Урегулирование дела по недоимке по налогу на недвижимость

Как вырос налог на имущество и почему его лучше заплатить вовремя

Урегулирование дела по недоимке по налогу на недвижимость

До 1 декабря россияне должны уплатить имущественные налоги за 2016 г. /М. Стулов / Ведомости

В этом году налоговая служба рассчитывала разослать гражданам уведомления по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам до осени, но жители некоторых регионов, например столицы, зачастую получали их лишь в октябре. Так что до дедлайна по уплате налогов – 1 декабря – у них оставалось менее двух месяцев. А сейчас – всего три недели.

Некоторые сетуют, что до сих пор не обнаружили в почтовом ящике платежек. Если так, то, скорее всего, искать их нужно в другом месте – в электронном (а не бумажном) виде в личном кабинете на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС), напоминают юристы. С 2016 г. налоговики получили право не рассылать бумажные уведомления обычной почтой, а направлять их владельцам таких кабинетов.

До получения налогового уведомления физическое лицо не обязано платить имущественные налоги, указывают юристы. Без извещений уплатить такие налоги просто невозможно: их рассчитывают и уведомляют граждан сами налоговики. Например, налог на имущество рассчитывается по сложной формуле, которая помимо прочего зависит от региона, где оно расположено.

В этом году налоговые платежи за землю и личный транспорт для большинства граждан практически не изменились, а вот налог на жилые и другие строения для многих заметно вырос.

Дело в том, что с прошлого года расчет налога на имущество граждан постепенно переводится на приближенную к рыночной кадастровую стоимость. Прежде он считался исходя из инвентаризационной стоимости объектов (по БТИ), в большинстве случаев существенно более низкой.

Регионы постепенно переходят на расчет налога по-новому. Первые четыре года с начала применения кадастровой оценки сумма налога увеличивается постепенно (от рассчитанной по инвентаризационной стоимости до расчета по кадастру) с помощью понижающих коэффициентов: в первый год – 0,2, во второй – 0,4, в третий – 0,6, в четвертый – 0,8 и достигнет максимума на пятый год.

Под налог на имущество физических лиц подпадают жилой дом, квартира, комната, гараж, единый недвижимый комплекс (например, земельный участок с хозяйственными постройками и жилым домом), иные строения и помещения, машиноместа на парковках и объекты незавершенного жилищного строительства.

Для Москвы действует ставка налога 0,1% при кадастровой стоимости не более 10 млн руб., 0,15% – свыше 10 млн, 0,2% – более 20 млн, 0,3% – свыше 50 млн, 2% – дороже 300 млн.

Эти ставки применяются для жилых домов и помещений, единых недвижимых комплексов, объектов незавершенного жилищного строительства, гаражей, хозяйственных построек площадью до 50 кв. м.

В этом году налог на имущество граждан 21 региона впервые рассчитывали с использованием кадастровой стоимости. Для них налог за 2016 г.

определяется как 20% от налога, рассчитанного по кадастру, плюс 80% налога, рассчитанного по БТИ.

Это правило относится ко всем объектам, за исключением административно-офисных, торговых зданий и объектов коммерческого назначения: они облагаются налогом по полной кадастровой стоимости.

В 28 регионах, где кадастровая оценка впервые обкатывалась в 2016 г. (Москва, Татарстан, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Самарская области и др.), вес кадастра в налоге удвоился – до 40%. Из-за этого у многих удвоилась и сумма налога.

«Я понимала, что налог на квартиру в этом году вырастет, но, когда смотришь на платежку, впечатление определенно сильнее», – говорит многодетная жительница столицы. Налог на ее 100-метровую квартиру в старом доме на Тимирязевской улице за год вырос с 6396 до 12 792 руб.

В остальных регионах налог рассчитали пока по-прежнему, по инвентаризационной стоимости.

Какой бы счет вам ни выставила ФНС, оплатить его лучше в срок. Налоговый кодекс предусматривает санкции за несвоевременную уплату налога на имущество.

«Это, во-первых, пени – 1/300 ставки рефинансирования ЦБ (сейчас – 8,25% годовых) от долга за каждый день просрочки. Во-вторых, штраф за нарушение срока оплаты в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Причем за умышленную неуплату штраф удваивается – 40% от неуплаченной суммы налога», – перечисляет партнер юридической компании Vinder Law Office Артем Горюнов.

О том, что счетчик включен, уведомят налоговики. «Налоговая служба направит требование об уплате недоимки по налогу и пеней. По общему правилу на уплату налога по такому требованию дается восемь рабочих дней со дня получения требования, если в нем не указан иной срок», – добавляет старший юрист BGP Litigation Денис Савин.

А через шесть месяцев после срока уплаты задолженности, превышающей 3000 руб. (включая пеню и штраф), налоговая инспекция может подать в суд.

«Суд удовлетворяет такие требования практически всегда, дальнейшие события идут по обычному сценарию взыскания: деньги будут списаны с банковского счета налогоплательщика или удержаны бухгалтерией предприятия, где налогоплательщик получает зарплату», – продолжает Горюнов.

Поэтому, если имущество, которое облагается налогом, за вами числится, а налоговое уведомление по каким-либо причинам не пришло, необходимо выяснить причины этого в инспекции по месту жительства или по месту нахождения имущества, предупреждает Савин.

