Право постоянного пользования землей

Право постоянного пользования земельным участком в 2019 году, прекращение права постоянного бессрочного пользования земельным участком, переоформление, государственная регистрация | Земельный эксперт

Право постоянного пользования землей

В настоящее время право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком предоставлено лишь определенным предприятиям и учреждениям, которые получили территорию еще во времена СССР.

Порядок предоставления права указан в ст. 268 ГК РФ.

Возникновение такого вида пользования землей произошло по той причине, что раньше не существовало такого понятия, как «частная собственность» и вся земля принадлежала исключительно государству.

В 2001 году вступил в действие новый земельный кодекс, и данный вид права был для граждан упразднен. Несмотря на это, те участки, которые были предоставлены в бессрочное пользование ранее, продолжают эксплуатироваться землепользователями и поныне.

Как правило, организации имеют право распоряжаться такой территорией, однако, полновластными собственниками не являются. Переоформление в собственность таких земель возможно, но при соблюдении установленного порядка и в назначенные сроки.

Право постоянного (бессрочного) пользования имеет следующие особенности:

  • земли являются собственностью государства или муниципалитета;
  • срок эксплуатирования не ограничен;
  • наделы можно использовать в качестве объектов юридически значимых сделок.

Необходимо отметить, что государство старается внести поправки в земельное законодательство таким образом, чтобы данный вид права был исключен. В качестве подобных мероприятий можно назвать ограничение круга субъектов пользования правом, и вынесение предписания в отношении смены режима землепользования.

Основания приобретения права постоянного (бессрочного) пользования землей

Согласно ст. 39.9 ЗК РФ право бессрочной эксплуатации наделов предоставляется только определенному кругу пользователей. В перечень таковых включены:

  1. органы госвласти;
  2. административный аппарат;
  3. госучреждения, казенного или бюджетного типа, а также автономного использования;
  4. казенные организации;
  5. центры наследия бывших президентов государства.

Срок использования таких территорий не ограничен действующим законодательством. В отношении юридических лиц установлено правило, согласно которому земля передается в собственность или сдается в аренду. При неисполнении требований законодательства может быть наложен штраф в сумме от 20 до 100 тыс. рублей.

Что касается физических лиц, то они могут совершить переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в любое время и штрафные санкции в таком случае не предусмотрены.

Особенности использования земель по праву постоянного (бессрочного) пользования

В том случае, если за гражданином или компанией закреплено право бессрочной эксплуатации территории, он имеет право производить следующие манипуляции и процедуры:

  • проводить на участке все необходимые агротехнические процедуры, включая орошение, осушение, культивирование;
  • пользоваться недрами и водоемами, расположенными в пределах земельной площади;
  • переоформить надел в собственность в безвозмездном порядке;
  • возвести на участке жилые постройки, соорудить торговую точку или открыть производство, если это не противоречит целевому назначению территории.

Разумеется, эксплуатация надела происходит в рамках действующего законодательства и помимо прав у гражданина возникают обязательства по отношению к своему владению, а именно:

  1. пользоваться землей только согласно ее прямому назначению;
  2. соблюдать установленный режим землепользования;
  3. охранять надел от негативного воздействия окружающей среды, загрязнения и деградации.

Поскольку земля не принадлежит гражданину или компании по праву собственности, он не вправе продавать, обменивать или дарить участок. Также гражданин не может передать ее в аренду или использовать в качестве залогового имущества. Завещать территорию также запрещается.

Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

Прекращение права постоянного бессрочного пользования земельным участком может произойти по желанию гражданина или в принудительном порядке.

В случае добровольного прекращения распорядитель надела обращается с заявкой в Росимущество, если данное право было официально зарегистрировано или в администрацию, в том случае, если государственной регистрации не было.

К стандартному заявлению прикладывается пакет обязательной документации, в состав которого должны входить:

  • паспорт заявителя (копия);
  • кадастровый паспорт на участок;
  • постановление или иной акт, согласно которому земля была передана в пользование.

После рассмотрения обращения уполномоченное ведомство выносит решение о завершении права и с момента официальной регистрации, данный акт вступает в законную силу.

