Оскорбление и удар ребенка

Каким вырастет ребенок, если его били в детстве

Оскорбление и удар ребенка

Физическое насилие – это насилие, а не метод воспитания ребёнка. Я знаю, что большинство родителей и без этой статьи понимают всю тяжесть и неконструктивность данного “метода”.

Но есть и те родители, кто пока что не может найти другой способ объяснения чего либо ребенку. И речь идет не только о сильном избиении.

Под физическим насилием я подразумеваю и удары, шлепки по попе в том числе.

Но давайте разберем, что же такое “насилие” и каким оно бывает.

Четкого определения понятию “насилие” нет, но если разбирать его в широком смысле, то получаем такую формулировку:
насилие – это принудительное воздействие на кого-либо с целью подавления воли и личности жертвы.

Инструменты насилия: физическая сила, оскорбление, унижение, игнорирование, запреты и другие действия, направленные на разрушение и подавление личности человека.

Каким может быть насилие? Сейчас уже для каждого случая насилия подобрана своя категория – психологическое, физическое, сексуальное, экономическое, политическое и т. д.

Мы с вами остановимся на физическом насилии, хотя в воспитании детей и их отношениях с родителями прослеживается и психологическое насилие тоже.

Расскажу, почему я решила написать эту статью. Подавляющее большинство моих клиентов отчетливо понимают, что бить ребенка – это не выход. Есть и те, кто сознается в своих ошибках и хочет все исправить.

Но, к счастью, большая часть родителей так и не ступала эту скользкую дорожку.

Я думаю, что мне просто везет с клиентами – вы все осознанные, вовлеченные и главное, готовы ВМЕСТЕ работать, а не просто приходите с формулировкой “сделайте с ним что-нибудь”. Спасибо вам за это.

Относительно недавно я виделась со старым приятелем, он живет за границей, своих детей нет, но очень осознанный, развитый, интеллигентный молодой человек. Мы с ним редко обсуждаем воспитание детей и вообще психологию, но тут речь зашла о его четырехлетней племяннице, которую он навещал прошлым летом.

Со слов знакомого – ребенок активный, непослушный, даже злой 

Источник: https://osvitanova.com.ua/posts/2484-kakym-vyrastet-rebenok-esly-eho-byly-v-detstve

Просто о сложном: Как защитить ребенка от буллинга

Оскорбление и удар ребенка

По данным ВОЗ, Украина занимает четвертое место в Европе по уровню проявления агрессии среди подростков и девятое — по числу жертв буллинга.

Травле и издевательствам подвергается каждый четвертый ребенок. Исследования, проведенные ЮНИСЕФ, свидетельствуют, что в Украине с буллингом сталкивались 67% детей в возрасте от 11 до 17 лет.

При этом 48% жертв о насилии и травле никому не рассказывали.

Словарь

Буллинг (от англ. bully — хулиган, драчун, насильник) — это психологический террор, избиение, травля одного человека другим.

Буллер (или агрессор) — это не всегда ребенок из неблагополучной семьи. По статистике часто буллерами становятся дети с задатками лидера, из хороших семей, но с “неблагополучием” в нравственной сфере, в развитии эмоционального интеллекта, с повышенной физической активностью и большими претензиями к миру.

Кратко и по делу в Telegram

Свита буллера — ближайшее окружение агрессора, которое одобряет его действия.

Наблюдатели — дети, которые не участвуют напрямую в агрессии и травле, но также ничего не предпринимают для изменения ситуации. Они тоже получают серьезную психологическую травму. Чаще всего именно представитель этой группы, переборов страхи, решается рассказать о существующей проблеме взрослым.

Жертва — ребенок, который чем-то отличается от большинства. Причем единственный критерий отличия — “он другой”. 

Виды буллинга

Буллинг может сегодня проявляться в разных формах. Оскорбления, угрозы, неприятные комментарии о внешности, национальности, физических особенностях и прочие запугивания с помощью слов — это вербальный буллинг. Физический — частые удары, пинки, подножки, толчки, нежелательные прикосновения.

Запугивание через изоляцию, например, дети не пускают одного из учеников за обеденный стол, не позволяют присоединиться к игре или общему проекту, — буллинг социальный.

