Отказ в выплате по ОСАГО после ДТП из за данных в полисе виновника аварии

За что заплатят пешеходы и нужно ли возить с собой бумажный полис

Отказ в выплате по ОСАГО после ДТП из за данных в полисе виновника аварии

Уже с 1 мая пешеходы не обязаны ничего возмещать, если они сами пострадали в ДТП. А если пешеход погиб, регрессное требование нельзя предъявить его наследникам.

С 1 мая это условие не работает. При этом обязанность сообщать в страховую о ДТП в течение пяти дней не отменяли. То есть если водитель не успел затормозить и стукнул бампер чьей-то машины, то он виновник ДТП. Так как ущерб небольшой, можно не вызывать инспекторов и оформить европротокол на месте.

А потом оба водителя должны передать извещения в страховую компанию. Раньше, если виновник не успевал сделать это за пять дней, страховая могла предъявить ему регрессное требование и взыскать сумму возмещения за ремонт бампера.

Теперь только из-за нарушения сроков так сделать нельзя, но извещение все равно лучше отправлять вовремя.

Если в ДТП пострадали только машины, у водителей нет разногласий и сумма ущерба не превышает установленный лимит, можно не вызывать полицию, а оформить аварию по европротоколу. Для этого заполняют извещение и передают его страховщикам.

Сейчас извещение нужно заполнять на бумаге. Еще существует приложение для оформления аварии без полиции, но когда мы его тестировали, было много вопросов к надежности такого варианта. С 1 сентября на портале госуслуг должен появиться сервис, через который можно будет заполнить европротокол в электронном виде.

Сейчас по европротоколу без полиции можно оформить ДТП с ущербом до 100 тысяч рублей. Для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области сумма выше — до 400 тысяч рублей.

Но нужна фиксация с помощью специальных программ и средств контроля, которые не дадут исправить фото повреждений и отметят координаты.

По факту отсутствуют обеспечивающие механику процесса нормальные сервисы и программное обеспечение, поэтому пока даже в Москве при крупном ущербе надежнее вызвать полицию.

С 1 октября ограничение по регионам упраздняется. Теоретически по всей стране можно будет оформлять европротокол при ущербе до 400 тысяч рублей — при условии, что будут сделаны нормальные инструменты для граждан, обеспечивающие механику передачи данных в РСА.

Но не спешите. С этим еще предстоит разобраться, оформление при крупном ущербе не такое, как при возмещении до 100 тысяч рублей. Там не получится заполнить извещение и разъехаться. Да и сейчас эти поправки еще не работают: они официально не вступили в силу.

Но юристы в своих каналах уже написали, что новые условия европротокола заработали с 1 мая по всей стране. Это неправда.

Если вы этому поверите и не вызовете полицию при крупном ущербе, то сможете рассчитывать максимум на 100 тысяч рублей, а то и вовсе останетесь без ремонта.

Владелец автомобиля, зарегистрированного в другой стране, должен иметь полис страхования гражданской ответственности, если въезжает на территорию России. Это может быть полис ОСАГО, оформленный по российскому федеральному закону, или договор, заключенный в рамках международных систем страхования гражданской ответственности автовладельцев, — так называемая зеленая карта.

С 29 октября после ДТП с участием иностранной машины и при наличии полиса «зеленая карта» можно будет обращаться за возмещением ущерба в свою страховую компанию, а не к оператору по урегулированию страховых случаев — Российскому союзу автостраховщиков. Также можно будет оформлять европротокол по стандартным правилам, действующим для ОСАГО.

Есть случаи, когда страховщик выплачивает потерпевшему возмещение, а потом предъявляет регрессное требование виновнику аварии. И хотя его ответственность застрахована и платить он вроде бы ничего не должен — придется. Список случаев, когда страховая компания заставит возвращать деньги, — в статье 14 закона об ОСАГО.

Один из таких случаев — если виновник аварии был пьян. С 29 октября появится уточнение — регрессное требование предъявят не только пьяным, но и тем, кто:

  1. отказался от медицинского освидетельствования;
  2. выпил после ДТП, в котором участвовал.

Ну и что? 10.01.19

Что изменилось в ОСАГО с 2019 года

В закон об ОСАГО внесли уточнение, что полис покупает владелец машины, а не просто любой гражданин, выступающий страхователем. С 29 октября при заключении договора ОСАГО на еще не зарегистрированную машину нужно будет подтвердить право собственности. Для этого можно предъявить договор купли-продажи или другой документ.

Полис ОСАГО на специальном бланке будет приравнен к электронному договору ОСАГО — вариант выбирает тот, кто страхует. У каждого полиса есть уникальный номер, а все данные от страховой компании хранятся в общей базе Российского союза автостраховщиков.

