Возможна ли в школе должность ведущего библиотекаря?

Работа Библиотекарь Тольятти

Возможна ли в школе должность ведущего библиотекаря?

Вакансий найдено: 33

Cредняя заработная плата: 20 492 руб.

Работа для библиотекарей. Должностные обязанности:- Обслуживает пользователей;- Обеспечивает условия доступности библиотеки и предоставляемых библиотечных услуг для инвалидов- Привлекает новых… Полное описание

БИБЛИОТЕКИ ТОЛЬЯТТИ, Тольятти — vostok-job.com: 9 часов назад

Работа для библиотекарей. Должностные обязанности:Выполняет работы по обеспечению библиотечных процессов в соответствии с направлением и технологией: осуществляет комплектование, обработку… Полное описание

ЛЕСНОЕ, Тольятти — vostok-job.com: 10 часов назад

Вакансия библиотекаря. Должностные обязанности:Обслуживание пользователей библиотеки, ведение и заполнение читательских билетов, работа с библиотечным фондом, проведение мероприятий, статистический… Полное описание

ОБЪЕДИНЕНИЕ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК, Тольятти — vostok-job.com: 9 часов назад

Вакансия библиотекаря. Наличие высшего библиотечного образования, возможно без опыта работы, ответственность.- Обслуживает пользователей;- Обеспечивает условия доступности библиотеки и… Полное описание

БИБЛИОТЕКИ ТОЛЬЯТТИ, Тольятти — xjobs.org: 2 недели назад

Работа библиотекарем. Высшее профессиональное образование,опыт работы не менее годаВыполняет работы по обеспечению библиотечных процессов в соответствии с направлением и технологией: осуществляет… Полное описание

ЛЕСНОЕ, Тольятти — xjobs.org: 27 минут назад

Вакансия библиотекаря. Обслуживает пользователей;- Обеспечивает условия доступности библиотеки и предоставляемых библиотечных услуг для инвалидов- Привлекает новых пользователей в библиотеку;-… Полное описание

БИБЛИОТЕКИ ТОЛЬЯТТИ,МБУК, Тольятти — xjobs.org: 3 недели назад

16 359 руб.,

Временная,

3 года

Вакансия библиотекаря. Высшее профессиональное образование(библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) I категории не менее 3х лет. Знание… Полное описание

ОБЪЕДИНЕНИЕ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК, Тольятти — xjobs.org: 2 недели назад

16 359 руб.,

Полная,

3 года

Работа для библиотекарей. Высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) I категории не менее 3х лет. Знание… Полное описание

ОБЪЕДИНЕНИЕ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК, Тольятти — jobsplanet.ru: 12 часов назад

Работа для библиотекарей. Занятость Полная. Режим работы – полная Обязанности Обязанности: Приём и выдача литературы, её регистрация и учёт. Условия Место работы – Условия: соц.пакет, график 5/2 с 9… Полное описание

Тольятти — neuvoo.com: 11 часов назад

Вакансия библиотекаря. Занятость Полная. Режим работы – 9:00-18:00 Обязанности Обязанности: выдача технической литературы сотрудникам, работа с внутренней документацией офиса, прием входящих… Полное описание

Буздалин, Тольятти — neuvoo.com: 12 часов назад

Требуется библиотекарь. Должностные обязанности:Обслуживание пользователей библиотеки, ведение и заполнение читательских билетов, работа с библиотечным фондом, проведение мероприятий , статистический… Полное описание

ОБЪЕДИНЕНИЕ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК, Тольятти — vostok-job.com: 9 часов назад

16 802 руб.,

Временная,

3 года

Работа библиотекарем. Высше профессиональное образование (библиотечное,культуры и искусства,педагогическое) стаж работы в должности ведущего библиотекаря (библиографа) не менее 3 лет,в должности… Полное описание

ОБЪЕДИНЕНИЕ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК, Тольятти — jobsplanet.ru: 12 часов назад

Вакансия библиотекаря. – Обслуживает пользователей;- Обеспечивает условия доступности библиотеки и предоставляемых библиотечных услуг для инвалидов- Привлекает новых пользователей в библиотеку;-… Полное описание

