В чем разница между учебником и учебным пособием

Чем отличается учебник от учебного пособия

В чем разница между учебником и учебным пособием

В средних и высших учебных заведениях часто применяются учебники и учебные пособия. Названия этих вспомогательных средств похожи, идентичны ли их содержание и назначение? В этой статье вы узнаете, как отличить учебник от учебного пособия и выбрать необходимые материалы.

Учебник – это книга, в которой систематизирована информация, знания по конкретной дисциплине. Информация в нем фундаментальна и доказана практически и поэтому дает учащимся основу знаний по тому или иному предмету. Структура учебника включает себя разделы, они обычно выделены по темам, а также существуют подразделы в больших темах, часто их именуют параграфами.

Как распознать учебник?

  • Объем его составляет от 200 – 500 страниц. Редко встречаются учебники с меньшим количеством страниц.
  • Он официально утвержден, как правило, министерством образования или другими государственными структурами.
  • В нем большое количество иллюстративного материала, который помогает полностью раскрыть суть дисциплины.

Применения учебника

  • Вспомогательный материал на уроках, лекция, практикумах и других занятиях.
  • Привлечение учащегося к процессу получения знаний.
  • Получение предметной и точной информации относительно одного вопроса или всего освоения предмета.
  • Используется для формирования умений проводить анализ фактов, событий и составлять на основе этого выводы.
  • Для получения полного представления о предмете.

Учебное пособие

Учебное пособие является дополнением к основной программе обучения. В нем собранно в кратком и лаконичном объеме информацию по конкретной теме или нескольким темам.

Сегодня существует несколько видов учебников в зависимости от применения:

  • Учебные практикумы, с их помощью учащиеся практически осваивают информацию.
  • Учебные хрестоматии, в которых основной материал подкреплен дополнительно схемами, разъяснениями, рисунками.
  • Энциклопедические издания, справочные учебники, в них собраны факты, раскрывающие суть дисциплины.

Как определить учебное пособие?

  1. Компактный объем, до 100 страниц.
  2. Выпускается как дополнение к основной учебной программе.
  3. Изложенный материал представлен в форме тезисов, схем, диаграмм.
  4. Применение учебного пособия
  5. Самостоятельное изучение одного или нескольких вопросов, для которых не требуются разъяснения учителя или лектора.
  6. Для того чтобы узнать самую новую и актуальную информацию в области изучения
  7. Помощь в составлении конспектов, так как многие пособия выполнены в виде тезисов и конспектов.

Учебных пособий также несколько видов: методического, наглядного характера, в виде конспектов лекций или в виде каталогов, а также источники иллюстративного вида, к которым можно отнести атлас или схему.

Общее между учебником и учебным пособием

  • Используются при процессе изучения. И первый, и второй вид литературы востребован в школах, колледжах, университетах.
  • Являются учебной литературой. Учебник или пособие сложно, например, отнести к художественной литературе.
  • Применяются при подготовке к контрольным, экзаменам. Учебник содержит фундаментальные основы по предмету, необходимые для успешного прохождения испытаний, пособие дополняет новой информацией, систематизирует визуально в виде схем, таблиц.
  • Учебник и учебное пособие различаются по типам, в зависимости от содержания и отрасли применения.

Основные различия

  1. В области знания. Учебник излагает обобщенные результаты, доказанные практически и систематизированные. Учебное пособие может содержать дополнение к уже известным фактам, явлениям. Информация, более специализированная и дозирована в меньшем объеме, чем у учебника.
  2. В разъяснении.

    Учебник зачастую включает в себя сложный материал, большое количество фактов, понятий, которые требует пояснения учителя или лектора. Учебное пособие построено в более простом формате, доступном для самостоятельного изучения.

  3. Размер.

    Учебник обычно объемом от 200 и более страниц, каждый вопрос подробно расписан, плюс имеются иллюстрации и иногда справочный материал. Учебное пособие компактно, материал подан, сжато такой формат позволяет носить с собой.

  4. Авторы. Составлением учебников занимаются доктора, кандидаты наук, учителя высшей категории.

    Составление учебника – это длительный процесс, занимающий много времени, включая редакцию и оформление. Часто в этом случае составлением занимается не один автор, а целая группа, результаты их работы и становятся учебником.

    Учебное пособие при желании может составить любой желающий, если он чувствует, что обладает нужными знаниями и навыками в данной сфере, и желательно обладающий профильным образованием. Информацию об этом можно посмотреть в начале учебника, в разделе редколлегия.

Учебник и учебное пособие – это не два антипода, которые смогут заменить друг друга.

Это скорее единая конструкция, в котором учебник дает основу, фундамент знаний, а учебное пособие дополняет недостающие фрагменты. Применение двух этих видов учебной литературы позволит получить наиболее полные, точные знания, навыки, необходимые для дальнейшей профессиональной или научной деятельности.