Сейчас в законе упоминаются только документы от полиции или европротокол. Хотя справки ГИБДД уже давно не выдает и страховые компании не могут их требовать. Основной документ — это извещение. С 29 октября факт наступления страхового случая будет подтверждать справка из аварийно-спасательной службы или медучреждения — при условии, что сотрудники выезжали на место происшествия.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/news/osago-may-2019/

Выплата по ОСАГО, если виновник ДТП скрылся: подробная инструкция

Отказ в выплате по ОСАГО после ДТП из за данных в полисе виновника аварии

Ни один водитель не застрахован от ДТП, в том числе по вине другого участника дорожного движения. Для цивилизованного урегулирования подобных ситуаций разработан механизм обязательного страхования гражданской ответственности водителя. ОСАГО предусматривает возмещение ущерба страховой компании виновника аварии. Однако бывает, что виновник ДТП скрывается с места происшествия.

В большинстве случаев в подобной ситуации также можно получить возмещение ущерба по ОСАГО. Однако очень важно действовать правильно и не допустить ошибок, которые не только перечеркнут возможность выплаты, но и могут стать источником серьезных проблем.

Что делать сразу после ДТП

Правильность первых действий после аварии, если виновник скрылся с места происшествия, имеет большое значение для того, чтобы в дальнейшем вы могли рассчитывать на компенсацию полученного ущерба. Если есть такая возможность, нужно обязательно запомнить приметы авто, которые позволят установить виновника. К основным таким приметам относятся:

  • марка и модель автомобиля;
  • цвет кузова;
  • государственный номер транспортного средства виновника;
  • характер и локализация полученных автомобилем виновника повреждений;
  • другие характерные признаки.

Чего ни в коем случае не следует делать, это устраивать погоню за виновником ДТП. В этом случае вы также будете считаться участником аварии, скрывшимся с места происшествия. Это означает, что рассчитывать на выплату вам уже не получится. Более того, придется иметь дело с серьезными последствиями, вплоть до уголовной ответственности.

Поэтому, в первую очередь, нужно успокоиться и выполнить перечень стандартных действий по оформлению ДТП, но с некоторыми особенностями, учитывая ситуацию.

Оформление ДТП

В первую очередь, как и при любом ДТП, необходимо включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Если в результате аварии есть пострадавшие, нужно вызвать скорую помощь. После этого необходимо вызвать ГИБДД. Во время звонка обязательно уточните, что второй участник скрылся с места происшествия.

Если вы запомнили, какие-либо приметы автомобиля виновника ДТП, их также обязательно следует сообщить оператору. Если в вашей машине установлен видеорегистратор, то перед звонком в ГИБДД нужно просмотреть его запись. Вполне возможно, что устройство зафиксирует номерной знак и другие важные приметы, которые вы сможете передать в инспекцию по телефону.

Сообщая работникам ГИБДД приметы автомобиля виновника аварии по телефону сразу после ДТП, вы значительно увеличиваете свои шансы на успешное урегулирование сложной ситуации. В многих подобных случаях это позволяет инспекции перехватить виновника «по горячим следам», что ощутимо упростит процесс получения компенсации.

Учтите, что если в результате ДТП нет пострадавших, и ущерб нанесен только вашему автомобилю, то не стоит ждать от правоохранительных органов особого рвения в поиске виновного. Поэтому крайне важно самому проявлять активность, в том числе в сборе примет и возможных доказательств.

После вызова работников ГИБДД постарайтесь сразу найти свидетелей происшествия. Если они не могут ожидать приезда инспекторов, попросите у них контактные данные. Также рекомендуется осмотреть окрестности места происшествия на предмет наличия камер видеонаблюдения, которые помогли бы опознать и найти скрывшегося виновника.

Не лишним будет снять на фото или видео все повреждения вашего авто и обстоятельства происшествия. Наряду с полученными дефектами, нужно зафиксировать в кадре номерные знаки вашей машины.

Постарайтесь, чтобы в кадр попали объекты, позволяющие сделать привязку на местности (узнаваемые строения или сооружения, адресные таблички, указатели и т.п.).

В кадре обязательно должна отображаться дата и время проведения съемки.

После прибытия инспекторов ГИБДД необходимо предпринять следующие действия:

  • подробно описать инспекторам обстоятельства происшествия;
  • указать на то, что виновник аварии скрылся с места;
  • предоставить всю информацию, которую вы имеете о виновнике;
  • представить инспекторам свидетелей происшествия или передать их контактные данные;
  • по возможности указать на наличие рядом камер видеонаблюдения, которые могли заснять аварию;
  • проследить, чтобы вся эта информация была отражена в протоколе, проверить правильность его заполнения и подписать.

Кроме того, рекомендуется позвонить в свою страховую компанию и сообщить о наступлении страхового случая. При этом обязательно следует уточнить, что авария произошла не по вашей вине, а виновник скрылся с места.

После оформления протокола на месте происшествия вам нужно будет проехать в ближайшее отделение ГИБДД. Здесь потребуется написать заявление о розыске скрывшегося участника ДТП. Также не забудьте получить справку о ДТП и экземпляр протокола.

Получение компенсации

В случае если виновник скрылся с места аварии возможно три варианта дальнейшего развития ситуации:

  • виновник найден, его гражданская ответственность застрахована должным образом;
  • виновник найден, но полис ОСАГО у него отсутствует или является недействительным;
  • виновника ДТП найти не удалось.

В каждом из этих случаев предусматривается свой порядок возмещения ущерба.

