Статья за психологическое давление на ребенка

С завтрашнего дня в украине вступят в силу новые уголовно-правовые нормы относительно домашнего и сексуального насилия

Статья за психологическое давление на ребенка

С 11 января 2019 года вступают в силу изменения в Уголовный кодекс Украины в части предотвращения насилия в отношении женщин и домашнего насилия. Подробно нововведения прокомментировали в Ингулецком районном суде г. Кривого Рога.

Одно из основных изменений заключается в дополнении Уголовного кодекса Украины статьей 126-1, в которой дается определение домашнего насилия, как умышленного систематического совершения физического, психологического или экономического насилия в отношении супруга или бывшего супруга или другого лица, с которым виновный находится (находился) в семейных или близких отношениях, что приводит к физическим или психологическим страданиям, расстройствам здоровья, потере трудоспособности, эмоциональной зависимости или ухудшению качества жизни потерпевшего лица.

Наказание за это преступление установлено в виде общественных работ на срок от 150 до 200 часов, либо ареста на срок до 6 месяцев, или ограничения свободы на срок до 5 лет, или лишения свободы на срок до двух лет.

Таким образом, чтобы действия лица считались «домашним насилием» по ст. 126-1 УК Украины, должны выполняться следующие пункты:

  1. действия должны быть умышленными, то есть совершающий их человек должен понимать незаконность своих действий, понимать их последствия и желать их наступления или понимать, что такие последствия могут наступить;
  2. действия должны быть систематическими. Как правило, систематическим считается совершение трех и более нарушений в отношении потерпевшего, подтверждаемых тем, что нарушитель до этого привлекался, к примеру, к административной ответственности;
  3. насилие должно быть физическим, психологическим или экономическим. Физическое насилие – это толчки, пощечины, удары, использование тяжестей, оружия и другие внешние воздействия, которые приводят к болезненным ощущениям и травмам. Психологическое насилие – это угрозы, грубость, издевательства, оскорбление словом и любое другое поведение, вызывающее отрицательную эмоциональную реакцию и душевную боль. Экономическое насилие – форма домашнего насилия, включающая умышленное лишение жилья, еды, одежды, другого имущества, денежных средств или документов или возможности пользоваться ими, оставление без ухода или заботы, препятствование в получении необходимых услуг по лечению или реабилитации, запрет работать, принуждение к труду, запрет учиться и иные правонарушения экономического характера;
  4. незаконные действия применяются не к любому человеку, а в отношении супруга или бывшего супруга или другого лица, с которым виновный находится (находился) в семейных или близких отношениях;
  5. у действий должны быть последствия: физические или психологические страданиям, расстройства здоровья, потеря трудоспособности, эмоциональная зависимость или ухудшение качества жизни потерпевшего.

Введение этих изменений является существенным шагом для предотвращения насилия против женщин и домашнего насилия, поскольку ранее были нередки случаи, когда один и тот же человек привлекался по ст.

173-2 КУоАП за совершение насилия в семье, ему назначалось административное наказание, после которого он снова и снова совершал аналогичное правонарушение, а потерпевший боялся его возвращения домой. Профилактические беседы работников пробации, полиции, и в суде не давали результатов.

В данном же случае статья 126-1 УК Украины предусматривает более суровые наказания за домашнее насилие в случае его систематического совершения. Если по ст. 173-2 КУоАП самое суровое административное взыскание было 15 суток административного ареста, за совершение преступления по ст.

126-1 УК Украины предусмотрено 2 года лишения свободы, и это уже заставит человека задуматься о том, стоит ли оскорблять другого и нарушать Законы Украины.

Кроме этого, появилось такое понятие, как ограничительные меры (ст. 91-1 УК Украины). В интересах потерпевшего от преступления, связанного с домашним насилием, одновременно с назначением наказания к виновному лицу можно применить такие ограничительные меры:

– запретить находиться в месте совместного проживания с потерпевшим. Возможная проблема применения этого ограничения – отсутствие у нарушителя другого места жительства и возможности его арендовать, но тут необходимо будет взвешивать все риски, поведение этого человека и его опасность для потерпевшего;

– ограничить общение с ребенком (если домашнее насилие совершено в отношении ребенка или в его присутствии);

– запретить приближаться к месту, где человек пострадал от домашнего насилия;

– запретить переписку, телефонные переговоры с пострадавшим лицом;

– направить для прохождения программы для обидчиков или апробационной программы.

Эти ограничительные меры дают надежду потерпевшим, что насилие в отношении них не повторится, поскольку за нарушение этих мер предусмотрена отдельная уголовная ответственность по ст. 390-1 УК Украины.

«Хочу заметить, что в Украине, при поддержке международных партнеров, действует Общественная организация «Ла Страда», которая ведет деятельность по соблюдению прав человека, особенно женщин и детей, предотвращению насилия в семье.