Источник: https://vchemraznica.ru/chem-otlichaetsya-uchebnik-ot-uchebnogo-posobiya/

В чем разница между учебником и учебным пособием

В чем разница между учебником и учебным пособием

Скажете, зачем нужен корректор, если правописание может проверить программа Word? Не полагайтесь на нее: некоторые ошибки и опечатки под силу найти только профессионалу.

Перед передачей в печать еще раз просмотрите учебное пособие целиком, обращая особое внимание на единообразие оформления:

  • Оглавление. Убедитесь, что нумерация разделов, глав и параграфов единообразна и последовательна, а нумерация страниц, указанная в оглавлении, правильна.
  • Таблицы, рисунки, формулы и другие вспомогательные элементы. Их нумерация также должна быть единообразной и последовательной (если вы решили в нумерацию рисунков включать номер главы, убедитесь, что все рисунки пронумерованы правильно). На каждый такой элемент должна быть ссылка в тексте пособия.

Не стремитесь самостоятельно сделать оригинал-макет в редакторе Word, вы только зря потратите драгоценное время. Лучше доверить эту задачу профессиональному верстальщику, который использует профессиональное программное обеспечение и знает все тонкости российских ГОСТов.

Как напечатать учебное пособие

Автором учебного пособия может быть как один человек, так и коллектив авторов. Научным редактором должен быть специалист с ученой степенью, а рецензентами (их должно быть как минимум двое) — специалисты, работающие по данной проблеме или также имеющие ученую степень.

Первые, безусловно, могут дополняться вторыми, но представить весь объем фактов, отраженных в учебнике и необходимых для освоения студентом темы, в пособии крайне непросто.

Более того, информация, получаемая из учебника, как мы отметили выше, в большинстве случаев требует разъяснения квалифицированным преподавателем.

Ее также проблематично изложить в относительно небольшом по размеру пособии.

С точки зрения подготовки к экзамену учебное пособие — отличный ресурс для систематизации знаний, в то время как использование в этих же целях учебника может отнять существенно больше времени и усилий у студента.

Однако с точки зрения объема знаний, которые можно получить из пособия, крайне маловероятно, что оно заменит необходимые для освоения факты из учебника, а также лекционные материалы.

Поэтому готовиться к экзаменам только лишь на основе учебных пособий — непродуктивно.

В свою очередь, использовать в аналогичных целях только лишь учебник также, как правило, недостаточно. Дело в том, что в нем излагаются, во-первых, общие знания, а во-вторых, факты, требующие дополнительного разъяснения преподавателем.

Благодаря внушительному объему учебник может содержать большое количество иллюстраций и иных элементов визуализации материала.

Разница между учебником и учебным пособием

Составляйте вопросы так, чтобы они не повторяли дословно фразы из параграфа, а в последующих вопросах не содержались ответы на предыдущие.

Кроме вопросов, дидактический материал может включать:

  • таблицы;
  • задания для самостоятельной работы;
  • темы докладов, рефератов, курсовых работ;
  • упражнения;
  • тесты;
  • задачи;
  • списки дополнительной литературы по теме;
  • домашние контрольные работы и др.

Оптимальный объем дидактического материала — около трети общего объема учебного пособия.

Заключение

В заключении обобщается изложенная информация, выявляются нерешенные и труднорешаемые проблемы, даются рекомендации по дальнейшему изучению.

Включите в такой список основную и дополнительную литературу, а также перечень интернет-ресурсов.

Также рекомендуем: Как оформить список литературы

Оформление учебного пособия

Итак, текст учебного пособия написан, дидактический материал подготовлен. Теперь самое время передать рукопись на вычитку корректору.
Даже если вы уверены в своей грамотности, это никогда не будет лишним.

Важно Более того, информация, получаемая из учебника, как мы отметили выше, в большинстве случаев требует разъяснения квалифицированным преподавателем.

Ее также проблематично изложить в относительно небольшом по размеру пособии.

С точки зрения подготовки к экзамену учебное пособие — отличный ресурс для систематизации знаний, в то время как использование в этих же целях учебника может отнять существенно больше времени и усилий у студента.

Однако с точки зрения объема знаний, которые можно получить из пособия, крайне маловероятно, что оно заменит необходимые для освоения факты из учебника, а также лекционные материалы. Поэтому готовиться к экзаменам только лишь на основе учебных пособий — непродуктивно.

В свою очередь, использовать в аналогичных целях только лишь учебник также, как правило, недостаточно.

Дело в том, что в нем излагаются, во-первых, общие знания, а во-вторых, факты, требующие дополнительного разъяснения преподавателем.

Благодаря внушительному объему учебник может содержать большое количество иллюстраций и иных элементов визуализации материала. В то время как в учебном пособии информация представлена главным образом только текстом, иногда — небольшими таблицами, схемами.