Если виновник имеет действующий полис ОСАГО

Этот вариант является оптимальным для пострадавшей стороны. Выплата возмещения в данном случае осуществляется в обычном порядке страховой компанией, в которой был оформлен полис виновника аварии.

Для получения компенсации вам необходимо будет подготовить и передать в страховую компанию полный пакет документов, который включает:

  • копию личного паспорта;
  • копии водительских удостоверений участников ДТП;
  • заявление на получение страховой выплаты;
  • справку о ДТП;
  • протокол оформления происшествия;
  • копию страхового полиса
  • заявление второго участника о признании им своей вины в ДТП (этот документ страховые компании требуют не всегда, но его наличие в любом случае поможет упростить у ускорить получение компенсации);
  • другие документы в зависимости от обстоятельств.

Предварительно нужно провести независимую экспертизу автомобиля, для объективной оценки полученного ущерба. Не следует доверять оценщикам страховой компании, которые напрямую заинтересованы в занижении стоимости ущерба. Независимая экспертиза даст вам возможность получить полное возмещение, а в случае отказа страховой компании – добиться от нее выплаты через суд.

Страховая компания не имеет права навязывать вам своих оценщиков или рекомендовать определенных «независимых» экспертов. При этом она обязана принять отчет о независимой экспертизе, составленный любым действующим оценщиком в соответствии с требованиями законодательства.

Если у виновника нет полиса ОСАГО

Получение компенсации осложняется если виновник ДТП не имеет действующего полиса ОСАГО или в момент происшествия осуществлял управление без прав. Также сюда можно отнести случаи, когда он упорно не признает своей вины.

В таких ситуациях получить выплату по ОСАГО не получится. Добиваться компенсации ущерба нужно будет непосредственно от виновной стороны через суд. К исковому заявлению нужно будет приложить протокол оформления ДТП и отчет об оценке ущерба.

Если виновник не был установлен

Это наиболее сложный и неприятный вариант. В такой ситуации компенсировать материальный ущерб, нанесенный автомобилю или другому имуществу, не получится.

В то же время при наличии ущерба жизни или здоровью пострадавших, закон об ОСАГО предусматривает для подобных случаев возможность выплаты компенсации со стороны Российского союза автостраховщиков (РСА).

Лимит выплаты составляет 500 тысяч рублей на одного пострадавшего.

Для получения выплаты нужно обратиться в РСА с заявлением.

К заявлению прикладывается пакет тех же документов, что собираются для страховой компании, а также необходимые медицинские справки, подтверждающие вред здоровью или жизни.

Заявление должно быть рассмотрено не позднее 20 рабочих дней после подачи. Результатом рассмотрения должны быть выплаты или обоснованный отказ, который можно оспорить в судебном порядке.

Проведение независимой экспертизы

Независимо от обстоятельств происшествия, желательным пунктом будет являться проведение независимой экспертизы для оценки ущерба при ДТП. Это позволит вам получить максимально полное возмещение ущерба и защитить свою позицию в споре со страховой компанией или в судебном разбирательстве с виновником ДТП.

ЦНЭ «Варшавский» предлагает проведение независимой экспертизы автомобиля силами квалифицированных оценщиков с большим опытом. Мы в сжатые сроки предоставим вам отчет об оценке, содержащий полную стоимость ущерба и полностью отвечающий требованиям законодательства.

Следование этим рекомендациям поможет вам компенсировать ущерб от ДТП, даже если виновник скрылся с места происшествия.

Источник: https://cnev.ru/polezno/stati/vyplata-po-osago-esli-vinovnik-dtp-skrylsya-podrobnaya-instruktsiya

Форменное безобразие

Отказ в выплате по ОСАГО после ДТП из за данных в полисе виновника аварии

С 20 октября ГИБДД не оформляет справки о дорожно-транспортных происшествиях, и уже есть первые вполне прогнозируемые результаты: споры водителей с инспекторами, конфликты со страховыми компаниями, неразбериха в общении МВД и Российского союза страховщиков. А главное — вполне реальный риск для автовладельцев остаться без страхового возмещения.

За прошедшее время набралось немало сообщений о случаях, когда инспекторы, оформляя ДТП по-новому, выдают водителям на руки только оригиналы или копии постановления об административном правонарушении (или протокола), в котором, как обычно, указан виновник, но не приведены необходимые для страховщиков данные о других участниках происшествия, о повреждениях автомобилей, о собственниках и об их страховых полисах. Представители ГИБДД уверяют водителей, что всю информацию страховщики получат «в электронном виде», — и умывают руки, а страховые компании, в свою очередь, напоминают автомобилистам, что закон об ОСАГО никто не отменял, а его статья 11 по-прежнему требует представить в страховую «документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции», — именно таким документом и была справка о ДТП. Исключением для закона остаются лишь случаи, подпадающие под европротокол (только имущественный вред и отсутствие споров по поводу виновника), но его оформляют далеко не все, рассчитывая как раз на то, что документы от ГИБДД надежнее.

Наглядный пример, когда сотрудники ГИБДД оформили документы вроде бы по новым требованиям, но «для галочки».