Право на бессрочное пользование территорией может быть прекращено и в принудительном порядке. Мероприятие по отчуждению проводится по решению суда или на основании постановления муниципалитета, иного ведомства, а такой акт выносится при наличии следующих оснований:

  • земля изымается для нужд государства или муниципалитета;
  • пользователь нарушил положения действующего законодательства, а именно: использовал землю нецелевым образом, не проводил все необходимые агротехнические процедуры, нарушил свои обязательства в отношении участка.

Причиной изъятия земельного участка может стать и тот факт, что гражданин или компания, не освоили территорию в течение 3-летнего срока с момента возникновения такого вида права.

В настоящее время оснований для предоставления гражданам такого права не существует, а земля может быть передана в бессрочное пользование только индивидуальным предпринимателям и предприятиям.

Приватизация земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования

Для оформления площади в собственность, необходимо, чтобы она прошла процедуру приватизации. Для этого потребуется выполнить следующие действия:

  1. Пользователь обращается в муниципалитет с заявкой о передаче участка в собственность.
  2. К заявке прилагаются необходимые бумаги: кадастровый паспорт на землю, государственное свидетельство или другой документ о праве заявителя на территорию, копия документа, удостоверяющего личность заявителя.
  3. Сотрудник муниципалитета выносит решение о передаче территории в собственность гражданина.
  4. Заявитель обращается в Росреестр, где на основании решения и производится регистрация прав собственности на землю.

За регистрацию прав необходимо уплатить госпошлину, срок прохождения процедуры не менее месяца. При необходимости может потребоваться произвести межевание участка.

Пример по праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

Марина Т. на территории, предоставленной ей по праву бессрочного пользования, в свое время построила магазин. Женщина ухаживала за участком и развивала свою торговую точку.

Через некоторое время она получила из администрации уведомление, согласно которому, необходимо было заплатить штраф или снести магазин, поскольку право на возведение такой постройки у нее отсутствовало на участке, предоставленном в бессрочное пользование.

Женщина оплачивать штраф не стала, и обратилась к юристу, который пояснил, что Марина имела право построить на территории магазин, а в дальнейшем оформить его в собственность. Более того, в судебной практике данные требования администрации признаются неправомерными.

Марина Т. обратилась в суд с иском к администрации для аннулирования предъявленного требования. После того как судья вынес решение в ее пользу, Марина подала документы на приватизацию участка.

Заключение

В завершение написанного, можно сделать ряд выводов:

  1. Право бессрочного пользования землей позволяет использовать землю, однако, не дает право распоряжаться ею в качестве объекта юридически значимой сделки.
  2. Законодательно установлен круг граждан, которые сохраняют за собой право пользования такими площадями. Основания для получения территории в такой вид пользования отсутствуют.
  3. Гражданин может отказаться от имеющегося права добровольно или оно может быть прекращено принудительно.
  4. Признание права собственности на участок происходит только в процессе приватизации, которая осуществляется согласно установленному порядку.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Дарья. Когда-то, мои родители получили землю в бессрочное пользование, однако, теперь они бы хотели передать участок мне по наследству. Подскажите, возможно, ли такое? И что необходимо для этого сделать?

Ответ: Здравствуйте, Дарья. В п. 9.1 ст. 3 Закона от 25.10.

2001 N 137-ФЗ указанно, что надел, который был передан человеку в бессрочную эксплуатацию, может быть использован по усмотрению гражданина, если это не противоречит действующему законодательству.

Вместе с тем, поскольку территория не находится в собственности у гражданина, он не может ею распоряжаться как объектом юридически значимой сделки, а именно передавать в виде дара, продавать, менять и оформлять в порядке наследования.

Исходя из этого, единственный способ передать территорию вам по наследству является оформление ее в собственность путем приватизации.

Для этого потребуется обратиться в администрацию с соответствующей заявкой и получить решение о приватизации.

В дальнейшем на основании этого акта получить свидетельство о собственности в Росреестре. Уже после этого участок может быть передан вам по наследству.

Список законов

  • Статья 268 ГК РФ
  • Статья 39.9 ЗК РФ
  • Статья 3 ФЗ N 137-ФЗ

Вам будут полезны следующие статьи:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос – это быстро и бесплатно!