Имеются случаи, когда потерпевшая боится обращаться в правоохранительные органы по поводу домашнего насилия, не верит, что ее защитят, а виновное лицо накажут, и это может привести к фатальным последствиям.

В таких случаях необходима помощь специалистов, и если вы сомневаетесь, стоит ли идти в правоохранительные органы, то есть возможность хотя бы позвонить на горячую линию этой общественной организации, сотрудники которой прошли определенные курсы подготовки и смогут вам помочь выйти из этой кризисной ситуации и принять верное решение.

Национальная горячая линия по предупреждению домашнего насилия, торговли людьми и гендерной дискриминации – 0 800 500 335 или 116 123 (короткий номер с мобильного). Национальная детская горячая линия – 0 800 500 225 или 116 111 (для звонков с мобильного). Кроме этого, вы всегда можете обратиться лично ко мне, придя в Ингулецкий районный суд»,- подчеркнул судья-спикер Вячеслав Мазуренко.

Источник: https://sobitie.com.ua/novosti-ukraina-mir/s-zavtrashnego-dnya-v-ukraine-vstupyat-v-silu-novye-ugolovno-pravovye-normy

Насильственные действия в отношении несовершеннолетних

Статья за психологическое давление на ребенка
обратиться за помощью

Насилие над детьми оказывает травмирующее воздействие на их физическое и психическое состояние.

Ребенку сложно не только противостоять насильственным действиям со стороны взрослого человека, но и часто в силу возраста осознать противоправность произошедшего с ними.

В общем смысле под насилием по отношению к детям понимаются любые действия физического, сексуального, психического или эмоционального характера, причиняющие им вред.

Классификация насильственных действий

Можно выделить следующие виды насилия в отношении несовершеннолетних:

  • Физическое – сюда относятся действия, причиняющие вред здоровью или физические страдания: побои, ограничение свободы и т.п.
  • Сексуальное – любые развратные действия, склонение к половому контакту, изнасилование.
  • Психологическое или эмоциональное – унижения, оскорбления, угрозы, социальная изоляция, шантаж и т.д.

Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность за преступления против здоровья и жизни несовершеннолетних 1 . Например, ст. 117 УК РФ определяет наказание за истязание несовершеннолетнего – систематическое причинение ему физических или психических страданий, побоев, не приносящих вреда здоровью.

Кроме этого, любое противоправное действие по отношению к малолетнему лицу (ребенку до 14 лет) относится к отягчающим обстоятельствам, увеличивающим срок наказания за любое преступление. Особой формой насилия по УК РФ является оставление в опасности малолетнего лица.

Отдельная группа норм уголовного законодательства регулирует санкции за сексуальное насилие над детьми, к нему относится не только изнасилование, но и совершение разного рода развратных действий – демонстрация половых органов, порнографической литературы, непристойные прикосновения и т.д.

К преступлениям против несовершеннолетних относят также принуждение к антиобщественным действиям – склонение к употреблению наркотиков и алкоголя, бродяжничеству, проституции, попрошайничеству (ст. 151 УК РФ).

Однако в УК РФ не предусмотрена ответственность за психологическое насилие, хотя ребенок страдает от его проявлений не менее тяжело, чем от физических действий. В рамках ст. 110 вводится ответственность за доведение до самоубийства и определяется роль оскорблений и угроз, как криминогенного фактора.

Но наказание за эти действия наступает только в случае развития трагических событий – попытки ребенка свести счеты с жизнью или самоубийства. В тоже время любое психологическое давление на ребенка со стороны взрослых сказывается на его развитии и самочувствии.

К сожалению, привлечь виновное лицо к какой-либо ответственности за подобные действия очень сложно.

Что делать, если ребенок подвергся насилию?

Родители, опекуны или педагоги должны правильно отреагировать на сообщение ребенка о случившемся или на выявленный факт насильственных действий над несовершеннолетним. Во-первых, стоит успокоить ребенка, объяснить ему, что он ни в чем не виноват.

https://www.youtube.com/watch?v=F8wRHbpo0Bk

Следующие возможные действия:

  • Если факт насилия выявлен в семье, то педагогу или иному гражданину, узнавшему о данном событии нужно обратиться в органы опеки, либо в комиссию по делам несовершеннолетних.
  • Если насилие случилось с ребенком по вине посторонних лиц, родителям необходимо обратиться в Дежурную часть полиции.
  • Нужно взять направление у дежурного полицейского или следователя на прохождение медицинской экспертизы, подтверждающей факт насилия.
  • Нельзя купать ребенка до проведения экспертизы, стоит сохранить все вещи, на которых могли остаться следы произошедшего.