К тому же с этого года налоговая служба получила право штрафовать гражданина также и за непредставление сообщения об имуществе в налоговый орган – и размер штрафа значителен: 20% от неуплаченной суммы налога.

До расчета налога кадастровая стоимость каждой квартиры автоматически уменьшается на стоимость ее 20 кв. м, жилого дома – 50 кв. м, комнаты – 10 кв. м. Кадастровая стоимость единого недвижимого комплекса с жилым помещением уменьшается на 1 млн руб.

независимо от числа собственников: если их несколько, 1 млн делится на всех пропорционально долям. Это вычеты. Владельцы нескольких объектов автоматически получают вычет по каждому из них. Если квартира или дом находится в общей долевой собственности нескольких граждан, ее кадастровая стоимость снижается на стоимость 20 кв.

м, и исходя из остатка каждый собственник платит налог пропорционально своей доле.

Лица, имеющие право на специальные льготы по налогу на имущество, например пенсионеры, при наличии нескольких однотипных объектов должны заранее (до 1 ноября) выбрать среди них один, с которого в следующем году не будет удерживаться налог, и направить уведомление об этом в налоговую службу.

С будущего года получить льготы им станет чуть проще. Соответствующие изменения в Налоговый кодекс вступят в силу с 1 января.

Сейчас люди, имеющие право на такие льготы по имущественным налогам (например, достигшие пенсионного возраста), но не подтвердившие их документами и заявлением в местную налоговую службу, платят налог полностью. «А с 1 января 2018 г.

вводится новое правило: в отсутствие документов, подтверждающих право на льготу, налоговый орган сам должен будет запрашивать соответствующие сведения у органов, организаций, должностных лиц, у которых они имеются (например в ПФР). Так что с 2018 г.

налоговая инспекция будет не вправе отказать в применении налоговой льготы физическому лицу лишь на том основании, что он не представил подтверждающие документы», – рассказывает президент коллегии адвокатов «Барщевский и партнеры» Самвел Караханян.

Но заявление на льготу писать все равно придется. Это правило будет распространяться также на земельный и транспортный налоги, следует из письма ФНС от 12 октября, размещенного на сайте службы.

Источник: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2017/11/10/741211-viros-nalog-na-imuschestvo

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Урегулирование дела по недоимке по налогу на недвижимость

Недоимка – это сумма налога (или сумма сбора), не уплаченная в установленный срок.

Также недоимкой признается излишне возмещенная ранее по решению инспекции сумма налога, которую контролеры выявили в ходе выездной или камеральной проверки.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ, на недоимку начисляется пеня.

Дата выявления недоимки

Выявить недоимку инспекторы могут в рамках контрольных мероприятий – по результатам камеральной проверки или выездной проверки.

Она отражается в соответствующих решениях, принимаемых по результатам проверок. Дата таких решений это и есть дата выявления недоимки.

Выявить недоимку может и сам налогоплательщик, например, если обнаружит:

  • неверное указание в платежном поручении номера счета казначейства и наименования банка получателя, в результате чего налог не поступил в бюджет;
  • ошибки в исчислении облагаемой базы и суммы налога.

Иные правила установлены для недоимки в виде излишне возмещенной ранее суммы налога. Датой возникновения указанной недоимки является:

  • день фактического получения налогоплательщиком денежных средств – в случае возврата налога;
  • день принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, – в случае зачета налога.

Кроме того, инспекторы могут выявить недоимку и вне рамок контрольных мероприятий, например, сравнив суммы налога, указанные в декларациях (расчетах авансовых платежей).

При этом под днем выявления такой недоимки нужно понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков – следующий день после ее представления.

Для установления даты возникновения недоимки налогоплательщик также может руководствоваться сведениями, отраженными на его лицевом счете, который ведет налоговый орган, поскольку они в любом случае отражаются на нем.

Срок взыскания выявленной недоимки

При выявлении недоимки в ходе налоговой проверки требование об уплате направляется в течение 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по проведенной проверке.

Для случаев, когда недоимка выявляется вне рамок контрольных мероприятий, срок для направления требования зависит от общей суммы задолженности (включая задолженность по пеням и штрафам):

  • 500 руб. и более – требование направляется в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки;
  • менее указанной суммы – в течение года со дня выявления недоимки.

Минимальный срок на добровольное погашение задолженности, указанной в требовании, – 8 рабочих дней начиная с даты получения требования. Однако этот срок по усмотрению налогового органа может быть увеличен. При этом максимальный предел не установлен.

По окончании указанного срока (или срока, указанного в самом требования) определяются сроки на бесспорное, а затем и на судебное взыскание недоимки.

Срок для бесспорного взыскания задолженности ограничен 2 месяцами, по окончании которых налоговый орган в течение 6 месяцев вправе обратиться в суд с заявлением о ее взыскании в судебном порядке.

Следовательно, принимая во внимание изложенное, максимальный срок, отведенный налоговым законодательством на взыскание выявленной недоимки, исчисляется так: начало отсчета – дата выявления недоимки + время до выставления требования об уплате (3 месяца или 20 рабочих дней) + срок на добровольную уплату (8 рабочих дней или более) + время на бесспорное взыскание (2 месяца) + время для обращения в суд (до 6 месяцев после окончания срока исполнения требования).

