Основы транспортного и трудового законодательства

Билет №1

Основы транспортного и трудового законодательства

1)Транспортная система России— совокупность транспортных средств,инфраструктуры и управления, функционирующихна территории Российской Федерации.

Основными видами транспорта в РФ являются железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и речной.

Ж/д– транспорт наиболее эффективен дляперевозки массовых видов грузов насредние и дальние расстояния с высокойконцентрацией грузовых потоков, а такжедля перевозки пассажиров на средниерасстояния и в пригородном сообщении.

Авто– выступает как самостоятельный, и каквспомогательный транспорт. Накороткометражных перевозках являетсянаиболее экономичным, благодарязначительно меньшим расходам поначальным/конченым операциям по сравнениюс ж/д.

Морской– обслуживает внешние гос-ые перевозки.Объем внутригос-ых перевозок незначителен.

ВВТ(речной)– предназначен для перевозок отдельныхмассовых видов грузов на средние идальние расстояния. В последние 10 летне выдерживает конкуренцию с другимивидами транспорта и практическипревратился в специфический видтехнологического транспорта,предназначенного для перевозкиминерально-строительных материалов.

Трубопроводный– узкоспециализированный, предназначендля транспортировки на дальние расстоянияжидких и газообразных продуктов с местдобычи . По трубопроводам перемещаетсяболее 95% добываемой нефти.

Воздушный- транспорт также относится к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеют большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся их срочных грузов. 

2 ) Норма суточного пробега речного судна, ее определение

Нормойсуточного пробега считается гарантируемаяперевозчиком средняя путевая скоростьдвижения судна или плота.

Нормырассчитывают на основе анализа фактическихпутевых скоростей с учетом условийсудоходства на том или ином участкеводных путей, эксплуатационно-техническиххарактеристик флота и методов организацииперевозок.

Нормы суточного пробегаустанавливают раздельно для сухогрузови нефтегрузов, перевозимых в самоходныхи несамоходных судах, для направлениявверх и вниз по течению, а также дляплотов. Они опубликованы в правилахперевозок грузов.

1) Основы транспортного права и законодательства

Системанормативных актов, содержащих нормы,регулирующие транспортные отношенияназывается транспортным законодательством.

Правоотношениямежду транспортными организациями июридическими и физическими лицами,пользующимися их услугами, регулируютсязаконодательством в области транспорта,которое состоит из Конституции,Гражданского кодекса, федеральныхзаконов Российской Федерации в видетранспортных уставов и кодексов, а такжезаконов Российской Федерации отранспортно-экспедиционной деятельности,прямых смешанных (комбинированных)перевозках и о лицензировании отдельныхвидов деятельности.

Основнымнормативным правовым актом, регулирующимдеятельность внутреннего водноготранспорта, является Федеральный закон«Кодекс внутреннего водного транспортаРоссийской Федерации», на основаниикоторого действуют общие и специальныеправила перевозок.

Общиеправила перевозок включают:

-правила перевозок пассажиров;

-правила перевозок грузов;

-правила оказания услуг по перевозкепассажиров, багажа, грузов для личных(бытовых) нужд.

Кодексвнутреннего водного транспорта РоссийскойФедерации

Составляетоснову нормативной базы правовогорегулирования деятельности внутреннеговодного транспорта и позволяет болееполно регламентировать взаимоотношенияорганизаций внутреннего водноготранспорта с органами государственногоконтроля и надзора, с пользователямиуслуг внутреннего водного транспортаи другими физическими и юридическимилицами при осуществлении судоходствана внутренних водных путях РоссийскойФедерации и определяет их права,обязанности и ответственность.

Онрегулирует широкий круг имущественных,административных, трудовых и иныхотношений, возникающих в областисудоходства на внутренних водных путяхи деятельности на внутреннем водномтранспорте Российской Федерации всоответствии с законодательством вобласти внутреннего водного транспортаРоссийской Федерации и нормамигражданского и международного права.

Кодексориентирован на осуществление в условияхрыночных отношений транспортных работи услуг на договорной основе и развитиедобросовестной конкуренции междусубъектами внутреннего водноготранспорта.