Источник: http://zk-expert.ru/zemelnye-otnosheniya/ispolzovanie-chuzhix-zemelnyx-uchastkov/pravo-postoyannogo-bessrochnogo-polzoaniya-zemelnym-uchastkom/

Право бессрочного пользования земельным участком

Право постоянного пользования землей

Право бессрочного пользования земельным участком — это право на использование земли, которая находится в муниципальной и государственной собственности, без ее приобретения.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Одним из видов вещных (имущественных) прав на землю являеется право постоянного бессрочного пользования земельным участком; 2019 год никаких изменений в порядок применения этого права не принес, однако есть нюансы, о которых не знают не только обычные граждане, но и руководители коммерческих организаций. В частности, такое вещное право является ограниченным и пользователи земли должны знать обо всех ограничениях. Поэтому выясним, как в соответствии с законодательством происходит предоставление земельного участка в постоянное бессрочное пользование, а также на кого оно распространяется.

Что можно передать в постоянное пользование

В постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются, только если они находятся в государственной или муниципальной собственности. То есть юридические лица или граждане не могут таким образом передавать свои наделы.

Основанием для выделения земли на таком основании является соответствующее решение государственного или муниципального органа, уполномоченного на управление земельными отношениями и собственностью государства, региона РФ или муниципалитета.

Форма такого решения утверждена распоряжением Минимущества РФ от 02.09.2002 N 3070-р. Она является рекомендованной.

Для того чтобы соблюсти требования закона, необходимо обязательно провести государственную регистрацию выделенной на таких условиях земли в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Землепользователи и условия использования земли

В п. 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ сказано, что гражданам земельные участки в постоянное бессрочное пользование не выделяются, равно, как и юридическим лицам. Это было возможно только до вступления в силу самого Земельного кодекса РФ в 2002 году.

Однако за физлицами сохраняется земля, выделенная им на этих условиях до вступления в силу этих ограничений. А вот организации были обязаны переоформить землю на аренду или приобрести ее в собственность до 1 января 2012 года.

Что большинство организаций успешно и сделали.

Таким образом, постоянное бессрочное пользование земельным участком 2019 возможно на законных основаниях только для:

  • органов государственной власти;
  • органов местного самоуправления;
  • государственных и муниципальных учреждений (бюджетных, казенных, автономных);
  • казенных предприятий;
  • центров исторического наследия Президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий.

В соответствии с п. 1 статьи 269 Гражданского кодекса РФ лицо, которому участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и использование им в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.

Все землепользователи имеют возможность в силу статьи 40 ЗК РФ самостоятельно использовать землю в целях, для которых он предоставлен, а значит, возводить на нем здания, сооружения и другую недвижимость.

Также его можно использовать в других целях — для сельхозработ, высадки лесов, строительства дорог и т.д.

При этом здания, сооружения и прочее недвижимое имущество, возведенные на такой земле, являются собственностью землепользователя. Однако в силу статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, а также статьи 3 Федерального закона от 17.11.

1995 N 169-ФЗ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются только на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.

Открытый перечень возможных способов использования земли на таких условиях приведен в п. 1 статьи 40 ЗК РФ.

же особенность, которую имеет постоянное бессрочное пользование земельным участком, — это его необоротоспособность. Это значит, что землепользователи не могут распоряжаться такой землей в полной мере, так как существует запрет на:

  • передачу в аренду или безвозмездное срочное пользование даже при наличии согласия на это собственника;
  • продажу или дарение;
  • передачу по наследству.

В частности, в п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.

2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» сказано, что лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное использование, в том числе и при наличии согласия на это собственника. Разрешено только заключение соглашения об установлении сервитута и передачи в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии со статьей 269 ГК РФ и п.1 статьи 45 ЗК РФ.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается по тем же основаниям, что и пожизненного наследуемого владения. Кроме того, землепользователь может переоформить его в соответствии с законодательством.

Переоформление в аренду или собственность

Хотя использование земли на таких условиях является бессрочным и для граждан тоже, которые получили его до 2002 года, существует Концепция развития гражданского законодательства РФ (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009), которой предусмотрено, что такое право не должно возникать в будущем. Поэтому были разработаны механизмы, создающие стимулы для трансформации этого права в другие вещные права, предусмотренные Гражданским кодексам РФ. В частности, землепользователи могут переоформить:

  • в собственность;
  • в аренду.