Бесспорное взыскание (взыскание без обращения в суд)

В большинстве случаев недоимку ИФНС взыскивает во внесудебном (бесспорном порядке) с банковских счетов организации или за счет принадлежащего ей имущества.

Для этого ИФНС выставляет организации требование об уплате налога.

Если организация не исполнит требование об уплате налога в срок, то ИФНС в течение двух месяцев со дня его истечения:

  1. вынесет решение о взыскании налога за счет денег на банковских счетах организации (электронных денежных средств). Это решение в течение шести рабочих дней со дня его принятия ИФНС должна вручить представителю организации под расписку, а если это невозможно – направить организации по почте заказным письмом;
  2. направит в банк поручение на списание денег со счета организации и их перечисление в бюджет. Банк спишет деньги со счета организации не позднее одного операционного дня, следующего за днем, когда получил.

Одновременно с принятием решения о взыскании ИФНС может приостановить операции по банковским счетам организации.

Если денег на банковских счетах недостаточно для исполнения решения о взыскании, ИФНС может взыскать налог за счет иного имущества организации, в том числе наличных в кассе.

Для этого в течение одного года со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога ИФНС может вынести решение о взыскании налога за счет имущества организации.

На основании такого решения ИФНС направляет судебным приставам постановление о взыскании налога, и они в рамках исполнительного производства начинают заниматься взысканием налога.

В частности, они могут наложить арест на имущество и впоследствии его принудительно изъять и реализовать.

Взыскание в судебном порядке

В суд за взысканием недоимки ИФНС обратится, если пропустит срок для бесспорного взыскания.

Обратиться в суд ИФНС может:

  • если пропущен срок принятия решения о взыскании налога за счет средств на счетах организации в банках – в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога;
  • если пропущен срок на принятие решения о взыскании налога за счет имущества – в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Недоимка: подробности для бухгалтера

