске сценариев, которые решат проблему трудоустройства молодых специалистов.

По выборочным данным Росстата, до 15 % выпускников российских вузов за период с 2010 по 2015 год не смогли трудоустроиться по специальности в течение 3-х и более лет после окончания обучения. Приоритетной причиной этого является абсурдный фактор для данного контингента, а именно – отсутствие опыта работы.

Также проблемы трудоустройства носят и дискриминационный характер. К примеру, работодатели неохотно принимают на работу молодых замужних женщин. Видимо, опасаясь  вероятности скоропалительного ухода в декрет.

К слову, проблема трудоустройства молодых специалистов только сейчас затронула и интересы Министерства труда. Казалось бы, у ведомства должен быть полный объем сведений по этой тематике. Ведь Центры занятости населения, куда безработные обязаны вставать на учет, как раз и находятся в подчинении Минтруда.

Однако многие вузы стараются исключить перемещение своих выпускников на биржи труда сразу после окончания обучения. Бытует практика отсрочки выдачи диплома – вместо июня его могут выдавать в сентябре. Да и сами новоявленные специалисты не спешат вставать на учет в ЦЗН.

Именно поэтому ведомство сейчас прорабатывает вопрос создания системы наблюдения за трудоустройством выпускников вузов через страховые взносы.

Отношение к законопроекту двойственное. С одной стороны, обязанность отработки в гос.

учреждениях заставит Министерства планировать заказ на специалистов своей отрасли, начиная от бюджетных мест в вузах, заканчивая рабочими местами на производстве.

С другой стороны,  именно «обязаловка» в дальнейшей отработке может уничтожить желание абитуриентов выбрать для поступления ту специальность, о которой они мечтали.

Источник: https://ohranatruda.ru/news/896/576804/

Юрист ответит
Добавить комментарий