Постановления об административном правонарушении дополнены некоторыми сведениями для страховой компании, но среди них не хватает VIN-номеров автомобилей, даты рождения водителей, данных о собственниках, телефонных номеров и данных об освидетельствовании. Такие документы от ГИБДД в страховой скорее всего не примут и попросят дооформить извещение с полным набором данных

Ну а дальше — вполне логичный замкнутый круг, в котором страховщики и полиция по очереди отфутболивают автомобилистов. Хотя на самом деле все должно было работать иначе.

Почему отменили справку и что вместо нее?

О своем желании избавиться от лишних хлопот по оформлению ДТП полицейское ведомство предупреждало еще два года назад, ссылаясь на то, что извещение о ДТП, которое водители заполняют самостоятельно, и так дает страховщикам сведения обо всех обстоятельствах аварии.

При этом Госавтоинспекцию явно не заботила необходимость внести поправки в закон об ОСАГО: МВД ожидало, что Центробанк (а на него в России возложено регулирование страхового рынка) и Российский союз страховщиков решат эту проблему сами, разработав новые правила ОСАГО.

Но при этом никто, включая рядовых сотрудников ГИБДД, не верил, что справки все-таки отменят. Так что 20 октября гром грянул почти для всех.

С этой даты в МВД действует новый внутренний регламент* работы инспекторов ГИБДД, и в нем появилось немало новшеств — например, теперь разрешается размещать камеры фотовидеофиксации в местах действия временных дорожных знаков, а инспекторы получили право останавливать водителей вне стационарных постов без объяснения оснований. Но отмена «справки по форме 154» (так ее называли, потому что образец утверждался приказом МВД России от 01.04.2011 №154) — самое резонансное новшество.

При этом ГИБДД формально не снимала с инспекторов обязанности собрать информацию об участниках ДТП и повреждениях автомобилей, и 18 октября в региональные подразделения Госавтоинспекции было направлено внутреннее разъяснение, в котором говорится, что после 20 октября инспекторы должны вместо оформления «справки по форме 154» вносить дополнительные сведения в протокол или постановление об административном правонарушении, либо в определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Этих документов по замыслу МВД будет достаточно для обращения в страховую компанию. Но на практике, как обычно, все работает по-другому.

Еще один пример того, что краткость — не всегда добродетель, особенно если дело касается заполнения документов о ДТП.

Описывая обстоятельства происшествия инспектор «пояснил», что «транспортные средства получили механические повреждения правая задняя дверь с накладкой осаго EEEXXXXXXXXXX согласие, осаго бмв: ЕЕЕХХХХХХХХХХ Росгосстрах повр: пербампер.

лев угол». Судя по всему, пострадавшему автомобилисту предстоят незабываемые минуты общения со страховой компанией

Наши вопросы о том, как водитель и инспектор должны теперь общаться при оформлении ДТП, в пресс-службе МВД оставили без ответа.

Однако Российский союз страховщиков и службы аварийных комиссаров смогли немного прояснить ситуацию и помогли составить эту шпаргалку, хотя РСА и оговорился, что детали нового механизма оформления аварий до конца не ясны, поэтому не исключены задержки в рассмотрении страховых случаев.

Какие документы и кому теперь выдает инспектор?

Если прежде справку о ДТП получал каждый участник происшествия и в ней были сведения обо всех других участниках, включая прямое указание на тех, кто именно нарушил Правила дорожного движения, то протокол об административном правонарушении (так же как и постановление), по сути, адресован только водителю-виновнику. Все остальные «действующие лица» ДТП тоже имеют право получить копии документов, но для этого сами должны обратиться к инспектору.

В Москве и в регионах ГИБДД уже выдает протоколы и постановления об административном правонарушении, заполненные по новым правилам. На них в графе «Обстоятельства» или в приложенной специальной форме указаны дополнительные сведения, которые условно можно разделить на четыре группы:

а) имена и даты рождения всех участников ДТП;

б) данные обо всех транспортных средствах;

в) номера полисов ОСАГО и названия страховых компаний;

г) описание повреждений.

Однако спектр информации в упраздненной справке о ДТП был несравнимо шире: там в отдельных графах указывались данные о VIN-кодах автомобилей, координаты места аварии, телефоны участников и результаты медицинского освидетельствования. При этом в РСА нам ответили, что в случае оформления процессуальных документов сотрудниками полиции необходимо настаивать на том, что эти документы должны содержать сведения о:

— дате ДТП;

— транспортных средствах всех участников ДТП (марки, модели, государственные регистрационные знаки, VIN-коды);

— ФИО водителей — участников ДТП с указанием места жительства и даты рождения;

— ФИО собственников транспортных средств участников ДТП;

— страховых полисах ОСАГО участников ДТП (серия, номер, наименование страховщика);

— нарушениях Правил дорожного движения со стороны участников ДТП;

— направлении участников ДТП на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Хотя что значит настаивать? Понятно, что если инспектор не горит желанием вносить в документы все эти данные, то способов заставить его это сделать у водителя почти нет. Необходимо брать дело в свои руки, а единственным документом, который может содержать всю эту информацию, отныне остается извещение о ДТП.

Почему отныне необходимо всегда заполнять извещение о ДТП?