А письменные оскорбления, распространение слухов и ложной информации посредством электронной почты, текстовых сообщений и постов в социальных сетях иначе называются кибербуллингом.

Признаки травли ребенка

Определить, что ребенок страдает от буллинга в школе или, к примеру, в кружке, можно через несколько признаков: 

– снижение аппетита или переедание;

– частое ухудшение настроения без видимого повода;

– поиск причин, чтобы не идти на занятия, тренировки или прогулы;

– отсутствие общения с одноклассниками во внешкольное время;

– “случайная” порча или потеря вещей, одежды, гаджетов;

– отсутствие желания посещать школьные мероприятия;

– критика того, что ранее считал ценным;

– просьбы о покупке дорогих вещей с целью “повысить статус”.

Каждый из этих признаков в отдельности может говорить и о других причинах такого поведения ребенка — влюбленность, подростковый переходный возраст и т. д.

Но если у него проявляется несколько из этих признаков, ему точно необходима помощь и поддержка близких взрослых. Чтобы помочь ребенку в этой ситуации, есть два пути: профилактический и постсобытийный. Начнем с профилактики.

Вряд ли кто-то будет спорить о том, что лучше предотвратить событие, чем потом разбираться с последствиями.

Объяснение и обучение

Независимо от того, замечают ли родители у ребенка какие-либо признаки “пострадавшего”, его нужно учить правильно реагировать на агрессию и формировать навыки общения в конфликтных ситуациях. Для примера приведем несколько возможных вариантов:

• Исключить в корне возможную травлю можно через игнорирование мелких провокаций — для этого нужно развивать в ребенке выдержку и хладнокровие (за один день это не делается).

• Правильная реакция на критику, независимо от того, справедлива она или нет, поможет избежать психологической травмы и даже физического конфликта — драки. Например, если ребенку говорят: “Ты слабак”.

Вместо того чтобы бросаться с кулаками на обидчика, можно сказать “Да, я не такой сильный, как ты”. Или на фразу “Ты дурак” ребенок может ответить “Ты можешь думать именно так. Я не могу тебе это запретить”.

• Ребенка нужно научить проявлять свое возмущение и гнев не “портфелем по голове”, а человеческим способом — всегда полезно сказать вслух о своей злости и недовольстве ситуацией или словами.

• Родителям важно донести ребенку мысль о том, что если о нем говорят плохо, это не значит, что он плохой. Эти слова характеризуют в первую очередь того человека, который их говорит — только несчастный человек будет самоутверждаться за счет другого.

Активные действия

Если, несмотря на все усилия, вы заметили какие-либо признаки того, что ребенок стал жертвой буллинга в школе, пора переходить к активным действиям. Запаситесь терпением — этот процесс не простой и не быстрый. Алгоритм действий следующий:

1. Собрать доказательную базу

a. Скриншоты сообщений с оскорблениями, показания одноклассников и свидетелей, заключения о поломках вещей, справки о побоях, фотографии порванной одежды и школьных принадлежностей.
b.

Записать аудио- или видеоролики в моменты травли (эти съемки не запрещены, поэтому на все просьбы прекратить снимать, можно не реагировать; на том же основании нас снимают на камеру в магазинах).
c. Проанализировать аккаунты буллера в соцсетях.

Это поможет при составлении характеристики.

2. Обратиться к классному руководителю, родителям учеников, с которыми у вашего ребенка сложности, к школьному психологу, социальным работникам

Расскажите подробно о ситуации и постарайтесь составить план действий решения проблемы.

3. Если п.2 не изменил ситуацию, пора обратиться к специалистам: психологу и юристу

a. Психолог или психиатр даст заключение о сложном психологическом состоянии и моральном духе ребенка.
b. Юрист проконсультирует по юридическим вопросам. Особенно это важно, если ситуация сложная и агрессивная.

4. Написать жалобы (в четкой последовательности, не перескакивая через какие-то инстанции)

Именно писать, а не вести устные беседы:

a. Директору школы.
b. (если не помогло) В комиссию по делам несовершеннолетних; в управляющий комитет школы.
c. (если не помогло) Направить жалобу о бездействии вышеописанных учреждений в Департамент образования; прокуратуру; уполномоченному по правам человека в регионе.

