Заставят ли меня после окончания института отрабатывать 3 года именно учителем нач классов?

Студентов-бюджетников заставят отработать на государство

Заставят ли меня после окончания института отрабатывать 3 года именно учителем нач классов?

РИА Новости/Майя Машатина

Выпускники бюджетных отделений вузов должны будут отработать по распределению: бакалавры — четыре года, специалисты — пять лет, а студенты, ставшие магистрами, — шесть лет.

Соответствующие поправки в Закон об образовании (есть в распоряжении «Парламентской газеты») подготовил и внёс на рассмотрение законопроектной комиссии «Единой России» член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Вострецов.

По задумке законодателя, эти изменения заставят регионы и министерства планировать госзаказ на специалистов так же, как сегодня это делает, например, Минобороны и МВД. Кроме того молодые люди перестанут учиться в вузах «для галочки», куда они поступили не по призванию или желанию, а лишь для самого факта получения высшего образования.

Кто платит, на того и работают

Автор законопроекта уверен, что недопустимо тратить бюджетные деньги на обучение людей, которые потом как специалисты оказываются стране не нужны.

«Студенты, получившие бесплатное образование, должны отработать по распределению четыре, пять или шесть лет в зависимости от того, окончили они бакалавриат, специалитет или магистратуру.

Если же пришли отбыть номер или просто поучиться ради расширения кругозора, пусть делают это за свой счёт», — заявил Сергей Вострецов «Парламентской газете». Читайте по теме

По его словам, в случае если выпускник решит не отрабатывать весь положенный срок, то разницу лет он должен будет возместить деньгами. «Это небольшая сумма, но так хотя бы государство сможет не остаться в проигрыше. Вложив деньги в обучение специалиста, оно должно иметь право этого специалиста использовать», — объяснил парламентарий.

Он напомнил, что коммерческие предприятия, согласно статье 56 Закона об образовании, могут и сейчас заключать договоры с вузами на оплату обучения молодых людей, которые потом придут к ним работать.

Если обратиться к истории, то в России распределение имело место в некоторых учебных заведениях Российской империи, например в Училище правоведения. А в СССР для выпускников вузов оно было обязательным.

Процедура проводилась в последние месяцы обучения в вузе — специальная комиссия распределяла студентов по рабочим местам на предприятиях и в организациях, нуждающихся, согласно разнарядке соответствующих ведомств, в специалистах данного профиля.

Выпускник должен был отработать «по распределению» три года и только после этого мог поменять место работы по собственному желанию.

Работающий по распределению имел особый юридический статус «молодого специалиста» — такого работника нельзя было уволить без специального разрешения министерства.

Если предприятие хотело удержать выпускника, он мог получать льготы, жильё и другие социальные гарантии. Уклонение его от работы по распределению в СССР наказывалось уголовно.

Стоимость одного года очного обучения в МГУ им. М.В Ломоносова в 2017/18 году
СпециальностьСтоимость (руб.)
МенеджментБакалавр — 490 000, магистр — 212 500
ПсихологияБакалавр — 325 000, магистр — 325 000
ЖурналистикаБакалавр — 325 000, магистр — 325 000

Сегодня, кроме бюджетного и коммерческого, есть вариант поступления на некоторые специальности и по так называемому целевому направлению. Это значит, что абитуриент приходит в вуз не только с оценками ЕГЭ, но и с направлением от конкретного предприятия и ведомства.

Благодаря тому, что они обязуется оплатить его обучение или выделить средства из бюджета на его обучение, абитуриент не участвует в общем конкурсе, а вступительные испытания проходит по специальному списку.

В случае успешного прохождения испытаний он зачисляется на выбранный факультет, обучается там, а после окончания вуза отправляется на работу на то предприятие, которое за него поручилось.

Обязательства организации перед студентом, студента перед организацией, а также организации перед вузом оформляются в трёхстороннем договоре.

Целевой приём в российские вузы, а это, как правило, отраслевые высшие учебные заведения, подразделяется на два вида – целевой набор по квоте министерства образования и науки (для государственных ведомств) и целевая контрактная подготовка (для тех, кто идёт с направлением от предприятий). И хотя термин «целевой набор» законодательно относится только к первому виду, здесь есть один нюанс: по договору студент, поступивший на целевое обучение, должен учиться удовлетворительно.