Учебник — часто значительно более фундаментальный труд, требующий наличия у автора большого объема знаний и компетенций.

Внимание Разница между учебником и учебным пособием

В школах и вузах активно используются учебники и учебные пособия. Что представляют собой те и другие источники знаний?

Под учебником принято понимать основной источник знаний в рамках той или иной учебной дисциплины или предмета — в школе, среднем специальном учреждении, вузе.

По своей структуре он соответствует правилам и нормам, закрепленным в отраслевых и иных нормативных источниках.

Учебник предназначен для:

  • вовлечения учащегося в процесс освоения знаний за счет интересного, систематизированного и комплексного изложения материала автором;
  • предоставления учащемуся конкретной информации, необходимой для лучшего освоения материалов на занятии;
  • формирования у студента умения анализировать факты, навыков запоминания и систематизации текста.

Учебники классифицируются на несколько основных разновидностей:

  • практикумы (издания, позволяющие студентам закреплять знания тем или иным практическим способом);

Источник: http://37zpp.ru/v-chem-raznitsa-mezhdu-uchebnikom-i-uchebnym-posobiem

Чем отличается учебник от учебного пособия тем что

В чем разница между учебником и учебным пособием

Учебное пособие тем и отличается от учебника, что оно дает возможность изучить не только теоретическую основу курса, некие правила и нормы предмета, но показывает, как их применять на практике, являясь, своего рода, самоучителем по дисциплине.

Чаще всего учебные пособия рассматривают не целый предмет, а какую-либо его часть. Углубленный разбор вопроса при этом, дает возможность досконально изучить материал. Учебные пособия несут информацию, которая предоставляет не только знания о предмете, но помогает применять эти знания в практической среде, четко, структурировано и ясно объясняя суть.

Для студентов учебные пособия играют очень важную роль не только в обучении, они являются незаменимыми помощниками при подготовке и написании научных работ, которые необходимо наполнять качественным текстовым материалом.

Как воспользоваться учебными пособиями

На нашем сайте мы предлагаем вам в помощь раздел «Учебные пособия», который состоит из целого кладезя полезной информации. Эти пособия пригодятся:

  • Для написания курсовых и других студенческих работ;
  • Для изучения предмета самостоятельно;
  • Для успешной подготовки к экзамену;
  • В качестве дополнительного материала при прохождении курса дисциплины.
  • Для составления отчета по производственной и преддипломной практике.

Скачать любую информацию вы сможете совершенно бесплатно – мы делимся тем, чем поделились с нами!

Просим вас! Если в закромах вашего рабочего стола хранится информация подобного рода, будь то лекции в цифровом варианте, или методические указания по прохождению практики на предприятии – поделитесь, не скупитесь, закачайте сюда!

Учебно-программная литература

Учебная программа – учебно-программное издание, определяющее содержание, объем, порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины. Регламентирует как деятельность педагога, так и учебную работу студентов.

В учебной программе раскрываются цели и задачи дисциплины, ее связь с другими предметами, содержание тем, указывается время, отводимое на изучение основных частей курса, определяются области и характер знаний, умений и навыков, которыми студент должен овладеть в результате изучения дисциплины, перечисляются виды учебных занятий в зависимости от формы обучения, обозначается круг литературных источников, необходимых для наиболее полного овладения дисциплиной. Объем – 1,0 п. л. (16 стр.) и более.

Обучающие издания

Учебник – учебно-теоретическое издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (или ее части, раздела), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебник является основной учебной книгой по дисциплине.

В нем должны быть отражены базовые знания, определенные дидактическими единицами Государственного образовательного стандарта, которые устанавливают основные направления и аспекты рассмотрения предмета, а также последовательность расположения материала.

учебника должно включать характеристику методов получения и использования знаний в конкретной области, методологические основания базовых законов и закономерностей функционирования и развития отраженной в нем области знания или сферы деятельности, ключевые проблемы и важнейшие тенденции развития этой науки. Объем – не менее 5 п.л.

Учебное пособие – учебно-теоретическое издание, частично заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Обычно выпускается в дополнение к учебнику, может охватывать не всю дисциплину, а лишь один или несколько разделов учебной программы.

В содержание учебного пособия включается новый более актуальный материал, чем в учебник, так как пособие создается более оперативно, тем не менее материал должен подаваться в русле фундаментальных знаний, изложенных в учебнике. В отличие от учебника, может включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения.

Пособия могут быть адресованы как обучающимся, так и обучающим. Объем – не менее 5 п.л.

Курс лекций – тексты лекций одного или нескольких авторов по отдельным темам или курсу в целом. Служит дополнением к учебнику. В курсе лекций ярко проявляются авторские начала текста. В таких материалах текст персонифицирован и отражает особенности языка и стиля преподавателя данного учебного курса.