5. Если ситуация не решается на уровне школы либо комиссии по делам несовершеннолетних, пришло время готовить иск в суд либо забирать ребенка из этой школы и переводить в другую

Тут уж решать только родителям.

Если решите подавать в суд, собирайте все квитанции на медикаменты, прописанные психологом и врачом-педиатром, квитанции на оплату приемов у специалистов (врачи, психологи, юристы), на репетиторов (если привлекали их в связи с пропусками уроков в школе), на испорченное имущество, за моральный вред (здесь главное не преувеличить сумму, а постараться оценить реальную ситуацию). Чтобы правильно подать иск, обратитесь к юристу.

6. Сформировать общественный резонанс

Часто этот шаг помогает решить проблему еще до подачи заявления в суд — многие инстанции начинают действовать только после того, как увидят упоминание о себе в СМИ или соцсетях, а родители буллера могут начать задумываться о сложившейся ситуации и воспитании своего ребенка.

7. Постоянно мониторить ситуацию

Общаться с ребенком, объяснять, поддерживать, развивать в других направлениях и с другими людьми.

К сожалению, основными причинами распространения буллинга в школах является поведение взрослых (оскорбления, скандалы, конфликты, осуждения, сплетни, унижения), которое постоянно видят и перенимают дети, а также то, что ситуация травли часто не воспринимается серьезно. Даже ребенок, который поддается издевательствам, считает, что это временно и можно просто потерпеть. А когда все заходит слишком далеко, у него может не хватить сил попросить взрослых о помощи.

Если каждый случай агрессивного поведения в семье и в школе будет восприниматься, как трагедия и реагировать на нее будут быстро и адекватно, скорее всего, количество подобных случаев уменьшится в разы. Если же на это явление продолжать закрывать глаза, “вирус” будет распространяться в геометрической прогрессии.

Источник: https://zza.delo.ua/know/prosto-o-slozhnom-kak-zaschitit-rebenka-ot-bullinga-345510/

В Елабуге (Татарстан) Луиза Абдурашитова обратилась в полицию с заявлением, в котором указала, что ее девятилетнего сына ударил отец одноклассника. У мальчика диагностировали ушиб передней брюшной стенки.

В тот же день, по словам матери, мужчина пришел к ней домой, предложил пойти на мировую и обвинил ее сына в том, что он все выдумал.

Накануне участковый продемонстрировал Абдурашитовой записи с камер видеонаблюдения, однако момент предполагаемого удара на них не зафиксирован.

Днем девятого февраля между учениками третьего класса 10-й школы в Елабуге произошел конфликт. Ученик 3 “Д” класса, девятилетний Артур, попытался разнять драку и дал одному из мальчиков подзатыльник.

Тот сразу убежал домой. Через несколько минут он вышел на улицу вместе со своим отцом — мужчиной лет 40.

Тот якобы ударил Артура кулаком в живот, начал его оскорблять и натравливать на него своего сына, предложив ему дать подзатыльник в ответ.

— Ребенка трясло минут десять. Он не мог ничего мне сказать, разрыдался и тихонько-тихонько начал мне говорить, что произошло. Этот мужчина говорил моему сыну, что он дрищ, подчеркивал его телосложение. Тот мальчик крупнее моего сына, так зачем он тогда привлекает своего отца? — недоумевает мать Артура, Луиза Абдурашитова.

Она отвезла ребенка в больницу, там ему сделали УЗИ. Вчера стало известно, что у Артура диагностировали ушиб передней брюшной стенки. Мальчику рекомендовали покой и наблюдение у педиатра по месту жительства.

Луиза Абдурашитова позвонила в полицию — участковый сообщил, что его смена закончилась и предложил приехать к дежурному. Женщина самостоятельно приехала в отдел — дежурный сотрудник предложил не поднимать шум из-за случившегося — дескать “мальчишки подрались”.

— Я сказала, что не мальчишки — моего сына ударил взрослый мужчина! Сотрудник сказал, что если бы был на моем месте, то нашел бы его и разобрался бы с ним по-мужски! Я сказала, что не мужчина и подала заявление, в котором потребовала во всем разобраться, — рассказывает Абдурашитова.

