Россия как парламентская республика

Блоги / Владимир Пастухов: О политической форме «России будущего»: президентская или парламентская республика?

Россия как парламентская республика

Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.

ru Помощник президента России Владислав Сурков выступил с манифестом «Долгое государство Путина», в котором выразил радость по поводу того, что российское общество наконец отказалось от «иллюзии выбора», и теперь нам предстоит «долгая, трудная и интересная работа» на благо «большой политической машины Путина».

Для тех, кому перспектива такой «работы» кажется не такой уж заманчивой, мы предлагаем альтернативный манифест Владимира Пастухова. Наш колумнист убежден, что Россия движется в противоположную от светлого будущего сторону и предлагает подумать, к какой политической форме нам нужно идти, и как отобрать у народа «политическую соску» суперпрезидентской республики.

Это только кажется, что выбора у нас нет.

Время реакции — время размышлений и время для выполнения домашних заданий. Отсутствие свободы политического действия не ограничивает свободу политического творчества, а даже стимулирует его.

Как свидетельствует мировой опыт, политический успех, как правило, приходил в прошлом к тем, кто сумел воспользоваться «свободным» историческим временем, которое в избытке предоставляет реакция, для работы над ошибками. Когда наступит время действия, думать будет поздно — надо будет принимать решения.

Хотелось бы, чтобы они были не интуитивными и ситуационными, как четверть века тому назад. Мы все на самом деле если не знаем, то догадываемся, что нас ждет, но, к счастью, еще не знаем — когда. Какое-то время подумать у нас пока есть.

Поэтому, помимо обличения режима, оппозиционно настроенным интеллектуалам не помешало бы заняться и некоторыми другими, пусть не такими увлекательными, но от этого не менее важными темами. Одна из них — вопрос о политической форме «России будущего».

Чисто «партийная» дискуссия

Спор о предпочтительности для России в будущем той или иной политической формы (конституционной монархии, президентской, парламентской или парламентско-президентской республики) по своему характеру является не научным, а идеологическим, то есть носит «партийный» характер.

Академической дискуссии о том, какая политическая форма «лучше», не может быть по определению.

Это все равно как спорить о том, что лучше — левая рука или правая нога? Обсуждение имеет смысл и значение только в контексте конкретных политических задач, которые ставит перед собой та или иная политическая группа (партия).

В этом вопросе не существует никакой «объективной истины», к которой можно было бы апеллировать. Нет никакой политической формы, которая сама по себе лучше другой, а есть лишь форма, которая может способствовать более эффективному достижению целей, стоящих перед конкретной политической группой (партией).

Вопреки широко распространенному предубеждению, вопрос о выборе политической формы вообще и для России в частности не имеет прямого отношения к вопросу о свободе и демократии.

Политическая история человечества наглядно демонстрирует, что в рамках любой политической формы, будь то монархия, парламентская или президентская республика, а также любые их «политические деривативы», могут быть в полном объеме реализованы принципы конституционализма, разделения властей и правового государства.

И, наоборот, любая политическая форма может деградировать и превратиться в оболочку для деспотического режима. Сама постановка вопроса о том, что демократичней, — американская президентская республика, английская конституционная монархия, немецкая федерация или швейцарская конфедерация — кажется абсурдным.

В то же время сегодня только узко-профильные специалисты помнят, в какую политическую форму были облачены нацистский рейх и советская Россия, остальным достаточно знания об их политическом содержании.

Традиция против риска

Выбор политической формы в значительной степени оказывается предопределен существующей политической традицией. Политическая форма, как правило, вытекает из имеющейся политической истории.

Помимо этого, на выбор политической формы влияет, конечно, так называемый «политический ландшафт» — размер страны, ее населенность, а равно состав населения, сложившаяся общественная структура и так далее.

Особенности как политической традиции, так и политического ландшафта в России таковы, что до настоящего времени единственно приемлемой для нее фактической политической формой был абсолютизм, где единственным воплощением власти является фигура правителя, которая приобретает сакральное значение вне зависимости от того, как она обозначается: царь, император, генсек или президент. При этом формально Россия была несколько столетий монархией, семь десятилетий чем-то вроде парламентской республики и четверть века чем-то вроде президентской республики.

