Последствия подписания ТТН о получении груза, которого в реальности нет

Как правильно оформить документы по доставке товара?

Последствия подписания ТТН о получении груза, которого в реальности нет

Как подтвердить реальность доставки товара до покупателя? Что изменилось в правилах перевозки грузов? Как правильно оформить документы по доставке товара? Рассмотрим эти и другие вопросы и проанализируем возможность минимизации налоговых рисков.

Сегодня при недобросовестности контрагентов реальность осуществления хозяйственных операций является определяющим условием получения налоговой выгоды (при условии проявления налогоплательщиком должной осмотрительности). На этом основывается современная судебная практика.

Имеются прецеденты признания налоговой выгоды необоснованной по причине исключительно отсутствия реальности поставки. Но их в разы меньше, чем практики признания налоговой выгоды необоснованной по причине отсутствия должной осмотрительности. О последнем зачастую свидетельствует отсутствие реальной предпринимательской деятельности контрагентов.

Факт реальности поставки должен быть документально подтвержден

Реальность для целей доказывания обоснованности налоговой выгоды означает не просто выполнение работ (поставку товаров) как таковых. Это выполнение работ (поставка товара) именно контрагентом налогоплательщика или посредством контрагента налогоплательщика.

При оценке реальности хозяйственных операций (на примере договора поставки) документами должны подтверждаться:

  • реальность договора поставки (динамика заключения договора);
  • реальность доставки товара (транспортная логистика).

Налоговые органы при проверке обоснованности налоговый выгоды (вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль) особое внимание уделяют реальности доставки товара от поставщика покупателю. Если товар доставлялся автотранспортом, настаивают на наличии товарно-транспортной накладной (ТТН) по форме 1-Т. По мнению налоговиков, только ТТН может подтвердить реальность доставки товара покупателю.

Такая позиция основывается на следующем. При перевозке грузов автотранспортом приемка поступающих материалов осуществляется на основе ТТН, получаемой от грузоотправителя (при отсутствии расхождений между данными накладной и фактическими данными).

Отсутствие ТТН при признании поставщика недобросовестным может послужить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной. Причем даже при наличии должной осмотрительности со стороны покупателя.

Нужна ли ТТН при доставке товара своими силами?

Налоговые органы при проведении проверок до 25 июля 2011 года требовали от налогоплательщиков ТТН даже в случаях, когда налогоплательщики не являлись заказчиками перевозки или перевозка осуществлялась собственным транспортом.

Судебная практика по вопросу необходимости наличия ТТН у покупателя при доставке товара силами поставщика (или собственным транспортом) до декабря 2010 года была противоречивой.

Ситуация прояснилась, когда Высший Арбитражный Суд РФ постановил, что ТТН по форме 1-Т служит документом для учета работ на автомобильном транспорте.

Так как налогоплательщик не являлся заказчиком по договору перевозки грузов, то для принятия товара к учету и применения вычета по НДС достаточно ТОРГ-12.

Аналогичную позицию позднее занял Минфин России. Он разъяснил, что если организация не оплачивает транспортировку товаров, то для оприходования и отражения в учете стоимости приобретенных товаров может служить оформленная ТТН по форме 1-Т либо ТОРГ-12.

Таким образом, если сторона договора поставки не привлекает перевозчика, ТТН может не быть. Однако необходимо помнить, что в случае признания контрагента недобросовестным налоговый орган всегда будет требовать подтверждения реальности поставки и только ТОРГ-12 будет недостаточно.

Новая транспортная накладная

Ситуация изменилась 15 апреля 2011 года, когда были утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее — Правила перевозки), в которых содержится новая форма транспортной накладной (ТН) и четко регулируется, что ТН подтверждает заключение договора перевозки.

Они вступили в силу с 25 июля 2011 года. С этого момента ТТН по форме 1-Т не применяется для целей оформления договоров перевозки.

Новая транспортная накладная не содержит товарного раздела, перечня и стоимости товара. Вместо этого указывается наименование груза, его количество, масса (грузовые места) и ценность.