Воснову правовых принципов Кодексаположена обоснованная сбалансированностьимперативных (обязательных) и диспозитивных(договорных) норм.

Императивные нормывводятся в тех случаях, когда этонеобходимо для обеспечения общественнойбезопасности.

В то же время, Кодексоставляет широкое поле для применениядоговорных методов регулированияотношений, возникающих в связи сдеятельностью субъектов внутреннеговодного транспорта.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6459178/

Транспортное законодательство: основные положения и требования

Основы транспортного и трудового законодательства

Транспортная сфера считается связующим элементом в экономике любой страны. Она представляет собой крупный комплекс, охватывающий существующие виды производства, обмена и распределения.

Безусловно, отношения, складывающиеся в этой отрасли, не могут оставаться без нормативного регулирования. Сегодня транспортное законодательство в РФ развивается несколько специфичным образом.

Рассмотрим далее его особенности.

Общие сведения

Как известно, правоотношения участников гражданского оборота регламентируются ГК.

В главе 40 Кодекса определены и урегулированы только самые важные положения, касающиеся перевозки пассажиров и грузов, исполнения прочих обязательств.

Соответствующие нормы должны учитываться в действующем в РФ транспортном законодательстве. При этом не имеет значения, присутствуют они в отраслевых правовых актах или нет.

Основы транспортного законодательства

Общие нормы, закрепленные гл. 40 ГК, нашли отражение в таких сравнительно новых нормативных актах, как:

  1. Воздушный кодекс.
  2. Устав железнодорожного транспорта.
  3. Кодекс торгового мореплавания.
  4. Кодекс водного внутреннего транспорта.

Вместе с действующим сегодня в России транспортным законодательством для регулирования правоотношений используются кодифицированные акты, изданные еще в период существования СССР.

Речь, в частности, об Уставе автомобильного транспорта. Он применяется только в части, не противоречащей положениям 40-й главы ГК и иных современных правовых актов.

Представляется, что его нормы будут сохранять юридическую силу до принятия нового Устава.

Стоит также сказать, что сегодня в структуру транспортного законодательства Российской Федерации включены правовые акты, изданные в развитие действовавших в советское время положений. Так, на практике применяются Правила перевозки пассажиров и грузов с указаниями Госарбитража СССР по вопросам, относящимся к транспортной отрасли.

Особенности системы регулирования

В силу объективных причин в ходе становления и совершенствования транспортное законодательство постепенно складывалось в более-менее четкую совокупность правовых актов, дифференцированных в зависимости от конкретной сферы деятельности. Так, вполне четко обозначены нормы, регламентирующие перевозку грузов морским, железнодорожным, речным, воздушным и иными видами транспорта.

Систему транспортного законодательства составляют горизонтальное и вертикальное звенья. Первая строится на основании горизонтальных связей между компонентами системы. В вертикальной структуре преобладают иерархические связи, возникающие в рамках отношений субординации.

Классификация норм

В зависимости от своего содержания, акты, относящиеся к горизонтальной и вертикальной структурам транспортного законодательства, разделяются на простые и кодификационно-комплексные.

К последним относят положения, предметом регулирования которых выступают разнородные публичные отношения. Их регулирование осуществляется с использованием нескольких правовых методов.

Примерами актов этого типа можно считать транспортные кодексы и уставы.

Простыми признаются акты, не противоречащие положениям кодификационных норм. Они предназначены для их дополнения, уточнения, конкретизации. К таким актам, к примеру, можно отнести Правила перевозки пассажиров и грузов, действующие для каждого вида транспорта. Они уточнят нормы, закрепленные в уставах и кодексах.

Горизонтальное звено системы

Эту часть транспортного законодательства составляют акты, разнообразные по форме и содержанию. Они регламентируют вопросы, связанные с использованием ТС всех видов (железнодорожного, автомобильного, морского и пр.).

Горизонтальное звено транспортного законодательства формируют федеральные нормативные акты, президентские указы, правительственные постановления. Отдельные виды отношений регламентируются специальными правовыми документами. К ним относят железнодорожное, внутреннее водное и другие законодательства.