Отрабатывать должны только льготники

Читайте по теме Полностью поддерживает законопроект первый заместитель председателя думского Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко.

«Если то, что прописано в законопроекте станет нормой, то и учиться просто так по специальностям, по которым молодые люди потом не будут работать, они не захотят.

Получать вытребованные государством профессии случайные люди не смогут», — сказал депутат «Парламентской газете».

А вот первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин напомнил, что в советское время, несмотря на систему распределения, далеко не все работали по профессии: «Многие физики переквалифицировались в лирики, и их потенциал для общества не был потерян».

Смолин заявил «Парламентской газете», что, выбирая высшее образование, подростки не всегда точно знают своё призвание, так что смена профессии — обычная ситуация для современного человека. «Считаю, что обязать всех студентов-бюджетников работать по специальности — перебор», — добавил депутат, уточнив, что лучше бы принять закон о квотировании рабочих мест для любых молодых специалистов.

Такого же мнения придерживается и ректор Ярославского государственного университета, член Общественной палаты РФ Александр Русаков. Он считает, что возвращать советское распределение неправильно. «Если человек поступил учиться, то, окончив вуз, пусть решает, где он будет работать, в том числе, может быть, и не по специальности», — объяснил Русаков «Парламентской газете».

Для тех, кто поступает с заведомо меньшим проходным баллом, нужно вводить распределение. Это не противоречит Конституции.

А первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Кононова убеждена, что обязательное распределение должно быть только для льготников. «Для тех, кто поступает с заведомо меньшим проходным баллом, нужно вводить распределение.

Это не противоречит Конституции, дети заранее сделали для себя выбор и должны понимать, что обязаны государству, раз идут по меньшему количеству баллов», — обосновала свою точку зрения «Парламентской газете» сенатор.

Кстати, по данным Минтруда, на осень 2017 года самыми востребованными специалистами на рынке труда стали инженеры, в том числе инженеры-технологи, инженеры контрольно-измерительных приборов (КИП) и техники-технологи.

Спрос сохраняется на врачей и медсестер, бухгалтеров, квалифицированных рабочих — сварщиков, токарей, электромонтажников.

Стоимость одного года очного обучения в НИУ ВШЭ в 2017/18 году
СпециальностьСтоимость (руб.)
МенеджментБакалавр — 420 000, магистр — 340 000
ПсихологияБакалавр — 275 000, магистр — 290 000
ЖурналистикаБакалавр — 300 000, магистр 330 000

Стоимость одного года очного обучения в РАНХиГС в 2017/18 году

СпециальностьСтоимость (руб.)
МенеджментБакалавр — 190 000, магистр — 448 000
ПсихологияБакалавр — 285 000, магистр — 234 000
ЖурналистикаБакалавр — 280 000, магистратуры нет

Источник: https://www.pnp.ru/social/studentov-byudzhetnikov-zastavyat-otrabotat-na-gosudarstvo.html

Трудовой Кодекс – ТК РФ – Глава 52. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Заставят ли меня после окончания института отрабатывать 3 года именно учителем нач классов?

Статья 331. Право на занятие педагогической деятельностью

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

К педагогической деятельности не допускаются лица:лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 332. Особенности заключения и прекращения трудового договора с работниками высших учебных заведений

Трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора.

Заключению трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении, а также переводу на должность научно-педагогического работника предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

Конкурс на замещение должности научно-педагогического работника, занимаемой работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет.

В целях сохранения непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству или в создаваемые высшие учебные заведения до начала работы ученого совета – на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, – до выхода этого работника на работу.Не проводится конкурс на замещение:должностей декана факультета и заведующего кафедрой;должностей научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами;должностей научно-педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.Если работник, занимающий должность научно-педагогического работника по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, по результатам конкурса, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, не избран на должность или не изъявил желания участвовать в указанном конкурсе, то трудовой договор с ним прекращается в соответствии с пунктом 4 статьи 336 настоящего Кодекса.При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности научно-педагогического работника новый трудовой договор может не заключаться. В этом случае действие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.При переводе на должность научно-педагогического работника в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность срок действия трудового договора с работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.До истечения срока избрания по конкурсу, предусмотренному частью третьей настоящей статьи, или в течение срока срочного трудового договора в целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности научно-педагогического работника может проводиться аттестация (часть вторая статьи 81 настоящего Кодекса). Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Порядок проведения выборов на указанные должности устанавливается уставами высших учебных заведений.В государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректора, проректоров, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.По представлению ученого совета государственного или муниципального высшего учебного заведения учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста семидесяти лет.С проректорами высшего учебного заведения заключается срочный трудовой договор. Срок окончания срочного трудового договора, заключаемого с проректором, совпадает со сроком окончания полномочий ректора.По представлению ученого совета государственного или муниципального высшего учебного заведения ректор имеет право продлить срок пребывания в должности проректора, руководителя филиала (института) до достижения ими возраста семидесяти лет.