Новая накладная предназначена исключительно для оформления услуг по перевозке грузов силами привлеченных перевозчиков. Факт передачи товара, как и ранее, фиксируется накладной по форме ТОРГ-12.

Однако с принятием Правил перевозки стороны могут применять ТТН по форме 1-Т для перевозки товара собственным автотранспортом.

Минфин также разъяснил, что в случае если договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя, услуги по перевозке не оказываются и накладная не составляется.

А затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство.

На это обстоятельство необходимо обратить особое внимание.

Так как ТТН по форме 1-Т содержит товарный раздел и стоимость переданного водителю для перевозки товара, использование ТТН по форме 1-Т при перевозках собственным автотранспортом позволит подтвердить факт передачи товара водителю и суть поручения на перевозку. Если товар будет утерян водителем, данная накладная будет служить основанием для привлечения его к ответственности.

Как подтвердить реальность доставки с помощью новой накладной?

Новая транспортная накладная применяется только в отношениях по перевозке силами привлеченных перевозчиков. Несмотря на это налоговые органы, если контрагент будет признан недобросовестным, скорее всего признают налоговую выгоду необоснованной при отсутствии накладной даже в случае перевозки товара собственным транспортом.

Как же обосновать реальность доставки товара и правильно оформить транспортные документы?

При поставке товара существуют следующие варианты взаимодействия контрагентов:

  • доставка товара своим транспортом и своими силами;
  • доставка товара силами привлеченного перевозчика;
  • доставка товара с помощью экспедитора.

Комплект документов у сторон зависит от того, на ком лежит обязанность по доставке товара.

Обратим внимание, что реальность поставки необходимо подтверждать как покупателю, так и поставщику.

Доставка товара осуществляется своим транспортом и своими силами

В данном случае сторонний перевозчик не привлекается, договор перевозки не заключается. Не оформляется и транспортная накладная.

Лицо, на котором лежит обязанность по доставке, имеет в собственности или аренде транспортные средства и штат своих или привлеченных водителей. Стороне, осуществляющей доставку товара и использующей свои транспортные средства, необходимо списывать горюче-смазочные материалы (ГСМ).

В связи с этим комплект документов у поставщика и покупателя будет зависеть от того, на кого договором возложена обязанность по доставке товара.

Обязанность по доставке лежит на поставщике

Комплект документов у поставщика включает: договор поставки, ТОРГ-12, доверенность на представителя грузополучателя (покупателя), которому были переданы товарно-материальные ценности (ТМЦ), путевой лист (в т.ч. для списания ГСМ).

ТТН по форме 1-Т (или по своей форме) может оформляться по желанию стороны и не является обязательной. ТТН по форме 1-Т является дополнительным доказательством реальности операции по поставке товара.

Комплект документов у покупателя включает: договор поставки, ТОРГ-12, копию путевого листа на водителя поставщика, доверенность на своего представителя на получение ТМЦ.

ТТН может оформляться по желанию стороны и не является обязательной.

В случае если покупатель не является грузополучателем (товар следует сразу покупателю (грузополучателю)), то путевого листа у покупателя не будет. В данной ситуации рекомендуем оформлять ТТН по форме 1-Т.

Обязанность по доставке лежит на покупателе

Комплект документов у покупателя включает: договор поставки, ТОРГ-12, доверенность на водителя на получение ТМЦ, путевой лист (в т.ч. для списания ГСМ).

Комплект документов у поставщика включает: договор поставки, ТОРГ-12, копию путевого листа на водителя покупателя, доверенность на водителя покупателя, которому были переданы ТМЦ.

Водитель должен иметь путевой лист. Из путевого листа покупателю (и поставщику) будет ясно, чей водитель доставляет (получает) ему (у него) груз и привлекал ли поставщик (покупатель) перевозчика.

Путевой лист рекомендуем оформлять и при использовании водителем своего транспорта, даже если стоимость ГСМ закладывается в заработную плату водителя.

Товарно-транспортная накладная

ТТН по форме 1-Т по возможности рекомендуем оформлять в целях удобства передачи ТМЦ водителю для перевозки и минимизации налоговых рисков неподтверждения реальности поставки.