Представители РСА и служб аварийных комиссаров пояснили нам, что в новых условиях «участникам ДТП необходимо во всех случаях происшествий в обязательном порядке заполнять все поля извещения о ДТП».

Главное — проверить записанные в извещение данные и помнить, что на каждом из заполненных бланков должны стоять подписи всех участников ДТП! А если транспортных средств больше двух, то нужно заполнить несколько комплектов извещений — по одному на «контакт» между машинами, но при этом в каждом извещении на обороте в описании происшествия должны быть указаны все участники.

«На месте происшествия стоит собрать как можно больше информации об аварии, сделать фотографии с использованием геотегов, снять видео, записать данные о других водителях и автомобилях, а если нет уверенности в своих навыках, то лучше вызвать аварийного комиссара», — советует Глеб Виленский, заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи пострадавшим в ДТП.

Что делать, если ГИБДД не определила виновных в аварии?

Еще один случай, когда роль извещения о ДТП выходит на первый план. Дело в том, что по российским законам формально возможен такой нонсенс, как «ДТП без виновника».

Точнее, ДТП всегда происходит из-за того, что кто-то нарушил Правила дорожного движения, но не всегда за это нарушение предусмотрена административная ответственность — примером может быть пункт 10.1 ПДД, когда водитель не справился с управлением без превышения скорости.

А если нет административного наказания, то не возникает и гражданской ответственности, а вместе с ней — и формального повода для выплаты по ОСАГО.

Иными словами, у ДТП может быть и виновник-нарушитель, и пострадавший с полным набором документов от ГИБДД, но, если в них отсутствует факт административного наказания, страховая получит повод отказать в выплате по ОСАГО, и тогда возмещать ущерб придется через суд.

Однако если происшествие оформлено в рамках европротокола без участия ГИБДД, то выплата возможна и без наступления административной ответственности — главное, чтобы в извещении все участники удостоверили отсутствие разногласий между собой.

Ну а в случае, если по представленным в страховую компанию документам невозможно установить распределение ответственности за причинение вреда между участниками ДТП, то страховщик осуществляет выплату в размере доли ущерба, определенной как отношение размера ущерба к числу участников ДТП.

Какую бумагу выдаст ГИБДД, если виновник аварии скрылся?

В этом вопросе тоже почти ничего не меняется по сути: вместо справки о ДТП водитель поврежденного автомобиля должен получить от ГИБДД копию определения о возбуждении дела об административном правонарушении с описанием обстоятельств происшествия, а дальше все будет зависеть от результатов расследования. Если полиция найдет скрывшегося участника и у того будет полис ОСАГО, то ущерб, скорее всего, возместят, а если виновник не обнаружится — не будет и выплаты.

Какой документ от ГИБДД теперь нужен для выплаты по Каско?

Так как Каско — добровольный вид страхования, его правила определяет каждый страховщик самостоятельно, и в новых условиях оформления документов от ГИБДД эти правила могут измениться.

Но скорее всего, как и в случае с ОСАГО, роль отмененной «справки по форме 154» должны сыграть протокол об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

А если авария оформляется по европротоколу, то требования к обращению за выплатой будут такими же, как и в случае с ОСАГО, иными словами — нужно оформлять извещение и собирать максимум документов от ГИБДД.

Что, если инспектор не указал нужных данных в документах?

Допустим, инспектор, будучи в курсе нововведений, справку о ДТП по старой форме выдавать отказался, но при этом описание происшествия ни в какие другие документы не внес — то ли намеренно, то ли по рассеянности. Сами водители тоже ничего не заполняли. Что дальше? Это, возможно, самый неприятный случай.

При наиболее благоприятном исходе страховщик попросит дооформить извещение вместе с другими участниками ДТП, ну а если сделать это невозможно и нет шансов получить от полиции документ, в котором содержалось бы указание на виновника аварии и на ее последствия, то дело пахнет отказом в выплате и необходимостью добиваться возмещения через суд.

* Официально он называется «Административный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения»

Источник: https://autoreview.ru/articles/kak-eto-rabotaet/spravka-dtp

Что делать, если у виновника аварии оказался фальшивый полис ОСАГО

Отказ в выплате по ОСАГО после ДТП из за данных в полисе виновника аварии

Как обманывают водителей

Зачастую автомобилистов, у которых истекает срок действия текущих страховых полисов, обзванивают сами мошенники. Под видом представителей известных компаний, у которых уже есть все данные о застрахованных лицах, они предлагают заключить новые договоры на приемлемых условиях.

Многие автовладельцы соглашаются и, как итог, покупают ненастоящие полисы, оформленные на реальных бланках страховых компаний. И лишь немногие решают перепроверить подлинность документов. Так сделал, к примеру, москвич Сергей Гармаш. Недавно он рассказал в соцсетях, что «представитель» группы «Ренессанс Страхование» предложил ему оформить полис ОСАГО.

Страховые компании, от чьих имен продаются фальшивки на оригинальных бланках, не хотят участвовать в урегулировании конфликтов, не предлагают никаких путей решения проблемы и перекладывают всю ответственность на потерпевших водителей.