Двуглавые царские орлы, демонтированные c башен Московского Кремля, 1935 год. pastvu.com

С учетом этого обстоятельства выбор политической формы для «России будущего» зависит не от взглядов той или иной партии на демократию, — эти взгляды, как было отмечено выше, могут быть реализованы в рамках любой политической формы, при наличии соответствующей политической воли, — а от отношения этой партии к сложившейся политической традиции. Если партия хочет сохранить в той или иной форме сложившийся исторический тренд и удерживаться в рамках имеющейся политической традиции, ей будет более импонировать президентская республика, где более четко выражена персонализация власти. Если политическая партия хочет резко переломить ход истории и поменять политическую традицию, то ей будет импонировать парламентская республика, где персонификация власти выражена менее рельефно.

Естественно, что партия, которая идет против существующей политической традиции, сталкивается с более серьезным вызовом, чем партия, которая собирается следовать в русле сложившейся политической традиции, в том числе и потому, что она вынуждена бороться с очень древними и устойчивыми политическими стереотипами, главным из которых является представление о том, что без «царя» Россия развалится на части. Этот страх, который подсознательно живет в каждой русской душе, является мощнейшим фактором, предопределяющим интуитивный выбор большинства в пользу президентской республики. Отказ от традиции — это всегда дополнительный риск. Само собой разумеется, что такой риск должен быть оправданным, то есть должен быть существенный мотив (прибавленная политическая стоимость), ради которого политическая партия должна предлагать обществу изменить привычную парадигму русской истории.

Нация стоит мессы

Конечной причиной провала всех предыдущих либеральных и демократических проектов в России можно считать отсутствие в ней необходимого для достижения успеха субъекта политического действия — то есть нации.

Становление русской нации длится вот уже более трехсот лет, но процесс этот еще весьма далек от своего завершения.

Россия разлеглась всем своим массивным телом вдоль исторической оси координат так, что голова ее уже уткнулась в постмодерн, а ноги до сих пор болтаются где-то в архаике, далеко за чертой европейского Нового времени.

Русские до сих пор в значительной степени остаются по определению, данному еще Ключевским, «политической народностью», то есть этнической и религиозной общностью, развившейся до уровня создания собственного государства.

Но они так и не стали нацией в точном смысле этого слова, то есть общностью, хотя и произрастающей из единого этнического и религиозного корня, но являющейся в настоящий момент целым, в первую очередь, благодаря тому, что все ее члены реально осознают себя гражданами собственного национального государства (точнее — государства-нации), разделяющими его базовые конституционные принципы и ценности, то есть все они связаны между собою еще и особым политическим образом, именуемым гражданственностью.

Без доминирующего в общественном сознании консенсуса в отношении минимального набора базовых принципов и ценностей, привычно именуемых конституционными, нации не существует, сколько бы раз это слово ни было бы прописано на бумаге, в том числе — конституционной.

До сих пор самой масштабной попыткой сформировать русскую нацию из политической народности, как это парадоксально ни звучит, был «советский проект». Он провалился, так как базировался на ложной идеологии, отрицавшей конституционализм и гражданственность, и был внутренне противоречив.

Окончательное формирование русской нации и создание на ее основе эффективно функционирующего гражданского общества и современного политического государства является важнейшей исторической задачей русского народа, на решение которой будут нацелены усилия нескольких ближайших поколений.

Таким образом, политическая группа (партия), которая стремится оставаться в историческом тренде и которая признает историческую значимость завершения формирования русской нации, должна поддерживать все те перемены, которые могут содействовать решению этой задачи и одновременно должна отказываться от поступков, которые могут создавать дополнительные препятствия в ее решении. Под этим углом зрения

https://www.youtube.com/watch?v=7x1P6IvAE0Y

поддержание традиционных, укорененных в глубинах массового сознания иллюзий и стереотипов, сохранение древней политической парадигмы, в основании которой лежит привычка к сакрализации личной власти верховного правителя, является фактором, тормозящим «нациогенез» и препятствующим появлению новых поведенческих политических стереотипов, основанных на коллективном действии.