Доставка товара осуществляется силами привлеченного перевозчика

В данном случае лицо, на котором лежит обязанность по доставке, привлекает стороннюю организацию для осуществления перевозки.

Отношения по перевозке оформляются договором перевозки. Согласно п. 6 Правил перевозки, транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки. Таким образом, договора перевозки в виде единого документа может и не быть.

Помимо единого документа, договор перевозки может быть оформлен заказом на перевозку и транспортной накладной. При наличии рамочного договора перевозки заказчик для выполнения каждой конкретной перевозки подает перевозчику заявку на перевозку. Разницы между заявкой и заказом нет.

В рассматриваемом случае рекомендуемый комплект документов у поставщика и покупателя также будет зависеть от того, на кого договором возложена обязанность по доставке товара.

Первым делом – накладная… — PRAVO.UA

Последствия подписания ТТН о получении груза, которого в реальности нет

Жизнь — это движение. А движение транспортного средства, перевозящего груз с одной точки нашей страны в другую, начинается с договора. Или должно с него начинаться…

Виды договора перевозки

Действующее законодательство Ук­раины выделяет так называемые разовые и долгосрочные договоры перевозки.

Согласно пункту 3.9 Правил, перевозчики могут перевозить грузы по разовому договору, примерная форма которого указана в приложении к Правилам.

Напомним, частью 4 статьи 179 ХК Ук­раины установлено, что при заключении хозяйственных договоров стороны могут определять содержание на основе примерного договора, рекомендованного органом управления субъектам хозяйствования для использования при заключении ими договоров, когда стороны имеют право по взаимному согласию изменять отдельные условия, предусмотренные примерным договором, или дополнять его содержание. Применение примерной формы договора является, таким образом, правом, а не обязанностью сторон.

При осуществлении систематических перевозок грузов автомобильным транспортом заключается долгосрочный д­ого­вор, который ХК Украины определяет как годовой (часть 4 статьи 307).

Значит ли это, что вышеуказанный договор должен заключаться на один год? Законода­тельство не содержит каких-либо императивных норм по этому поводу.

Кроме того, в Едином государственном реестре судебных решений не удалось обнаружить решений суда о признании договора перевозки недействительным либо незаключенным вследствие подписания сторонами такого договора на иной срок.

До 23 марта 1998 года, согласно требованиям Правил, стороны обязаны были использовать форму Типового договора на перевозку грузов автомобильным транспортом, условия которого можно было лишь конкретизировать.

С отменой обязательности типовой формы субъекты хозяйствования получили право самостоятельно определять его условия, в том числе и касательно сроков.

Поэтому название долгосрочного договора «годовым» не влечет обязанности заключать его на такой срок.

Форма и существенные условия договора перевозки

Статьей 50 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» (Закон) определено, что договор о перевозке груза автомобильным транспортом заключается в соответствии с гражданским законодательством между заказчиком и исполнителем в письменной форме (договор, накладная, квитанция и т.п.).

В соответствии со статьей 638 ГК Ук­раины договор является заключенным, если стороны в надлежащей форме достигли согласия по всем существенным условиям договора.

Существенными условиями договора перевозки, согласно указанной статье 50 Закона, являются: наименование и мес­тонахождение сторон; наименование и количество груза, его упаковка; условия и срок перевозки; место и время погрузки и разгрузки; стоимость перевозки; другие условия, согласованные сторонами. Напомним, в соответствии со статьей 181 ХК Украины, если стороны не достигли согласия по всем существенным условиям хозяйственного договора, такой договор считается незаключенным (несостоявшимся).

В случае заключения разового договора перевозки, когда стороны заранее знают, что, куда и за сколько надо перевозить, сложностей не возникает.

Но при намерении осуществлять систематические перевозки зафиксировать в момент подписания договора все вышеперечисленные существенные условия очень сложно исходя из их практической плоскости.

Во избежание негативных последствий в виде признания договора незаключенным при ­каждой перевозке необходимо фиксировать указанные условия в отдельных приложениях либо в заявках к договору.

Момент заключения договора перевозки

Согласно части 2 статьи 307 ХК Ук­раины, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением перевозочного документа (транспортной накладной, коносамента и т.п.) согласно требованиям законодательства.