Оригинальность авторского текста не должна затруднять восприятие основного содержания учебного материала, причем лекции должны соответствовать учебной программе. Автор раскрывает конкретные проблемы, ставит спорные вопросы, аргументирует собственную позицию, что имеет серьезный обучающий эффект.

Объем – не менее 6 п.л.

Конспект лекции – сокращенный текст одной лекции. Обычно снабжается методическими материалами, помогающими студентам в расширении сведений по теме, заявленной в конспекте. Объем – не менее 1.п.

Программно-методическая литература

Практикум – учебное издание, нацеленное формирование и закрепление умений, практических навыков, обучение способам и методам использования теоретических знаний в конкретных условиях.

Практикум направлен на овладение формами и методами познания, которые используются в соответствующей отрасли науки. В них содержатся задания и упражнения практического характера, способствующие усвоению теоретического курса.

Лабораторный практикум может содержать теоретическую часть (например, описание физики изучаемых явлений). Объем – не менее 6 п.л.

Хрестоматия – сборник текстов, иллюстрирующих содержание учебника, в ее состав могут входить документы, литературные произведения и фрагменты из них.

Важное место в хрестоматии занимают методические указания, в которых разъясняются особенности включенного текста, раскрывается его связь с учебным материалом.

Каждый текст, включенный в хрестоматию, должен сопровождаться библиографическим описанием издания, из которого он взят. Объем – не менее 6 п.л.

Сборник задач (упражнений) – учебно-практическое издание, содержащее задачи (упражнения) и ответы к ним в объеме определенного курса (или его раздела). Может содержать также решения задач (упражнений), методические рекомендации по ним или подсказки. Объем – не менее 6 п.л.

Сборник иностранных текстов – учебно-практическое издание, содержащее адаптированные составителем тексты для изучения иностранного языка и методические рекомендации в объеме определенного курса. Объем – не менее 6 п.л.

Учебно-методическая литература

Учебно-методическое пособие – учебно-методическое издание, которое содержит как теоретические сведения по учебной дисциплине (или ее разделу), так и материалы по методике ее самостоятельного изучения и практического освоения. Объем – не менее 5 п.л.

Методическая разработка – издание, сходное по структуре с учебно-методическим пособием, но более узкое по теме и меньшее по объему. Объем – не менее 1 п.л.

Методические рекомендации – учебно-методическое издание, содержащее материалы по методике самостоятельного изучения либо практического освоения студентами учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний. В методические рекомендации могут быть включены требования , оформлению и защите курсовых и дипломных работ.

Указания содержат общую характеристику дисциплины (цели, задачи ее изучения, комплекс предметов, на которые она опирается), а также форм и методов и видов самостоятельной работы студентов (изучение литературных источников, конспектов лекций, подготовка к практическим занятиям, семинарам, составление докладов выступлений и др.).

Объем – не менее 1 п.л.

Учебно-методический комплекс. Наименование жанра имеет двойное толкование: 1) комплекс учебных книг (учебник+хрестоматия, пособие+сбор­ник упражнений и т.п.); 2) программно-методическое издание, включающее программу и методические материалы по курсу (списки литературы, планы семинарских занятий, контрольно-измерительные материалы). Объем – не менее 3 п.л.

Научная литература

Тезисы докладов (сообщений) научных конференций, съездов, симпозиумов – подвид непериодического научного издания, содержащего материалы предварительного характера: аннотации, рефераты докладов и (или) сообщений.

Обычно выпускают перед научной конференцией, съездом и т.д. для того, чтобы участники могли заранее познакомиться с содержанием выступлений и выбрать из них наиболее интересные для себя, что немаловажно, учитывая параллельную работу секций.

Объем для одного автора – не более 4 стр.

Материалы конференции (съезда, симпозиума) – непериодический сборник, содержащий полные тексты докладов, сообщений, выступлений участников, результаты дискуссий, рекомендации, решения, принятые на конференции, постановления, резолюции. Объем не ограничен.

Сборник научных трудов – научное издание, содержащее статьи с результатами исследований по научным и научно-техническим направлениям деятельности университета. К периодически выходящим сборникам относятся Ученые записки, и Вестники. Объем Вестника – не более 10 п.л.

Монография – научное книжное издание, которое полно и всесторонне исследует тему или проблему и подводит итог их разработки в науке многими учеными и специалистами. У монографии может быть один или несколько авторов (коллективная монография). Объем – не менее 7 п.л.

Автореферат диссертации – информационное бесплатное издание небольшого объема, в котором автор диссертации излагает основные положения своего исследовательского труда, представленного к защите на соискание ученой степени кандидата или доктора наук.

Объем, оформление и структура автореферата определяются в России инструкциями ВАК. Ограниченный тираж рассылается по списку специалистам и научным учреждениям незадолго до защиты. Объем – автореферата кандидатской диссертации не менее 1–1,5 п.л.