Ключевым нормативным актом, однако, является ГК. Глава 40 Кодекса посвящена перевозке пассажиров и грузов. Статьями 784-800 закреплены положения, общие для всех транспортных средств.

Законодательством Российской Федерации урегулированы вопросы, касающиеся заключения договоров на оказание транспортных услуг, ответственности за порчу, утрату, повреждение, недостачу грузов, предъявлением претензий, исков и т. д.

Виды общих нормативных актов

В горизонтальном звене законодательства о транспортной безопасности говорится во всех общих нормах. В их числе:

  1. Постановление ВС РСФСР от 1990 г. В нем закреплены неотложные меры по улучшению обеспечения населения общественным транспортом.
  2. Указ президента от 1992 г. Он устанавливает основы обязательного страхования пассажиров.
  3. Указ президента от 1996 г. В нем закреплены положения, касающиеся совершенствования системы госуправления транспортным комплексом.
  4. Постановление правительства от 1992 г. Оно закрепляет положения, связанные с обеспечением господдержки функционирования транспортной отрасли.
  5. Постановление № 184 от 1993 г. В нем закреплены меры, направленные на обеспечение сохранности грузов и усиление борьбы с хищениями.
  6. Постановление № 876 от 1993 г. В нем предусмотрены меры по обеспечению стабильной работы морского, авиационного, автомобильного и речного транспорта. Сегодня этот нормативный акт действует в новой редакции от 1996 г.
  7. Постановление правительства от 1998 г. Согласно этому документу функции надзора за безопасностью гидротехнических судоходных сооружений возложены на Минтраспорта РФ.

Это далеко не полный перечень общих нормативных актов, включенных в транспортное законодательство. Новых правовых документов в структуре достаточно много. Это вполне объяснимо. В современных условиях транспортная отрасль не может функционировать на основании старых правил.

Нормы об отдельных видах ТС

Они стоят обособленно от прочих правовых актов. В число таких норм включены акты, изданные транспортными ведомствами и министерствами в рамках их компетенции. Среди них особое место занимают кодификационно-комплексные положения.

В них содержатся нормы не только гражданского права, но и иных юридических отраслей. Примером может являться налоговое законодательство. Транспортный налог, санкции за нарушение обязательств плательщиками и ряд других финансовых вопросов регулируются исключительно НК.

Положения, регламентирующие порядок разрешения споров в сфере транспорта, закрепляются процессуальными нормами.

Отраслевые правовые акты

Особое значение имеют уставы и кодексы, закрепляющие специальные требования транспортного законодательства:

  • Устав ж/д транспорта от 2003 года.
  • Кодекс водного внутреннего транспорта от 2001 г.
  • Устав автомобильных ТС от 1969 г.
  • Воздушный кодекс от 1997 г.
  • Кодекс торгового мореплавания (КТМ) от 1999 г.

Специфика применения норм

Как устанавливается во 2-й статье ГК, гражданское право регламентирует договорные и прочие обязательства, иные имущественные правоотношения. Проще говоря, Гражданский кодекс – нормативный акт, имеющий в определенной степени общее значение для правовых положений кодификационно-комплексного типа.

При этом необходимо учитывать, что ГК – отраслевой кодификационный акт, в отличие от Устава ж/д транспорта, Кодекса торгового мореплавания и иных специальных правовых документов, также являющихся кодификационными, но обладающих комплексным характером. В них присутствуют не только гражданско-правовые, но и иные положения, относящиеся к другим юридическим отраслям.

Для Кодекса, регулирующего торговое мореплавание, ГК будет иметь в соответствующей части общее значение. Это вытекает из положений 1-й статьи КТМ. При этом указание, аналогичное этому, в других кодификационных правовых актах отсутствует, хотя фактически они занимают такое же положение ввиду системной и логической связи между ними и ГК.

Вертикальное звено

Как выше говорилось, в его основе лежит иерархическая система норм.

Федеральное законодательство в сфере транспорта является подсистемой гражданского права. Ключевыми его элементами выступают акты, регламентирующие правоотношения, возникающие при использовании всех видов транспорта. Как правило, их издают Федеральное собрание, президент и правительство.