Уже вечером, перед сном, в квартиру Абдурашитовой пришел мужчина, представившийся Вадимом, со своей женой и ребенком. Они предлагали нам пойти на мировую, после чего Вадим стал обвинять моего сына в фантазерстве и заявил, что Артур все придумал.

Он предложил жить дружно, поскольку мы являемся соседями. Ребенок ответил: “Он меня побил, вы же меня били”. Они, видимо, уже знали, что в полиции лежит мое заявление, поэтому и пришли.

Но я не на какую мировую не пойду! — подчеркивает Луиза Абдурашитова.

По ее словам, свидетелями конфликта были двое одноклассников Артура — они вместе возвращались домой из школы. Узнав о произошедшем, Абдурашитова позвонила их родителям — мама одного из них сказала, что ее сын, действительно, видел, как мужчина ударил Артура. Другой же ученик отметил, что слышал, как прохожий просил мужчину не вмешиваться в детские разборки.

— Вечером того же дня — уже после того, как Вадим с семьей ушли — я вновь позвонила родителям тех мальчиков. На этот раз они сказали, что их дети ничего не видели, что якобы никакой драки не было. Насколько мне известно, этот Вадим хорошо общается с этими родителями. Может, поэтому они изменили свои показания, — предполагает Абдурашитова.

Она отмечает, что после общения с врачами стало понятно: если бы удар был сильнее, то могло начаться внутреннее кровотечение. “Взрослый человек мог не рассчитать удар”, — говорит Абдурашитова. Теперь ее сын ходит в школу в сопровождении деда — ребенок напуган. “Дедушка встречает и провожает его до школьного турникета”, — говорит мать Артура.

Мобильное приложение Idel.Реалии

СКАЧАЙТЕ!

По ее словам, в раннем детстве ее сын общался с мальчиком, который подключил к конфликту своего отца. “В один день, по словам сына, тот мальчик подошел к нему и предложил подраться — Артур отказался”, — говорит она.

Накануне Абдурашитова позвонила участковому и поинтересовалась о том, какие действия предпринимает полиция.

В отделе ей сообщили, что на данный момент допрошен лишь один свидетель; камеры видеонаблюдения, установленные на территории школы, полицейские на тот момент еще не изучили.

По словам Абдурашитовой, в полиции даже не знали, что мужчина приходил к ним домой и предлагал “замять” конфликт.

Руководство школы №10 в курсе конфликта, однако никаких действий предпринимать не намерено, поскольку, по их данным, все произошло за пределами образовательного учреждения. Об этом “Idel.Реалии” рассказал один из завучей. Директора школы накануне на месте не оказалось.

Луиза Абдурашитова уточняет: на следующий день после конфликта она сходила с сыном к школе и просила его показать, где все произошло. Артур указал на территорию начальной школы. По словам его матери, речь идет о заднем дворе учебного учреждения, куда приезжают машины с продуктами для столовой. “Там есть камера, которая как раз смотрит на задний двор”, — говорит Абдурашитова.

Накануне днем ей позвонил социальный педагог (после инцидента женщина с ним уже связывалась) и пригласил в школу. По словам Абдурашитовой, замдиректора Елена Павлова держала ее в коридоре и некоторое время не приглашала войти в кабинет:

— Соцпедагог все это время молчал. Я обратилась к замдиректора с вопросом: “Почему вы назначили время и не даете зайти”? “Что вы такая агрессивная”, — сказала она мне.

Я ответила: “Зачем вы такую фразу употребляете?” В итоге она сказала, что полиция просмотрела видеозаписи и пришла к выводу, что Артура никто не бил. Я ответила, что хочу самостоятельно просмотреть видео.

“Вам нельзя, потому что этим занимается полиция”, — заявила замдиректора. По ее словам, свидетели случившегося констатировали, что никто моего сына не трогал.

Пришедший из школы Артур рассказал матери, что его однокласснику показали записи. После этого, по словам мальчика, он подошел к нему и заявил: “Артур, тебя, действительно били”.