  • О процедуре принудительного взыскания недоимки … и судебное взыскание недоимки.
    Внесудебное взыскание (бесспорное) недоимки Процедура принудительного взыскания … изложенного порядок взыскания с налогоплательщика недоимки регламентирован нормами налогового законодательства … налоговым органом сроков взыскания недоимки препятствует списанию с налогоплательщика числящихся … установлен пропуск срока для взыскания недоимки, отсутствует), налогоплательщик вправе сам … порядке. Процедура принудительного взыскания недоимки состоит из нескольких этапов, …
  • «Беда Клонов»: о силе налоговых органов с «зависимых лиц» недоимки взыскивать … возможность взыскания в судебном порядке недоимки, возникшей по итогам налоговой проверки … , не говорит о невозможности взыскания недоимки с налогоплательщика в связи с … инспекция не могла распространить взыскание недоимки по п. 2 ст. 45 …
  • Очередная корректировка правил налогового администрирования … взносов, налоговых агентов) о наличии недоимки и (или) задолженности по … банк на перечисление указанной суммы недоимки (при достаточном денежном остатке … исполненной.
    Порядок взыскания с налогоплательщика недоимки свыше 1 млн руб.
    Налоговики … использовать дополнительные инструменты для взыскания недоимки, величина которой превышает 1 млн … федеральные налоги засчитываются в счет недоимки (предстоящих платежей) по федеральным … налоги при наличии у налогоплательщика недоимки по другим налогам. Сначала …
  • Расчеты по имущественным налогам … налогов помимо неуплаченной суммы налога (недоимки) с налогоплательщика могут быть взысканы … пени.
    Недоимка по налогу – сумма налога, … предусмотренный ст. 122 НК РФ.
    Недоимка по имущественным налогам уплачивается по … земельному налогу), 852 (в части недоимки по транспортному налогу), применяемым в … 9.2 Порядка № 209н).
    Поскольку недоимка представляет собой непосредственно сумму налога … перечисление земельного налога в бюджет. Недоимка была уплачена за счет субсидии …
  • Очередное усовершенствование налогового администрирования … взносов, налоговых агентов о наличии недоимки и задолженности по пеням, … самого раннего требования об уплате недоимки, учитываемого налоговым органом при расчете … штрафов, подлежащей взысканию, такая сумма недоимки превысила 3 000 руб., решение … одного года со дня выявления недоимки.
    Обеспечительные меры
    Информация об … по одному решению о взыскании недоимки
    производить осмотр территорий, помещений, … право информировать налогоплательщиков о наличии недоимки посредством СМС-сообщений и электронной …
  • Минимальная сумма задолженности физических и юридических лиц, при которой налоговый орган обращается в суд … суды иски (заявление) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые … суд с заявлением о взыскании недоимки в иных ситуациях налоговые органы … ст. 45
    НК РФ). Если недоимка меньше указанной суммы или равна … , которым открыты лицевые счета.
    Взыскание недоимки, а также пеней и налоговых … :
    – Энциклопедия решений
    . Взыскание налоговым органом недоимки, пеней, штрафов за счет денежных … ;
    – Энциклопедия решений
    . Взыскание налоговым органом недоимки, пеней и штрафов с организации …
  • Налоговая амнистия – 2018: кому и что простят? … налог.
    Но списывается только недоимка по указанным налогам, образовавшаяся у … индивидуального предпринимателя), сведения о сумме недоимки, задолженности по пеням и штрафам … до обозначенной даты, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к … налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и … приведенные нормы уточняют порядок списания недоимки по страховым взносам (задолженности … предпринимателя) и сведения о недоимке и задолженности по страховым взносам …
  • О взыскании налогов компании с собственника и руководителя … невозможны иные механизмы взыскания налоговой недоимки организации, если она:
    по … состояния организации, о невозможности уплаты недоимки. При этом такой анализ … действующая компания-должник постепенно погашает недоимку и владеет имуществом, превышающем по … от уголовной ответственности при погашении недоимки, пени и штрафов, в … надлежит отстаивать максимальный размер взыскиваемой недоимки;
    при этом снижение размера … нереабилитирующим основаниям
    8
    ), то сумма недоимки и пени (кроме штрафа) …
  • Какие долги ИП простит государство … РФ писать не нужно.
    Признание недоимки безнадежной и ее списание будет … нормативный акт «налоговая амнистия» списывает недоимки и задолженности по налогам и … 1 января 2015 г.
    задолженности (недоимки) и пени по транспортному налогу … ст. 358 НК РФ);
    задолженности (недоимку) и пени по налогу на … ст. 401 НК РФ);
    задолженности (недоимку) и пени по земельному налогу … ) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам … заявить об имеющихся у них недоимках, после чего перечислить их бюджет …
  • Зарплатные налоги при реорганизации в форме преобразования … реорганизованного лица в части уплаты недоимки по НДФЛ? Может ли новая … .
    Вопрос об обязанности правопреемника уплатить недоимку по НДФЛ (штраф и пени … отсутствии у общества обязанности уплатить недоимку по пеням, начисленным в период …
  • Обзор основных изменений НК РФ, которые внесены законом № 325-ФЗ … взносов, налоговых агентов о наличии недоимки и (или) задолженности по пеням … этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по … налога налогоплательщиком в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам)) и …
  • Возражения налогоплательщика на акт налоговой проверки: общие правила составления … спора.
    2. При определении размера недоимки и (или) пеней, штрафов налоговый … налоговый орган не снимет выявленную недоимку, такие разъяснения по общему правилу … от начисления пеней на сумму недоимки (п. 8 ст. 75 НК …
  • Практика Конституционного Суда РФ по налоговым вопросам за 2018 год … его конституционной обязанности (восполнение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной … государству право добавить к сумме недоимки дополнительный платеж – пеню при … от начисления пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика … начисления пени на сумму недоимки при выполнении налогоплательщиком письменных … ущерба суммы налоговой задолженности (недоимки) юридического лица при отсутствии … законодательством о банкротстве, на взыскание недоимки с юридического лица – должника, …
  • Налоговые решения Судебной коллегии по экономическим спорам (практика 2018 года) … 2015-2017 гг. Следовательно, недоимка по налогам, задолженность по пеням … налоговой выгоды, возникновении у него недоимки, определяемой исходя из выявленной ценовой … проверки не может выступать доначисление недоимки, которая не должна была … органа на предложение налогоплательщику уплатить недоимку по налогу без учета имеющейся … счет исполнения обязанности по уплате недоимки (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда … инспекция должна была признать, что недоимка за названный период на момент …
  • Финансовая ответственность директора перед Обществом. Взыскание убытков за налоговые доначисления … директора нельзя взыскать доначисленные налоговые недоимки. Размер убытков ограничен суммой … расходы по оплате в бюджет недоимки по налогам, поскольку обязанность … размера сумм пени, начисленных на недоимку по налогам;
    а также … и штрафа.  5. Если недоимка по налогам, пени и штраф … взыскать пени, начисленные на налоговую недоимку за тот период, когда … принятия решения о погашении налоговой недоимки, на которую начислялись пени. … и не включает саму налоговую недоимку. Если же директор перечислил …

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/taxation/nedoimka.html

Эффективность процедур урегулирования задолженности и финансовое оздоровление компаний

Урегулирование дела по недоимке по налогу на недвижимость

Урегулирование налоговой задолженности ― это комплекс правовых и экономических методов изменения срока уплаты налогов и сборов, а также система принудительного взыскания задолженности.

Изменение налоговым органом срока уплаты налогов является, с одной стороны, эффективным способом экономического стимулирования деятельности и финансового оздоровления компаний, с другой стороны, ― инструментом, используемым для поддержания приоритетных отраслей и направлений экономики.

Нормативно-правовое регулирование процедур взыскания задолженности, порядок предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате налогов и сборов и порядок проведения реструктуризации задолженности, а также тенденции развития института урегулирования задолженности в Российской Федерации были рассмотрены на научно-практической конференции «Налоги: бизнес и власть. Эффективность процедур урегулирования задолженности и финансовое оздоровление компаний» в НИУ «Высшая школа экономики» (Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости).

С основным докладом выступил Григоренко Дмитрий Юрьевич ― заместитель руководителя Федеральной налоговой службы, государственный советник Российской Федерации 3 класса.