БИБЛИОТЕКИ ТОЛЬЯТТИ,МБУК, Тольятти — jobeos.com: 4 часа назад

Требуется библиотекарь. учёт движения книг, выдача литературы на руки сотрудникам; заказ литературы по интернету.работа в крупной компании, без опыта работы, стабильная оплата, корпоративная премия,… Полное описание

ООО.РУСЬ, Тольятти — rabotix.ru: 9 часов назад

Вакансия библиотекаря. Выполнение должностных обязанностей главного архивиста в соответсвии с инструкциями огранизации Квалификация: Высшее профильное образование( архивист, документовед), либо… Полное описание

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ АРХИВ,МКУ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ, Тольятти — hr-bo.ru: 2 недели назад

Источник: https://ru.jobsora.com/sam/tolyatti/bibliotekar

Должностные инструкции работников школьных библиотек

Возможна ли в школе должность ведущего библиотекаря?

Должностная инструкция заведующего школьной библиотекой

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационных характеристик, согласованных постановлением Министерства труда РФ от 01 февраля 1995 г.№8 и направленных для руководства в работе письмом Министерства образования РФ от 04 августа 1995 г. №58-М.

1.2. Заведующий библиотекой является руководителем структурного подразделения, назначается и освобождается от должности директором и подчиняется непосредственно директору школы.

«Примерное положение в библиотеке общеобразовательного учреждения» п.2 (приложение к Письму Министерства образования РФ от 23 марта 2004 г. № 14- 51- 70/13) подтверждает, что библиотека является структурным подразделением школы, учебного заведения.

1.3. Требование к квалификации – высшее профессиональное (библиотечное) образование и стаж работы по специальности не менее 1 года или среднее профессиональное образование и стаж работы не менее 3-х лет.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г.№ 37. Нормативный документ рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики, независимо от формы собственности и организационно-правовых форм.

«Тарифно-квалификационные характеристики (извлечение)п.5.

Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями по разрядам оплаты, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационных комиссий в порядке исключения тарифицируются так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.»

1.4.

В своей деятельности заведующий библиотекой руководствуется законодательством РФ о культуре, образовании и библиотечном деле; постановлениями Правительства РФ, определяющими развитие культуры; руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы, правилами организации библиотечного труда, учета, инвентаризации; правилами по охране труда, технике безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка школы, Положением о библиотеке образовательного учреждения и настоящей инструкцией.

1.5. Заведующий библиотекой имеет право на отпуск согласно законодательству: основной – 28 календарных дней, за работу в районах Крайнего Севера – 24 календарных дня.

1.6. Оклад заведующего библиотекой, согласно штатному расписанию, персонального повышающего коэффициента, компенсирующих и стимулирующих надбавок и надбавки за непрерывный библиотечный стаж работы.

Следует знать, что вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда при переходе на новую систему оплаты труда, включая размер должностного оклада (оклады), повышающие коэффициенты к минимальным окладам, выплаты стимулирующего характера, выплаты компенсационного характера (за работу на крайнем севере и за работу в сельской местности), не могут быть ниже размеров заработной платы и условий оплаты труда, действовавших в IV квартале 2008 года

2. Функции

2.1. Организация работы библиотеки как образовательного, информационного и культурного учреждения.

2.2. Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования средствами библиотечного и информационно- библиографического обслуживания учащихся, педагогов и других категорий читателей.

2.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя, привитие навыков информационной грамотности, обучение поиску, отбору и критической оценке информации.

2.4. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.

3. Должностные обязанности

Заведующий библиотекой возглавляет структурное подразделение школы и выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Разрабатывает, утверждает, по мере необходимости вносит коррективы в Положение о библиотеке, Правила пользования библиотекой.

3.2. Составляет планы и отчеты, ведет учет работы библиотеки.

3.3. Ведет и несет ответственность за достоверность библиотечной документации.

· инвентарной книги, книг суммарного учета, дневника работы школьной библиотеки, тетради замены книг, утерянных читателями и принятых взамен утраченных, читательских формуляров, актов на поступление и списание документов, картотеки фонда учебников и учебных пособий.

