Стипендия целевику от Министерства образования

Стипендии, социальная поддержка

Стипендия целевику от Министерства образования

Общая информация

В соответствии со Статьей 36. «Стипендии и другие денежные выплаты» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.

Виды стипендий:

  1. государственная академическая стипендия студентам;
  2. государственная социальная стипендия студентам;
  3. государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам;
  4. стипендии Президента Российской Федерации и стипендии Правительства Российской Федерации;
  5. именные стипендии;
  6. стипендии обучающимся, назначаемые юридическими лицами или физическими лицами, в том числе направившими их на обучение;
  7. стипендии слушателям подготовительных отделений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Размеры государственных стипендий устанавливаются в соответствии с приказами по университету.

 Государственная академическая стипендия студентам

Размер базовой государственной академической стипендии составляет 2200 рублей (для студентов ИСПО – 800 рублей).

Данная стипендия назначается по итогам экзаменационной сессии студентам, имеющим оценки «хорошо» или «отлично».

При этом в период с начала учебного года до прохождения первой промежуточной аттестации базовая стипендия выплачиваются всем студентам первого курса.

Студентам, обучающимся только на «отлично», назначается государственная академическая стипендия отличника в размере 4400 рублей (для студентов ИСПО – 1600 рублей).

Студенты, имеющие только отличные оценки по итогам трех предшествующих сессий, могут претендовать на государственную академическую стипендию, назначаемую решением Ученого совета Университета (установлено 100 таких стипендий), составляющую 6600 рублей (для студентов ИСПО – 2400 рублей).

В целях совершенствования мер по стимулированию и привлечению в СПбПУ талантливых абитуриентов в университете введены специальные стипендии и гранты студентам 1 курса.

Специальные стипендии студентам 1 курса назначаются взамен базовой государственной академической стипендии студентам 1 курса бакалавриата и специалитета очной бюджетной формы обучения, поступившим в университет без вступительных испытаний либо получившим по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по сумме трех предметов, установленных в качестве вступительных испытаний в университет, 270 баллов и более, за исключением студентов, которым в установленном порядке назначаются выплаты специальных грантов студентам 1 курса.

Специальные стипендии студентам 1 курса ИСПО в размере 2000 рублей назначаются до прохождения первой промежуточной аттестации взамен базовой государственной академической стипендии студентам 1 курса, обучающимся по программам среднего профессионального образования (СПО), очной бюджетной формы обучения, поступившим в Университет на основании аттестата об основном общем образовании с отличием (средний балл по аттестату – 5,0).

Повышенная государственная академическая стипендия за достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности

Данная стипендия назначается студентам, обучающимся по образовательным программам высшего образования, имеющим особые достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой или спортивной деятельности и выплачивается в размере 10000 рублей в дополнение к иным видам назначенных стипендий.

Государственная социальная стипендия

В соответствии с частью 5 статьи 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная социальная стипендия назначается:

  • студентам, являющимся:
    • детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, 
    • лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 
    • лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, 
    • детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства,
  • студентам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне,
  • студентам, являющимся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранами боевых действий, 
  • студентам из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и федеральных государственных органах, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами “б” – “г” пункта 1, подпунктом “а” пункта 2 и подпунктами “а” – “в” пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”.

Государственная социальная стипендия назначается также студентам, получившим государственную социальную помощь.

Размер государственной социальной стипендии равен полуторакратному размеру базовой стипендии и составляет 3300 рублей (для студентов ИСПО – 1200 рублей).

Государственная социальная стипендия назначается студентам на основании заявления и справки, выдаваемой органом социальной защиты населения по месту жительства (постоянной регистрации), подтверждающей назначение государственной социальной помощи, или иного документа, подтверждающего принадлежность к одной из категорий граждан, указанных в части 5 статьи 36 Закона об образовании.

Студенты, получающие государственную социальную стипендию, имеют право на получение государственной академической стипендии на общих основаниях.

Студентам первого и второго курсов бакалавриата и специалитета, имеющим оценки успеваемости «отлично» или «хорошо» и относящимся к категориям лиц, имеющих право на получение государственной социальной стипендии, назначается государственная социальная стипендия в повышенном размере. (в настоящее время – 10000 рублей).

Именные и специальные стипендии

Стипендии Президента Российской Федерации и специальные стипендии Правительства Российской Федерации назначаются студентам, достигшим выдающихся успехов в учебной и научной деятельности, в соответствии с положениями, утвержденными Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

Стипендии, назначаемые органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, например, стипендия Правительства Санкт-Петербурга, стипендия Фонда Потанина, стипендия Ученого Совета СПбПУ, назначаются в соответствии с их Регламентами.