Тем более что если право собственности на здание, строение или прочую недвижимость на такой земле уже оформлено на землепользователя, законодательство обязывает его по своему выбору переоформить отношения с землевладельцем на аренду участка или приобрести его в собственность.

С этой целью уже давно были созданы и функционируют некоммерческие организации для ведения садоводства и огородничества, а также гаражные потребительские кооперативы, которые переоформляют права на участки, предоставленные ранее в постоянное (бессрочное) использование государственным или муниципальным унитарным предприятиям. Для юридических лиц за нарушение сроков переоформления даже предусмотрена административная ответственность по статье 7.43 КоАП РФ.

Источник: https://ppt.ru/art/zemlya/pravo-polzovaniya

Оформление права постоянного пользования землей

Право постоянного пользования землей

Из данной консультации вы узнаете: как осуществляется процедура регистрации права собственности на земельный участок и какие документы следует подать для такой регистрации.

Основания для получения права собственности

Земля в Украине в соответствии с ч. 3 ст. 78 Земельного кодекса (далее – ЗК) может находиться в частной, коммунальной и государственной собственности.

Субъектами права собственности на земли коммунальной собственности выступают территориальные громады, которые реализуют это право непосредственно или через органы местного самоуправления (п. «б» ст. 80 ЗК).

Согласно ч. 2 ст. 83 ЗК в коммунальной собственности находятся:

  • все земли в пределах населенных пунктов, кроме земельных участков частной и государственной собственности;
  • земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, другие объекты недвижимого имущества коммунальной собственности независимо от места их расположения.

Территориальные громады получают землю в коммунальную собственность в случае:

  • передачи им земель государственной собственности;
  • отчуждения земельных участков для общественных нужд и по мотивам общественной необходимости в соответствии с законом;
  • принятия наследства;
  • приобретения по договору купли-продажи, ренты, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям;
  • возникновения иных оснований, предусмотренных законом.

Получение права собственности на землю, кроме принятия наследства и приобретения по гражданско-правовым соглашениям, осуществляется по разным процедурам.

В частности, в соответствии со ст. 117 ЗК передача земельных участков государственной в коммунальную собственность осуществляется по решениям соответствующих органов исполнительной власти, в которых указывается кадастровый номер земельного участка, его место расположения, площадь, целевое назначение, сведения об обременении вещных прав на земельный участок, ограничения в его использовании.

На основании решения органов исполнительной власти о передаче земельного участка в коммунальную собственность составляется акт приемки-передачи такого земельного участка.

Решение органов исполнительной власти о передаче земельного участка вместе с актом приемки-передачи является основанием для государственной регистрации права собственности территориальной громады на него.

Отчуждение земельных участков для общественных нужд и по мотивам общественной необходимости осуществляется в соответствии с требованиями Закона от 17.11.09 г.

№ 1559-VI «Об отчуждении земелных участков, других объектов недвижимого имущества, размещенных на них, которые находятся в частной собственности, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости» (далее – Закон № 1559).

Данный Закон предусматривает, что такое отчуждение является своеобразным переходом права собственности на земельные участки от физических и юридических лиц за плату в коммунальную собственность путем их выкупа или принудительного отчуждения для нужд территориальной громады и общества в целом.

Мероприятия по отчуждению земельных участков осуществляются за счет бюджетных средств и средств юридических лиц, которые инициировали такое отчуждение (ст. 6 Закона № 1559).

При этом сельские, поселковые, городские советы в пределах территории осуществления их полномочий принимают решение о выкупе земельных участков и утверждении их выкупной цены.

Выкуп земельного участка осуществляется исключительно с согласия его собственника путем заключения договора купли-продажи, который подлежит нотариальному удостоверению. В случае предоставления лицу в собственность земельного участка или другого имущества вместо выкупленного может заключаться договор мены (ст. 12 Закона № 1559).

В случае недостижения согласия с владельцем земельного участка относительно выкупа принудительное отчуждение можно осуществить исключительно в отношении объектов, определенных ст. 15 Закона № 1559, и только по решению суда.