Он обратил внимание слушателей на то, что ФНС России перешла на новые методы работы с задолженностью по налогам, изменила направление работы по урегулированию и взысканию задолженности и применяет к процедурам взыскания риск-ориентированный подход. Работа с задолженностью начинается на стадии предпроверочного анализа. При этом, проводя мониторинг задолженности по отраслевому принципу, особое внимание уделяется налогоплательщикам с задолженностью свыше 50 млн руб.

В сложившихся экономических условиях важно поддерживать положительный тренд по снижению уровня задолженности и пополнению бюджета, предоставляя должникам право на отсрочку (рассрочку) по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов.

Соколова Марина Львовна ―заместитель руководителя аппарата Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, к.э.н. отметила, что в условиях финансовой нестабильности бизнеса важным компонентом является исполнение налоговых обязательств. Она также затронута тему неналоговых платежей и урегулирования задолженности по этим платежам.

Председатель исполнительного комитета Российского союза налогоплательщиков, член Общественной палаты Российской Федерации Кирьянов Артем Юрьевичотметил важность для бизнес-сообщества реструктуризации налоговой задолженности, а также ясность и прозрачность инструментария изменения сроков уплаты налогов.

Оценивая практику проведения процедур урегулирования задолженности, а именно вопросы, связанные с налоговой составляющей, Костальгин Дмитрий Сергеевич  ― управляющий партнер юридической компании TAXADVISOR, к.э.н. основными проблемами взыскания недоимки назвал такие, как отсутствие у должников денежных средств и (или) имущества. В качестве примеров были рассмотрены некоторые судебные дела и принятые по ним решения.

Партнер консалтинговой компания ICG ― Саськов Владимир Александрович призвал к соблюдению баланса интересов бизнеса и бюджета в сфере урегулирования задолженности Чтобы эффективно управлять налоговой задолженностью, необходимо внедрять современную модель комплексного подхода к работе с документами, а также средства автоматического подбора и предоставления документов в налоговые органы. Для снижения налоговых рисков через автоматизацию бухгалтерских операций важно выстраивать синергию учетной системы и электронного архива документов.

Модератор научно-практической конференции Школьная Татьяна Борисовна – заместитель директора ИНМиЭН НИУ ВШЭ ― обратила внимание слушателей на то, что одной из основных причин возникновения налоговой задолженности среди физических лиц является низкая налоговая грамотность. В этом направлении еще предстоит много работы и консультаций.

Система урегулирования задолженности предполагает порядок выявления недоимки по уплате налогов и сборов и меры принудительного взыскания задолженности.

Применение этих мер ведет к приостановлению операций по счетам налогоплательщиков (плательщиков сборов) или налоговых агентов в банке, наложение ареста на денежные средства и иное имущество, что в конечном итоге может привести к блокировке их деятельности.

Для стимулирования развития наиболее важных отраслей экономики, инновационной и инвестиционной деятельности возможно частичное освобождение должников от уплаты налогов и сборов в форме инвестиционного налогового кредита и реструктуризации задолженности.

Источник: http://nalogkodeks.ru/ehffektivnost-procedur-uregulirovaniya-zadolzhennosti-i-finansovoe-ozdorovlenie-kompanijj/

Как налоговая взыскивает долги

Урегулирование дела по недоимке по налогу на недвижимость

Эту статью я писал для биржи статей где-то с год назад, но у меня ее не приняли в связи с непрохождением теста на уникальность (так как в статье используются типовые экономические и налоговые выражения), а переделывать мне было очень лень, поэтому статья завалялась и в нашем ветреном законодательстве может потерять актуальность в ближайшее время. Поэтому выкладываю на Пикабу для ликбеза и в качестве помощи тем, кто столкнулся с налоговыми органами, или для студентов, изучающих налоговое право.

На сегодняшний день в связи с трудностями в экономике страны правительство все более ужесточает налоговое право с целью обеспечения налоговых поступлений в бюджет.

Поэтому любому налогоплательщику, будь то юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или гражданин, совсем не помешает и даже поможет знание основ налогообложения в Российской Федерации.

В первую очередь это касается того, как налоговые органы пытаются взыскать налоги с должников.

Урегулирование задолженности начинается, когда налогоплательщик не уплатил налог в срок, установленный законодательством. Например, в 2018 году для транспортного налога с физических лиц в большинстве регионов это 1 декабря. А для налога на добавленную стоимость это каждое 25-ое число месяца.

Если срок уплаты налога наступил, а человек или организация налог не уплатили, то со следующего дня такой налог становится недоимкой, и налоговая инспекция начинает довольно длительную процедуру по взысканию возникшего долга. Кроме того, со следующего дня после срока уплаты начинают считаться пени.

В первую очередь налоговая инспекция проводит так называемую операцию по выявлению недоимки – издается специальный документ, который фиксирует факт того, что инспекция определила наличие недоимки у налогоплательщика.

Этот документ, как правило, не направляется должнику, и является служебным. От даты выявления недоимки отсчитываются последующие сроки формирования документов взыскания.

Срок давности выявления недоимки не определен, и налоговая может объявить, что на днях выявила вашу недоимку столетней давности, однако в судебной практике (к сожалению, в таком случае, придется обратиться в суд) всё чаще встречаются отказы налоговой инспекции во взыскании старых долгов. Поэтому налоговые органы стараются придерживаться сроков давности не превышающих трех лет, хотя суд может снизить этот срок даже до одного года и меньше.