; докторской – 2–2,5 п.л.

Справочная литература

Словарь – справочное издание в форме упорядоченного перечня заглавных слов – названий объектов справки – и относящихся к ним справочных сведений. Объем – не менее 4 п. л.

Словарь-справочник – словарь, статьи которого содержат не только определение понятий, но и справочные сведения, рассчитанные, в отличие от словаря, на справки практического, а не энциклопедического характера. Объем – не менее 4 п,л,

Учебный справочник – учебно-справочное издание, содержащее справочные сведения по определенной учебной дисциплине (ее части, разделу) или комплексу дисциплин, предусмотренные учебной программой. Включает комплекс сведений, имеющих прикладной, практический характер. Объем – не менее 4 п. л.

Памятка – справочное издание, содержащее сведения по систематизации определенной области знаний. Включает материалы, имеющие практический характер. Объем – не менее 1 п.л.

В чем заключается специфика учебников?

Под учебником принято понимать основной источник знаний в рамках той или иной учебной дисциплины или предмета — в школе, среднем специальном учреждении, вузе. По своей структуре он соответствует правилам и нормам, закрепленным в отраслевых и иных нормативных источниках.

Учебник предназначен для:

  • вовлечения учащегося в процесс освоения знаний за счет интересного, систематизированного и комплексного изложения материала автором;
  • предоставления учащемуся конкретной информации, необходимой для лучшего освоения материалов на занятии;
  • формирования у студента умения анализировать факты, навыков запоминания и систематизации текста.

Учебники классифицируются на несколько основных разновидностей:

  • практикумы (издания, позволяющие студентам закреплять знания тем или иным практическим способом);

Источник: https://bouncekitchen.ru/5241-chem-otlichaetsja-uchebnik-ot-uchebnogo-po/

Чем отличается учебник от учебного пособия?

В чем разница между учебником и учебным пособием

Кто наш лучший друг в школе и университете? Кто-то скажет сон, но нет – учебник, к которому хочешь – не хочешь, но все равно возвращаешься; хотя бы затем, чтобы шпаргалку написать или отксерить очередную страничку. В общем, мысль одна – учебники есть, были и будут, и никуда нам от них не избавиться.

Кто-то скажет, а для чего они нужен? Вот тут и включается мыслительный процесс, по большей части с фантазией. Но для начала немного скучной терминологии.

Учебником считается главный источник знаний по конкретному предмету, а написан он по всем требованиям, правилам и стандартам учебного процесса. Если говорить простым и доступным языком, то учебник помогает хоть немного расширить свой кругозор и быть на одной волне с учителем, преподавателем.

Задачи учебника:

• Мотивация, то есть учебник должен заинтересовать читателя и удержать за чтением, как минимум – до середины, как максимум – до последней страницы.

• Информация, то есть в учебнике обязательно имеется какая-то гениальная мысль, которую автор старается донести до читателя. Вот ее нужно найти, иначе время на чтение будет потрачено впустую.

Казалось бы, учебник создан во благо, но почему же тогда многие ученики и студенты мечтают растопить им печку и навсегда избавиться от ненавистной ноши?

К сожалению, на этот вопрос не может найти ответа ни один даже самый квалифицированный преподаватель и учитель.

Колоссальная польза учебников

Мотивация и информация не становятся стимулом для учащихся, однако со временем приходит полное осознание, насколько важны учебники, и что без их существования учебный процесс попросту сводится на нет.

В свое время я не любила читать, и даже возникало такое ощущение, что буквы давят на мозги.

Советуем почитать: Что такое учебник?

Сегодня же понимаю всю пользу этой справочной литературы, и хотелось бы поделиться ценными соображениями, наблюдениями, выводами и предложениями:

• Учебник помогает сдать экзамены;

• Учебник расширяет кругозор;

• Учебник помогает списывать;

• Учебник – надежная подсказка;

• Учебник – дельный советчик;

• Учебник – преданный учитель.

В дополнении к своим словам остается только добавить, что если бы не справочная информация и многочисленные учебники, то об индивидуальном обучении и, тем более, само просвещении и речи быть не могло; а мир науки как минимум обеднел бы на пару тысяч великих деятелей.

Так что мы должны уважать учебники и понимать их ценность для себя и будущего.

Учебные пособия, как удачная и удобная альтернатива

Вполне закономерно, что нелюбовь учеников и студентов к учебникам должна была придумать какую-то альтернативу. Вот как раз ей и стали многочисленные учебные пособия, которые, как ни странно, вызывают больше доверия к учебному процессу. Они имеют ряд преимуществ на фоне унылых учебников. Это:

• Емкость информации;

• Краткость изложения;

• Тезисное оформление разделов;

• Небольшие габариты, идеально подходящие для шпаргалки.