Если состояние здоровья ребенка находится в опасности, нужно обязательно вызвать врача или скорую помощь, при этом попросить медицинских работников подробно описать, в каком состоянии и с какими повреждениями ребенок поступил в больницу. Опрос малыша сотрудниками правоохранительных органов может проходить только в присутствии родителей, опекунов или психологов.

Куда можно обратиться в случае насилия над ребенком?

В случае насильственных действий в отношении несовершеннолетних можно обратиться за помощью в ряд организаций, каждая из которых обладает своими полномочиями в данной области:

  • Комиссия по делам несовершеннолетних – орган, обязанность которого – защита несовершеннолетних от всех форм насилия, выявление фактов жестокого обращения и социальная реабилитация детей. Обращаться в эту организацию за помощью можно, если стало известно о том, что ребенок не получает нужного материального содержания, живет в антисанитарных условиях, лишен родительского надзора.
  • Органы опеки и попечительства – орган, уполномоченный проверять условия жизни детей в семье, представлять их интересы в судебной инстанции, заявлять иски в суд о лишении, либо ограничении родительских прав. Помимо этого, орган ведет профилактическую работу, а также занимается выявлением неблагополучных семей.
  • Уполномоченный по правам ребенка – обеспечивает защиту прав детей и их восстановление, содействуют в выявлении и расследовании нарушений прав ребенка. функция – независимый контроль над деятельностью государственных органов, обеспечивающих соблюдение интересов детей.
  • Прокуратура – занимается защитой прав ребенка в суде, предъявлением требований о восстановлении прав несовершеннолетних к органам опеки и попечительства и другим компетентным органам, может подавать иски в суд о лишении родительских прав.

Насильственные действия в отношении несовершеннолетних обязательно должны пресекаться, а пострадавшие от таких действий дети нуждаются в длительной реабилитации, которая необходима им для того, чтобы без последствий пережить полученную травму.

Михаил Красильников

1 Судебное толкование

В. осужден по ст. 116 УК РФ: он хватал несовершеннолетнего С. за ворот куртки, сдавливая при этом шею ребенка до состояния удушения, причиняя физическую боль, протащил его в таком положении в подъезд и по ступенькам лестничного марша (судебный участок №1 Багратионовского района Калининградской области, дело №112/2012).

М. осуждена по ч. 1 ст. 116 УК РФ за совершение насильственных действий в отношении В., а именно: не пуская В. в квартиру, М. стала закрывать дверь и умышленно ударила потерпевшую дверью по спине, зажав В. в дверном проеме и причинив ей физическую боль (судебный участок N 81 Чусовского муниципального района Пермского края, дело №1-12/2011).

При рассмотрении уголовного дела в отношении Д. по ч. 1 ст. 116 УК РФ мировой судья пришел к выводу, что иные насильственные действия выразились в том, что подсудимая поставила несовершеннолетнего Г.

на колени в угол прихожей, где ребенок простоял не менее семи часов, в результате чего от длительного соприкосновения коленей с твердой поверхностью мальчик испытывал физическую боль (судебный участок №1 Кемеровского района г.

Кемерово, дело №1-17/2011).

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/i-have-the-right/nasilstvennye_deystviya_v_otnoshenii_nesovershennoletnikh/

Учитель против школьника: что делать, если педагог применяет психологические давление

Статья за психологическое давление на ребенка

Эмоциональное насилие учителей может серьезно сказаться на здоровье ребенка. Вот почему родителям важно вовремя увидеть эту проблему и быстро среагировать.

Специально для «Летидора» статью подготовила Анна Яблочкина, профайлер, социальный психолог, основатель и вдохновитель проекта «Управление Общением».

Каково сейчас учиться детям — хорошим, прилежным, старательным и интересующимся знаниями?

Впечатления школьника, закончившего на очень хорошие оценки 11 классов одной из лучших школ крупного города России:

«У меня со школой отношения были всегда натянуты до предела. И да, я любила учиться, и проблема была не в предметах. Проблема была в учителях.

Прекрасные на вид, но озлобленные на весь мир и на беззащитных детей в особенности — видимо, это критерии для найма на работу.

Что ни учитель, то отдельная клиника. Одна устраивает скандалы с унижением учеников по поводу и без, другая пытается манипулировать запуганными десятиклассниками, угрожая отказаться от классного руководства, третья орет “Дурак! Дебил!” за любое промедление в решении уравнения у доски.

На последнем звонке они же будут говорить вашим родителям, как трепетно любят нас и как рады были провести нас через сложную пору детства и юношества. Вам же, дети, именно учителя скажут: что вы завалите экзамены, что вообще готовить к ним они вас не обязаны, сдайте на минимум и идите мести дворы — вот ваша судьба остолопов.