После того как недоимка выявлена, сроки взыскания, в пределах которых налоговые органы должны принимать соответствующие меры, становятся очень жесткими. Нарушение этих сроков может привести к отмене взыскания долга и, в конечном итоге, такой долг может быть признан безнадежным для взыскания.

Согласно Налоговому кодексу после выявления недоимки инспекция обязана уведомить должника о том, что тот имеет долг. Для недоимки свыше 500 рублей это должно быть сделано в течение трех месяцев, а если сумма недоимки менее 500 рублей, то – в любое время в течение года.

Документом, которым налоговая уведомляет налогоплательщика о задолженности, является требование об уплате. Данный документ имеет установленную форму, в которой почти все реквизиты обязательны. Если инспекция что-то неверно укажет в требовании, то такое требование можно оспорить.

Тем не менее, требование носит скорее уведомительный характер, оно сообщает налогоплательщику, что по данным инспекции за ним числится долг и предлагает в установленный срок разобраться с задолженностью: либо доказать налоговой, что долг выявлен ошибочно, либо погасить его.

Инспекция направляет требование об уплате по почте, курьером или по каналам телекоммуникационной связи. При этом в требовании должнику предлагается добровольно уплатить задолженность не позднее определенной даты.

Срок исполнения требования устанавливается в среднем от шести до тридцати дней в зависимости от того, каким способом требование было направлено налогоплательщику. В этот период инспекция не имеет права предпринимать каких-либо действий по взысканию.

Любое взыскание, начатое до истечения срока по требованию, является незаконным, даже если долг на момент взыскания не был погашен.

Дальнейшие действия инспекции по взысканию задолженности зависят от того является ли должник юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) или физическим лицом.

Сначала рассмотрим порядок взыскания с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Когда срок исполнения требования истек, а долг по-прежнему не погашен, налоговая инспекция имеет право взыскать его принудительно, то есть буквально без разрешения должника.

Начиная со следующего дня после окончания срока исполнения требования и в течение последующих двух месяцев, инспекция обязана вынести решение о взыскании задолженности за счет денежных средств, находящихся на счетах должника в банке.

Это документ установленной формы, который формирует инспекция и направляется налогоплательщику почтой или курьером.

Решение уведомляет плательщика, что тот не исполнил направленное ему ранее требование, в связи с чем инспекция обращает взыскание задолженности на денежные средства на расчетных счетах должника.

Стоит отметить, что решение не содержит подробностей о взыскиваемых суммах, так как его цель заключается в оформлении факта начала принудительного взыскания – сведения о том, какие налоги и за какой период взыскиваются, в решении отсутствуют.

Одновременно с решением о взыскании (хотя законом это строго не установлено) инспектор направляет в банк инкассовые поручения, на основании которых банк, при наличии денег на счете клиента, списывает со счета должника необходимую сумму, совпадающую с суммой в решении.

При этом списание происходит, даже если на счете должника присутствуют иные расходные документы, например, об оплате материалов, командировочных, погашении кредита и т.д. Лишь определенный набор платежных поручений будет списан раньше, чем инкассовые поручения налогового органа.

Это те платежи, чья очередность, согласно гражданскому законодательству, является первой или второй. Клиент не может запретить банку списывать деньги со счета в пользу бюджета.

Важным моментом является то, что в настоящее время между налоговыми органами и банками налажен электронный документооборот, и инкассовые поручения поступят в банк на следующий день, а иногда и в день формирования решения о взыскании.

При этом само решение о взыскании будет отправлено по почте.

Таким образом, налогоплательщик, не слишком внимательный к движению средств на своих счетах, может узнать о произошедшем взыскании задолженности через неделю после списания, а то и позже, когда получит бумажное решение на почте.

На этом возможности принудительного взыскания налогового органа со счетов должника не исчерпываются.

Помимо направления в банк инкассовых поручений инспекция имеет право (а на практике делает это в обязательном порядке) приказать банку приостановить движение средств на расчетных счетах клиента на сумму задолженности, указанной в том же решении о взыскании.

Это означает, что если у должника не один расчетный счет, а несколько, то инспекция к одному счету предъявит инкассовые поручения, а на другие наложит так называемое “ограничение” на пользование средствами. Если с должника взыскивают тысячу рублей, то банк “зарезервирует” на счете эту тысячу, которой клиент не сможет пользоваться.

Действия по ограничению пользования средствами инспекция оформляет в виде решения о приостановлении операций по счетам в банке, которое также направляется должнику почтой (с 2017 разработана возможность электронного документооборота), а вот в банк оно уйдет исключительно в электронном виде и окажется там практически моментально. При этом существует строгий запрет на открытие расчетных счетов в других банках по всей стране. Иначе говоря, если у должника в Москве “арестован” счет хотя бы на одну копейку, то ни один банк в России не имеет право открыть счет такому клиенту.

Следует знать, что действие приостановки операций по счетам автоматически не заканчивается, когда плательщик погасит долг.

Отмена приостановки происходит только после того, как банк получит соответствующее решение о возобновлении операций по счетам. Чтобы инспекция вынесла такое решение, она должна быть уверена, что долг погашен.