В общем, очевидно, что современные студенты выбирают ту справочную литературу, которая компактная и удобная, да и читать много не приходится. Это мысли студентов, но что думают преподаватели, к какого рода литературе они склонны?

Виды учебников

Многие считают, что все учебники одинаковые, а созданы лишь для того, чтобы утомлять студентов и вызывать чувство повышенной сонливости. На самом деле учебник учебнику рознь, а знающие люди предлагают следующую классификацию:

1. Практикум – печатное издание, которое позволяет закрепить полученные знания практическим методом. То есть студент может применить теорию на практике, разрешив задания по теме различного уровня сложности, подробно изложенные в практикуме.

Как правило, такой учебник нужен после внимательного изучения теории, а в своем содержании представляет задачи, а не утомительную теорию, статистику и определения.

2. Хрестоматия – емкий сборник статей по специальности и заданной тематике, дополненный иллюстрациями, пояснениями и ссылками. В ее составе присутствуют документы, литературные произведения и фрагменты из них, а каждый текст обязательно имеет ссылку на первоисточник, откуда была взята столь важная информация.

3. Словарь-справочник – это сборник важных терминов, которые при изучении конкретной темы по конкретной специальности остаются непонятными для восприятия.

Вся предоставленная информация требует не только прочтения, но и изучения наизусть, поскольку определения нужно заучить, а не рассказывать близко по смыслу, теряя при этом важные прилагательные или глаголы.

4. Справочник – это печатное издание, которое имеет практический и прикладной характер одновременно, при этом характеризуется систематической структурой – чаще всего по алфавиту заглавий.

5. Энциклопедия – это обязательное в любой сфере знаний печатное издание, которое содержит основные сведения по одной или всем темам, при этом содержание изложено в краткой форме и сортировано по алфавиту.

Виды учебных пособий

Конечно, говоря об учебниках, не стоит переоценивать полезность и значимость учебной литературы, которая также помогла получить диплом далеко ни одному студенту.

Советуем почитать: Что такое учебно-методическое пособие?

В данном случае также имеется условная классификация, о которой знают далеко не все студенты, или просто не хотят знать:

1. Учебно-методическое пособие;

2. Учебно-наглядное пособие;

3. Каталог;

4. Атлас;

5. Конспект лекций.

Зная особенности каждой справочной литературы, становится ясно, что предоставить информацию в полном объеме учебное пособие, увы, не способно.

Да и не должно, поскольку его главная задача – тезисно и кратко систематизировать полученные из учебников знания.

Учебные пособия выпускают по всем специальностям, включая инженерно-технические, экономические, социальные, юридические, экономические, психологические и прочие.

Субъективное мнение преподавателей

Конечно, все студенты склонны к минимализму, но преподаватели имеют несколько иное мнение об учебном процессе и его характерных особенностях.

Для себя они решили, что учебник – это основной источник информации, тогда как учебные пособия всего лишь суммируют полученные знания и выделяют главное.

Современные студенты не особенно стремятся к знаниям, поэтому крайне редко штудируют учебники в поисках «зерна истины» и саморазвития. Они живут по принципу: «Не знал, но вспомнил; сдал и забыл».

Именно поэтому преподаватели, чтобы хоть какие-то знания вложить в голову своих учеников, в качестве основного источника информации соглашаются на учебное пособие, но приветствуют студентов, которые на парах демонстрируют углубленные знания.

На какую оценку приходится рассчитывать?

Если студент в качестве главного источника знаний выбирает учебное пособие, то получить выше «тройки» ему будет сложно.

Это объясняется просто: материала, который дает методичка, недостаточно, чтобы во всех красках и подробностях осветить тему. Конечно, студент получает незначительное представление по изучаемой теме, однако его вовсе недостаточно для высшего балла.

Если же в дополнении к учебному пособию студент ознакомится с учебниками, причем во множественном числе, то у него имеются все шансы получить пятерку и заслужить уважение преподавателя.

Советуем почитать: Как заслужить доверие преподавателя?

Так что каждый выбирает себе сам, чего хочет от учебы – просто сдать предмет или получить важную информацию по теме и высший балл.

А вообще, качественная подготовка домашнего задания или экзамена должна опираться на учебные пособия, учебники, лекции, методички и другие печатные издания, которые могут предоставить хоть какую-то информацию по теме.

Сравнительная характеристика учебника и учебного пособия

Итак, попытка разобраться и сравнить два этого справочника увенчалась успехом, а собственные наблюдения позволили выяснить такие немаловажные нюансы:

• Учебник дает общие знания по теме, а учебное пособие – узкоспециализированные;

• Учебник задействует чаще иллюстрации, а учебное пособие – таблицы и графики;

• Учебник написан доступным языком, а учебное пособие активно использует сложную терминологию;

• Учебник стоит дороже, а позволить себе покупку учебного пособия может любой студент – бюджетник;

• Учебники пишут легендарные светила науки, а учебные пособия – местные преподаватели, доценты и профессоры.