Студенты могут претендовать на различные именные стипендии, учреждаемые органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в том числе, стипендии Президента Российской Федерации и специальные стипендии Правительства Российской Федерации, именные стипендии Правительства Санкт-Петербурга, стипендии Благотворительного фонда Владимира Потанина, стипендии ОАО «КАМАЗ», банков ВТБ и Альфа-банка и другие. Порядок назначения и выплаты именных стипендий для студентов, а также количество и размеры этих стипендий определяется учредителями этих стипендии.

Лицам, проявившим выдающиеся способности и поступившим на обучение в образовательные организации высшего образования по очной форме обучения по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов открыта регистрация претендентов на получение грантов Президента Российской Федерации 2016/2017 учебного года.

О грантах

Претендентами на получение грантов Президента Российской Федерации могут быть лица, удовлетворяющие всем ниже перечисленным критериям:

  • включены в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности, созданный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» (включены в список победителей и (или) призеров мероприятий, утвержденный Министерством культуры Российской Федерации, Министерством спорта Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации);
  • имеют гражданство Российской Федерации;
  • поступили в текущем году на обучение по очной форме обучения по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2015 года № 607 «О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности»:

  • учреждено с 1 сентября 2015 года 5000 грантов Президента Российской Федерации для поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности и поступивших на обучение в образовательные организации высшего образования по очной форме обучения по программам бакалавриата и программам специалитета за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
  • ежегодно предоставляется не более 1200 грантов в размере 20 000 рублей в месяц;
  • организационно-техническое обеспечение и информационное сопровождение предоставления и выплаты грантов, мониторинг выполнения получателями грантов обязательств, организация выявления, сопровождения и мониторинга дальнейшего развития лиц, проявивших выдающиеся способности, осуществляет Образовательный Фонд «Талант и успех» (далее – оператор).

Со списком претендентов на получение грантов Президента Российской Федерации, утвержденных Федеральными органами исполнительной власти в 2016 – 2017 учебном году, а также с порядком действий претендента на получение гранта Президента Российской Федерации можно ознакомиться на информационном ресурсе – http://грантыпрезидента.рф/. 

Сроки предоставления документов оператору, включая регистрацию претендентов на сайте по грантамhttp://грантыпрезидента.рф/ до 01 ноября 2016 г.

Конкурс на получение именной стипендии является компонентом Стипендиальной программы Владимира Потанина.

В конкурсе могут принимать участие студенты 1 и 2 курса магистратуры вузов-участников. 

Победители конкурса – это профессионалы в своей предметной или научной области. Это творческие личности, способные делиться полученными знаниями и навыками, генерировать идеи, воплощать их в жизнь и брать на себя личную ответственность за результат. Это лидеры, готовые объединить вокруг себя команду и вдохновить ее на достижение общей цели.

Размер ежемесячной стипендии – 20 000 рублей.

Конкурс проходит в два этапа.

Первый этап – заочный, на основании письменной заявки, включающей мотивационное письмо и научно-популярное эссе на тему предполагаемой магистерской диссертации.

Второй этап – очный, в формате деловых игр, интервью, решения кейсов и других групповых и индивидуальных форм оценки.

График конкурса:

  • Прием заявок на конкурс до 20 ноября 2019
  • Объявление результатов заочного этапа до 20 декабря 2019
  • Очные отборы один день в период с 22 января по 10 февраля 2020
  • Подведение итогов конкурса до 20 февраля 2020
  • Объявление победителей конкурса не позднее 25 февраля 2020

Консультации по организации конкурса проводятся представителями Фонда социальных инвестиций (www.soc-invest.ru), который выступает оператором конкурса в 2019/2020 году, по телефонам +7 (929) 531-20-45, +7 (929) 508-60-94 и электронному адресу sp@soc-invest.ru. 

Нормативно-правовые документы

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации 17.12.2016 № 1390 «О формировании стипендиального фонда»

Источник: https://www.spbstu.ru/students/social-security/social-support/

Целевое направление 2019: что такое, стоит ли брать, плюсы и минусы?

Стипендия целевику от Министерства образования

В горячке вступительной кампании абитуриенты чуть ли не душу дьяволу готовы продать за столь желанное место в вузе. Для некоторых спасательным кругом становится целевое направление. Адукар изучил Положение о целевой подготовке и расскажет, что такое целевое направление, кто и где может его получить, какие есть плюсы и минусы.

Что такое целевое направление?

Целевое направление позволяет бесплатно получить профессионально-техническое, среднее специальное, высшее (бакалавриат и магистратура) и послевузовское образование (аспирантура, докторантура). Договор о целевой подготовке — документ, который подписывается тремя сторонами: абитуриентом, организацией-заказчиком и учреждением образования.