Списание средств со счета по инкассовому поручению – еще не повод ждать мгновенную “разблокировку” счета, если инспекция еще не знает о факте погашения.

Тем не менее ограничение операций на счете действует только в пределах суммы задолженности. Если должник не заплатил 100 рублей, а на счете у него денежных средств на 1000 рублей, то остатком в сумме 900 рублей он может пользоваться по своему усмотрению. Однако подобная свобода действий не поможет при использовании специальных финансовых инструментов, например, овердрафта.

Ограничение налоговой инспекцией операций по счетам может сорвать серьезную сделку. Поэтому даже добросовестному плательщику рекомендуется внимательно следить за состоянием расчетного счета.

Бывают случаи, когда копеечные пени, взыскание которых налогоплательщик наивно оставляет инспекции, становятся серьезной проблемой при финансовых операциях на расчетных счетах или при участии в тендерах.

Всё вышесказанное относится и к валютным счетам и счетам с электронными денежными средствами.

Следующий этап взыскания происходит в случае, если на счетах должника денежных средств оказалось недостаточно или вообще счета в кредитных учреждениях отсутствуют.

В этом случае инспекция начинает последний этап – взыскание задолженности за счет имущества должника.

Все необходимые мероприятия по взысканию за счет имущества должны быть проведены в течение одного года с момента истечения срока по требованию.

Сначала инспектор создает решение о взыскании за счет имущества, а затем на основании этого решения выносит постановление, которое будет направлено в службу судебных приставов. В последние годы между налоговыми инспекциями и службой судебных приставов также налажен электронный обмен, поэтому постановление поступает на исполнение довольно оперативно.

Дальнейшие действия по взысканию задолженности совершаются непосредственно приставом в рамках закона об исполнительном производстве. Это означает, что судебные приставы будут предпринимать действия по розыску имущества должника, производить арест и реализацию обнаруженного имущества.

Процедура взыскания по исполнительному документу довольно сложна, и рекомендуется требовать от пристава документ по каждому его действию: от постановления о возбуждении исполнительного производства до документов о его завершении, так как взысканные с должника суммы будут поступать не напрямую в бюджет, а на специальные счета судебных приставов, где может произойти существенная задержка в перечислении денег в бюджет. Налоговая инспекция при этом будет пытаться со своей стороны продолжать взыскание, например, приостановка операций по расчетным счетам инспекцией, как правило, не отменяется, даже если взыскание производит судебный пристав.

Кроме того, до направления постановления судебному приставу инспекция имеет право наложить арест на имущество должника. Правда, у инспекции должны быть для этого основания: обоснованное подозрение, что должник попытается скрыть имущество, а также санкция прокурора на подобные действия.

В случае если все вышеперечисленные мероприятия не привели к погашению задолженности, и должник соответствует определенным критериям, инспекция имеет право обратиться в суд для признания должника банкротом.

Теперь рассмотрим вариант взыскания задолженности, если налогоплательщик является физическим лицом или утратил статус индивидуального предпринимателя. Такой же порядок применяется в отношении налогов на личное имущество предпринимателя.

Если порядок выявления недоимки и уведомления физического лица о долгах в требовании об уплате совпадает с порядком для юридических лиц, то дальнейшее взыскание происходит исключительно через суд.

В 2016 году государство решило снизить расходы по такой дорогостоящей процедуре как обращение в суд и постановило, что обязательно и оперативно должны быть взысканы с физических лиц суммы, превышающие 3000 рублей.

Инспекция должна обратиться в суд для взыскания задолженности свыше 3000 рублей в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате. Долги менее указанной суммы инспекция будет взыскивать через три года опять же в течение шести месяцев.

Если инспекция пропускает сроки по уважительной причине, то суд может продлить взыскание.

Таким образом, инспекция направляет в суд заявление о взыскании. Суд рассматривает это заявление и либо отказывает, если инспекция допустила нарушения в процедуре, либо выносит судебный приказ, в котором обязывает должника уплатить причитающуюся задолженность. Кроме этого должник еще будет обязан уплатить госпошлину за рассмотрение дела в суде.

Инспекция получает из суда исполнительный документ и направляет его в службу судебных приставов по месту учета должника. В последнее время стала распространенной практика, когда судебный приказ направляется к работодателю должника, и бухгалтерия вычитает долг из зарплаты работника.

Чтобы избежать сюрпризов, налогоплательщик-физическое лицо может контролировать свои задолженности, например, через личный кабинет в интернете, доступ к которому предоставляется налоговой инспекцией. А также помнить сроки уплаты имущественных налогов физических лиц и оплачивать налоги своевременно.

Важным моментом является то, что в случае, если налогоплательщик-физическое лицо являлся индивидуальным предпринимателем, накопил долги, а затем утратил статус предпринимателя, то инспекция будет взыскивать задолженность именно в судебном, а не бесспорном порядке, так, как описано выше.

Источник: https://pikabu.ru/story/kak_nalogovaya_vzyiskivaet_dolgi_6246360

Вопросы возврата налога на имущество

Урегулирование дела по недоимке по налогу на недвижимость

В практике нередко возникают ситуации, когда у налогоплательщика образуется переплата по налогу на имущество.