• Учебник пользуется авторитетом в массах, а учебное пособие привлекает по большей части ленивых студентов.

И, тем не менее, современный учебный процесс позволяет, пользуясь одними учебными пособиями, окончить университет без «троек», регулярно получать стипендию и стать обладателем ценных знаний по специальности.

Конкурент учебников и учебных пособий

Если раньше конкурировали учебники и учебные пособия, то сегодня лидерство отвоевал интернет, который предлагает всем своим пользователям неисчерпаемый источник информации, причем для него не существует вопросов без ответа и сложных тем.

С появлением всемирной паутины получение знаний стало доступным и неограниченным, в частности было решено ряд проблем с написанием рефератов и самостоятельных работ, а также многие задачи нашли свое верное и не всегда традиционное решение.

Так что теперь всемирная сеть заменяет студентам справочники и учебные пособия, причем неплохо справляется со своими прямыми обязанностями.

Вывод: В целом, неважно, что студент использует для получения знаний, ведь имеет значение уровень его подготовки к парам, практическим занятиям и сессии.

Каждый выбирает для себя ту альтернативу, которая позволит ему хорошо учиться, получать стипендию, а в дальнейшем стать обладателям диплома о высшем образовании и гордого звания «молодой специалист».

Теперь ты знаешь о том, чем отличается учебник от учебного пособия.

C уважением, команда сайта советстуденту.рф

Анна Кислякова

ВНИМАНИЕ! Новинка 2019 года. курс, которому нет аналогов.

Источник: http://xn--b1aecb4bbudibdie.xn--p1ai/na-parax/chem-otlichaetsya-uchebnik-ot-uchebnogo-posobiya/

Как написать учебное пособие — Молодой ученый

В чем разница между учебником и учебным пособием

У вас есть достаточный преподавательский опыт и знания, которыми вы хотели бы поделиться с другими? Учебная литература по вашей учебной дисциплине не удовлетворяет потребности студентов и преподавателей или вообще отсутствует? Все это может стать поводом для создания собственного учебного пособия. А сделать это сегодня довольно просто. В данной статье мы осветим основные этапы написания учебного пособия, его структуру и особенности.

Учебное пособие и учебник: различия и связи

Чем учебное пособие отличается от учебника? Учебник — это основная учебная книга по какой-либо дисциплине, в которой изложены и систематизированы базовые знания в соответствии с учебной программой.

В то же время учебное пособие является дополнением к учебнику и может охватывать как всю дисциплину, так и один или несколько разделов учебной программы.

Учебное пособие дополняет, расширяет и углубляет информацию, изложенную в учебнике, помогает студентам лучше ее усвоить.

https://www.youtube.com/watch?v=bVo1MNqBceo

В учебник включается только апробированный и дидактически обработанный материал, а учебное пособие может содержать более новую и актуальную информацию, включать спорные вопросы, разные точки зрения. При этом учебное пособие должно удовлетворять следующим требованиям: оно не должно противоречить фундаментальным основам учебной дисциплины, изложенным в учебнике, и не должно его дублировать.

Учебное пособие выпускается более оперативно. Поэтому когда вводится новая дисциплина, то прежде всего по ней издается учебное пособие и только после апробации материала — учебник. Существуют учебные пособия, посвященные узкоспециализированным темам, спецкурсам. И учебник, и учебное пособие официально утверждаются в качестве данного вида издания.

Минимальный объем учебного пособия составляет 4 авторских листа (160 тыс. знаков с пробелами) и зависит от количества учебных часов.

Также рекомендуем: Листы: печатные, авторские и другие

С чего начать

Прежде всего необходимо определиться, для кого предназначено ваше пособие (для преподавателей или студентов, какого курса, по какой дисциплине), а также какова цель издания вашего пособия:

  • углубление теоретических знаний по предмету;
  • практическое изучение дисциплины;
  • самостоятельная работа студентов;
  • подготовка к экзамену;
  • написание контрольной, курсовой или дипломной работы и т. д.

Исходя из этих целей подберите материал, который ляжет в основу вашего учебного пособия.

Структура учебного пособия

Учебное пособие должно содержать следующие обязательные элементы: аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и библиографический список.

В качестве дополнительных элементов в учебное пособие включаются: предисловие, иллюстрации, словарь терминов, список условных сокращений.

Аннотация

Аннотация — это краткая текстовая презентация вашего учебного пособия, лучше всего браться за нее в самом конце, после того как само пособие полностью готово. Прочитав аннотацию, потенциальный читатель должен сразу понять, что за работа перед ним и чем она может быть ему интересна. Не забудьте в аннотации упомянуть, для кого предназначен ваш труд.