Организации, которым нужны определённые специалисты, могут подавать заявки в местные или республиканские органы госуправления, в подчинении которых находятся учреждения образования, где готовят таких специалистов.

Затем органы управления, куда поступают заявки на целевую подготовку, формируют цифры целевого набора с учётом планируемого приёма и сообщают эти сведения Министерству образования, организациям-заказчикам и учреждениям образования.

Подавать заявку на целевую подготовку кадров могут государственные и частные организации.

Для кого предназначено целевое направление?

Обзавестись целевым направлением может не каждый. Целевая подготовка кадров предусмотрена для региональных организаций, где есть нехватка специалистов. Так жителям областных центров и столицы обучение по целевому направлению пока не положено. Прописка не играет ключевой роли, т. е.

брать целевое можно в организации, которая находится не в том городе, где прописан абитуриент. Главное — в какой организации абитуриент хочет взять целевое направление, есть ли у неё такая возможность.

Однако Министерство образования планирует изменить условия предоставления целевого направления.

Как получить целевое направление?

Можно пойти двумя путями. Позвони в приёмную комиссию вуза, колледжа или лицея и узнай, из каких организаций можно приносить целевое направление на интересующую специальность. Больше ориентируешься на место отработки, тогда обратись в организацию, где хотел бы работать, и спроси о возможности получить целевое направление.

Обзавестись целевым направлением можно в приёмной комиссии учреждения образования при условии, что есть вакантные места на целевую подготовку.

Сколько мест выделяется на целевиков?

Количество мест для целевиков ограничено и составляет до 60% от плана набора для сельскохозяйственных специальностей, до 50% – для специальностей профиля «Здравоохранение» и до 40% – для всех остальных.

Получив на руки долгожданное направление, расслабляться не стоит, ведь в вузе (лицее, колледже) придётся пройти по конкурсу среди целевиков. К примеру, на какую-то специальность выделено три места на целевую подготовку, а желающих пять.

Из них выберут первых трёх с наибольшим количеством баллов, оставшиеся два могут участвовать в общем конкурсе.

Если целевые места не заполнятся, их по усмотрению учреждения образования могут передать на общий конкурс или оставить вакантными. Во втором случае на свободные места, заключив договор о целевой подготовке, могут перевестись студенты этой же специальности или схожей, причём с платного отделения тоже.

Можно взять целевое направление и не подавать его в приёмную комиссию, а участвовать в общем конкурсе.

К слову, студент-целевик ничем не отличается от остальных бюджетников, кроме срока отработки.

Много целевых мест выделяют медицинские колледжи и университеты

Сколько отрабатывать по целевому направлению?

Получившим высшее образование — не менее пяти лет, среднее специальное — не менее трёх лет, профессионально-техническое — не менее двух.

В срок обязательной отработки по желанию выпускника может быть включён, к примеру, период прохождения военной службы по призыву или в резерве Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Беларуси, декретный отпуск (до достижения ребёнком возраста трёх лет). Учёба в магистратуре и аспирантуре на сокращение времени отработки не влияет.

Причины не отрабатывать по целевому направлению

Во время обучения договор может быть расторгнут по следующим причинам:

— установление гражданину, не достигшему 18-летнего возраста, инвалидности;

— установление гражданину инвалидности I или II группы;

— установление одному из родителей или мужу (жене) гражданина инвалидности I илиII группы или инвалидности ребенку гражданина;

— возникновение медицинских противопоказаний к работе по получаемойспециальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемойквалификации;

— ликвидация организации-заказчика;

— досрочное прекращение образовательных отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли гражданина, учреждения образования.

Причины не отрабатывать по целевому направлению прописаны в Положении о распределении. Это может произойти из-за получения инвалидности, болезней, несовместимых с работой по специальности, ликвидацией учреждения, выдавшего целевое направление и т. д.

Если уж совсем не хочется работать по целевому направлению, можно вернуть средства, затраченные на обучение.

Стоит ли брать целевое направление?

Заключение такого договора подойдёт тем абитуриентам, которые планируют вернуться после учёбы в родные края или хотят заранее обеспечить себя рабочим местом.

Если же для тебя главная цель — обучение на бюджете, лучше семь раз подумать, прежде чем решиться на заключение данного договора. Никто не знает, как повернётся жизнь через несколько лет, и спасательный круг может оказаться тяжкой обузой.

Юридическая консультация не будет лишней при подписании столь серьёзного документа.

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, , ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by

Источник: https://adukar.by/news/celevoe-napravlenie

Какой штраф грозит целевикам медвузов, которые не вернутся в свой регион

Стипендия целевику от Министерства образования

Какой штраф заплатят целевики медвузов, если, отучившись, они не вернутся домой? Когда во всех медицинских вузах будет профильный экзамен? Почему латынь – самый сложный предмет для медика? Об этом “Российской газете” рассказывает директор Департамента медицинского образования и кадровой политики Министерства здравоохранения РФ Татьяна Семенова.