Статья 333. Продолжительность рабочего времени педагогических работников

Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Учебная нагрузка педагогического работника, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а для образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, – типовыми положениями об образовательных учреждениях, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 334. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск

Педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 335. Длительный отпуск педагогических работников

Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.

Статья 336. Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником

Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником являются:1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения;2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;3) достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии со статьей 332 настоящего Кодекса;

4) неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу (часть седьмая статьи 332 настоящего Кодекса).

trudkodeks.ru/trudkodeks/trud/trudovoj_kodeks_-_tk_rf_-_glava_52.html

17.08.2019 – Борис Широков

Источник: https://trudkodeks.ru/trudkodeks/trud/trudovoj_kodeks_-_tk_rf_-_glava_52.html

Лица образования Фрунзенского района Школы, гимназии, лицеи

Заставят ли меня после окончания института отрабатывать 3 года именно учителем нач классов?

Дворсон Александр Наумович, учитель физики высшей квалификационной категории, работает в школе № 292 Фрунзенского района с 1995 года. Его общий трудовой стаж – 52 года. При этом более тридцати лет он отдал делу образования и воспитания подрастающего поколения.

Александр Наумович закончил ЛГПИ имени Герцена в 1963 году по специальности « Учитель физики, электротехники и машиноведения».

Свой педагогический путь он начал в школе-интернате на проспекте Елизарова, еще учась в институте, по окончании которого был командирован Министерством просвещения в республику Гана Западной Африки преподавать физику! Два с половиной года он провел на другом континенте, обучая на английском языке местных детей физике и математике.

Вернувшись на Родину, несколько лет преподавал в Ленинградском сельскохозяйственном институте, затем добросовестно отслужил в рядах советской армии и продолжил свою научную деятельность в НИИ «Электрон», где много лет проработал ведущим инженером. Но в 1993 году жизнь вернула Александра Наумовича на педагогическую стезю, окольными путями привела в нашу школу, и вот уже 22 года мы счастливы работать с ним вместе!

За это время Александр Наумович выпустил 8 воспитательских классов и неизменно оставался любимым классным руководителем!

Он активно поддерживал со своими воспитанниками все школьные традиции: фестивали, литературные гостиные, турслеты; всегда работал в содружестве с учителями словесности, истории, математики; был и остается душой компании и очень уважаемым и любимым коллегами человеком!

Много лет подряд он вдохновенно играл в школьных новогодних спектаклях, и все малыши, увидевшие Александра Наумовича в сказке, считали его единственно «настоящим» Дедушкой Морозом. Ни один капустник и творческий вечер не обходится без его участия.

Александр Наумович – победитель конкурса лучших учителей в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» (2007 год), победитель Всероссийского конкурса учителей физики и математики фонда Дмитрия Зимина «Династия».

В 2011 и 2012 годах тезисы его докладов «Изучение курса физики в средней школе на современном этапе» и «Нужны ли России инженеры? Нужна ли физика будущим инженерам?» опубликованы в сборниках трудов конференции «Оптика и образование» Международного оптического конгресса «Оптика ХХI век».

Он поддерживает проектно-исследовательскую деятельность школьников: за многолетнюю работу в составе жюри Балтийского инженерно-технического конкурса Дворсон А.Н. отмечен благодарственными письмами Оргкомитета.

Александр Наумович учит ребят физике также и по своим учебникам. Ведь он автор двух замечательных пособий: «Термодинамика и молекулярная физика» и «Учимся решать задачи. Механика».