Возникает закономерный вопрос: с какого момента договор считается заключенным — с момента его подписания сторонами или с момента составления транспортной накладной, подтверждающей принятие груза?

ГК Украины устанавливает общее правило, согласно которому договор считается заключенным с момента достижения сторонами согласия (консенсуальный).

Если же в соответствии с актом гражданского законодательства для заключения договора необходимы также передача имущества или совершение другого действия, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества или совершения определенного действия (реальный). Исходя из этого, можно сделать вывод, что договор перевозки относится к реальным договорам. Наличие подписанного договора на перевозку грузов еще не означает, что он является заключенным и влечет возникновение прав и обязанностей у сторон. Для этого необходимо составление товарно-транспортной накладной (ТТН), свидетельствующей о фактической передаче груза перевозчику.

С другой стороны, само по себе подписание договора перевозки все же иногда порождает возникновение прав и обязанностей у сторон. Договор перевозки считается консенсуальным в том случае, если перевозчик, например, обязуется предоставить транспортные средства раньше, чем произойдет передача груза.

Таким образом, по общему правилу договор перевозки груза считается заключенным с момента составления ТТН. Однако в случае если на одну из сторон возложены определенные обязанности до передачи груза, он считается заключенным с момента его подписания сторонами.

Другой аспект рассматриваемой тематики состоит в ответе на вопрос: можно ли осуществлять перевозку грузов на основании одних только транспортных накладных, без подписания договора? Ведь статья 50 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» ТТН фактически приравнивает к договору перевозки. Как тогда быть с требованиями о существенных условиях договора перевозки, которые должны быть зафиксированы для того, чтобы договор считался заключенным?

Согласно Правилам, ТТН — единый для всех участников транспортного процесса юридический документ, предназначенный для списания товарно-материальных ценностей, учета на пути их перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, а также для расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы.

В форме ТТН, утвержденной совместным прика­зом Минтранса и Минстата Украи­ны № 488/346 от 29 декабря 1995 года (которая в основном используется при перевозках), отражены не все существенные условия, установленные законодательством в частности отсутствуют условия относительно предмета, местонахождения сторон, условий и сроков перевозки, сроков действия договора.

Судебная практика также не восполняет этот пробел. Суды в одних случаях ТТН приравнивают к письменному договору перевозки (постановление ВХСУ № 10/46-10 от 22 августа 2011 года, решение Хозяйственного суда г.

 Киева № 53/339 от 13 декабря 2010 года), а в других случаях, при наличии подписанных ТТН, констатируют отсутствие заключенного договора перевозки либо признают его незаключенным из-за отсутствия необходимых существенных условий (постановление ВХСУ № 03/2502 от 13 февраля 2008 года, решение Хозяйственного суда Черкасской области № 03/2502 от 11 июня 2007 года, решение Хозяйственного суда г. Киева № 24/240 от 19 сентября 2011 года).

Из этого напрашивается вывод, что саму по себе ТТН нельзя считать договором перевозки в классическом смысле этого термина. Являясь первичным документом, она лишь подтверждает факт принятия груза к перевозке. Кроме того, ТТН не содержит всех предусмотренных существенных условий договора перевозки, а необходимость выполнения требований касательно таких условий никто не отменял.

Таким образом, правильно составленный договор перевозки грузов является одной из существенных гарантий защиты прав его сторон. При заключении указанного договора необходимо соблюдать установленную действующим законодательством форму договора, а также обязательно фиксировать все существенные условия, необходимые для таких видов договоров.

ТКАЧ Игорь — главный юрисконсульт ООО «Баядера Логистик», г. Киев

Определение договора перевозки

Перемещение товаров автомобильным транспортом осуществляется на основании договора перевозки груза (договор перевозки).

Договор перевозки — двухстороннее соглашение между перевозчиком, грузоотправителем или грузополучателем — является юридическим документом, которым регламентируются объем, сроки и условия перевозки грузов, права, обязанности и ответственность сторон по их соблюдению (пункт 1 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом Украины, утверж­ден­ных приказом Минтранса № 363 от 14 октября 1997 года (Правила).