О какой любви к образованию может идти речь, когда каждый поход в школу — эмоциональное насилие? Когда вашим родителям врут про вас, а родители зачастую склонны верить учителю. Верить чужому человеку с чужими тараканами, больше чем собственному ребенку, с тараканами вполне родными, как минимум по крови…».

У этого бывшего школьника сейчас все хорошо: университет, студенческая жизнь, интересные проекты, хорошее окружение. И это благодаря поддержке родителей — они не допустили, чтобы ребенка сломали, и научили его постоять за себя._

Дети несправедливость кожей чувствуют! И тем она для них больней.Именно потому ребенок — идеальный вариант для абьюзера оттачивать мастерство и безнаказанно наслаждаться своей властью и контролем.

Но ведь так было не всегда.

Что происходит сейчас с образованием в школе? Откуда так много эмоций и давления? Почему образовательное учреждение приобретает статус пространства для эмоциональной ломки и эмоционального насилия над личностью маленького человека?

• Первый ответ лежит на поверхности. Нет стандартов морально-психологической, культурной компетентности педагога при приеме на работу. Их просто нет! Не предусмотрены. Диплома о профильном образовании достаточно. Опыт работы не обязателен.

• Профессия учителя стала социально незначимой. Статус учителя в обществе потерян. Уважение тоже. Зарплаты — не разбежишься. В школы очередь из учителей не стоит, конкурса на место нет. Некому учить детей.

• Стандарты образования изменились. Учителю некогда строить доверительные отношения с ребенком. Учитель должен заполнять отчеты и писать учебные планы.

80% времени уходит на бумажную работу за пределами класса. Когда смотреть в глаза ученику?

Да и зачем? За это не доплачивают…

  1. Создание обстановки общего недоверия. Все всем не доверяют.

  2. Поддержание разобщенности и противостояния в классе.

  3. Деление на группы: отличники и хулиганы, гордость класса и позор класса. Отдельная группа — изгои: плохо прошли психологический тест, не понимают сразу объяснение учителя, медленно усваивают материал, медленно едят, некрасиво выглядят, слишком худые, слишком толстые (переход на личности) и тому подобное.

  1. Неуважение к личности ребенка. Высмеивание недостатков характера, привычек, личных особенностей ребенка, обесценивание его достижений и стараний.

  2. Негативные отзывы в адрес ребенка как человека в некорректной форме и публично выраженные.

  3. Самоутверждение за счет маленького человека, который заведомо не даст отпор.

  4. Нет цели помочь ребенку изменить ситуацию, привычки и поведение, стать компетентнее. Есть цель сделать больно, заклеймить, дать оценку, присвоить категорию. Без возможности выхода и изменений.

Обычно учитель применяет психологическое насилие в классе в отношении только «избранных». Рассмотрим их.

Уже первоклассников могут оскорблять, ставить при всех в классе в угол, наказывать выставлением к доске и так далее. Это все на фоне низкой дисциплины учеников, которые отказываются слушать и слышать учителя. Учитель уже ни для кого не авторитет. Увы и ах!

В зоне риска две основные группы детей:

Первая категория — скромные, тихие, хорошо воспитанные дети из правильных семей, где все тихо и вежливо разговаривают друг с другом, где принято поддерживать друг друга, помогать, слушать и слышать. Вот такие дети впадают в шок и ступор при эмоциональных наскоках, истериках и качелях от «спокойно» до «ураган».

Результат. Ребенок замыкается, перестает участвовать в учебном процессе, начинает отказываться идти в школу или получать знания вообще из любого источника. Образование начинает ассоциироваться с эмоциональной болью.

Вторая категория — дети гиперактивные, энергичные, неуправляемые, еще в семье привыкшие к физическому воспитанию разными бытовыми предметами. Статус «хулиган» и «разрушитель» они приносят с собой из дома, полезных привычек и социальных навыков у них крайне мало, после себя оставляют разруху.

При эмоциональных наездах в свой адрес выбрасывают энергию агрессии в разы превышающую воспитательный посыл. Чем постоянно кормят агрессора. Симбиоз с агрессором получается стопроцентным.

Результат. Как не учились, так учиться и не будут.

Определяющий фактор: насколько хороший контакт у родителей с ребенком. Как хорошо вы знаете своего ребенка, как много с ним общаетесь?

Эмоциональное насилие учителя над ребенком возможно только при безразличии родителей!

Первый признак — поведенческий. Ребенок ведет себя не так как всегда.

С тихими детьми немного сложнее. Они могут замкнуться, не рассказывать, бояться огорчить папу и маму и так далее. Но в их поведении, играх, разговорах с игрушками, рисунках начнут происходить интересные диалоги, появляться новые слова и эмоции.

Родители, обращайте внимание на эти сигналы — что-то не так!

Активные дети начинают дома «отрываться».