На протяжении многих лет ученики Александра Наумовича являются победителями и призёрами районного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике. В 2016 году среди одиннадцатиклассников школ района, выбравших экзамен по физике в качестве государственной итоговой аттестации, ученики Александра Наумовича получили самый высокий средний балл по району.

Лучше всего о том, каким учителем является Александр Наумович, скажут его ученики:

«Александр Наумович – легенда нашей школы. Еще с младших классов я был наслышан о суровом, но справедливом преподавателе физики и точно знал, что когда-нибудь и я буду у него учиться.

Может быть, это знание и стало одним из толчков, которые привели меня к решению выбрать физику в качестве выпускного экзамена в 9-ом классе. Таким образом, Александр Наумович заставил меня учить физику, еще не будучи знакомым со мной лично.

Высокий балл, на который он оценил мои познания на тогда еще устном экзамене, добавил уверенности в себе, и в 10-ый класс я вошел с твердым намерением продолжать работать над постижением этого предмета.

Александр Наумович действительно умел хорошо подать материал. Новые темы всегда сопровождались исторической справкой, что, на мой взгляд, очень важно для формирования общей картины мира. Его занятия были не просто уроками физики, но и в некотором роде уроками жизни.

Особенно когда он позволял себе на три минуты отвлечься и рассказать нам какую-нибудь поучительную историю про его работу в Африке. И по сей день знания, заложенные в моей голове Александром Наумовичем, помогают мне в самых различных ситуациях, за что я ему безмерно благодарен.

Он очень много требовал от своих учеников, но и очень много им отдавал.

Все это способствовало последовательному освоению предмета, и я смог сдать выпускной экзамен на достаточно высокий балл, чтобы поступить в Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет Российской академии наук и продолжить заниматься этой наукой уже там.

В заключение хочется процитировать первый закон фотоэффекта: «Сила фототока насыщения прямо пропорциональна интенсивности светового излучения». Я вспомнил этот закон не случайно. Александр Наумович уже много лет несет ученикам свет знаний.

И их успехи, как и фототок, прямо пропорциональны интенсивности работы источника света.

Интенсивность работы Александра Наумовича является феноменально высокой, что и подтверждают ежегодные достижения учеников нашей школы в области физики» Перков Сергей, выпуск 2014 года.

Члены нашего школьного пресс-центра взяли небольшое интервью у своего педагога:

– Всегда ли Вы мечтали стать учителем?

– Конечно, нет! Мечты росли вместе со мной: сначала я хотел быть дворником, потом пожарным, а позже – летчиком! Но жизнь распорядилась иначе: я пошел осваивать профессию учителя, затем много лет работал инженером и снова вернулся к преподаванию. Вот такая у меня богатая биография. Но мне нравится учить детей в нашей школе, иначе точно не стал бы здесь работать, потому что я довольно капризный человек (улыбается).

– Что самое интересное в работе учителя?

– Наверное, это зависит от предмета. Мне вот, например, интересно смотреть, как люди сначала барахтаются в море физики, для них поначалу в нем темно и страшно, а потом выплывают. Все можно преодолеть, стоит только захотеть.

– Кто Ваш любимый литературный герой? На кого Вы хотели бы быть похожим?

– Когда мне было лет 10-15, мне нравился один герой, мужественный, стойкий человек, – Овод, герой романа Этель Лилиан Войнич. В моем поколении эту книгу читали все. Вот этот герой был «крутым», как бы сейчас сказали. Но с возрастом я понял, что не надо быть ни на кого похожим. Каждый поистине уникален. Надо просто быть порядочным человеком.

– Расскажите о любимой книге и о любимом писателе.

– Сложный вопрос… Скажу так: сейчас у нас в почете рейтинги и статистика, поэтому я назову вам книгу, которую прочитал очень много раз! Это “Двенадцать стульев” И.Ильфа и Е.Петрова.

Очень она мне нравилась. Когда был моложе, мог её практически дословно пересказать, много цитировал, что сейчас уже вряд ли получится. Чем старше становишься, тем тяжелее из памяти «доставать».

Вот ее и можно назвать любимой.

– Какую книгу Вы посоветуете прочитать всем-всем-всем?