Ближе к шести часам вечера Абдурашитовой позвонил участковый и предложил все-таки ознакомиться с видеозаписями. Женщина с сотрудником полиции пошли в здание детского творчества, прилегающего к школе, и сели за монитор.

— На записях с дома творчества видно, что мужчина с мальчиком быстрым шагом идут за моим сыном и двумя его одноклассниками, — рассказывает Луиза Абдурашитова. — Мальчик, который шел с мужчиной, дважды дает пинок Артуру. После этого мужчина притягивает к себе моего сына.

Они заходят за угол — после этого ничего не видно. Потом мы пошли на вахту к начальным классам. На записях только видно, как мой сын идет достаточно медленно, двое его одноклассников — чуть быстрее. За ними через какое-то время идет мужчина со своим сыном.

Несмотря на заверения руководства школы, все происходило на территории образовательного учреждения.

По словам Абдурашитовой, участковый констатировал, что никаких ударов на записях не зафиксировано. Сотрудник полиции, уточняет мать Артура, сомневается в показаниях ребенка и считает, что он мог все выдумать. “Я в это не верю. Не должен взрослый мужчина избивать чужого ребенка”, — резюмирует Абдурашитова.

Связаться с предполагаемым нападавшим “Idel.Реалии” не удалось. В полиции Елабуги инцидент не комментируют.

Подписывайтесь на наш канал вTelegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

Источник: https://www.idelreal.org/a/29764089.html

Травля ребенка – учимся противостоять – Психологос

Оскорбление и удар ребенка

​​​​​​​Избежать появления дразнилок в детском коллективе почти невозможно, но бороться с ними необходимо.

​​​​​​​Родители и педагоги не должны оставлять без внимания ситуации обзывания детьми друг друга. Задача педагога пресечь появление и использование обидных прозвищ в классе. Можно поговорить отдельно с зачинщиками, можно устроить классный час на эту тему. С пострадавшим надо обсудить, почему другие обзываются (обижаются на него, хотят привлечь его внимание?).

Бывает, ребенок не понимает, что говорит, или не осознает, что произносит очень оскорбительные и обидные слова. Следует объяснить ему, что таким образом он оскорбляет всех присутствующих и употреблять такие слова неприлично.

Подросткам можно сказать, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов, и помочь им изменить отношение к сложным ситуациям. Например, одна учительница предложила своим пятиклассникам использовать вместо общепринятых ругательств названия динозавров или цветов.

Можно обозвать наступившего на ногу одноклассника диплодоком или кактусом. Это прозвучит также эмоционально, но значительно менее грубо и с юмористической окраской.

Полезно поиграть с ребятами в ассоциации – по очереди говорить о том, с какими предметами, животными, временами года и т.д. они друг у друга ассоциируются.

Начать игру лучше в небольших группах, чтобы каждый смог высказаться и побыть в центральной роли. Можно обсудить, почему возникла та или иная ассоциация.

Эта игра помогает обратить внимание ребенка на то, какие из его качеств являются значимыми для окружающих.

Родителям, если ребенок жалуется на то, что его дразнят, следует поговорить с ним о том, как можно и нужно реагировать на обзывание.

Никак не реагировать (проигнорировать, не обращать внимания). Это сделать довольно сложно, но в некоторых случаях эффективно. Например: «Заяц, заяц!» – зовет одноклассник. Не отзываться, пока не обратится по имени, сделать вид, что не понимаешь, к кому обращаются. Сказать: «Меня вообще-то Васей зовут. А ты разве меня звал?»

Отреагировать нестандартно. Обзывающий ребенок всегда ожидает получить от жертвы определенную реакцию (обиду, злость и т.д.), необычное поведение жертвы способно пресечь агрессию.

Например, можно согласиться с прозвищем: «Да, мама тоже считает, что я чем-то похож на сову, я и ночью лучше всех вижу, и поспать утром люблю». Или посмеяться вместе: «Да, такая у нас фамилия, так дразнили и моего прадедушку».

Кстати, родители могут дома с ребенком поговорить о том, что часто в коллективе дети обзывают друг друга, перевирая, искажая фамилии, придумывают прозвища.