Ст. 18 Закона № 1559 предусмотрено, что право собственности на земельный участок, выкупленный для общественных нужд, переходит к территориальной громаде после заключения договора купли-продажи (другой сделки, предусматривающей передачу права собственности) и государственной регистрации такого права.

Государственная регистрация права собственности территориальной громады на земельный участок, принудительно отчужденный по мотивам общественной необходимости по решению суда, осуществляется после перечисления предыдущему собственнику выкупной цены в полном объеме, что подтверждается соответствующими расчетными документами, а в случаях, предусмотренных законом, – документом о внесении средств на депозит нотариальной конторы и/или после возникновения права собственности на недвижимое имущество, предоставленное вместо выкупленного.

Что касается возникновения права коммунальной собственности по другим основаниям, определенным законом, в качестве примера можно привести добровольный отказ лица от права собственности на земельный участок в пользу территориальной громады.

В таком случае согласно ст. 142 ЗК собственник подает заявление о прекращении права на земельный участок в орган местного самоуправления, который, в свою очередь, в случае согласия на переход права собственности, заключает соглашение о передаче права собственности на земельный участок. Такое соглашение подлежит нотариальному удостоверению.

Итак, как усматривается из вышеупомянутого, основаниями для обретения права коммунальной собственности органами местного самоуправления является безвозмездная передача имущества государством, другими субъектами права собственности, а также приобретение имущества в порядке и на условиях, определенных законодательством.

Источник: https://uteka.ua/publication/budget-13-byudzhet-byudzhetnyj-process-planirovanie-primenenie-kekr-54-oformlenie-prava-postoyannogo-polzovaniya-zemlej

§ 3. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

Право постоянного пользования землей

Основные параметры правового режима земельных участков, принадлежащих лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования и праве пожизненного наследуемого владения, определяются нормами Гражданского кодекса РФ и Земельного кодекса РФ.

Следует иметь в виду, что некоторые нормы ГК и ЗК различно определяют отдельные черты правового режима имущества, принадлежащего субъектам на праве постоянного (бессрочного) пользования и праве пожизненного наследуемого владения земельными участками.

В дальнейшем, впредь до законодательного устранения расхождения в содержании аналогичных норм ГК и ЗК (см., например, ст. 265 ГК и п. 1 ст. 21 ЗК, ст. 267 ГК и п. 2 ст. 21 ЗК, п. 1 ст. 268 ГК и п. 1 ст. 20 ЗК, ст. 270 ГК и п. 4 ст. 20 ЗК), предпочтение при изложении материала, видимо, надо отдавать нормам Земельного кодекса. Такое решение основывается на том, что оба закона равны по юридической силе. При этом нормы ЗК, относящиеся к рассматриваемым отношениям, будучи по своей природе гражданско-правовыми, являются специальными по отношению к нормам ГК, имеющим общий характер. Наконец, нельзя не учитывать факта более позднего по времени принятия ЗК. 1. Закрепление в законе в качестве самостоятельной разновидности ограниченных вещных прав права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 216 ГК) обеспечивает его обладателю владение и пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, без установления срока (бессрочно). Это право пользования земельным участком предоставляется юридическим лицам на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование (п. 1 ст. 268 ГК, ст. 20 и ст. 29 ЗК). В соответствии с указанным решением производится государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Возможны и другие основания получения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Так, в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства (п. 3 ст. 268 ГК). В соответствии со ст. 271 ГК и п. 1 ст. 35 ЗК при приобретении в собственность здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, приобретатель недвижимости имеет право использования соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник. Если из закона, решения о предоставлении земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, или из договора не вытекает иное, собственник здания, строения или сооружения приобретает право постоянного пользования частью земельного участка, на котором расположено это недвижимое имущество. Специальный случай приобретения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком предусмотрен в п. 4 ст. 36 ЗК. В ситуации, когда помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими казенными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями, участок на основании решения его собственника предоставляется в постоянное (бессрочное) пользование одному из этих юридических лиц, а остальные обладают правом ограниченного пользования земельным участком (сервитутом) для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения. Субъектами права постоянного (бессрочного) пользования являются граждане и юридические лица.