3.4. На основе изучения состояния фонда и читательского спроса формирует библиотечный фонд в соответствии с образовательными программами школы:

· комплектует фонд научно-познавательных и художественных документов, оказывая предпочтение справочной литературе ;

· заказывает учебные и методические документы, контролирует поступление новых документов, пополняет фонд отсутствующими или недостаточно укомплектованными учебно-методическими документами;

· при наличии средств пополняет фонд аудиовизуальными документами (АВД), электронными документами (CD, DVD).

3.5. Организует библиотечный фонд :

· осуществляет учет: поступление, выдача, выбытие документов;

· организует техническую обработку полученных документов;

· обеспечивает систематико-алфавитную расстановку документов в сочетании с организацией для учащихся тематических и жанровых выставок;

· предусматривает меры по сохранности библиотечного фонда, проводит профилактические беседы с читателями, принимает меры по своевременному возврату читателями документов;

· организует фонд особо ценных документов;

· согласно инструкции организует размещение и хранение школьного фонда учебников;

· в часы внутренней работы и в санитарные дни проверяет правильность расстановки фонда, осуществляет просмотр документов для выявления устаревших, утративших научно-познавательную ценность и не используемых читателями, а также ветхих документов и нуждающихся в ремонте и реставрации;

· проводит периодические проверки фонда, согласно приказу, подписанному директором учреждения;

· обеспечивает требуемый режим хранения и физической сохранности библиотечного фонда, принимает меры противопожарной безопасности;

3.6. Организует дифференцированное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание на абонементе, в читальном зале, в классах, в учебных кабинетах общеобразовательного учреждения:

· изучает читательские интересы;

· проводит анализ читательских формуляров;

составляет коллективные и индивидуальные планы чтения;

3.7. Организует, ведет, редактирует и несет ответственность за справочно – библиографический аппарат на традиционных и машиночитаемых носителях с учетом возрастных особенностей читателей, организует справочно-информационный фонд.

3.8. Способствует популяризации лучших образцов документов с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм работы: бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг, читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.

3.9. Обеспечивает знакомство учащихся с минимумом библиотечно-библиографических знаний: знакомство с правилами пользования библиотекой, расстановкой фонда, справочно-библиографическим аппаратом, структурой и оформлением книги, справочными документами и т. д.

3.10. Обеспечивает библиотеку оборудованием, библиотечной техникой, организует современный интерьер, отвечает за художественно-оформительское обеспечение библиотеки, создает благоприятные условия для обслуживания читателей.

3.11. При наличии компьютера внедряет новые информационные технологии.

3.12. Обеспечивает в библиотеке соответствующий санитарно-гигиенический режим.

3.13. формирует библиотечный актив, привлекает читателей для участия в работе совещательного органа – библиотечного совета и актива читателей.

4. Права

Заведующий библиотекой имеет право:

4.1. Самостоятельно выбирать формы и методы работы с читателями и планировать её исходя из общего плана работы школы.

4.2. Участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях Педагогического совета школы.

4.3. Принимать участие в работе семинаров и совещаний, непосредственно связанных со спецификой его деятельности, а также на периодическое повышение квалификации.

4.4. На защиту профессиональной чести и достоинства.

4.5. На представление к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры.

4.6. Давать обязательные для исполнения указания обучающимся и работникам школы по вопросам, касающимся соблюдения правил пользования библиотекой.

4.7. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

5. Ответственность

5.1.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе и за не использование предоставленных прав, заведующий библиотекой несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.2. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей заведующий библиотекой несёт частичную материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности.

6.1. Заведующий библиотекой работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.

Номинальная продолжительность рабочего времени в библиотеке не более 40 часов в неделю. Ст. 91 Трудового кодекса РФ. Для женщин, работающих в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях установлена 36-часовая рабочая неделя. (ст.320 ТК, коллективные и трудовые договора).

6.2. Получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.3. Работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами их заменяющими) систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

6.4. Самостоятельно планирует работу библиотеки на каждый учебный год. План и отчет утверждается директором школы.

С инструкцией ознакомлена____________ подпись

дата

Должностная инструкция библиотекаря

1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики заведующего библиотекой и библиотекаря, согласованных Постановлением Министерством труда РФ от 1 февраля 1995 года №8 и направленных для руководства в работе письмом Министерства образования РФ от 4 августа 1995 г. №58-М. 1.2.