Становятся еще более активными, агрессивными, склонны ломать, крушить, причинять вред себе: прищемил палец, поранился, обжегся и так далее.

Это аутоагрессия, желание причинить вред себе за то, что не смог себя защитить в социуме, совмещенная с потребностью привлечь любовь и заботу, но опять через боль.

Срочно поддерживаем через любовь, защиту и опору!

Ребенку нужен надежный тыл. Всегда!

Второй признак — физиологический. Ребенок может начать плохо спать, плохо есть, жаловаться на боль в животе (область желудка и поджелудочной железы). Это все признаки стресса, в котором находится ребенок.

Обратите внимание! Анорексия, булимия, причинение прямого вреда своему телу и здоровью у детей часто совпадает с активным нежеланием ходить в школу. Срочно начинаем решать вопросы в школе. Вплоть до перевода в другой класс или в другую школу к другому учителю.

Эмоциональное насилие может иметь вполне серьезные физические последствия.

Одно некорректное слово, сказанное против ребенка значимым взрослым учителем при одноклассниках, способно на много лет испортить здоровье, внешность, а порой даже стать угрозой жизни.

Там, где родители занимаются своими детьми, абьюзинг учителя будет очень быстро замечен и прекращен.

Первое, чему учим детей: честности и открытости.

Учим ребенка говорить учителю о своих чувствах:

«Мне это неприятно», «Мне так больно», «Мне так плохо», «Я так не понимаю», «Пожалуйста, разговариваете со мной вежливо и спокойно» и так далее.

Ребенок должен знать, что у него есть права, что он имеет возможности заявить о них открыто, без страха и сомнений. Ребенок должен быть уверен, что есть люди, которые его всегда поддержат. Которые всегда на его стороне. Это вы, родители.

Хорошо помогает диктофон на школьном столе во время уроков и на переменах. Уголовный кодекс никто не отменял. Ребенок может записать общение с учителем в классе. Это его право. Запись станет основой для правовой оценки деятельности педагога и его соответствию должности.

Помним!

Школа несет юридическую ответственность за ребенка, за все, что с ним происходит в течение всего учебного дня.

От момента, когда ребенок зашел в школу, до момента, когда он ушел домой.

Родители, воспитываем себя, учимся создавать доверительные отношения со своими детьми. Там, где ребенка только осуждают, оценивают и сравнивают, места для доверия нет. Как нет места и для любви.

Лучшая защита для ребенка — это безусловная, но мудрая родительская поддержка и любовь.

Мы, родители, не против кого-то, просто мы всегда ЗА своих детей.

Shutterstock.com

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/uchitel-protiv-shkolnika-chto-delat-esli-pedagog-primenyaet-psikhologicheskie-davlenie.htm

Понятие насилия в отношении несовершеннолетних

Статья за психологическое давление на ребенка

Одним из необходимых показателей уровня цивилизации человеческого общества выступает уровень защищенности прав и законных интересов несовершеннолетних, нормальное психофизическое и морально-нравственное развитие которых является необходимой предпосылкой прогресса социума.

Значение насилия над детьми как социального явления велико. Оно оказывает негативное влияние не только на психическое и физическое здоровье ребенка, его развитие, но также во многом предопределяет жизнь будущих поколений. Когда дети вырастут, станут взрослыми и станут воспитывать собственных детей, их поведение во многом будет определяться их детским семейным опытом.

Исследования психологов дают основание считать, что в основе жестокого обращения с детьми лежит механизм социальной передачи агрессии из поколения в поколение. Сложный путь, которым агрессия передается потомству, полностью не изучен. Важную роль в этой передаче играют механизмы психологической защиты, позволяющие потерпевшему справиться с перенесенной психической травмой.

Очевидно, что в результате совершения преступлений против несовершеннолетних страдает общество в целом, поскольку преступления против несовершеннолетних представляют собой общественно опасные посягательства, которые непосредственно нарушают общественные отношения, обеспечивающие нормальное физическое, интеллектуальное и нравственное воспитание несовершеннолетних.

Следует отметить, что в юридической литературе немало внимания уделяется насилию в семье, физическому и сексуальному насилию среди опекунов, принуждению к занятию проституцией, насилию над детьми находящимися в детских учреждениях, в том числе и государственных. Достаточно разработанными являются и вопросы предупреждения преступления против несовершеннолетних.

Тема профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних всегда была и останется одним из приоритетных направлений деятельности всех правоохранительных органов, ведь дети — это самая незащищенная категория населения, которые не могут не только противостоять насилию, но и в силу своего возраста не всегда осознают те противоправные действия, которые совершают в отношении них взрослые.

Существует ряд подходов к пониманию преступного насилия. Именно это понятие может выступать основой для формулирования понятия насильственных преступлений против несовершеннолетних. Насилие, применяемое одной стороной (личностью, социальной и политической группами, институтами и учреждениями, партиями и движениями и т. д.