Согласно статье 909 Гражданского кодекса (ГК) Украины, по договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей второй стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать его лицу, имеющему право на получение груза (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Аналогичное определение содержит и Хозяйственный кодекс (ХК) Украины.

Источник: https://pravo.ua/articles/pervym-delom-nakladnaja/

Очевидно, что в настоящее время на Украине субъекты хозяйственной деятельности работают в условиях сложной экономической ситуации и значительного давления со стороны налоговых органов.

Так, налоговые органы, активно используя все возможные правовые способы воздействия на бизнес, осуществляют давление на налогоплательщиков при помощи квазиправовых способов.

Участились случаи проведения внеплановых налоговых проверок, в результате которых налоговые органы указывают на несоответствие товарно-транспортных накладных требованиям действующего законодательства. Результатом таких проверок становится исключение сумм налога на добавленную стоимость из состава налогового кредита.

Обязательные требования

Несмотря на отмену бланка строгой отчетности товарно-транспортной накладной в 2006 году, сегодняшняя позиция налоговых органов базируется на нарушении налогоплательщиками следующих нормативно-правовых актов, которые содержат, по мнению налоговиков, обязательные реквизиты товарно-транспортной накладной (ТТН):

Однако в данном приказе (пункты 11.4—11.10) речь идет лишь о количестве экземпляров ТТН, подписи заказчика (грузоотправителя) и при необходимости печати (штампе); о наличии при необходимости дополнительного документа, содержащего сведения о грузе; времени прибытия (отправки) автомобиля; акте о перегрузке груза на другой автомобиль.

Данная законодательная норма содержит общие требования к первичным документам, которые должны иметь такие обязательные реквизиты:

— название документа;

— дату и место составления;

— название предприятия, от имени которого составлен документ;

— содержание и объем хозяйственной операции, единицу ее измерения;

— должности лиц, ответственных за данную операцию;

— личную подпись или другие данные для идентификации лица, участвовавшего в хозяйственной операции.

Данной статьей установлено, что ТТН является одним из документов для осуществления внутренних перевозок грузов.

Согласно указанному пункту, для водителя юридического или физического лица — предпринимателя, осуществляющего грузовые перевозки на договорных условиях, товарно-транспортная накладная должна быть в наличии вместе со всеми другими необходимыми документами.

Вышеуказанные нормативно-правовые акты, на которые ссылаются налоговые органы для обоснования своей позиции, не содержат те обязательные реквизиты ТТН, которые требует налоговый орган:

— серию и номер ТТН;

— вид перевозки и установленный для данного вида код;

— идентификационные коды заказчика, грузоотправителя и грузополучателя;

— пункт загрузки и разгрузки;

— маршрут.

Единственным нормативным документом, в котором содержались вышеперечисленные реквизиты ТТН (форма 1-ТН), был приказ Министерства транспорта «Об утверждении типовых форм первичного учета грузового автомобиля» от 29 декабря 1995 года № 488/346.

Однако этот приказ не был зарегистрирован Министерством юстиции Украины. А 10 декабря 2013 года Министерством инфраструктуры и Министерством экономического развития и торговли Украины совместным приказом № 1005/1454 признали его утратившим силу.

Таким образом, обязательные требования к форме ТТН действующим законодательством не определены. Тем не менее налоговые органы придают ТТН повышенное значение, признавая ее единственным основанием для учета и оприходования товарно-материальных ценностей.

В разъяснении Министерства доходов и сборов Украины, размещенном на официальном веб-сайте (www.minrd.gov.ua) в рубрике «Информационно-справочный ресурс» в подкатегории 102.07.04 категории 102 «Налог на прибыль предприятий», обращается внимание на следующее: «Согласно пункту 138.

2 статьи 138 Налогового кодекса (НК) Украины, расходы, учитываемые для определения объекта налогообложения, определяются на основании первичных документов… Расходы, не подтвержденные соответствующими… первичными документами, в состав расходов не включаются (подпункт 139.1.9 пункта 139.