Полис и чек автомобилисту привез курьер. Однако Гармаш обнаружил, что все даты на документе были напечатаны со смещением, что не позволяло их правильно прочитать, а сам полис был оформлен 24 августа 1820 года.

После звонка непосредственно в страховую, оказалось, что в базе такого полиса не значится, указанная серия документа уже не используется, а пытавшийся оформить документ сотрудник в компании не работает. Если бы автомобилист не проверил полис, а потом стал виновником ДТП, то в дальнейшем платить за последствия аварии ему, скорее всего, пришлось бы из собственного кармана.

Кто отвечает за настоящий бланк к несуществующему договору

В куда более серьезную ситуацию попал автомобилист из Москвы Евгений Багдасаров, рассказавший «Известиям» свою историю — страховая компания вовсе пытается отсудить у него деньги, которые сама же заплатила по поддельному полису ОСАГО.

Еще 18 декабря 2016 года в его Volvo C30 врезался Nissan Primerа, управлявшийся гражданином А. Белозеровым, которого и признали виновником аварии. Независимая оценка повреждений Volvo показала, что восстановлению автомобиль не подлежит, была разбита передняя часть, сработали подушки безопасности.

Сначала участникам аварии показалось, что проблем не возникнет — у Белозерова на руках был действующий полис ОСАГО серии ЕЕЕ № 0371478739 от компании «Росгосстрах» (РГС).

Когда же Багдасаров обратился в свою страховую компанию «РЕСО-Гарантия» за выплатой, то получил отказ.

Оказалось, что «Росгосстрах» не подтвердил наличие договора виновника ДТП в базе Российского союза автостраховщиков (РСА).

Так, по информации РСА, полис с такой серией и таким номером был зарегистрирован совершенно на другого человека и на другой автомобиль. Тогда потерпевший Багдасаров подал в суд на виновника ДТП, с тем чтобы добиться компенсации ущерба уже в гражданско-правовом поле.

До суда дело дошло только к июню 2017 года, и с тех пор слушания несколько раз переносились. В основном из-за постоянной неявки на заседания представителей РГС — компанию пригласили для участия в деле в качестве соответчика (информация об этом содержится в решении Бабушкинского суда). В итоге дело рассматривалось без представителей страховой компании.

На одном из заседаний виновник ДТП представил оригинал полиса и квитанцию об оплате от 11 июня 2016 года, доказав суду, что полис ОСАГО он приобретал официально, у страхового агента по довольно высокой на тот момент цене 14 231 рубль.

Верховный суд на стороне автомобилистов

После многочисленных заседаний Багдасаров, потеряв все надежды взыскать деньги с виновника ДТП, решил отказаться от исковых требований к Белозерову — дело не продвигалось, а на руках у ответчика был настоящий полис.

Вместо этого был подан иск о взыскании заявленной им суммы с ПАО СК «Росгосстрах». Истец руководствовался Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г.

№ 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Тогда, разбирая аналогичную ситуацию, ВС пришел к выводу, что страховая компания, на бланках строгой отчетности которой был оформлен полис ОСАГО, в любом случае должна нести ответственность за собственные документы.

Ведь если бланки не реализовали, их необходимо утилизировать, а не оставлять на руках у страховых агентов. Согласно решению ВС, даже если бланки использовали без ведома страховых компаний, те всё равно должны нести ответственность за страховой случай.

Исключение составляют лишь ситуации, когда о хищении бланков заявлено в полицию.

В итоге Бабушкинский районный суд Москвы суд решил, что, поскольку ответчик не предоставил никаких доказательств в опровержение доводов истца о покупке оригинального полиса ОСАГО, можно считать, что на момент ДТП гражданская ответственность виновника была застрахована по полису ОСАГО в ПАО СК «Росгосстрах». И постановил взыскать с «Росгосстраха» всю сумму ущерба, а также штраф в размене 150 тыс. рублей и расходы на оплату экспертизы.

Страховщики отказываются платить за обманщиков

Несмотря на то что срок на подачу апелляционной жалобы истек и «Росгосстрах» даже выплатил все полагающиеся расходы, страховой компанией внезапно было подано ходатайство о восстановлении сроков. Представители РГС оправдывались, что не получили по почте копию решения суда.

https://www.youtube.com/watch?v=1GC9OBed_qc

Суд требование страховой компании удовлетворил, а во время последнего заседания в сентябре отменил свое решение. Теперь РГС подал встречный иск к Багдасарову и пытается вернуть выплаченные деньги. Потерпевший автомобилист вынужден судиться дальше, поскольку отвечать за поддельный полис фактически оказалось некому.

В «Росгосстрахе» на запрос «Известий» заявили, что ответственность за продажу поддельного полиса несет лицо, которое его изготовило и реализовало.

А ответственность за ДТП в любом случае, вне зависимости от наличия или отсутствия полиса ОСАГО, несет виновник аварии.

По этой причине законным решением в данной ситуации, по оценке РГС, должно стать возложение ответственности за причиненный ущерб на гражданина Белозерова.