При наличии такой переплаты лицо вправе осуществить ее возврат или зачет в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ. Как правильно это сделать и на что может претендовать налогоплательщик, рассмотрим в настоящей статье[1].

Нижеприведенный порядок также применим для возврата излишне уплаченных (взысканных) пени, штрафов по налогу на имущество.

1 этап – определяем является ли сумма налога излишне уплаченной или излишне взысканной

Излишне уплаченной (излишне взысканной) суммой налоговых платежей являются денежные средства, уплаченные в бюджетную систему Российской Федерации, в размере, превышающем налоговые обязательства налогоплательщика за определенный налоговый период (Определение Верховного Суда РФ от 06.05.2016 N 308-КГ16-399 по делу N А63-12002/2014).

Излишне уплаченной может считаться сумма, оплаченная плательщиком добровольно, в отсутствие факторов внешнего принуждения.

Излишне взысканной может быть признана сумма, поступление которой в бюджет связано с действиями налогового органа, например, оплата недоимки, начисленной по решению инспекции, оплата налога на основании требования, принудительное взыскание денежных средств, зачет налога в отсутствие заявления налогоплательщика и т.д.

В зависимости от вида переплаты Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) предусматривает различное правовое регулирование. Порядок возврата (зачета) излишне оплаченных сумм установлен ст.78 НК РФ, а в отношении возврата излишне взысканных сумм применятся ст.79 НК РФ.

2 этап – выясняем срок давности для обращения с заявлением о возврате налога

Если сумма налога является излишне взысканной, заявление о ее возврате может быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога.

Если сумма налога является излишне уплаченной, заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

В случае если указанный срок по какой-либо причине пропущен, но налогоплательщик готов отстаивать свои права в судебном порядке, заявление все равно необходимо подать, так как это является необходимым условием для предъявления иска в суд о возврате излишне уплаченных сумм налога (п.33 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Пропуск вышеуказанных сроков ограничивает возможность налогоплательщика осуществить возврат налога в административном порядке, но не препятствует обращению в суд с заявлением о возврате (взыскании) налога.

При защите прав в судебном порядке применению подлежит общий трехлетний срок исковой давности (ст.

200 НК РФ), который исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

3 этап – определяем объем претензий и формулируем требование

При наличии переплаты по налогу налогоплательщик может заявить требование о ее зачете и / или возврате.

Заявление о зачете переплаты по налогу на имущество может быть подано только в счет текущих или предстоящих платежей по данному или иному региональному (для организаций) или местному (для физических лиц) налогу (пени). Иные виды налогов, например, федеральные, такой переплатой погасить не удастся.

В отношении суммы излишне уплаченных (взысканных) денежных средств также может быть подано заявление об их возврате.

Однако при наличии недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам возврат будет осуществлен только после зачета суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в счет погашения недоимки (задолженности). Зачет производится инспекцией самостоятельно, но не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.

Действующее законодательство не запрещает налогоплательщику разделить сумму переплаты и часть направить в зачет по налогу и иным платежам, а в отношении оставшейся части заявить требование о ее возврате.

В случае если денежные средства являются излишне взысканными, помимо возврата налога, инспекция обязана уплатить налогоплательщику проценты на указанную сумму. Проценты начисляются и уплачиваются за период со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в указанный период ставке рефинансирования Центрального банка РФ.

В случае если денежные средства являются излишне уплаченными, проценты подлежат начислению и уплате только при нарушении инспекцией срока возврата налога и исключительно за период такой просрочки.

Расчет и уплата процентов производится налоговым органом самостоятельно.

Если сроки давности позволяют, то налогоплательщик до подачи заявления о возврате (зачете) может провести сверку с налоговым органом по налогам и сборам. Однако это не является обязательным условием для предъявления такого заявления.

4 этап – подготавливаем заявление о возврате (зачете) налога

Приказом ФНС России от 23.05.2017 N ММВ-7-8/478@ утверждены рекомендуемые форматы заявлений о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога и о зачете суммы излишне уплаченного налога для подачи их в электронной форме.

Однако заявление может быть подано и в произвольной форме, так как действующее законодательство не предусматривает возможность отказа в возврате (зачете) сумм по причине несоблюдения установленной формы заявления.

5 этап – подаем заявление

Заявление о возврате (зачете) подается в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

Судебная практика исходит из того, что не имеет значения, в какой налоговый орган – по месту нахождения организации или по месту нахождения недвижимого имущества – подается данное заявление, так как в силу ст.

30 НК РФ налоговые органы представляют собой единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах РФ.

Налоговый кодекс также не содержит ограничений в отношении способа предоставления заявления о возврате (зачете). Таким образом, оно может быть направлено почтой, по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика или вручено нарочно.

6 этап – контролируем соблюдение налоговым органом сроков возврата (зачета)

В течение 10 рабочих дней со дня подписания акта сверки, подтверждающего излишнюю уплату налога, или получения заявления налогоплательщика о возврате (зачете) налоговый орган должен принять решение о возврате или зачете сумм излишне уплаченного (взысканного) налога.

Источник: https://www.vegaslex.ru/analytics/publications/issues_of_return_of_property_tax_/

Юрист ответит
Добавить комментарий