После введения в действие Земельного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки могут предоставляться только ограниченному кругу юридических лиц: государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Гражданам с этого момента земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Вместе с тем возникшее у граждан и юридических лиц до введения в действие ЗК право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сохраняется. При этом за гражданами закреплено право приобрести безвозмездно принадлежащие им на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в собственность (п. 5 ст. 20 ЗК). Основные рамки содержания права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком определены в ст. ст. 269 – 271 ГК, п. 4 ст. 20, ст. ст. 40 – 42 ЗК. Обладатель права постоянного пользования земельным участком осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, другими правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование. Если иное не предусмотрено законом, он вправе: самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен; использовать для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, лес, растения и обособленные водные объекты; возводить жилые, производственные и иные здания и сооружения, которые становятся его собственностью; проводить оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и т.п. В соответствии с п. 4 ст. 274 ГК субъект права постоянного пользования может требовать от собственника соседнего участка установления сервитута в своих интересах. Специфика объекта вещного права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком требует установления широкого круга обязанностей, которые субъект этого вещного права должен соблюдать при осуществлении правомочий по владению и пользованию земельным участком. Он обязан использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением, способами, которые не наносят ущерба окружающей среде и земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по использованию и охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; не нарушать прав владельцев соседних участков; осуществлять строительство и содержание зданий и сооружений на участке в соответствии с градостроительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными правилами. Что касается распоряжения земельными участками, находящимися в постоянном пользовании, то возможности обладателей такого права незначительны. Общее правило сформулировано в п. 3 ст. 264 ГК: владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом или договором. Ныне, с момента введения в действие Земельного кодекса, вопреки правилу, установленному в ст. 270 ГК, обладатели права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками лишены возможности совершать сделки, прямо направленные на распоряжение этими участками. Однако, отчуждая право собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на его земельном участке, субъект права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в соответствии с п. 2 ст. 271 ГК и п. 1 ст. 35 ЗК передает приобретателю право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Указанное обстоятельство свидетельствует о возможности субъекта права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком через сделку (например, купли-продажи здания) косвенно распорядиться и частью принадлежащего ему земельного участка. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком можно разбить на две группы: 1) добровольное прекращение права постоянного пользования земельным участком по воле его субъекта, 2) принудительное прекращение права постоянного пользования земельным участком. Все случаи прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком предусмотрены законом. В добровольном порядке право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается, во-первых, при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок и, во-вторых, при выражении гражданином, обладающим земельным участком на праве постоянного пользования, желания приобрести его в собственность (п. 5 ст. 20, п. 1 ст. 45 ЗК). Поскольку отказ граждан и юридических лиц от принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их основных обязанностей по использованию земельных участков (п. 2 ст. 43 ЗК), временем прекращения постоянного (бессрочного) пользования, видимо, следует считать не дату подачи заявления об отказе от прав на участок, а момент принятия решения органа государственной власти или органа местного самоуправления о согласии принять такой отказ и поступления земельного участка в распоряжение соответствующего органа (ст. 53 ЗК). Что касается желания гражданина – обладателя права постоянного пользования земельным участком приобрести его в собственность, то удовлетворение его просьбы решением соответствующего органа государственной власти или местного самоуправления, которое принимается в упрощенном порядке (п. 3 ст. 28 ЗК), является одновременно юридическим фактом, прекращающим право постоянного пользования земельным участком и основанием возникновения у гражданина права собственности на данный участок. В перечне обстоятельств, достаточных для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, называются: использование земельных участков не по назначению; неустранение совершенных умышленно следующих земельных правонарушений: отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы; систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, их охране и по предотвращению процессов, ухудшающих состояние почв; систематическая неуплата земельных налогов; неиспользование в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом (пп. 3, 4 п. 2 ст. 45 ЗК). Условия и порядок принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком определяет ст. 54 ЗК. Среди оснований прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками закон (ст. 283 ГК, пп. 5 п. 2 ст. 45 ЗК) предусматривает возможность изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Прекращение права постоянного пользования в этих случаях осуществляется путем выкупа земельного участка по правилам, установленным для прекращения права собственности на земельный участок. Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком возможно также при реквизиции участка (пп. 6 п. 2 ст. 45, ст. 51 ЗК). 2. Вещное право пожизненного наследуемого владения земельным участком обеспечивает его обладателю владение и пользование участком, передаваемые по наследству (ст. 266 ГК, ст. 21 ЗК). Земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения предоставлялись гражданам безвозмездно из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в виде приусадебных участков для ведения личного подсобного хозяйства, создания крестьянского (фермерского) хозяйства и т.п. Земельный кодекс 2001 г., сохраняя за землевладельцами имеющееся у них право пожизненного наследуемого владения земельными участками, вместе с тем установил, что впредь после введения в действие Кодекса предоставление гражданам земельных участков на праве пожизненного наследуемого владения не допускается. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, получили право приобрести их однократно бесплатно в собственность. Последнее позволяет предположить, что сфера применения отношений пожизненного наследуемого владения земельными участками будет неуклонно сужаться. Субъектами права пожизненного наследуемого владения земельными участками являются только граждане. Это предопределяется самой природой данного права: переход права на имущество по наследству возможен лишь после смерти гражданина (физического лица). Основными правомочиями, определяющими содержание права пожизненного наследуемого владения, являются владение и пользование земельным участком, которые передаются по наследству. Реализуя их, владелец участка (если из закона и иных нормативных актов не вытекает иное) вправе возводить на участке здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности (ст. 266 ГК), а также совершать иные действия и обеспечить исполнение обязанностей, которые предопределяются природой данного ограниченного вещного права. этих прав и обязанностей во многом совпадает с изложенным выше в отношении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (см. п. 1 данного параграфа). Правомочие распоряжения землевладельца ограничено возможностью передавать участок другим лицам лишь в аренду или в безвозмездное срочное пользование. Продажа, залог и иные сделки, которые могут повлечь отчуждение земельного участка, не допускаются (ст. 267 ГК). Однако субъект права пожизненного наследуемого владения вправе распорядиться земельным участком, составив в соответствии с общими правилами наследования завещание, в котором определяется судьба земельного участка на случай смерти лица. Земельным кодексом, гражданско-правовые нормы которого являются специальными по отношению к ГК, еще более сужаются возможности землевладельца по распоряжению земельным участком. Согласно п. 2 ст. 21 ЗК распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Но в ст. 22 ЗК допускается специальный случай аренды земельного участка, находящегося в пожизненном наследуемом владении. Если земельный участок перешел по наследству к несовершеннолетнему лицу, его законный представитель вправе передать участок в аренду на срок до достижения наследником совершеннолетия (п. 10 ст. 22). Право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращается по тем же основаниям, которые охарактеризованы в п. 1 данного параграфа применительно к праву постоянного пользования земельным участком. Дополнительно следует сказать лишь о прекращении этого права в случае отсутствия наследников у умершего владельца земельного участка либо их отказа от наследства. Источник: В.П. Мозолин, А.И. Масляев. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. 2005