), вызывает адекватное противодействие другой стороны, которое приобретает более ожесточенный и упорный характер. В научной литературе можно встретить различные определения насилия. Насилие — это «узурпация свободной воли, такое отношение между людьми, в ходе которого одни силой, внешним принуждением навязывают свою волю другим» [1].

Насилие — «применение физической силы к кому-либо; принудительное воздействие на кого-либо; притеснение, беззаконие; опора на силу, действие с помощью силы» [2].

Насилие — это «физическое или психическое воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное Конституцией РФ право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле)» [3]. Насилие — это «нанесение любого ущерба (физического, морального, психологического, идеологического и др.

), или любые формы принуждения в отношении других индивидов и групп» [4]. По мнению А. А. Гусейнова понятие насилие несет четко выраженную негативную оценочную нагрузку и включает в себя все формы физического и психологического подавления [5]. Не случайно предлагаемое Н.

Иванцовой определение выглядит следующим образом: «Насилие — это противоправное, умышленное, физическое и психическое воздействие, направленное на другого человека против или помимо сознания и воли, причинившее ему существенные вред либо создавшее опасность причинения такого вреда» [6].

Однако по уголовному законодательству признаком насилия является лишь физическое воздействие. Гаухман Л. Д. исследуя насилие определяет его, на наш взгляд, так же слишком узко включая в него лишь насилие физическое и угрозу применения такого насилия.

Р. Д. Шарапов в своей монографии исходит из двух базовых признаков насилия: неволя и принуждение, исключая из признаков незаконность, тем самым сужая понятие насилия. Он утверждает, что «Истинный смысл насилия состоит в том, что им обозначали и обозначают некое действие одного, совершаемое в отношении другого вопреки его воле» [7].

Также Шарапов Р. Д.

указывает что «насилие в уголовном праве — это преступное посягательство на личную безопасность человека в виде умышленного неправомерного причинения физического или психического вреда потерпевшему вопреки его воле путем энергетического (физического) или информационного (психического) воздействия на организм человека” [8].

Вполне обоснованным видится утверждение А. Н. Ильюшенко о том, что «всякое насильственное преступление с субъективной стороны характеризуется умышленной формой вины». Л. В. Сердюк акцентирует внимание на то, что следствием насилия может выступать не только какой-либо физический вред здоровью, но и психический вред, а также ограничение свободы волеизъявления или действий [9].

Такие авторы, как А. В. Иващенко и А. И. Марченко, которые указывают, что «в качестве насилия следует рассматривать активную социальную деятельность (поведение), непосредственно направленную против свободного волеизъявления.

В отличие от многих других форм проявления человеческой активности только насилие представляет собой поведение, при котором поступки человека, очевидно, нацелены на подавление свободы». Так из понятия насилия авторы необоснованно исключают признак «противоправности».

Анализируя научную литературу по данному вопросу и законодательство, следует отметить, что на сегодняшний день существует очень много недоработок, касающихся вопросов содержания понятия насилия, опасного и неопасного для жизни и здоровья, понятия психического насилия; что данные вопросы регулируются на законодательном уровне недостаточно четко.

Однако по уголовному законодательству признаком насилия является лишь физическое воздействие. Физическое насилие в этом случае понимается широко: оно может выразиться как в побоях, не влекущих причинения вреда здоровью подростка, в причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью, а также в изнасиловании или насильственных действиях сексуального характера. Гаухман Л. Д. [10].

Для того чтобы полностью раскрыть понятие насилия необходимо учитывать, что выделяют виды насилия: физическое, насилие; сексуальное насилие; эмоциональное, психологическое, психическое насилие; экономическое насилие.

В современной литературе рассматриваются также следующие виды насилия: пренебрежение; духовное насилие; информационное насилие; религиозное насилие [11].

Физическое насилие проявляется в нанесение человеку физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб его здоровью, нарушают его развитие и лишают жизни. Сексуальное насилие − принуждение человека к сексуальным отношениям средствами физического или психологического воздействия.

Сексуальное насилие или совращение в отношении несовершеннолетних − использование ребенка взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды.

Психологическое насилие выражается в унижении, оскорблении, контролировании поведения, изоляции, ограничении круга общения жертвы, шантаже, угрозах причинения насилия. На наш взгляд к психологическому и эмоциональному насилию можно отнести и насилие, которое применяется на глазах у ребенка к другому человеку или животному, например, избиение домашних животных, избиение или унижение сестры, брата.

Психическое насилие выражается в постоянном или периодическом словесном оскорблении несовершеннолетнего, угрозах со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижении его человеческого достоинства, обвинении его в том, в чем он не виноват, демонстрации неприязни к ребенку. Эмоциональное насилие над несовершеннолетним выделяется в качестве разновидности психологического насилия − это любое действие, которое вызывает у него состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни.