Татьяна Владимировна, в России медиков готовят около 50 медицинских и фармацевтических вузов, плюс 40 факультетов в самых разных университетах. Вузы имеют право проводить для будущих медиков профильный экзамен. Почему они этого не делают?

Татьяна Семенова: Несколько лет подряд три медицинских вуза проводят профильные испытания. Первый медуниверситет им.

Сеченова, например, проводил в этом году такие испытания на стоматологии и педиатрии.

Они оценивались по стобалльной системе, все задания были вывешены на сайте вуза заранее, и никаких вопросов у абитуриентов не возникало. Такая мера позволяет отсеять часть случайных людей.

Каждый выпускник медвуза должен будет получить допуск к профессии

Каждый год в медвузы и на медицинские факультеты поступает около 50 тысяч абитуриентов. Думаю, можно и нужно делать отбор и при поступлении, и при окончании вуза.

Но как именно? Мне нравится французская модель медицинского образования. Там ребята могут поступать только в вузы своего региона, зачисляют на первый курс всех.

Но после первого курса студенты пишут тесты, где есть вопросы, например, о толерантности. Из тысячи на второй курс берут только сто. Если тебя не взяли, на следующий год ты можешь снова пройти этот тест.

Но после двух попыток путь в медицину тебе закрыт.

В далекие времена в России была практика профильного отбора, когда на вступительных экзаменах поступающие писали сочинения, где предлагались темы: “Почему я хочу стать врачом?”, “Как сделать мир лучше?”. Может быть, и нужно вернуться к эссе в качестве вступительного испытания для врачей, но только как сделать критерии оценки этого эссе прозрачными и кто их будет оценивать?

Абсолютно все будущие врачи, не важно, в каком вузе они учились, обязаны пройти трехуровневый экзамен

А сколько студентов-“медиков” отчисляют за двойки?

Татьяна Семенова: Самые сложные – первые два курса, много зубрежки, латынь, гистология, анатомия… На первом курсе в зимнюю сессию у нас экзаменов нет, они начинаются только летом.

Поэтому все свои “хвосты” студенты переносят на второй курс. Там отчисляется около 10 процентов.

К третьему курсу многие уже начинают осознавать, зачем все это надо учить, и проблем становится меньше – начинаются клинические предметы.

Выросло число вузов, в которых можно получить ученую степерь

Скажите, зачем нужна госаккредитация выпускников медвузов? Почему без этого не дадут диплом? Ведь вроде все экзамены студент сдал, доказал, что может работать?

Татьяна Семенова: В стране вводится особый порядок допуска к профессиональной деятельности для медиков.

В этом году в 63 регионах абсолютно все будущие врачи, не важно, в каком вузе они учились – в медицинском или классическом университете, были обязаны пройти в рамках аккредитации трехуровневый экзамен, чтобы доказать свое право быть врачом.

Первый уровень – тест, второй – экзамен на симуляторах, где проверяется, допустим, техника сверления зуба или умение оказать помощь при анафилактическом шоке, третий – собеседование.

Проводят аккредитацию не преподаватели вузов, а главные врачи, заведующие отделениями, практикующие врачи со стажем, другие эксперты, и аккредитуют, как правило, не всех выпускников. В прошлом году на фармации не прошли аккредитацию чуть больше 5 процентов выпускников, на стоматологии – больше 2 процентов.

На сегодняшний день пока не аккредитованы 304 выпускника. Без свидетельства о госаккредитации они не смогут работать и не смогут поступить на дальнейшее обучение в ординатуру, при стремлении получить какую-нибудь узкую медицинскую специальность.

Если прошли аккредитацию, получают свидетельство и право работать участковым терапевтом или участковым педиатром, в зависимости от специальности.

Пройти заново аккредитацию разрешается?

Татьяна Семенова: Да, не ранее чем через месяц можно.

А можно поступать в ординатуру без свидетельства об аккредитации?

Татьяна Семенова: Нет. Выпускникам этого года обязательно надо пройти аккредитацию специалиста. В России изменились правила приема в ординатуру.

В Минобрнауки ответили на вопросы абитуриентов о поступлении

В медвузах всегда много целевиков, которые поступают практически вне конкурса с невысокими баллами, но потом не возвращаются работать в свои регионы. Как заставить их выполнять обязательства?

Татьяна Семенова: Так действительно когда-то было. Но ситуацию нам удалось изменить коренным образом. Сегодня 90 процентов целевиков, которые учатся в медвузах страны, возвращаются на свои целевые места работы.

Основная часть целевиков-медиков учится в вузах Минздрава России. Им отдано более половины всех бюджетных мест. Медицинские вузы есть не во всех регионах.