Источник: https://jurisprudence.club/pravo-grajdanskoe/pravo-postoyannogo-bessrochnogo.html

Право постоянного пользования землями: между прошлым и будущим

Право постоянного пользования землей
Источник фото: из личного архива Анны Федун

Важность эффективного использования земель, находящихся в постоянном пользовании различных субъектов, в полной мере осознается тогда, когда есть понимание общих объемов таких земель.

Так, на сегодняшний день 3,2 млн га сельскохозяйственных угодий находится в постоянном пользовании государственных и коммунальных предприятий, учреждений, организаций, а также 1,5 млн га — в постоянном пользовании физических лиц и юридических лиц, которые приобрели это право согласно ранее действующему законодательству.

права постоянного пользования земельным участком заключается в возможности владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности, без установленного срока. Еще в советском земельном законодательстве (Основах земельного законодательства СССР и союзных республик 1968 г.

, Земельном кодексе Украинской ССР 1970 г.) было закреплено бессрочное (постоянное) землепользование. Современное право постоянного пользования земельным участком является преемником права бессрочного землепользования советского периода, о чем свидетельствует анализ соответствующих правовых норм.

При этом институт права постоянного пользования земельным участком был трансформирован. Так, в ныне действующем Земельном кодексе Украины возможность использования земель на основании права постоянного пользования ограничена по субъектному составу.