Исходя из изложенного, главной особенностью насильственного воздействия является принудительность, противоправность или незаконность его осуществления.

Таким образом, на наш взгляд насилие в отношении несовершеннолетних — это противоправное, умышленное, физическое и психологическое воздействие или угроза применения такого воздействия, нацеленное на подавление человека, против его воли, а также ограничение свободы волеизъявления или действий.

Литература:

1.         Гуссейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. М.: Гардарики, 2000. С. 32

2.         Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1983. С. 344.

3.         Большой юридический словарь. М., 1998. С. 397.

4.         Козырев Г. И. Проблема насилия в теории, массовом сознании и реальной жизни // Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 2000. № 6. С. 85.

5.         Гусейнов А. А. Понятия насилия и ненасилия- 1994.- № 5.

6.         Курносова О,П. понятие насильственных преступлений против несовершеннолетних// “Черные дыры” в Российском законодательстве.-2009-№ 1.-С. 130.

7.         Шарапов Р. Д. Физическое насилие в уголовном праве- СПБ. 2001.-С.20

8.         Шарапов Р. Д. Насилие в уголовном праве (понятие квалификация, совершенствование механизма уголовно-правового предупреждения): Автореф. дис. докт. юрид. наук.- Екатеренбург, 2006.-С.9.

9.         Курносова О,П. понятие насильственных преступлений против несовершеннолетних// “Черные дыры” в Российском законодательстве.-2009-№ 1.-С. 131.

10.     Ползуновский вестник № 32006 И. С. Колесников- С.115

11.     Добреньков В.И Проблема насилия в отношении подростков в городе Москве — Москва 2011г.-С.29

Источник: https://moluch.ru/archive/52/6922/

Как защитить ребенка от психологического насилия

Статья за психологическое давление на ребенка

Современных детей кто только не воспитывает: детские сады, школы и телевизор усердно прививают им основы нравственности и патриотизма, разве что не заставляют зубрить «Моральный кодекс строителя коммунизма». Дети каждый день подвергаются психологическому насилию, в том числе со стороны родителей. Как этого избежать?

Что такое психологическое насилие, как его распознать и защитить от него ребенка, «Таким делам» рассказали эксперты: Карина Карамян, супервизор детского телефона доверия и психолог ресурса KogdaTrudno.

ru, Марина Слинькова, детский и подростковый психолог Центра Системной семейной терапии, и Сергей Ениколопов, кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ.

***

 Что такое психологическое насилие?

Психологическое насилие — это форма воздействия одного человека на другого, при которой наносимый вред измеряется не в «физических единицах», а в психологических.

Другими словами, жертва психологического насилия не получает физических увечий, но при этом страдает эмоционально.

К самым распространенным формам психологического насилия относятся унижения, оскорбления, угрозы, запугивание, и они не обязательно выражены вербально. Насилие не всегда проявляется агрессивно, даже с улыбкой на лице можно унизить человека.

К чему может привести психологическое насилие над ребенком?

Последствия психологического насилия зависят от его длительности и интенсивности. Психологическое насилие приводит к переживанию ребенком собственной ничтожности. Это и чувство вины, и стыд, и бессилие, и, как следствие, заниженная самооценка, неуверенность в себе.

Кроме того, растет уровень тревожности, могут появляться страхи и нервозность. Это связано с тем, что ребенок теряет чувство безопасности и начинает постоянно ожидать нового «нападения». Он становится уязвимым ко всевозможным манипуляциям.

Длительное психологическое насилие влияет на всю дальнейшую жизнь ребенка: на его отношение к себе и окружающим, на его способность быть в ладу со своими эмоциями, на его уровень агрессии и адаптацию в социуме.

У ребенка может на всю жизнь сформироваться «выученная беспомощность»: состояние, когда человек заранее уверен, что у него ничего не получится. Он даже не пробует самореализовываться, потому что убежден в собственной никчемности.

К самым распространенным формам психологического насилия относятся унижения, оскорбления, угрозы, запугивание

Это просто и сложно, одновременно. Главный помощник родителя — внимание и доверительный контакт с ребенком. Первый маркер — это изменения в поведении. Могут начаться проблемы со сном, едой, с настроением, реакцией на повышение голоса. Говорун может превратиться в тихого и задумчивого молчуна.

Родители знают, каково нормальное поведение их ребенка, и когда оно меняется — это повод задуматься, проследить, с какими событиями такая перемена связана. Это может быть одна и та же воспитательница в детском саду, или каша, которую ребенка насильно заставляют есть по утрам.

Показывайте вашим детям свою готовность прийти на помощь и, главное, — не осуждайте, что бы ни произошло, и о чем бы ребенок вам ни рассказал.