– Никакую. Потому что, скорее всего, то, от чего я буду в восторге, ты можешь тут же захлопнуть, тебе будет скучно и неинтересно. Конечно, есть такой неофициальный список отечественных книг, которые грамотный и культурный человек, живущий в России, должен прочитать точно, ведь наша культура всё-таки русская. Хотя и о том, что мы не единственные в мире, тоже забывать нельзя.

Смешно смотреть на человека, который не читал произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского. Мне странно, если люди не читали Марка Твена, Джека Лондона, Жюля Верна, не знают, кто такие Эмиль Золя и Александр Дюма.

Не каждому дано тонко разбираться в музыке, но знать, кто такие П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский, Л.В.Бетховен нужно. Не обязательно быть знатоком живописи, но отличать И.И.Шишкина от И.К. Айвазовского культурному человеку тоже следует.

– Расскажите о любимом месте в Петербурге?

– Я вообще очень люблю наш город. Всё-таки большую часть жизни я прожил здесь. А любимым местом я назвал бы, наверное, всё-таки набережные, набережные Невы. Сейчас по ночам тяжеловато стало гулять, но были времена, когда я это очень любил. Это уникально: белые ночи, небо, Нева! Такой красоты нигде нет, это точно.

Источник: http://vefroo.ru/faces/school/

Защищаем права ребенка в школе

Заставят ли меня после окончания института отрабатывать 3 года именно учителем нач классов?

Как правило,  с одной стороны, — незнание, а, с другой стороны, — нарушение прав школьников приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик – родитель».

Как родители могут защитить права ребенка в школе? Рассмотрим несколько примеров.

Гендерное равенство

Гендерное равенство – это когда  каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу.

Возможный вариант нарушения – дискриминация по половому признаку: девочкам было приказано мыть полы, а мальчиков отпустили домой.

Справка. Если человека ограничивают в правах и возможностях по половому признаку, то это ничто иное, как дискриминация. Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.

Что делать?

Попытайтесь решить проблему мирным путем: обратите внимание классного руководителя, что  нельзя налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков, предложите не делить учащихся на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.

Если это не поможет, то действуйте по схеме: администрация — управление образования — суд.

Школа и религия

Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого.

Возможный вариант нарушения – представим себе, что Планом общешкольных или классных мероприятий предусмотрено посещение православного монастыря. Среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий и это мероприятие может противоречить их религиозным убеждениям.

Справка. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, т.е. каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет, и какую религию выбрать. Каждый имеет право не только верить или не верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения. Также по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах.

В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Что делать?

Школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску, ибо  школа не может проводить никакие мероприятия, связанные с религией, например, собирать пожертвования на нужды религиозных общин,  вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. при этом нарушается норма Закона о светском характере образования.

Ученики имеют полное право отказаться от участия в мероприятиях, имеющих отношение к религии.

В случае, если учеников пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в управление образованием, к  уполномоченному по праваам ребёнка.

Уважение чести и достоинства школьника

Обучающиеся имеют право на уважение своей чести и  достоинства.

Возможный вариант нарушения разбирательство учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение  на суд класса обсуждение мнений, убеждений ученика без его согласия.

Справка. Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4), являются оскорбительными и недопустимыми.

 Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Кроме того подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб.

Применение таких методов воспитания педагогом не допустимо.

Что делать?

Выяснить у учителя суть  конфликта. Переговорил ли заранее педагог с учеником  и получил ли его согласие на публичное обсуждение  его действий.

В случае нарушения законодательства обращайтесь с жалобой к директору школы.

Вы также имеете право обратиться в суд о защите чести и достоинства ребёнка.

 Право на охрану здоровья

Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.

Возможный вариант нарушения – ученик освобождён от физических нагрузок и об этом имеется справка. Однако учитель физкультуры не принял это во внимание  и поставил  школьнику двойку.

Что делать?

 Учителю физкультуры можно объяснить, что ученику бегать и прыгать после операции – опасно для здоровья.

Обратиться за помощью к классному руководителю и завучу. «Двойка» должна быть отменена, и в будущем таких случаев повторяться не должно.

Если не помогают устные обращения, то пишите заявление директору школы с требованием провести по этому факту дисциплинарное расследование.

Если всё же учитель заставил заниматься ребенка и такая «физкультура» нанесла  вред его здоровью — запаситесь необходимыми документами, и смело идите в суд.