Ставка на президентскую республику является более безопасной и легче реализуемой. Это равносильно движению в сторону наименьшего сопротивления, так как данная позиция с пониманием будет встречена массой. Но надо отдавать себе отчет в том, что не всякий короткий путь быстрее приводит к успеху.

Выбор в пользу президентской республики будет усложнять и удлинять процесс формирования русской нации.

И наоборот, ставка на парламентскую республику, рискованная и непредсказуемая, хотя и открывает ящик Пандоры реальных или надуманных страхов и предубеждений, но одновременно может помочь вывести процесс «нациогенеза» из исторического тупика и простимулировать создание реального гражданского общества и политического (конституционного) государства. Иными словами, президентская республика является политическим ингибитором масштабных перемен (угнетает их), а парламентская республика является политическим катализатором (разгоняет и ускоряет перемены).

Спасти единую Россию

Предложение преобразовать Россию в парламентскую республику, в первую очередь, сталкивается с препятствием чисто субъективного, психологического характера: люди не десятилетиями, а целыми столетиями привыкли полагаться на сверхцентрализованную власть, сосредоточенную в руках правителя, наделяемого сверхъестественными, почти сакральными качествами («есть Путин — есть Россия» и так далее). Большая часть населения попросту не представляет, что может существовать альтернатива «персоналистской» модели управления страной, по крайней мере, такой как Россия.

Это все равно как отнять соску у ребенка: как это ни обставляй, все равно это болезненный поначалу процесс.

Президентская республика — это как раз и есть та привычная «политическая соска», которую вдруг предлагают выплюнуть, объясняя обществу, что оно уже давно повзрослело и ходить с соской совсем не обязательно и даже неприлично.

Дело осложняется еще и тем, что всегда рядом найдется «добрый дядя», который скажет, что ничего страшного не случится, если пососать еще чуть-чуть.

Но, в отличие от ребенка, народ трудно заставить бросить то, к чему он привык столетиями, не создав мотивацию и не развеяв навязчивые страхи общества.

Предложение парламентской республики как новой политической формы для российского государства является неприемлемым шагом, если одновременно не предлагается конкретная модель этой республики и не объясняется, как и почему эта конкретная модель будет работать, и как она выполнит два главных политических условия: не приведет к распаду России (пассивное условие) и будет способствовать формированию русской нации как нового субъекта исторического действия, то есть формированию гражданского общества и современного политического государства (активное условие).

Конституционный инжиниринг

Момент истины, в некотором смысле слова, — это момент перехода от абстрактных сентенций к конкретике.

Когда речь заходит о политическом будущем России, этот переход дается тяжело, особенно для называющей себя либеральной оппозиции. Россия должна (не должна) быть страной «европейского выбора».

— Почему? — Потому что так правильно. — Россия должна быть президентской (парламентской) республикой. — Почему? Потому что иначе быть не может.

Серьезная политическая дискуссия начнется только тогда, когда на все эти «почему» будут даны четкие и развернутые ответы, и когда на сомневающихся перестанут вешать политические ярлыки.

Это значит, что в решении вопроса о предпочтительной для России политической форме ключевую роль сыграет не «ценностный подход» (спор о том, что такое хорошо и что такое плохо), а качественный «конституционный инжиниринг».

Просто сказать, что парламентская республика — это предпочтительная форма по сравнению с президентской республикой, — значит не сказать ровным счетом ничего, потому что необходимо объяснить, почему она предпочтительна, как она будет справляться с вызовами и рисками, в том числе с риском дезинтеграции государства.

Нужна та самая конкретика в вопросе о механизме реализации власти, отсутствие которой погубило ныне действующую Конституцию.

Задача состоит в том, чтобы предложить и сделать в рамках самой широкой общественной дискуссии понятной и доступной продуманную до деталей конкретную модель парламентской республики с точно прописанным механизмом сдержек и противовесов как на федеральном, так и на региональном уровне, который обеспечивает баланс центробежных и центростремительных сил и при этом способствует формированию русской нации, которая сможет, наконец, завершить многовековой переход от угасающей империи к эффективному современному национальному государству.