Понятно, что выпускнику сельской школы из глубинки, может быть, трудно конкурировать с ребенком, который окончил школу в Москве или Санкт-Петербурге. Но парень или девушка из столицы вряд ли поедут на работу в другой регион, особенно в глубинку.

Поэтому целевики – это основной кадровый резерв для регионов. И целевая подготовка – это при правильном управлении адекватный аналог распределению.

Татьяна Семенова. Сергей Михеев/ РГ

Допустим, целевик не вернулся в свой регион. Его за это накажут?

Татьяна Семенова: Сейчас по закону “заказчик” подготовки должен оказывать своим целевикам социальную поддержку – платить дополнительную стипендию, компенсировать найм жилья и др.

Целевики проходят практику в тех регионах, откуда они приезжают учиться и преимущественно в тех медицинских организациях, куда им предстоит вернуться на работу. Очень внимательно относятся к своим целевикам местные власти в Калужской, Ростовской областях, Краснодарском крае и ряде других.

Если специалист все же потом не возвращается в регион к своему работодателю, он должен возместить его расходы и заплатить штраф в двойном размере. Такие судебные иски есть, но суммы пока небольшие.

Ведь заказчики оплачивают не стоимость учебы, а несут расходы, допустим, по выплате дополнительной стипендии. Если за пять лет они выплатили, допустим, 100 тысяч, то вернуть придется 300 тысяч.

Министр Ольга Васильева предлагала обязать целевиков отрабатывать не менее трех лет. Есть такое обязательство у них?

Татьяна Семенова: Пока все зависит от того, как в договоре с целевиком прописано заказчиком это условие. Но оно должно быть там обязательно. Сейчас обсуждается законопроект, который уже безоговорочно закрепит эту норму. Обсуждается и возвращение федеральных средств, потраченных на учебу, в бюджет, если целевик не вернется после обучения на работу.

Опрос: Россияне чаще всего нанимают своим детям репетиторов по математике

Родителей интересует: где и когда брать целевые направления в медвузы?

Татьяна Семенова: Во всех регионах по-разному. Но начинать лучше уже в сентябре. Советую обратиться в отдел кадров министерства или департамента здравоохранения своего региона.

Как правило, именно там в мае-июне заключают договоры с целевиками.

Договоров обычно заключается больше, чем выделенных мест для поступления, так что конкурс на целевые места в регионах может быть 3-4 человека на место или даже больше.

В почте “РГ” есть жалобы от студентов на поборы в некоторых медвузах. В минздраве знают об этом?

Татьяна Семенова: За последние годы были приняты очень жесткие меры для борьбы с коррупцией, и ситуация кардинально изменилась. Но все же отдельные случаи бывают. И если вдруг у студента вымогают деньги, напишите письмо в министерство здравоохранения. Обещаю, что ни одно обращение не будет оставлено без внимания и мы примем все необходимые меры.

Между тем

Для того, чтобы привлечь выпускников педвузов на работу в школы в Краснодарском крае власти пообещали им материальную поддержку. Первые три года учителя будут получать 2 тысячи рублей ежемесячно, плюс единовременную выплату от 10 до 50 тысяч за каждый год работы. Рассматривается вариант предоставления жилья.

В Кирове открыли Центр помощи в трудоустройстве выпускникам, который станет посредником между работодателями, студентами и выпускниками школ. Центр вместе с будущими работодателями будет взаимодействовать со школьниками, сопровождать их во время обучения в колледжах и вузах, участвовать в организации производственной практики, контролировать трудоустройство.

Отработка – не менее трех лет. Тем студентам, которые подпишут соглашения с будущими работодателями, обещана стипендия: в вузах это 4 тысячи рублей, в колледжах и техникумах – не менее 3 тысяч. Ожидается, что соглашения с работодателями подпишут не менее 400 человек.

Первые пять студентов, которые уже подписали контракты – это будущие учителя, зоотехники, механизаторы и работники общественного питания.

Инфографика “РГ”: Антон Переплетчиков / Ирина Ивойлова

Источник: https://rg.ru/2017/08/28/kakoj-shtraf-grozit-celevikam-medvuzov-kotorye-ne-vernutsia-v-svoj-region.html

Студенты-целевики должны будут отработать три года

Стипендия целевику от Министерства образования

Вологодская областная газета. Основана в мае 1917 года. Сейчас в рамках контрактной подготовки от Вологодской области в медицинских университетах страны обучаются более 900 студентов. Систему целевого обучения в российских вузах, колледжах и техникумах ждет реформа.

Студент должен будет не только полностью освоить образовательную программу, но и проработать после выпуска у заказчика целевого обучения не менее трех лет.  Поправки в федеральный закон об образовании на днях прошли «нулевое» чтение в Государственной Думе.