— Согласно действующему законодательству страховая компания несет ответственность за полисы ОСАГО, которые переданы в страховую компанию из РСА, — заявили в «Росгосстрахе». — Автомобилистам следует заключать договоры страхования в офисах и агентствах страховых компаний, запрашивать у агента оригинал доверенности, выданной страховой компанией, проверять бланк на сайте РСА.

Также в РГС заявили, что регулярно проводят мероприятия по пресечению деятельности лиц, осуществляющих продажи поддельных полисов. Почему представители компании упорно не являлись на суд, в страховой не уточнили.

За поддельный полис отвечать некому

В свою очередь в Российском союзе автостраховщиков (РСА) также возлагают все последствия пользования поддельными полисами на автомобилистов.

— Если страхователь вел себя добросовестно, он не несет ответственности за приобретение поддельного полиса, но несет риск неполучения выплаты по нему, — заявили «Известиям» в РСА.

— Если полис поддельный, это равнозначно тому, что его просто не существует и выплаты по нему производиться не должны. Однако в этом случае страховая компания в суде должна доказать, что полис поддельный.

Если же она этого не сделала, то суд может взыскать со страховой компании сумму ущерба.

В Госдуме на рассмотрении находится законопроект, предусматривающий возложение на страховщиков обязанностей по полной выплате ущерба и компенсации судебных расходов из-за ДТП даже при отсутствии полиса ОСАГО у виновника аварии.

— Получается, что суд апелляционной инстанции, удовлетворяя апелляционную жалобу «Росгосстраха» и вынося решение об отказе в удовлетворении исковых требований, не исследовал все представленные в суд документы, не дал им должной оценки, — рассказал «Известиям» адвокат Дмитрий Зацаринский, знакомый с обстоятельствами этого дела. — Суд не принял во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что полис, имеющийся у Белозерова, является недействительным или поддельным.

Адвокат уточнил, что ответчиком в материалы дела представлена только копия страхового полиса с тем же номером и с датой печати 15 июня 2016 года, причем выдан он взамен ранее выданного полиса в связи с изменением условий договора страхования. Тогда как договор страхования с Белозеровым был заключен 11 июня 2016 года, то есть раньше.

Как проверить достоверность полиса

Руководитель отдела страхования ГК «Альфа-Лизинг» Татьяна Минаева также сообщила «Известиям», что в случае ДТП владелец поддельного полиса вынужден будет понести все убытки.

— Страховщик не несет ответственности за поддельный документ, и пострадавший в таком случае не получит страховую выплату, данную проблему будет решать в судебном порядке, — заявила Минаева. — Страховщики не несут ответственности за поддельные бланки.

По ее словам, при утере, пропаже бланков строгой отчетности, которыми являются ОСАГО, агенты и сотрудники страховой компании должны заявить в УВД для последующего списания на основании внутренних регламентов.

Также страховая компания сразу передает информацию о произошедшем РСА и в специализированные СМИ. Проверить подлинность выданного полиса ОСАГО возможно на сайте РСА, введя номер и серию.

Сайт покажет, на какое транспортное средство какой страховой компанией выписан полис и кто страхователь.

Чтобы избежать мошеннических схем, эксперт советует покупать полисы только у официальных источников, проверять наличие водяных знаков и голограмм.

Чтобы избежать мошеннических схем, эксперт советует покупать полисы только у официальных источников, проверять наличие водяных знаков и голограмм. Также страховщик обязан выдать квитанцию об оплате. Электронный полис Минаева советует покупать только на официальных сайтах страховщиков либо на сайте РСА.

Реакция депутатов: страховщики должны заплатить

Заинтересовались ситуацией и в Государственной думе.

Ответом со стороны депутатов на сложившуюся ситуацию, когда фактически сбором всех документов и доказательств для получения страховой премии заниматься приходится потерпевшей стороне, стал законопроект, предусматривающий возложение на страховщиков обязанностей по полной выплате ущерба и компенсации судебных расходов из-за ДТП даже при отсутствии полиса ОСАГО у виновника аварии.

В пресс-службе депутата Ярослава Нилова, являющегося одним из авторов документа, отметили, что сейчас участник ДТП, которому нанесен ущерб имущества, вынужден самостоятельно собирать документы и доказательства, нести судебные расходы и тратить время в процессе взыскания убытков.

При этом, по мнению авторов законопроекта, страховщики обладают и кадровыми ресурсами, и возможностями для того, чтобы взять на себя необходимые действия. Поэтому обязанности по возмещению ущерба пострадавшему следует возложить на страховую компанию, которая застраховала гражданскую ответственность потерпевшего, вне зависимости от наличия действующего полиса у виновника ДТП.

Источник: https://kubnews.ru/obshchestvo/2018/11/07/chto-delat-esli-u-vinovnika-avarii-okazalis-poddelnye-dokumenty-ot-strakhovoy/

Что делать виновнику ДТП,чтобы не пришлось платитьиз своего кармана?

Отказ в выплате по ОСАГО после ДТП из за данных в полисе виновника аварии

При оформлении ДТП нужно учитывать все тонкости отечественного страхового законодательства, иначе придётся возмещать ущерб из своего кармана. Этого легко избежать при соблюдении ряда простых рекомендаций. Итак, что следует предпринять, чтобы не пришлось самостоятельно оплачивать ремонт машины пострадавшего?