1 статьи 139 НК Украины)… Учитывая изложенное, в случае отсутствия первичной транспортной документации, подтверждающей получение услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, в том числе товарно-транспортной накладной, при расчете объекта налогообложения плательщик налога не имеет оснований их учитывать при формировании себестоимости приобретенных (изготовленных) и реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг».

«Единый» не означает «единственный»

Действительно, согласно Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом на Украине, утвержденным приказом Министерства транспорта Украины от 14 октября 1997 года № 363, товарно-транспортная накладная — это единый для всех участников транспортного процесса юридический документ, предназначенный для списания товарно-материальных ценностей, учета на пути их перемещения, складского, оперативного и бухгалтерского учета, а также для расчетов за перевозку грузов.

Однако понятие «единый» документ не означает «единственный»: подразумевается не единственное основание для учета списания и оприходования товарно-материальных ценностей, а распространение на всех участников транспортного процесса: грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика, экспедитора.

Судебная практика базируется на том, что ТТН являются обязательными для применения отправителями и получателями грузов, но служат лишь основанием для проведения расчетов по договору перевозки.

Отсутствие же у покупателя ТТН (или ТТН с неполными реквизитами) не может служить основанием для лишения права на налоговый кредит и на формирование расходов, а также опровержением действительного характера хозяйственной операции.

Ведь, согласно части 3 статьи 909 Гражданского кодекса Украины, ТТН подтверждает факт заключения договора перевозки груза, а не собственно реализации товара.

Для установления правомерности формирования налогового кредита и налоговых затрат суды принимают во внимание договоры, спецификации, расходные накладные, документы на получение товара (доверенности), налоговые накладные (см., например, определения Высшего административного суда Украины от 3 апреля 2013 года № К/9991/44088/12, 26 марта 2013 года № К/9991/36683/11, 28 февраля 2012 года № К-11680/10).

Рекомендации исполнительных органов

С учетом вышеизложенного интересной представляется позиция исполнительных органов власти.

Так, в письме «О правильности заполнения ТТН» от 21 апреля 2010 года № 1802-04/09/19-10 Государственная администрация автомобильного транспорта указала на отсутствие нормативно-правовых актов, регулирующих порядок заполнения ТТН.

В связи с этим рекомендовано использовать Инструкцию о порядке изготовления, хранения, применения единой первичной транспортной документации для перевозки грузов автомобильным транспортом и учета транспортной работы, утвержденную общим приказом Министерства статистики Украины и Министерством транспорта Украины № 228/253 от 7 августа 1996 года (15 мая 2006 года он был исключен из Государственного реестра нормативно-правовых актов, а 3 ноября 2006 года — отменен).

В сентябре прошлого года Министерство инфраструктуры поддержало позицию налоговых органов, издав письмо № 10092/25/10-13 от 3 сентября 2013 года, в котором указало на обязательность наличия ТТН на любой товар, поставляемый в рамках договоров купли-продажи.

Напомню, что в последующем (в декабре прошлого года) Министерство инфраструктуры отменило форму 1-ТН, содержащую реквизиты ТТН, поэтому возникает справедливый вопрос: а чем теперь руководствоваться субъекту хозяйственной деятельности при заполнении ТТН?

Таким образом, в условиях реальности, когда обязательные требования к форме ТТН действующим законодательством не определены, а факт наличия ТТН признается налоговыми органами как единственное основание для учета и оприходования товарно-материальных ценностей (даже при наличии других первичных документов, подтверждающих реальность хозяйственной операции) субъекту хозяйствования следует выбрать для себя один из вариантов: строгий контроль заполнения реквизитов ТТН и их обязательное наличие при каждой хозяйственной операции, сопровождающейся перевозкой груза, или долгий судебный спор с налоговыми органами с возможными негативными последствиями для хозяйственной деятельности (признание отнесения расходов к расходам операционной деятельности неправомерными, установление неправомерности определения налогового кредита, налоговый залог и т.д.).

МЕЛЬНИЧЕНКО Виктория — к.ю.н., юрист, г. Киев

Источник: http://pravo.ua/article.php?id=100108477

Источник: http://corporate.interlegal.com.ua/?p=802

Юрист ответит
Добавить комментарий