Оглавление

В оглавление стоит включить заголовки всех уровней (обычно 2 или 3). Трехуровневое оглавление включает разделы, главы и параграфы, в двухуровневом отсутствуют параграфы. Чем детальнее оглавление, тем оно удобнее для читателей: они сразу увидят, какие именно вопросы рассматриваются в книге, и смогут быстрее их найти.

Введение

Во введении формулируют проблему, рассматриваемую в учебном пособии, указывают изложенные в нем темы, их актуальность, проблемность и дискуссионность. Также необходимо уделить внимание методологии и историографии вопроса, изложить цели и задачи учебного пособия.

По своему типу задачи учебного пособия бывают контрольно-оценочные, обучающие, воспитательные, мотивирующие, развивающие и т. п. Можно обозначить и наиболее важные темы.

Обязательно следует указать, каким учебным дисциплинам соответствует данное учебное пособие и на какую читательскую аудиторию оно рассчитано.

Основная часть

Основная часть учебного пособия делится, в свою очередь, на теоретическую и практическую части.

Теоретический материал и структура основной части должны полностью соответствовать государственному образовательному стандарту и учебной программе. Рекомендуется, например, в главе изложить материал одной зачетной единицы, а в параграфе — одну тему учебного плана.

Помните, что вы пишете учебную книгу, то есть книгу, предназначенную для тех, кто не разбирается в излагаемом вопросе, но желает в нем разобраться.

Поэтому пишите простым, доступным языком, чтобы читатель сразу смог уловить суть проблемы и не тратил слишком много времени на постижение смысла.

Если ваша аудитория — студенты, рассчитывайте, чтобы текст был понятен выпускнику школы, в противном случае никакой пользы ваша книга не принесет. Используя какой-либо новый термин, сразу же, не откладывая и не отсылая к сноскам или глоссарию, разъясняйте его смысл.

Например: Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем [Бандурка и др., 1998].

Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах. (Антонова Н. В. Психология управления: учебное пособие. М.

: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010)

Теоретический материал разбавляйте подходящими примерами, органично включая их в текст.

Например: Именно для анализа рассуждений и была создана Аристотелем (IV век до н.э.) первая система логики, названная силлогистикой.

Она представляет собой простейшую, но вместе с тем наиболее часто используемую форму дедуктивных умозаключений, в которых заключение (вывод) получается из посылок по правилам логической дедукции.

Заметим, что термин “дедукция” в переводе с латинского означает вывод.

Для пояснения сказанного обратимся к античному силлогизму:

Все люди смертны.

Кай — человек.

________________________________

Следовательно, Кай смертен.

Здесь, как и в других силлогизмах, умозаключение совершается от общего знания о некотором классе предметов и явлений к знанию частному и единичному. Сразу же подчеркнем, что в других случаях дедукция может осуществляться от частного к частному или от общего к общему. (Рузавин Г. И. Логика и аргументация: учебное пособие для вузов. М.: Культура и спорт, 1997)

При первом упоминании аббревиатуры дайте ее расшифровку, а если таких аббревиатур встречается много, то вынесите их в словарь в конце пособия.

Лучшему усвоению материала помогает визуализация. Подумайте, как можно представить ваш материал в виде схем, диаграмм, графиков, таблиц. Не пренебрегайте включением в книгу рисунков и фотографий, если они будут уместны. Однако, не утяжеляйте текст ненужными иллюстрациями.

В отличие от монографии, в которой обязательно должна быть научная новизна и содержаться результаты авторских исследований, учебное пособие может быть простой компиляцией различных источников. Тем не менее, старайтесь излагать информацию своими словами, избегая обширного цитирования. Каждый параграф завершайте выводами.

Также рекомендуем: Научный стиль

Еще одной особенностью учебного пособия и его главным отличием от монографии является наличие дидактического материала. Дидактический материал помогает эффективно усвоить учебный материал и творчески его применять.

Вопросы для закрепления материала являются неотъемлемой частью дидактических материалов. Составлять вопросы следует таким образом, чтобы они помогали студентам усвоить ключевые проблемы, выделить главное, а также стимулировали мыслительную деятельность. Составляйте вопросы так, чтобы они не повторяли дословно фразы из параграфа, а в последующих вопросах не содержались ответы на предыдущие.

Кроме вопросов, дидактический материал может включать:

  • таблицы;
  • задания для самостоятельной работы;
  • темы докладов, рефератов, курсовых работ;
  • упражнения;
  • тесты;
  • задачи;
  • списки дополнительной литературы по теме;
  • домашние контрольные работы и др.

Оптимальный объем дидактического материала — около трети общего объема учебного пособия.

Библиографический список

Включите в такой список основную и дополнительную литературу, а также перечень интернет-ресурсов.

Также рекомендуем: Как оформить список литературы

Юрист ответит
Добавить комментарий