Можно покинуть место происшествия без оформления документов, но только когда есть пострадавшие, которым требуется экстренная медицинская помощь. Если состояние травмированного человека не позволяет дождаться медиков, следует самостоятельно доставить его в больницу любым доступным способом, а затем вернуться на место аварии.

Факт перевозки пострадавшего в больницу должен быть подтвержден документально. Для этого нужно взять соответствующую справку в медицинском учреждении.

Если в процессе транспортировки пришлось прибегнуть к услугам такси, в дополнение к справке от медиков следует приложить документы, подтверждающие оплату поездки.

В остальных случаях оставление места происшествия будет расцениваться как нарушение ПДД. Конечно же, это не повод для отказа в возмещении ущерба, так что потерпевший всё равно получит страховое возмещение. Однако впоследствии страховщик непременно предъявит виновнику аварии регрессное требование.

При оформлении дорожного происшествия в соответствии с условиями «Европротокола» виновнику аварии необходимо незамедлительно связаться со своей страховой компанией. При этом следует узнать, как именно можно направить страховщику заполненное извещение о ДТП. По закону на передачу этого документа отводится пять рабочих дней (кроме выходных праздников).

При нарушении упомянутого условия страховая компания получает право на взыскание с виновника аварии всей суммы возмещения, выплаченного пострадавшему. Если не удается дозвониться до менеджеров или они избегают контакта, следует переслать извещение заказным письмом (с уведомлением и описью вложений).

Страховая компания вправе осмотреть не только машину пострадавшего, но и транспорт виновника дорожного происшествия. При этом менеджеры обязаны организовать осмотр в течение пятнадцати дней с момента аварии (кроме выходных праздников). Если отремонтировать машину раньше, страховщик получает право на регресс.

В некоторых случаях страховая компания может счесть осмотр автомобиля виновника аварии напрасной тратой времени. При этом не стоит полагаться на устные заверения менеджеров. Ремонтировать машину раньше упомянутого срока можно только после получения письменного разрешения от страховой компании.

Порой столкновение автомобилей обходится без видимых повреждения каких-либо деталей. Как правило, после такого события водители предпочитают просто разъехаться.

При этом всегда есть риск, что другой водитель вернется на место аварии и обратится в ГИБДД.

Если машина второго участника аварии получила скрытые повреждения, подобная ситуация может обернуться серьёзными проблемами со страховой компанией.

Чтобы гарантированно обезопаситься от возможного регресса, следует получить расписку об отсутствии имущественных претензий вследствие дорожного происшествия.

При этом в документе должна быть указана следующую информацию:

  1. Время, дата, координаты места аварии.
  2. Марка, модель и регистрационный знак каждой машины.

Также нужно указать сведения обо всех участниках инцидента. При возникновении разногласий между водителями такой документ поможет доказать, что действия виновника аварии были согласованы с пострадавшим.

Кроме того, расписка понадобится при оформлении происшествия по «Европротоколу». В такой ситуации максимальная выплата составляет пятьдесят тысяч рублей, а весь ущерб сверх этой суммы возмещает водитель-виновник. Как известно, всегда есть риск ошибки при оценке размера ущерба на месте аварии.

Соответственно, в такой расписке должна быть фраза «не имею финансовых претензий к виновнику ДТП в части, превышающей пятьдесят тысяч рублей». Наличии этого документа позволит без опасений оформить происшествие в рамках «Европротокола».

Если стоимость ремонта превысит размер максимальной выплаты по ОСАГО , недостающую сумму оплачивает виновник аварии (если у него нет полиса ДСАГО). При малейших сомнениях относительно итоговой стоимости ремонта машины пострадавшего нужно непременно поддерживать с ним связь.

Это позволит заблаговременно узнать о необходимости дополнительных затрат. Естественно, расходы потерпевшего должны быть подтверждены заключением независимого эксперта. В любом случае стоит перепроверить заключение экспертизы на предмет ошибок.

Иногда для завышения размера ущерба оценщики включают в отчёт лишние детали или используют прочие хитрости. Конечно же, можно оспорить такое заключение в судебном порядке, что позволит уменьшить расходы на компенсацию ущерба сверх максимальной выплаты по договору ОСАГО.

Последний совет вряд ли поможет виновнику ДТП, но нельзя его не коснуться, ведь это одно из оснований для регресса. Речь о достоверности сведений при оформлении электронного полиса ОСАГО. Если автовладелец при заключении договора через Интернет указал в анкете заведомо ложные сведения, которые привели к занижению платежа, то страховая компания вправе предъявить регресс.

Например, некий гражданин застраховался по ОСАГО через сайт страховой компании. При этом он занизил мощность двигателя своего автомобиля. Некоторое время спустя гражданин спровоцировал дорожную аварию. В такой ситуации его страховая компания оплатит восстановление транспорта пострадавших, а затем потребует у виновника ДТП компенсации понесённых расходов.

Чтобы избежать подобной ситуации, нужно тщательно проверить достоверность сведений в полисе и заявлении ещё на стадии оформления страховки.

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_stal_vinovnikom_dtp

Юрист ответит
Добавить комментарий