В основе отдельных системных звеньев транспортного законодательства лежат крупные кодификационные правовые акты. Ими являются транспортные кодексы и уставы. Прочие акты, включенные в систему, служат для регулирования более частных вопросов.

Они иерархически зависят от более крупных правовых документов, несмотря на то что их принимает и утверждает один и тот же орган власти.

Особенно явно это проявляется при анализе построения системы актов, регламентирующих правоотношения на воздушном, железнодорожном и морском транспорте.

Правовое регулирование отношений на железнодорожном транспорте

Ключевым актом в этой сфере признается Устав (УЖТ). Он регулирует отношения, касающиеся перевозки пассажиров и груза, ответственности клиентов и перевозчиков за нарушение действующих правил. Следует, однако, учитывать, что в УЖТ регламентированы далеко не все вопросы, поэтому в дополнение к нему изданы:

  1. Постановление правительства от 1992 г. В нем регламентируются вопросы, связанные с обеспечение соблюдения дисциплины работников ж/д транспорта.
  2. Постановление № 716 от 1993 г. Оно закрепляет вопросы, связанные с обеспечением бесперебойного функционирования железнодорожного транспорта.
  3. Постановление правительства от 1992 г. В нем предусмотрены меры по повышению безопасности на ж/д транспорте.
  4. Постановление правительства от 1998 г. Этот акт устанавливает порядок реализации мер, направленных на совершенствование структуры ж/д транспорта.
  5. Указ президента от 1996 г., закрепляющий порядок дальнейшего развития железнодорожного транспорта.
  6. Постановление правительства от 1998 г. № 448. Им утверждена концепция структурной реформы системы федерального ж/д транспорта.
  7. Постановление правительства от 1998 г. № 507. В нем закреплены ключевые направления совершенствования госполитики на ж/д транспорте.
  8. Постановление правительства от 1998 г. № 1029. Этим нормативным документом утверждены правила расчета ставок оплаты за использование вагонов, контейнеров, тарифов для исчисления сборов.
  9. Постановление правительства от 1999 г. № 224. В нем закреплены меры по совершенствованию регулирования тарифов на потребляемую ж/д транспортом энергию.

В настоящее время в этой отрасли действует достаточно много нормативных документов. Они регламентируют и развивают отношения, не урегулированные УЖТ.

Водный транспорт

Отношения, складывающиеся в этой сфере, также регулируют разные правовые акты. Ключевым из них признается Кодекс водного внутреннего транспорта.

Им регламентируется весь комплекс отношений с потребителями услуг. Кроме Кодекса, вопросы, касающиеся транспортировки грузов на речном транспорте, закреплены и в иных правовых актах.

В частности, речь о правительственных постановлениях от 1994 г. № 780 и от 1996 г. № 464.

Особая роль в системе принадлежит Правилам перевозки грузов, багажа и пассажиров. В них урегулированы вопросы, касающиеся безопасности на внутреннем водном транспорте.

Правительственным постановлением от 2003 г. № 72 утверждены Правила предоставления услуг по транспортировке пассажиров, груза и багажа для бытовых (личных) нужд на водном транспорте.

Заключение

Система современного транспортного законодательства представляет собой совокупность нормативных актов, издаваемых органами, уполномоченными на реализацию функций надзора в сфере предоставления услуг по перевозке багажа, грузов и пассажиров всеми видами ТС. Чем совершеннее структура этой системы, тем яснее содержание положений и легче их применение на практике. Это, в свою очередь, повышает эффективность функционирования всей транспортной отрасли в стране.

Транспортное законодательство считается самым стабильным сводом нормативных актов. Его основные положения, регламентирующие правоотношения, касающиеся заключения договоров, предоставления транспорта, ответственности за их эксплуатацию, повреждение, утрату, порчу грузов, предъявления исков и претензий, применяются без особенных изменений достаточно продолжительное время.

Источник

Источник: https://zakon.temaretik.com/1402406137893751657/transportnoe-zakonodatelstvo-osnovnye-polozheniya-i-trebovaniya/

Юрист ответит
Добавить комментарий