Согласно статье 92 Земельного кодекса Украины, право постоянного пользования земельным участком из земель государственной и коммунальной собственности могут приобретать предприятия, учреждения, организации государственной и коммунальной собственности, общественные организации инвалидов, религиозные организации, высшие учебные заведения и др.

Для тех субъектов, которые не перечислены в ст. 92 Земельного кодекса Украины, но при этом имеют земельные наделы в постоянном пользовании, пунктом 6 Переходных положений Земельного кодекса Украины была установлена обязанность переоформить такое право в собственность или в пользование.

Но Решением Конституционного суда Украины от 22 сентября 2005 года № 5-рп/2005 данное положение было признано неконституционным, поскольку обязанность переоформить право постоянного пользования не предусматривала соответствующего законодательного, организационного и финансового обеспечения.

Учитывая указанное, использование земель на основании права постоянного пользования имеет ряд практических недостатков.

1. Постоянные пользователи лишены возможности распоряжаться земельными участками, находящимися у них в пользовании, в отличие от собственников и арендаторов (арендаторов в части передачи в субаренду с согласия собственника).

В результате этого государственные и коммунальные предприятия массово передают земельные участки в обработку третьим лицам по незаконным договорам совместной обработки, совместной деятельности, подряда и т. д.

Это касается и физических лиц, которые, кроме того, не могут передать такие земельные участки в порядке наследования.

2. В постоянном пользовании физических и юридических лиц (право приобретено до 01 января 2002 года), которые на сегодняшний день, согласно ст. 92 Земельного кодекса Украины, не относятся к субъектам права постоянного пользования, находится 1,5 млн га сельскохозяйственных угодий.

3. Право постоянного пользования земельным участком в значительном количестве случаев не оформлено надлежащим образом, согласно требованиям действующего законодательства Украины. Это делает невозможным контроль за эффективным использованием соответствующих земельных участков.

Поэтому важно обеспечить и способствовать оформлению права постоянного пользования земельным участком.

В части государственных земель об этом указано в Стратегии совершенствования механизма управления в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения государственной собственности и распоряжения ими, утвержденной Постановлением КМУ от 7 июня 2017 № 413.

Согласно соответствующему положению Стратегии, Минагропрод, другие центральные органы власти, Украинская академия аграрных наук, высшие учебные заведения должны обеспечить оформление права постоянного пользования земельными участками сельскохозяйственного назначения, которые используются государственными предприятиями, учреждениями и организациями, принадлежащими к сфере управления соответствующих органов.

4. Различные правовые режимы земельного участка и зданий, расположенных на нем. Необходимо обеспечить их унификацию и реализацию принципа единой юридической судьбы земельного участка и здания, расположенного на нем.

Право постоянного пользования земельным участком исторически характерно для большинства республик, входивших в состав Советского Союза. В таких странах, как Беларусь, Узбекистан, Армения, Туркменистан, и сегодня земельные участки выделяются в постоянное пользование довольно широкому кругу субъектов.

В России и Казахстане правом постоянного пользования земельными участками наделен ограниченный круг субъектов, а для большей части других лиц предусмотрена четкая процедура переоформления данного права в собственность или в пользование.

В Латвийской Республике право постоянного пользования использовалось на промежуточном этапе земельной реформы с последующим его переоформлением в право собственности на землю.

Учитывая описанное выше и объемы земель, находящихся в постоянном пользовании физических и юридических лиц в Украине, правовой режим использования земель на основании права постоянного пользования нуждается в доработке.

В связи с этим решение данного вопроса стало одним из приоритетных направлений деятельности Рабочей группы по вопросам реформирования земельных отношений, которая была создана при Минагропроде.

Сейчас к обсуждению вопроса привлекается большое количество экспертов и результат совместной работы будет представлен в ближайшем будущем.

Анна Федун, эксперт по вопросам реформирования земельных отношений Офиса поддержки реформ при Минагропроде

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Анна Федун,земельная реформа

Источник: https://agroportal.ua/views/blogs/pravo-postoyannogo-polzovaniya-zemlyami-mezhdu-proshlym-i-budushchim/

Юрист ответит
Добавить комментарий