Библиотекарь назначается и освобождается от должности директором школы. 1.3. Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу работы или общее среднее образование, курсовую подготовку и стаж работы в должности библиотекаря не менее трех лет. 1.4.

Библиотекарь подчиняется непосредственно заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе.

1.5. В своей деятельности библиотекарь руководствуется Конституцией и Законами РФ, Указами Президента РФ, решениями Правительства РФ, Уставом, приказами и распоряжениями директора школы, настоящей должностной инструкцией.

Источник: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/informatsionno-bibliotechnoe-obespechenie/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/dolzhnostnye-instruktsii-rabotnikov-shkolnykh-bibliotek/ID-nomer-menyu-132.html

ЛИЧНОСТИ

Возможна ли в школе должность ведущего библиотекаря?

 
Готфрид Вильгельм Лейбниц

Готфрид Лейбниц

     Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716) – немецкий философ, математик, физик и изобретатель, юрист, историк, языковед, астролог. Родился в 1646 г. в Лейпциге. Отец Лейбница, известный юрист, умер, когда мальчику не исполнилось и семи лет. Мать, заботясь об образовании сына, отдала его в школу Николаи, считавшуюся в то время лучшей в Лейпциге.

Готфрид целыми днями просиживал в отцовской библиотеке.      Пятнадцатилетним он поступил в Лейпцигский университет. Официально числясь на юридическом факультете, посещал также лекции философии, математике и по другим предметам. В 18 лет Лейбниц получил степень магистра словесности и философии, а в 20 защитил докторскую диссертацию «О запутанных делах».

Затем он избрал карьеру придворного, отказавшись от предложенной ему должности профессора, однако продолжал активно заниматься наукой.      В 1667 году Лейбниц отправился в Майнц к курфюрсту, который пригласил ученого принять участие в составлении нового свода законов. В течение пяти лет Лейбниц занимал видное положение при майнцском дворе, а в 1672 г.

выехал во Францию с дипломатической миссией, имея также желание познакомиться с исследованиями Ферма, Паскаля и Ньютона. В 1876 г. он принимает приглашение герцога Иоганна Фридриха и приезжает в Ганновер.      С 1676 г. до конца жизни Лейбниц – историограф и тайный советник юстиции при дворе ганноверских герцогов.

Он исполнял здесь также должности астролога (в частности, составлял гороскопы) и библиотекаря Придворной библиотеки в Вольфенбюттеле (она являлась тогда самой большой в Европе и мире). Лейбниц руководил этой библиотекой с 1690 г. на протяжении 23 лет совмещая эту деятельность с руководством Придворной библиотекой в Ганновере.

Именно здесь ему удалось воплотить многие свои библиотечные идеи.      Здесь же он встретил свою будущую возлюбленную, Софию Шарлотт, дочь ганноверской герцогини. Тогда ей было 12 лет, и она была его ученицей. Четыре года спустя девушка вышла замуж за бранденбургского принца Фридриха III, будущего короля Пруссии Фридриха I.

О Лейбнице она сохраняла воспоминание как о дорогом, любимом учителе, между ними началась переписка, затем встречи. Основание Бранденбургского научного общества (позднее – Берлинская Академия наук) в Берлине в 1700 г. окончательно сблизило Лейбница с королевой. Лейбниц был назначен первым президентом Общества.      В 1697 г.

Лейбниц впервые встретился с Петром I, предпринявшим путешествие в Голландию для изучения морского дела. Тогда Лейбниц набросал проект реформы образования и проект учреждения Петербургской академии наук. Осенью следующего года Петр прибыл в Карлсбад. Во время этого путешествия план Академии наук был выработан Лейбницем во всех подробностях.

     Лейбниц стремился синтезировать всё рациональное в предшествующей философии и новейшее научное знание на основе предложенной им методологии, важнейшими требованиями которой были универсальность и строгость философских рассуждений.

Его философская система – монадология – основана на представлении о физическом мире как чувственном выражении мира монад – первоэлементов истинного, умопостигаемого мира. Он развивал учение об относительности пространства, времени и движения, сформулировал закон «сохранения живых сил», явившийся первой формулировкой закона сохранения энергии.

     Лейбниц предвосхитил принципы современной математической логики, был одним из создателей дифференциального и интегрального исчислений, двоичной системы счисления. Он сконструировал первую механическую счетную машину, способную производить сложение, вычитание, умножение и деление.