Можно вспомнить, как в свое время обзывали их, попробовать вместе составить из фамилии новую, определить, кто придумает более оригинальную, необычную, вместе посмеяться. Тогда ребенку будет легче не обижаться на сверстников – он будет готов к этому.

Объясниться. Можно спокойно сказать обзывающему сверстнику: «Мне очень обидно это слышать», «Почему ты хочешь меня обидеть?». Одного второклассника (самого крупного в классе) другой мальчик обзывал толстым. На что объект насмешек сказал: «Знаешь, что-то мне совсем не хочется с тобой дружить». Это так впечатлило агрессора, что он извинился и перестал обзываться.

Не поддаваться на провокацию. За учеником пятого класса гонялись одноклассники и обзывали его Масяней. Он злился и бросался на них с кулаками. Все с восторгом разбегались, а потом начинали снова.

Мальчику было предложено попробовать (в качестве эксперимента такое предложение всегда охотно принимается детьми) в следующий раз не бросаться на обидчиков с кулаками, а повернуться к ним и спокойно сказать: «Ребята, я устал, дайте мне отдохнуть».

Не позволять собой манипулировать. Очень часто дети стремятся с помощью обзывательств заставить сверстника что-то сделать. Например, всем известен прием «брать на слабо». При всех ребенку говорится, что он не делает чего-то, потому что «трус», «размазня» и т.д.

, ставя его таким образом перед выбором: или согласится сделать, что от него требуют (часто нарушить какие-то правила или подвергнуть себя опасности), или же он так и останется в глазах окружающих «хлюпиком» и «трусом». Наверное, из всех ситуаций, связанных с обзыванием, эта – самая непростая.

И здесь очень сложно помочь ребенку выйти из нее с достоинством, потому что противостоять мнению большинства, тем более тех, с кем тебе предстоит общаться и впредь, нелегко и взрослому человеку.

В этом смысле очень интересно обсудить с ребенком рассказ В.Ю.

Драгунского «Рабочие дробят камень», в котором Дениска решился в конце концов прыгнуть с вышки, но не потому, что над ним все смеялись, а потому, что не смог бы себя уважать, если бы это не сделал.

Следует обратить внимание ребенка на то, что в каждой конкретной ситуации необходимо не торопиться, взвесить все «за» и «против», понять, что важнее: доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение.

Ответить. Иногда полезно ответить обидчику тем же, не быть пассивной жертвой, а стать с обидчиком на равных.

Когда в шестом классе произошла очередная драка и завуч спросила: «Ну почему вы деретесь?!» – один из драчунов ответил: «А он меня дразнит. Обзывает «береза лысая»! У мальчика была фамилия Березин, а у его противника – сложно выговариваемая грузинская фамилия, звали его Коба. И завуч в сердцах воскликнула: «Ну и ты его дразни, говори – «Коба лохматая»! Зачем драться-то?!»

Может быть, учить этому и не педагогично, но иногда другого выхода нет. Можно, правда, отвечать не оскорблением, а специальной отговоркой.

Отговориться. Согласно наблюдениям М.В. Осориной, для 5-9-летних детей очень важно суметь в ответ на обзывание выкрикнуть отговорку – своеобразную защиту от словесного нападения.

Знание подобных отговорок помогает не оставить оскорбление без ответа, пресечь конфликт, сохранить спокойствие (хотя бы внешне), удивить и соответственно остановить нападающего.

Последнее слово в этом случае остается за пострадавшим.

Вот примеры отговорок:

«Черная касса –
ключ у меня,
кто обзывается –
сам на себя!»

«Чики-траки – стеночка!»

(Ребенок рукой ставит преграду между собой и обзыванием).

«Шел крокодил,
твое слово проглотил,
а мое оставил!»

«Кто обзывается – сам так называется!»

«- Дурак!
– Приятно познакомиться, а меня Петя зовут».

Все отговорки стоит произносить спокойным, доброжелательным тоном, стремясь свести все к шутке.