В новой версии документа говорится, что заказчиками целевого обучения могут стать не только госструктуры, но и юридические лица и даже индивидуальные предприниматели. Однако учить своих целевиков за счет бюджета смогут только органы власти, государственные компании и предприятия оборонно-промышленного комплекса.

  Еще одно важное новшество – пункт об обязательствах студентов, связанный со 100-процентным освоением образовательной программы. Молодым людям, отчисленным за двойки, придется возместить несостоявшимся работодателям все понесенные расходы на их обучение. Финансовые санкции коснутся и выпускников, не отработавших на предприятии как минимум три года после выпуска.

  А работодателю, отказавшемуся трудоустроить целевого студента, придется выплатить ему компенсацию – три средние по региону заработные платы. Кроме того, если студент числился на бюджетном отделении, нарушитель, будь то сам целевик или работодатель, должен будет компенсировать расходы на его обучение образовательному учреждению и государству.

Нынешняя редакция федерального закона об образовании тоже содержит статью о целевом приеме. Однако там говорится, что договоры о таком обучении с абитуриентами и образовательными учреждениями вправе заключать только федеральные и муниципальные органы власти и компании с государственным или муниципальным участием в уставном капитале.

Конечно, частные предприятия и сейчас сотрудничают с вузами в подготовке специалистов. К примеру, предприятия лесного комплекса на коммерческой основе учат специалистов в профильных вузах и, более того, участвуют в разработке образовательных программ по тем специальностям, которые востребованы на данном предприятии.

Подготовкой специалистов занимаются крупнейшие предприятия области сталелитейной, химической, машиностроительной отраслей. Череповецкая ГРЭС несколько лет назад инициировала создание и инвестировала средства в оснащение специального факультета для подготовки специалистов для станции в местном политехническом колледже.

Предприятие не только поддерживает факультет финансово, но и предоставляет студентам возможность проходить производственную практику на ГРЭС.

В прошлом году Министерство образования и науки по заданию Правительства РФ проанализировало договоры о целевом приеме. В итоге обнаружилось, что более половины из них вообще не содержали пункты об обязательном трудоустройстве студентов-целевиков, а в 40% таких договоров не прописаны меры их социальной поддержки. Соответственно, в 50% случаев целевики не попадали на предприятия, инвестировавшие в их образование.

По мнению начальника управления кадровой политики и правового обеспечения департамента здравоохранения региона Галины Смирновой, необходимость внесения поправок в закон назрела давно, поскольку целевое обучение специалистов уже приобрело системный характер, как на уровне регионов России, так и отдельных предприятий, организаций, корпораций, фирм. Оно и понятно: сегодня, когда распределение стало свободным, позаботиться о том, чтобы в районной или участковой больнице были врачи, на заводе – инженеры, а в лесу – лесники, должны власти и руководство предприятий.  У областного департамента здравоохранения накоплен значительный опыт целевой подготовки специалистов, которая стартовала в регионе еще в 2013 году. – Конечно, целевые направления в медицинские вузы существовали и раньше, но именно в 2013 году, после принятия соответствующих областных законодательных актов, эта работа приобрела системный характер. Как раз в этот период стало очевидно: если не принять срочных мер, через несколько лет наши медицинские учреждения окажутся в ситуации тотального кадрового дефицита, – пояснила Галина Смирнова.  Сейчас в рамках контрактной подготовки от Вологодской области в медицинских университетах обучаются более 900 человек, 759 из них, в соответствии с областным законом «О мерах социальной поддержки, направленных на кадровое обеспечение системы здравоохранения области», установлены денежные выплаты в размере четырех тысяч рублей в месяц.  Только в прошлом году в медицинские вузы Ярославля, Архангельска, Иванова, Москвы и Санкт-Петербурга поступили 197 наших целевиков. Еще около 40 человек получают целевое образование по программе ординатуры. Доля медицинских работников, обучавшихся в рамках целевой подготовки и пришедших работать в медицинские организации Вологодчины, увеличилась с 88,5% в 2014 году до 98% в 2017-м. В целом по стране, по оценкам Минобрнауки, этот показатель составляет 90%. Решением кадровой проблемы в областном здравоохранении озабочен не только департамент, но и районные больницы. Так, например, в медицинских вузах сейчас обучаются семь студентов, заключивших договоры о целевом обучении с дальнейшим трудоустройством с Кирилловской ЦРБ. За счет средств районного бюджета все они получают дополнительную стипендию – 2300 рублей в месяц. Вожегодский район учит шесть целевиков в медицинских вузах и одного – в медицинском колледже, доплачивая им из своего бюджета соответственно по четыре и две тысячи рублей. Устюженская ЦРБ выплачивает стипендию четырем студентам медицинского колледжа. «Свои» целевики-медики есть сейчас у Великоустюгского и Белозерского районов. – Целевое направление дает возможность поступить в медицинский вуз по более низкому проходному баллу, который формируется только среди поступающих целевиков от Вологодской области, – подчеркнула Галина Смирнова.  Не означает ли это, что, имея такое направление, абитуриент может иметь заведомо более низкий уровень знаний, нежели «рядовые» абитуриенты? – Нет, не означает, – уверена Галина Георгиевна, – поскольку направление на целевое обучение получают далеко не все желающие, а лишь те, кто продемонстрировал успехи в школьной учебе и, в частности, высокие результаты по профильным дисциплинам. Она также отмечает: в договорах с вологодскими целевиками уже существуют обязательства, которые прописаны в законопроекте и будут закреплены для всех подобных соглашений, когда документ будет принят. 