     Идеи Лейбница в области астрометеорологии не утратили своего значения до наших дней; именно он впервые указал на связь между колебаниями в показаниях барометра и погодой.      Библиотечная деятельность Лейбница была гораздо шире, чем деятельность большинства других ученых, работавших библиотекарями.

В целом ряде своих трудов он рассматривает книги и библиотеки как своего рода инструменты получения знаний. Библиотечный фонд, по его мнению, должен иметь интеллектуальную и научную ценность, энциклопедически охватывать все знания. Библиотека – одно из звеньев интегрированной системы знаний, включающей архивы, издательства, типографии, учебные заведения, учреждения науки и культуры.

     Лейбниц разработал целостную концепцию научной библиотеки. Один из элементов этой концепции – необходимость подготовки с полугодовой периодичностью аннотированных списков новых изданий. С этим предложением он обратился к австрийскому герцогу Леопольду I, но не получил поддержки.      Вместо каталогов Франкфуртской и Лейпцигской книжных ярмарок, где указывались только автор и название книги, Лейбниц предложил готовить обзоры с биографиями писателей, анализом их творчества, анализом произведения и отрывками из него. Он считал, что правительство сможет с помощью таких обзоров получать информацию о циркулирующих в обществе идеях, а, следовательно, и контролировать их.

     Он предлагал создать сводный каталог всех библиотек страны. Предлагал создать особую библиотеку, в фондах которой были бы самые нужные для общества книги.

Иоганн-Даниил (Иван Данилович) Шумахер

     Иоганн-Даниил (Иван Данилович) Шумахер (1690–1761) считается первым профессиональным отечественным библиотекарем по должности. До этого было «звание библиотекарь» – очень почетное, дававшееся по особому распоряжению. Владевший таким званием признавался как грамотный, приобщенный к искусству собирания книг и их хранения, человек.

     Немец Шумахер был родом из Эльзаса, который в то время принадлежал Франции. Окончил философский факультет Страсбургского университета. В 1714 г. его пригласили на службу в Россию, где он был вначале секретарем Медицинской канцелярии.

Будучи человеком деятельным, ловким и дипломатичным, Шумахер постепенно завоевал расположение многих влиятельных деятелей и самого царя.      В это же время на основе коллекции книг, собранных в Летнем дворце в Санкт-Петербурге, было решено создать библиотеку, а затем вокруг нее – и Академию наук. Создавать библиотеку поручили именно Шумахеру.

Книги привозились из Германии, Польши, Финляндии, из завоеванных в ходе Северной войны провинций. Десять лет собиралась библиотека. В 1721 г. Петр I отправил Шумахера за границу, поручив ему ознакомиться с устройством библиотек в разных странах и купить нужные для России книги.

Через год, вернувшись в Россию, он написал отчет о своем путешествии, который считается одним из самых ранних отечественных светских документов по библиотечному делу.      В 1724 г. была открыта Академия наук, а Шумахер назначен ее библиотекарем.

Он назывался «главным командиром под президентом», то есть по сути дела стал вторым лицом после Президента академии; в отсутствии Президента он исполнял его обязанности. Ему было назначено жалованье 1200 руб. в год; это было сравнимо с жалованьем высшего чиновничества России и в полтора-два раза выше, чем жалованье губернатора.

Академики получали в среднем 1000 руб., профессора – 660 руб.      Фактически Шумахер создавал библиотеку нового для России типа: она была публичной, имела достаточно полный и разнообразный фонд научных книг, систематическую расстановку, подробный каталог (который был вскоре издан в виде четырехтомника).

Из-за границы Шумахер привез десятки каталогов различных библиотек (Римского кесаря, Берлинской, Оксфордской, Кембриджской и другие). Современники-европейцы высоко оценивали и содержание библиотеки, и порядки в ней. Хороший организатор, Шумахер придавал большое значение интерьеру библиотеки, удобству работы.

     Отношение к Шумахеру в Академии, судя по сохранившимся источникам, было различным, называли его и злым гением, врагом продвижения русских людей в Академию, личным врагом самого Ломоносова. В должности начальника академической канцелярии (которую он также занимал) Шумахер действовал, вероятно, как самовластный бюрократ. В 1742 г. его отстранили от должности и даже посадили под домашний арест, но потом все-таки вернули в Академию.