Дети-изгои – последствия травли

​​​​​​​В 1981 году американские психологи Ахенбах и Эдельброк провели исследование, результаты которого показали, что «уверенность ребенка в своем положении может способствовать развитию у него навыков жизни в коллективе, а неприятие сверстниками влечет за собой развитие замкнутости, но не приводит к ослаблению тех черт, которыми оно вызвано». Кроме того, появившаяся в детстве затрудненность отношений со сверстниками часто бывает предвестницей эмоционального неблагополучия в будущем.

В ряде работ отечественных и зарубежных психологов отмечается, что неблагоприятные отношения в коллективе способствует возникновению у ребенка устойчивых отрицательных переживаний, исчезновению уверенности в себе и уменьшению способности и желания учиться.

Они нередко являются причиной преждевременного ухода из школы. Дефицит социального признания и общения компенсируется поисками внешкольного круга сверстников, который характеризуется противоправным поведением.

Плохие отношения в классе приводят и к другим негативным последствиям. См. →

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/travlya-rebenka--uchimsya-protivostoyat

Уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Архангельской области ::. Уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Архангельской области

Оскорбление и удар ребенка

Отношения взрослых и детей, благодаря неизменной однонаправленности, закладывают в психику подростков устойчивые схемы подчинения. Это схемы двух типов. Первый тип – подчинение, оправданное естественным распределением ролей.

Оно возникает в жизни всюду там, где при больших различиях в компетентности право на определение способов действия предоставляется более компетентной стороне. Например, клиент не вмешивается в сам процесс портновского кроя, в использование ножниц парикмахером, в приготовление пищи ресторанными поварами.

Так же и взрослый компетентнее ребенка и это порождает естественное подчинение.

Второй тип подчинения ребенка взрослому в корне отличается от первого. Это совершенно не обоснованное и ничем не оплаченное подчинение, которое в школе и дома иногда бывает очень похоже на рабство.

Человеческое достоинство является одним из главных оснований прав человека. Бывает, что люди (дети и подростки особенно) не могут идентифицировать нарушение прав человека, но чувствуют себя униженными.

В любом случае, когда мы чувствуем ущемление человеческого достоинства, можно говорить о нарушении прав человека. Все права и свободы человека, так или иначе, связаны с человеческим достоинством.

Поэтому очень важно идентифицировать психологическое насилие детей и в школе и в семье, дать этому понятию четкое определение.

https://www.youtube.com/watch?v=sK731RNsoT4

Физическое насилие – любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.

Психическое насилие – воздействие на психику человека путем запугивания, угроз, с тем чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов.

Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.

Психологическим насилием является:

  • отвержение ребенка, открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

  • оскорбление или унижение его человеческого достоинства;

  • угрозы в адрес ребенка;

  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, принуждение к одиночеству;

  • предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;

  • ложь и невыполнение взрослым обещаний;

  • однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

  • обвинение в адрес ребенка (брань, крики);

  • принижение его успехов, унижение его достоинства;

  • длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

  • совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям; похищение ребенка; подвергание ребенка аморальным влияниям;

  • причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

К чему приводит психологическое насилие, в чем проявляется:

  • задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

  • импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (кусание ногтей, вырывание волос), злость;

  • попытки совершения самоубийства, потеря смыла жизни, цели в жизни (у подростков);

  • уступчивость, податливость;

  • ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, людей, боязнь гнева;

  • депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность;

  • запущенность, отсутствие заботы о детях – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре;

  • не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес, ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу;

  • брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

  • нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи;

  • не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно;

  • устает, апатичен, отклонения в поведении, противоправное поведение.

Если ваш ребенок (подросток) говорит вам, что подвергается насилию, то:

1. Поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.

2. Не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок.

3. Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания.

4. Не преуменьшайте его боли, говоря, что “не случилось ничего страшного, все пройдет…”.

5. Не отвергайте его, если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то, что может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.

Родители, никогда так не поступайте…

1. Никогда не применяйте угроз.

Они ослабляют внутреннее «я» ребенка. Происходит это от таких распространенных обещаний: «Еще раз так сделаешь, и я тебя выпорю — сесть не сможешь!», «Ты у меня дождешься — шкуру спущу» и т.д. Они наполняют душу ребенка чувством страха, беспомощности, а иногда и ненависти.