Обязательные  дополнительные занятия, факультативы 

Все дополнительные занятия, такие как кружки, факультативы,  секции и т.д.  могут быть только добровольными.

Возможный вариант нарушения – иногда в школе принуждают детей посещать дополнительные занятия.

Справка. В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучаются в данном классе и сколько на эти предметы уделяется времени. Поэтому  никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Например, если в учебном плане нет «физики твердого тела» как обязательного предмета, то этот спецкурс можно не посещать.

Что делать?

Исходим из  того, что любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания, полученные на спецкурсе. При сдаче экзамена по основному предмету, это только пойдёт ученику на пользу.

Если вы опасаетесь, что все же учитель будет относиться к ребенку предвзято, обсудите ситуацию с учителем, завучем школы, напишите заявление директору.

Общественно полезный труд

«Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» — записано и в статье 50 Закона «Об образовании».

Возможный вариант нарушения – детей заставляют дежурить по  классу, по школе, убирать территорию и т.д.

Справка. Статья 37 Конституции РФ гласит: «Принудительный труд запрещён».

Обратите также внимание на формулировку статьи 50 Закона «Об образовании»:  школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Это означает, что школа не имеет права приказывать школьникам брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах, участвовать в дежурстве, мести улицы, чистить остановки и лесопарки.

Если следовать букве закона, то даже, если бы сами ученики стояли с тряпками и метлами в руках и умоляли бы разрешить им участвовать в трудовом десанте, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.

Что делать?

Если школа всё же принуждает ученика дежурить, убирать территорию школы или общественные места, то родители  могут обжаловать действия школы.

Можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя, который заставляет детей выполнять работу, дежурить по классу, мыть полы, заступать на «пост номер один». Если директор откажется освободить ребенка от дежурств, работ – пишите жалобу в управление образования и органы по защите прав ребёнка.

Если и это не поможет, родители могут подать на школу в суд.

Иногда ссылаются на  Устав школы. Прочитайте его и убедитесь, что такая норма там действительно есть. Очень вероятно, что её там не окажется. Но в любом случае Устав школы не может противоречить Закону и Конституции.

Если противоречие есть, то нужно руководствоваться не Уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно Конституцией и Законом. При этом родители могут обратиться к учредителю, а также в прокуратуру.

Если школе действительно требуется помощь, то она может обратиться к ученикам  с  просьбой, а не приказывать. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет.

Также заранее следует  выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам».

Обратите внимание, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию,  согласие родителей необходимо.

Если родители не согласны с привлечением детей к общественно  полезному труду, то у них есть все основания жаловаться на школу не только в органы управления образованием, но и подать в суд.

Самообслуживание в школе, конечно,  должно быть, но искать решение этой проблемы нужно вместе с учениками, правозащитниками и родителями обучающихся,  руководствуясь действующим законодательством.

Право на образование

Все граждане России имеют конституционное право на образование.

Возможный вариант нарушения – удаление ученика с урока или не допуск до занятий.

Справка. Учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. У учителя нет права произвольно решать это.

Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать.

Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс. Учить школьника — это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.

Что делать?

Если такое произошло, постаратесь выяснить все обстоятельства конфликта.

Если вы установили, что ваш школьник всё же нарушил Правила для учащихся, то почитайте Устав вашей школы, и узнайте, какие меры наказания за это предусмотрены. Такого наказания как отстранение от урока в них не должно быть.

Напишите жалобу директору школы. Если и после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» даёт на это право.

Уважаемые родители! Не позволяйте унижать себя и своих детей! Научите детей постоять за себя.

При подготовке были использованы материалы ряда интернет-сайтов

Защищаем права ребенка в школе

Источник: https://eduinspector.ru/2012/10/06/uvajaem-i-soblyudaem-prava-rebenka/

Сотням выпускников вузов Казахстана грозит взыскание миллионов

Заставят ли меня после окончания института отрабатывать 3 года именно учителем нач классов?

Более пяти сотен грантников в Казахстане отказываются работать по специальности и именно по указанным адресам. Молодых специалистов либо не устраивает полученная ими профессия, либо место отработки. И даже угроза судебных тяжб не может заставить выпустившихся педагогов, медиков и ветеринаров искать работу в соответствии с дипломом.