И, если вдуматься и оценить масштабность и сложность задачи, то выяснится, что у оппозиции, ратующей за либеральные и демократические перемены в России, не так уж много времени — реакция может совершенно неожиданно закончиться раньше, чем оппозиция успеет предложить русской истории что-то действительно новое и дельное. И тогда эта история снова пойдет по кругу.

Оригинал

Источник: https://echo.msk.ru/blog/pastuhov_v/2369279-echo/

Типы республик

Россия как парламентская республика

страница 1

Статья 1 Конституции Российской Федерации

1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Респу́блика (лат. res publica, «общественное дело») — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (но не всегда) на определённый срок. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.

Республике присущи следующие признаки:

  • Существование единоличного и коллегиального главы государства — президента и парламента. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента — возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.
  • Выборность на определённый срок главы государства и других верховных органов государственной власти. Так, президент и парламент должны избираться народом на определённый срок.
  • Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.
  • В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.
  • Преимущественный приоритет прав личности над государственными.[источник?]

Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть, и кто из субъектов государственно-правовых отношений наделён большим количеством полномочий. Или, иначе говоря, республики разделяются по трем параметрам:

  • как избирается парламент,
  • как формируется правительство,
  • какой объём правомочий принадлежит президенту.
  • Парламентарная республика,
  • Президентская республика,
  • Смешанная республика,
  • Советская республика,

Парла́ментская (парламента́рная) респу́блика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом.

  • При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль и др.). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.
  • В полномочия парламента, помимо законодатетельства, входит контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает финансовой властью, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития, курс внутренней, внешней, а также оборонной политики государства.

смешанные республики (полу-президентские, парламентско-президентские, президентско-парламентские) – парламент влияет на выбор главы правительства президентом
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.

Отличительные черты президентской республики

  • внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Бразилия, либо коллегией выборщиков — США),
  • внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и формально и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку,
  • в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентарной республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).

Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма государственного правления, которую нельзя считать ни президентской, ни парламентарной республикой.

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (вновь избранный парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра.

Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр.

Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства.

Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

Смешанные республики

Первой республикой с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии (1919—1933 годы). Из современных государств к смешным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1962 года), Португалия, Армения, Литва, Украина, Словакия и Россия.

Российская Федерация как смешанная республика

Конституция Российской Федерации 1993 года установила в России смешанную республиканскую форму правления.

Баланс властей организован так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства.

Само наличие подробных процедур решения этого вопроса в Конституции говорит о смешанной республике.

Поскольку приоритет в большинстве случаев принадлежит президенту, исследователями российская республика обозначается либо как президентско-парламентская либо как полупрезидентская – данная дилемма является дискуссионной в науке российского конституционного права.

Президент РФ формирует Правительство России и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117).

Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111).

Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.

109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст.

109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).

Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В конце 2008 года в российскую конституцию была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту. Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Парламент и исполнительная власть в РФ

Российская Федерация – правовое, светское, социальное, демократическое государство, с полупрезидентской республиканской формой правления. В РФ – романо-германская правовая система.

Федеральное собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Федеральное собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Члены государственной думы избираются всеобщим тайным, анием по смешанной избирательной системе. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. 225 депутатов избирается по одномандатным избирательным округам; 225 – избирается по федеральному избирательному округу пропорционально количеству , поданных за то или иное избирательное объединение или избирательный блок. Как и следует быть в президентской республике, правительство ответственно исключительно перед президентом. Парламент может объявить правительству вотум недоверия, но под риском быть распущенным, (вотум недоверия будет подтвержден в течение трех месяцев, президент может по выбору или распустить парламент или отправить правительство в отставку).

У РФ государственная форма правления – полупрезидентская республика. По форме правления РФ – близка к Франции, с той лишь разницей, что во Франции наблюдается тенденция к ослаблению президентской власти, а в России – наоборот. Весьма уместно сравнить сейчас Россию, с Францией де Голлевского периода.