Дело в том, что дети живут только настоящим. Угроза наказания в будущем все равно не действует «с запасом», а негативную реакцию вызывает сразу же.

2. Никогда не унижайте детей.

Нельзя говорить ребенку: «Как можно быть таким балбесом (ротозеем, хвастуном, болтуном, лгуном)?», «У тебя голова или кочан капусты?», «Ты намусорил хуже свиньи» и прочее в том же духе.

Сколько раз вы оскорбили малыша, столько раз вы нанесли удар по его внутреннему «я» — тому, из чего развивается личность.

3. Никогда не выдавливайте силой обещание из ребенка не делать то, что вам не нравится.

А мы так часто понуждаем детей: «Обещай, что это не повторится! Ну, я жду! Не слышу обещания!» И ребенок обещает. Что ему остается? А потом вновь делает то, что вы ему запретили. И мы же его попрекаем: «Ты же не сдержал обещания!».

Но самое существенное: малыши имеют дело только с настоящим, они не осознают будущего. Если вынуждать их давать обещания, они просто привыкнут с их помощью избегать неприятностей, ничего реально в своем поведении не меняя.

4. Никогда не требуйте от ребенка немедленного и слепого послушания.

Лучше всего ребенка заранее предупредить о том, что вы собираетесь от него потребовать. Например: «Ты знаешь, нам придется пойти вместе за хлебом — минут через 10».

Пусть у него будет немного времени посопротивляться и поворчать, если ему хочется. Свобода выражения чувств оставляет его с сознанием, что с ним считаются.

Это гораздо лучше приказа по типу казарменного: «Быстро собирайся! Пойдем в магазин», «Вставай, я кому сказала!».

Ребенок — не робот, а человек, и притом очень ранимый, с хрупким внутренним устройством. Если он постоянно имеет свободу выбора в разумных пределах, растет в атмосфере уважения к его личности, он станет впоследствии человеком с развитым чувством достоинства, самоуважения и те же качества будет ценить в других людях. В таком же духе станет растить своих собственных детей.

5. Никогда не требуйте от ребенка того, к чему он не готов в силу возраста.

Если от двухлетнего ребенка требовать того, к чему способен лишь пятилетний, он будет чувствовать свою беспомощность и неприязнь к тем, кто требует от него непосильного.

6. Никогда не применяйте методы, которые заставляют ребенка чувствовать себя «плохим».

Это происходит, когда родители внушают малышу: «Хороший ребенок так не поступает. Мы с мамой столько для тебя делаем, а ты вот как платишь нам, неблагодарный» и пр.

Ребенка настолько «достают» эти нотации, что он просто «отключается» или находит «блокировки». Доводилось вам слышать, как дети, к примеру, отвечают на обидные дразнилки? «Оскорбляй меня хоть век, все равно я человек», – повторяют они как заклинание. В любом случае, к улучшениям в поведении навешивание ярлыка «плохой» не приводит.

Ничто не оправдывает жестокое обращение родителей к своим детям.

Ребенок — не раб, родитель — не господин.

Ребенок и родитель имеют равные права, в том числе и право быть свободным от страха и насилия.

Жестокость родителей порождает жестокость детей — порочный круг замыкается. Дети вырастают и начинают мстить за свое поруганное детство, коверкая жизнь другим людям — эстафета ненависти и жестокости продолжается.

Есть старинная мудрость:

«Прежде чем сказать — посчитай до десяти.

Прежде чем обидеть — посчитай до ста.

Прежде чем ударить — посчитай до тысячи».

В последнем случае лучше сосчитать до миллиона — тогда Вы (отец или мать) окончательно остынете и Вам будет стыдно, что хотели ударить собственного или (чужого) ребенка!

Родители, пожалуйста, образумьтесь!

Учитесь владеть собой! Выдержка! Выдержка! Выдержка!

Из Семейного кодекса РФ

Статья 56. Право ребенка на защиту.

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита своих прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, органом опеки

и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Ребенок имеет право на защиту со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Статья 65. Осуществление родительских прав.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительные, жестокие, грубые, уничтожающие человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законном порядке.

Источник: https://www.arhdeti.ru/for_parents/

Юрист ответит
Добавить комментарий