Андрей Иванович Богданов

Андрей Иванович Богданов, один из первых русских книговедов, лингвист, автор первого труда по истории Петербурга, родился в 1692 г. в Петербурге. Отец его был мастером порохового дела. До семи лет мальчик помогал отцу, затем поступил на службу в городскую типографию, после 1727 г. работал печатником в академической типографии.

В 1730 г. Богданов подаёт прошения о переводе в библиотеку Академии наук. Оно было удовлетворено, и Андрей Иванович стал фактически заведующим русским отделением библиотеки. В 1737 г. ему было присвоено звание «библиотекарского помощника».

Богданов описывал собрание рукописей Феофана Прокоповича, поступившее в библиотеку после смерти этого известного религиозного и государственного деятеля, писателя. Также он составлял «реестры» книг и рукописей, конфискованных у нескольких опальных деятелей и переданных в библиотеку.

Андрей Иванович активно участвовал в подготовке первого печатного описания рукописей, хранящихся в библиотеке Академии наук – так называемого «Камерного каталога». После выхода книги в 1742 г. он продолжал пополнять каталог сведениями о поступавших в библиотеку новых рукописях и изданиях, уточняя имена их бывших владельцев.

Скрупулезность и трудолюбие немало помогли ему и в этих трудах, и в работе над рукописью под длинным, как было принято в те годы, названием «Краткое ведение и историческое изыскание о начале и произведении вообще всех азбучных слов, которыми ныне весь свет пишет и ими всякое книжное сочинение составляется, купно же при том со внесением истории и о наших российских азбучных словах». Это был первый в России оригинальный, репертуар русской книги – к сожалению, полностью опубликованный лишь спустя двести лет, в 1958 г. Необходимо подчеркнуть, что репертуар имеет самостоятельную схему классификации наук, включенную в библиографическую часть. В те годы термина «книговедение» ещё не существовало, сам Богданов считал эту область научных трудов «наукой словской». Но он был первым русским книговедом; не случайно одна из частей этой его работы называется «Краткое ведение о авторах российских, кто какие на русском языке издавал книги и разные переводы, и тому следующее известие», в другой части помещён биобиблиографический словарь.

Многие годы Андрей Иванович собирал и обрабатывал сведения по истории Санкт-Петербурга. Итогом стало сочинение «Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его, с 1703 по 1751 год».

Этот труд содержал важнейшие факты из истории раннего Петербурга, а также сведения по географии, топонимике, административной структуре, населению города, был, по сути, энциклопедией столичной жизни первой половины XVIII века.

Предполагалось его издание к пятидесятилетию столицы Российского государства, отмечать которое должны были в 1753 году. Но язык рукописи был слишком тяжёл, светское сочинение буквально скрежетало архаической церковнославянской лексикой.

В отредактированном и сокращённом виде этот текст был опубликован уже после смерти Богданова в 1779 г.

В течение нескольких лет Богданов в Академии «содержал японскую школу», то есть (с помощью подобранных на Камчатке потерпевших крушение японских моряков) составлял пособия для изучения японского языка.

К сожалению, большинство филологических и книговедческих трудов Андрея Ивановича Богданова при его жизни не опубликовано, рукописи его хранятся в Архиве РАН.

Богданов был простолюдином, самоучкой, он выбился в люди благодаря своему труду и упорству. Не имея дворянства, он до конца жизни занимал скромную должность и получал очень небольшое жалованье. Выйдя в августе 1866 г.

в отставку, он обращается к императрице Екатерине II с челобитной о награде за службу, поскольку теперь, лишённый зарплаты, он не может прокормить семью. Совсем скоро, 11 сентября, Богданов умирает.

Денег он так и не получил, поскольку в ноябре с подобной просьбой к императрице обращается его вдова.

Интересную статью о жизни и деятельности Богданова, в частности, о том, кто были японцы, с которыми он работал, и как они попали в Россию, опубликовал в журнале «История Петербурга» № 1 (71) 2015 (с. 17–25) К.Б. Васильев.
 

Источник: http://www.library.ru/3/event/person/

Юрист ответит
Добавить комментарий