Источник: http://takya.ru/nuda/tipi-respublik/main.html

Государственное устройство стран мира

Россия как парламентская республика

Республиканской называют форму правления, при которой глава государства избирается населением, парламентом или специальной избирательной коллегией на определенный срок.

Республики могут быть парламентскими и президентскими. Это не значит, что в первых нет президента, а во вторых — парламента. Все три ветви государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная) существуют во всех республиканских государствах. Различие между двумя типами состоит в перераспределении властных полномочий.

Президентские республики

Хрестоматийный пример президентской республики — США. В этой стране даже нет поста премьер-министра, главой правительства является президент.

Президентские республики особенно широко распространены в Третьем мире: в Африке, Америке, Океании, там, где сильная президентская власть необходима для того, чтобы удержать молодые и экономически слабые государства от распада.

Президентскими республиками также являются Россия, Франция, большинство стран СНГ. Да и недавно удостоившиеся признания со стороны России абхазское и юго-осетинское государства — это тоже президентские республики.

Парламентские республики

В парламентских республиках бóльшими полномочиями обладает парламент, в президентских — президент. Парламентские республики расположены в основном в Европе, где сильны традиции парламентаризма.

В Азии это, как правило, страны испытавшие сильное влияние европейской системы устройства государства: Израиль, Турция, Индия, Бангладеш. В парламентских республиках часто бóльшую роль играет не глава государства, а глава правительства.

В мире более известны главы правительств Германии, Италии и Израиля, нежели президенты этих стран.

Социалистические республики

В настоящее время наиболее распространены в Восточной Азии: Китайская Народная Республика, Корейская Народно-демократическая Республика, Социалистическая Республика Вьетнам и Лаосская Народно-Демократическая Республика. За пределами этого ареала только Куба. Конституции этих стран закрепляют ведущую роль в государственном управлении коммунистической партии.

Исламская республика

одна. Это Иран. Главой государства в ней является религиозный лидер страны, называемый «рахбаром» — Высшим руководителем.

Он определяет общее направление развития страны, внешнюю и внутреннюю политику, назначает глав силовых ведомств.

Президент, согласно Конституции Ирана, — глава исполнительной власти и второе после Высшего руководителя лицо в Иране. Президент назначает кабинет министров и руководит его работой.

Джамахирия

Термин «джамахирия» предложен ливийским лидером Муаммаром Каддафи. Он образован путем замены в корне арабского слова «джумхурия» (республика) единственного числа «джумхур» (народ) на множественное число «джамахир» (народные массы).

Считается, что высшая власть в Ливийской Джамахирии принадлежит народу страны.

Но зарубежные наблюдатели убеждены в том, что джамахирия — имитация народовластия, а на деле в Ливии установлен тоталитарный режим во главе с Каддафи (официально не занимающим никакого государственного поста).

МОНАРХИИ

Монархия — форма правления, при которой главой государства является монарх — пожизненный правитель, передающий свою власть по наследству. В прежние исторические эпохи монархических государств на политической карте мира было большинство. Ныне же монархий всего 29. Монархии бывают конституционными и абсолютными.

Конституционные монархии

В них власть монарха ограничена конституцией. Таковы все монархии Европы (кроме Ватикана), Африки, Океании, а также часть монархий Азии (Япония, Таиланд, Иордания и др.).

Абсолютные монархии

В них глава государства является носителем почти никем не ограниченной власти. Такой строй — в Саудовской Аравии, Омане, Катаре, Брунее.

Теократические монархии

В них монарх обладает всей полнотой не только светской, но и религиозной власти. Наиболее выраженный пример — Ватикан, где высшим авторитетом и в духовных, и в светских делах является Папа Римский.

Некоторые исследователи относят к теократическим монархиям Саудовскую Аравию, Бруней и даже… Великобританию (ведь номинальный глава государства — королева числится еще и главой Англиканской церкви *).

В некоторых монархиях главы государств не наследуют свой трон, а избираются. В Ватикане Папа Римский избирается на конклаве кардиналов Римско-католической церкви.