Это касается не только маленьких детей. Подростка опустить гораздо проще, чем пятилетнего малыша. Оскорбление учителем перед всем классом или насмешки одноклассников могут закомплексовать школьника на всю жизнь.

К сожалению, некоторые родители упускают из виду психологическое насилие над ребенком, потому что искренне не верят, что с ним происходит что-то действительно важное, а главное — травмирующее. Даже если ребенок рассказывает об этом напрямую.

Как родитель может противостоять психологическому насилию?

Самое главное — родитель всегда должен вставать на защиту своего ребенка. Иначе ребенок становится заложником ситуации и может оказаться виноватым с двух сторон: его ругают и воспитатели, и родители, которым надоело выслушивать упреки воспитателей.

Если родитель подозревает, что с ребенком что-то не так, прежде всего, нужно постараться поговорить с ним, выяснить, в чем проблема. Не надо давать советов, как справиться с ситуацией.

Скорее всего, они будут невыполнимы, и от этого чувство вины и стыда станет еще сильнее. Ребенок начнет думать, что виноват он сам. Совет «не обращать внимания» — еще одна распространенная ошибка родителей.

Он обесценивает переживания ребенка, лишает его необходимой поддержки.

Не надо давать советов, как справиться с ситуацией. Скорее всего, они будут невыполнимы, и от этого чувство вины и стыда у ребенка станет еще сильнее

Необходимый шаг родителя — диалог с воспитателем. К воспитателю нужно идти подготовленным: точно знать, когда и из-за чего менялось настроение, вплоть до конкретных дат. Не нужно конфликтовать с воспитателем, ведь потом это может отразиться на ребенке. Все проблемы лучше всего решать через взаимное сотрудничество.

Нужно спокойно показать свою четкую позицию по сложившейся ситуации: «Я это вижу. Я это замечаю. Я не хочу, чтобы это повторялось. Давайте посмотрим, что мы вместе можем с этим сделать». Если разговор проблему не решил, можно обратиться к вышестоящему начальству. В любом случае насилие нужно прекратить.

Если никакие способы не работают, ребенка нужно забрать из этого детского учреждения.

Травля со стороны других детей. Что делать?

Здесь опять же очень важна родительская поддержка. Родитель должен доверять своему ребенку и не бояться входить в конфликтные ситуации, защищая его. Все проблемы нужно решать на уровне взрослых.

Не бывает травли без молчаливой поддержки воспитателя или учителя, который находится в учреждении, где это происходит. Нужно выходить на диалог и апеллировать к компетентности воспитателя или учителя: «Меня такая ситуация не устраивает, если вы не в состоянии справиться с ситуацией, я пойду выше».

Взрослые могут изменить ситуацию с детьми, если будут действовать сообща и профессионально. Настаивайте на разборе ситуаций, настаивайте на включении психологов, настаивайте на том, что на психологическое насилие нельзя закрывать глаза, и это не норма.

Если даже на уровне заведующей детского сада или директора школы ситуация не решается, можно обратиться в гороно или другие вышестоящие органы.

Как отличить насилие от родительской заботы?

Забота — это когда одному человеку важно, что происходит с другим, и хочется, чтобы другому было хорошо. И забота как таковая просто не может быть насилием. А вот то, что очень часто маскируют под заботу, как раз и есть психологическое насилие.

Если вы заботитесь о ребенке, вы предложите ему помощь при решении тех или иных задач, но прежде чем помогать, дождетесь его инициативы или желания.

Если вы помогаете вне зависимости от того, просит ребенок вас об этом или нет, то встает вопрос, о ком на самом деле вы заботитесь в этот момент.

«Причинение добра», как это называют в своих кругах психологи, — такое же насилие, как и все остальное

«Причинение добра», как это называют в своих кругах психологи, — такое же насилие, как и все остальное. И его последствия зачастую превосходят последствия от критики и угроз. Такое поведение родителей приводит к инфантилизации ребенка.

Родитель может жить событиями своего чада так плотно, что начнет проживать детскую жизнь, вытесняя из нее самого ребенка. В такой ситуации ребенок не получает навыков, которые необходимы ему для дальнейшей жизни.

Он не умеет выбирать, не чувствует ответственности за свои поступки.

Часто родители не понимают, что не должно быть понятия «к ноге», и у детей должна быть свобода. В том числе, свобода выбора. Есть время, когда ребенок должен побыть один. Это тоже процесс развития.
Необходима четкая граница между заинтересованностью в жизни ребенка и попыткой «задушить его своей любовью». Но вычислить эту границу можно только эмпирическим путем.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!

Источник: https://takiedela.ru/2017/06/kak-zashhitit-rebenka-ot-psikhologiche/

Юрист ответит
Добавить комментарий