А именно: студенты должны хорошо учиться, а после окончания вуза вернуться в область и проработать здесь не менее трех лет. То есть поправки, которые сейчас внесены в закон об образовании и рассматриваются законодателями, в значительной степени основаны на вологодском опыте.

Образование Высшая школа Курс валют на 17.12.2019

Источник: https://www.krassever.ru/article/studenty-tseleviki-dolzhny-budut-otrabotat-tri-goda

Как стать целевиком

Стипендия целевику от Министерства образования

В чём подвох и стоит ли вообще становиться целевиком. Как получить целевое направление в высшее учебное заведение, волнует тех, кому важно приобрести образование бесплатно.

Правила Минобразования

Министерство образования описывает правила целевого приема в XI главе приказа о поступлении в вузы. На 2018 год действуют такие правила:

  • Количество мест определяет организация. Когда фирма решила, сколько ей нужно целевиков, она договаривается об этом с вузом и факультетом. Целевые места обычно берут из бюджетных — они не идут отдельным конкурсом.
  • Такие места могут заказать только государственные органы власти, госкорпорации или фирмы, у которых есть в уставном капитале доля государства.
  • Договор будет трёхсторонний: вы, вуз и организация.

Целевики идут вне конкурса. Так происходит, потому что фирма заключает договоры с таким количеством людей, сколько она запросила целевых мест. Это не нравится Министерству образования. Там считают, что на целевые места должен быть такой же конкурс, как по баллам ЕГЭ.

Целевые направления в медицине

Целевые направления в медицинские вузы формируются, исходя из Государственного плана подготовки медицинских кадров, т.к. Минздрав заинтересован в том, чтобы будущие медики трудились в государственных медучреждениях, а не уходили в частную практику. Здесь стать студентом-целевиком может абитуриент:

  • имеющий среднее образование;
  • впервые подающий документы на бесплатное обучение в вузе;
  • имеющий наибольшее число проходных баллов ЕГЭ среди других целевиков.

Документы на такое обучение подаются с 1 марта по 1 июня.

Как бывает ещё

Моя знакомая учится на целевом. У неё нестандартная ситуация: фирма выкупила целевые места не из бюджетных, а из платных квот. После обучение девушке нужно будет отработать 5 лет на предприятии. Контроль успеваемости есть, представители компании приходят на защиту курсовых студентов. Но все защиты проходят довольно мягко. Стипендию фирма не платит.

Как получить целевое направление в медицинский вуз

Многие желающие получить высшее образование хотят приобрести целевое направление именно в медицинские вузы, т. к. там всегда высок проходной балл и потому труднее поступить. При этом дефицит кадров в этой области позволяет легко трудоустроиться после учебы.

Потребность в целевых специалистах и параметры обучения здесь определяются Минздравом, однако сама процедура получения целевого направления в данном случае не имеет отличий от взятия направления в другие вузы.

Что такое целевое направление

Говоря о том, как получить целевое направление в вуз, нужно сначала пояснить, что это такое.

Практика его довольно проста: определившись с профессией, будущий абитуриент обращается в управление профильного предприятия или организации с письменной просьбой о заключении договора целевого обучения.

По этому соглашению учреждение оплачивает обучение студента в вузе, а он после получения диплома обязан проработать в данной организации определенный срок.

Договора между вузами и организациями о целевом обучении начинают заключать в апреле-мае, а то и ранее. Поэтому будущие “целевики” должны успеть обратиться к своему протектору в эти сроки. Важно помнить и то, что выбранное вами предприятие сотрудничает с вузом не по всему спектру специальностей, а лишь по тем, в которых оно заинтересовано.

Стоит предупредить читателей, что получение целевого направления не является гарантией того, что абитуриенту предоставят бюджетное место в вузе.

Если желающих-“целевиков” много, то вуз выбирает самых достойных – по баллам ЕГЭ, личным достижениям; ведь наибольшее число таких студентов не должно быть больше 15% от поступивших.