В Объединенных Арабских Эмиратах главу государства (он называется президентом) избирают на пожизненный срок из своего числа наследные правители семи входящих в страну эмиратов. Похоже проходят выборы монарха в Малайзии.

Верховного правителя страны на пятилетний срок избирают из своего числа султаны 9 штатов.

Некоторые современные президентские республики по форме передачи власти смахивают на монархии тем, что глава государства передает в ней власть своему родственнику.

В числе таких стран можно назвать КНДР, Сирию, Азербайджан, Кубу, Аргентину, Пакистан, Шри-Ланку, Индию. Да и «самая демократичная в мире» страна США не лишена семейственности в наследовании высших должностных постов.

В новейшей истории известны отец и сын Буши, действующая глава государственного департамента США приходится супругой одному из экс-президентов.

Государства в составе Содружества

Это переходная форма между республиканской и монархической формами правления в некоторых бывших колониях Великобритании, входящих в возглавляемое ею Содружество. Это те члены Содружества, главой государства в которых считается британский монарх. Британскую королеву в этих странах представляют генерал-губернаторы.

Но реальной власти у наместников монарха нет, фактическими лидерами стран являются премьер-министры. В мире 15 «государств в составе Содружества». В каждом из них Елизавета II считается собственным монархом и имеет соответствующий титул. Например, в Барбадосе он звучит как «Ее Величество королева Елизавета II, королева Барбадоса».

Символика этих государств обычно указывает на их особые политические отношения с Великобританией.

Формы административно-территориального устройства

Известны две формы административно-территориального устройства стран — унитарная и федеративная.

УНИТАРНЫЕ ГОСУДАРСТВА

Унитарные Государства (от латинского слова unitas — единство) делятся на единицы АТД, не имеющие статуса государственных образований. Подавляющее большинство государств мира — унитарные.

ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА

Федеративным государством, или федерацией (от латинского foederatio — объединение, союз) называется страна, территориальные единицы которой обладают широкой самостоятельностью.

Они, как правило, имеют свои органы государственной власти (парламент, правительство, судебную систему) и законодательство.

При этом, однако, они не имеют некоторых полномочий, которыми обладает только вся федерация в целом.

В некоторых унитарных государствах имеются части, пользующиеся широкой автономией. Например, на Украине таким статусом обладает Крым, в Дании — Фарерские острова, в Финляндии — Аландские острова, в Танзании — Занзибар. Однако это не дает оснований считать данные государства федерациями, ведь самоуправление регионов в них не правило, а исключение.

В мире выделяют более 20 федераций. Это, как правило, крупные государства. Они суммарно занимают 45% территории суши и концентрируют 40% мирового населения.

Современные федерации можно разделить на четыре типа. Союзные федерации (Германия, Швейцария, Австрия, Малайзия, ОАЭ) формировались из политически самостоятельных образований: королевств, княжеств, эмиратов, султанатов. Большинство союзных федераций отличаются однонациональным составом населения.

Второй тип — этнические федерации (Бельгия, Россия, Индия, Эфиопия и др.). В этих государствах границы федеративных единиц более или менее совпадают с рубежами этнических ареалов. Федерации этого типа в наибольшей степени подвержены межнациональным конфликтам.

Переселенческие федерации расположены в Новом Свете (США, Канада, Мексика, Бразилия, Венесуэла, Аргентина, Австралия). В федерации объединены территории, которые первоначально оформлялись как отдельные колониальные владения. Границы между ними часто проведены по линейке или по астрономическим линиям. Почти во всех федерациях этого типа столица выделена
в особый столичный округ.

Островные федерации (Сент-Китс и Невис, Коморы, Федеративные Штаты Микронезии). Они расположены на островах, характеризуются небольшими размерами территории и молодостью государства.

* Теократия может присутствовать и в немонархических странах — Иран (см. выше). Некоторые исследователи называют теократической республикой Израиль.

Изображение Елизаветы II на монете номиналом 5 австралийских долларов. Британский монарх удовлетворенно взирает с серебряного диска, ведь Елизавета носит титул и королевы Австралии.

Источник: https://geo.1sept.ru/articles/2009/07/07

Юрист ответит
Добавить комментарий