В редакцию телеканала КТК обратились выпускники одного из ведущих национальных вузов с просьбой разъяснить положения об отработке после обучения на гранте.

По словам обучающихся, при поступлении их никто не предупреждал о необходимости работать по профессии не менее трех лет после выпуска. И даже сейчас они не могут получить более-менее точную информацию от преподавателей.

Однако перед защитой дипломов и диссертаций с них якобы потребовали справки о будущем трудоустройстве. Корреспондент КТК разобрался в ситуации.

В Законе РК «Об образовании» четко прописано, что за неисполнение обязанности по отработке вчерашний студент обязан возместить расходы, понесенные бюджетом на его обучение. В Департаменте высшего, послевузовского образования и международного сотрудничества МОН РК подробно объяснили, кто и в каком случае обязан проходить отработку.

«На сегодняшний день количество выпускников, не выполняющих обязанности по отработке, составляет 553 выпускника. Из которых 20 человек погасили задолженность в полном объеме. По остальным выпускникам проводятся работы по взысканию задолженности, либо обязательного трудоустройства в досудебном порядке», – говорится в официальном сообщении Департамента.

В ведомстве подчеркнули, что за тем, отрабатывают ли грантники вложенные в их обучение государственные средства, пристально следит АО «Финансовый центр». При необходимости организация направляет молодых специалистов на работу, либо привлекает к решению проблемы суд.

«Ежегодно в высших учебных заведениях создаются комиссии по персональному распределению молодых специалистов на работу. Персональное распределение молодых специалистов осуществляется на основе предоставляемых местными исполнительными органами (акиматы – Ред.) заявок о потребностях в кадрах в регионе», – проинформировали в министерстве.

Как заверили в министерстве, после прибытия дипломированного выпускника на место по распределению акимат, согласно данным МОН РК, отслеживает его судьбу. Министерство каждый год получает из акиматов все сведения о трудоустройстве, увольнении, перемещении кадров.

«За период 2013-2015 гг.

количество молодых специалистов завершивших обучение (в пределах “сельской квоты”) составило 8608 человек, в том числе 1658 по медицинским и 6950 по педагогическим специальностям.

На работу в сельскую местность направлено 2248 человек, 6360 выпускникам предоставлено право самостоятельного трудоустройства (освобождены от обязанности по отработке)», – добавили в ведомстве.

Больше всего по Казахстану новые специалисты нужны в Алматинской, Акмолинской, Карагандинской, Костанайской и Северо-Казахстанских областях. В основном востребованы педагогические специальности, такие как учитель начальных классов, математики, английского языка, физики, русского языка и литературы, сообщает Министерство образования и науки, ссылаясь на доклады акиматов.

МОН также напоминает, что в Закон РК «Об образовании» внесен ряд изменений.

«Граждане из числа сельской молодежи, поступившие в пределах квоты, на обучение по педагогическим, медицинским и ветеринарным специальностям, обязаны отработать соответственно в государственных организациях образования, государственных медицинских организациях, в подразделениях государственных органов, осуществляющих деятельность в области ветеринарии, либо в государственных ветеринарных организациях, расположенных в сельской местности, не менее трех лет после окончания высшего учебного заведения.

Граждане, поступившие на педагогические и медицинские специальности на основе государственного образовательного заказа, обязаны отработать в государственных организациях образования и государственных организациях здравоохранения не менее трех лет после окончания высшего учебного заведения.

Граждане, обучившиеся по другим специальностям на основе государственного образовательного заказа, обязаны отработать не менее трех лет в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. (О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования от 13.11.2015 г. № 398-V).

Граждане, поступившие на обучение в докторантуру по программе докторов философии (PhD) на основе государственного образовательного заказа, обязаны отработать в высших учебных заведениях или научных организациях не менее трех лет после завершения обучения.

Граждане из числа сельской молодежи, поступившие в пределах квоты, на обучение по педагогическим, техническим и сельскохозяйственным специальностям, обязаны отработать в регионе по месту обучения не менее трех лет после окончания высшего учебного заведения (О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования от 13.11.2015 г. № 398-V)», – сообщили в Департаменте высшего, послевузовского образования и международного сотрудничества. 

Источник: https://www.ktk.kz/ru/blog/article/2016/05/20/69470/

Юрист ответит
Добавить комментарий