Исключением являются вузы, чей учредитель – профильное министерство или ведомство, а не Минобрнауки.

Целевое обучение, таким образом, выгодно всем трем сторонам. Вуз получает гарантированное заполнение бюджетных мест, предприятие – специально “заточенного” под него специалиста, студент – более лояльный конкурс при зачислении, уверенность в трудоустройстве и ряд преимуществ перед другими абитуриентами.

Сегодня возможно два варианта получения целевого направления:

  • через городскую администрацию;
  • через определенное предприятие, организацию.

Делается это по следующей схеме:

  1. Выбор предприятия-протектора. Если на нем трудятся родители или родственники абитуриента, то это большой плюс. Далее следует написать на имя директора официальное заявление с объяснением своей просьбы в свободной форме, от руки.
  2. Если абитуриент не определился с протектором, то выход – обратиться в городскую администрацию, которая должна предоставить список организаций, выписывающих целевые направления. Но в этом случае кроме заявления нужно предоставить и характеристику со школы.
  3. Заключение договора со своим протектором (за несовершеннолетних его подписывает родитель).
  4. С полученным целевым направлением во время приемной кампании следует обратиться в интересующий вуз.
  5. Последний этап – пройти конкурс среди целевиков по баллам ЕГЭ и ждать успешного зачисления в ряды студентов.

Минусы обучения по целевому направлению

Перед тем как получить целевое направление в вуз, абитуриент должен внимательно изучить все условия договора, который ему предстоит заключить с предприятием. Самым существенным минусом этого документа является то, что “целевик” лишается права выбора места работы: после окончания вуза он обязан проработать в организации-протекторе определенное время (обычно это 3 – 5 лет).

Если планы молодого человека поменялись, то ему придется возместить предприятию или госказне всю стоимость обучения. В противном случае она может быть взыскана с него судом. Так как в 17-18 лет порой бывает трудно определить то, чем хочется заниматься всю жизнь, вариант разочарования в целевом направлении весьма вероятен.

Еще одна особенность заключается в том, что “целевик” должен учиться хорошо и даже отлично.

Если за ним будут наблюдаться прогулы, незачеты, низкие экзаменационные баллы, то организация-протектор может в одностороннем порядке расторгнуть с ним договор.

Стоит помнить и о том, что использовать свое целевое направление вы можете только при поступлении в один вуз и на одну специальность. В других университетах и на других направлениях вы участвуете в общем конкурсе.

Договор с организацией

В приказе Министерства нет ни слова о трудоустройстве и других обязанностях предприятия. Не регулирует приказ и требования к студенту. Все обязанности будут прописаны в вашем договоре с предприятием. Поэтому внимательно изучите его, перед тем, как согласиться на целевое обучение. У каждой организации договор будет свой, но вы можете посмотреть на типовой пример такого договора.

Если вас устраивают условия фирмы, готовьтесь к собеседованию или тестированию. Компания должна понять, подходите ли вы ей или нет. Вас могут попросить пройти тест на знание определённых предметов или просто побеседовать, чтобы понять, что вы серьёзно настроены.

Компании выгодно целевое, потому что они 100% получают специалиста на работу. По договору вы должны будете отработать несколько лет в компании. Обычно этот срок 3-5 лет.

Учитывайте, что есть компании, которые сильно контролирует своих студентов. Например, принимают вместе с преподавателями экзамены и курсовые. А есть те, которые не особо следят за своими будущими работниками. Будьте готовы и к тому, и к другому.

Обратите внимание, что будет, если вас отчислят или вы сами захотите уйти из вуза. Такое бывает не только из-за плохой учёбы, но и по семейным обстоятельствам. Вероятно вам придётся выплатить всю стоимость обучения, а это 300-600 тысяч рублей в зависимости от специальности и вуза.

Как вы могли понять, это непросто. Чтобы узнать квоты целевого приёма, обратитесь в вуз или, если вы точно знаете, что фирма набирает целевиков, — в отдел кадров. Спросите, на каких условиях возможно стать целевиком.

К сожалению, во многих государственных компаниях подобные места отдают детям работников или знакомых. Будьте к этому готовы и не расстраивайтесь. Минобразования никак не регламентирует, кому должны достаться целевые места.

Использованные источники информации.

  • https://media.foxford.ru/targeted-education/
  • https://businessman.ru/kak-poluchit-tselevoe-napravlenie-v-vuz-osobennosti-preimuschestva-i-nedostatki.html
  • https://nsovetnik.ru/postuplenie/kak_poluchit_celevoe_napravlenie_v_vuz/

Источник: https://centrallawyerhouse.ru/kak-stat-celevikom.html

Юрист ответит
Добавить комментарий